[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-158433683", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxbwd&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } } ]
{ "author_name": "Mikhail Smolyanov", "author_type": "self", "tags": ["\u043a\u043e\u043b\u043e\u043d\u043a\u0430","\u0441\u043e\u0432\u0435\u0442\u044b_\u0441\u0442\u0430\u0440\u0442\u0430\u043f\u0435\u0440\u0430\u043c","\u0443\u0447\u0451\u0442_\u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u043e\u0432","\u0444\u0438\u043d\u043e\u043b\u043e\u0433","\u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u043e\u0432\u0430\u044f_\u0433\u0440\u0430\u043c\u043e\u0442\u043d\u043e\u0441\u0442\u044c","\u0443\u043f\u0440\u0430\u0432\u043b\u0435\u043d\u0438\u0435_\u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0430\u043c\u0438"], "comments": 38, "likes": 34, "favorites": 49, "is_advertisement": false, "section_name": "default" }
Mikhail Smolyanov
25 015

Пять мифов о деньгах

Михаил Смолянов о том, зачем ИТ-предпринимателю финансовая грамотность

Поделиться

В избранное

В избранном

Основатель сервиса для учета денег в малом бизнесе «Финолог» Михаил Смолянов начинает публиковать на vc.ru серию материалов о финансовой грамотности для ИТ-предпринимателей.

В первом тексте — объяснение, для чего основателю бизнеса вообще нужна финансовая грамотность, если в компании есть бухгалтер и финансовый директор.

Меня зовут Михаил Смолянов, я предприниматель. Последние восемь лет я занимаюсь софтом для малого и среднего бизнеса: я руководил «Мегапланом», обучаю предпринимателей в «Мегапрорыве» и сейчас делаю сервис «Финолог».

В «Мегаплане» я увидел, что постановка задач не самая больная тема для российских предпринимателей. Компании разваливаются не потому, что кто-то кому-то не поставил задачу. Главная проблема — управление деньгами. И эту проблему нельзя закрыть модным SaaS — нужно обучать людей. За последние два года мы запустили несколько обучающих инициатив в «Мегаплане», «Мегапрорыве» и «Финологе». Теперь я хочу популяризовать управление финансами.

Это статья для тех, кто занимается бизнесом или планирует им заняться. Если это не про вас — она вряд ли вас заинтересует. Мы начинаем небольшой цикл материалов по финансовой грамотности для предпринимателей в ИТ, и в первой статье хотим рассказать, зачем это вообще нужно.

Миф первый. Деньгами должен заниматься бухгалтер

Что думают: в компании должен работать бухгалтер, который будет отвечать за деньги: приход, расход, зарплаты, налоги, платежи и так далее.

На самом деле: в сферу ответственности бухгалтера входят только налоги и касса. Все остальное — это функции директоров.

Почему: бухгалтер в российской фирме — это налоговый агент государства. Его задача — чтобы государство получило от вас налоги. Если вам достался хороший бухгалтер, то он защитит вас от штрафов за неуплату налогов и разрулит проблемы с трудовыми комиссиями и прочими чиновниками. И все, на этом его работа окончена.

Но отчетность перед государством и уплата налогов — это крохотная часть бизнеса. А есть еще операционная эффективность, обязательства, учет движения денег, баланс, финансовое планирование и сценирование — это есть в любом бизнесе. И этим должен кто-то заниматься.

Бухгалтер — это малая часть управления деньгами. Если ваш бухгалтер может гораздо больше — это золотой человек, берегите его.

Миф второй. Главное — хороший продукт, а деньги будут

Что думают: управление деньгами налаживается само собой, как только появляются первые платящие клиенты. Сначала их будет мало, поэтому у нас будет время отладить учет.

На самом деле: никогда ни у кого не будет времени наладить учет. А когда появятся деньги, всегда будут более важные дела. И дальше хватит двух-трех дурных решений, чтобы компания разбилась о землю.

Почему: в бизнесе не бывает такого времени, когда можно сесть и сказать: «Ну, теперь пора заняться учетом». Всегда есть какие-то проблемы: клиенты жалуются, сервер упал, правительство ввело запрет и так далее. Из-за этого многие предприниматели начинают заниматься учетом тогда, когда уже поздно.

Другая опасность — чувство, что все под контролем. Когда у вас хороший продукт, денег поступает больше, чем необходимо для выживания. Появляется мысль: «Ага, денег хватает, мы молодцы, продолжаем в том же духе». Вы нанимаете новых людей — денег хватает. Вкладываетесь в рекламу — денег еще больше. Начинаете новую разработку, переезжаете в новый офис, ввязываетесь в дорогой редизайн. И однажды вы понимаете, что деньги вот-вот закончатся, а отказаться от лишних расходов вы уже не можете.

У вас может быть прекрасный продукт, отличная база лояльных клиентов, отлаженный маркетинг — но если никто не следит хотя бы за операционной эффективностью бизнеса, то все разрушится.

Миф третий. Всегда можно нанять финдиректора

Что думают: мы вырастем и наймем человека, который наладит нам финансовый учет за большие деньги. И все будет хорошо.

На самом деле: разве что финансовым директором станет кто-то из сооснователей, в противном случае вы хлебнете горя. Ну и дорого это.

Почему: потому что внешний финдиректор никогда не сможет понять ваш бизнес достаточно глубоко, чтобы его не сломать. Финансы — это ведь следствие того, как работает бизнес: почему и как покупают ваш продукт, что в сердцах ваших клиентов, почему они выбирают вас. Чтобы финдиректор ничего вам не сломал, нужно, чтобы он стоял у истоков бизнеса, понимал его культуру и ценности. Ведь ключевые решения в бизнесе исходят именно из этих ценностей. Это если забыть на секунду, что нормального внешнего финансового директора может позволить себе только крупный бизнес.

И еще один момент: нельзя ожидать, что вы сейчас наймете волшебного человека, который придет, сам все разберет, проанализирует и скажет, что вам делать. Даже при наличии финансового директора постановка задач и ключевые решения должны исходить от директора.

Вот вам случай. Компания тратит полтора миллиона рублей в месяц на рекламу. Как-то деньги стали кончаться — наняли финдиректора, чтобы он оптимизировал расходы. Он смотрит на рекламный бюджет:

  • 1 млн рублей — контекст;
  • 300 тысяч рублей — баннеры;
  • 200 тысяч рублей — конференции.

Финансовый директор отключает контекст. Молодец, оптимизировал. А потом посмотрели: у компании из контекста приходило 90% заказов. Чуть не убили бизнес.

В чем мораль: финдиректор может предоставить вам достоверную картину финансов, может предложить какие-то решения — но отвечает за решение именно генеральный директор. Поэтому он, как никто другой, должен понимать, как деньги работают в компании.

Миф четвертый. Фонды кидают, инвесторы кидают, банки кидают, денег взять негде

Что думают: получить внешнее финансирование настолько сложно, что лучше об этом забыть и жить на свои.

На самом деле: фонды и банки не могут помочь только тем, кто гарантированно эти деньги сольет. Если это не про вас, то деньги у вас будут.

Почему: представьте, что для фондов и банков деньги — это товар на складе. Если он просто лежит, то банк на нем не зарабатывает. Банки и фонды заинтересованы в том, чтобы зарабатывать на своих деньгах — то есть выдавать кредиты и инвестировать.

Но банки и фонды не могут просто так раздавать деньги направо и налево. Очень высокий риск, что вы их сольете. А они хотят видеть в вас нормальных вменяемых партнеров, которые эти деньги вернут и приумножат. Банкам и фондам Нужны бизнес-планы, финансовые модели, сценирование. Если этого нет, то нужен как минимум порядок в финансах. Никто не даст деньги тем, кто не умеет их считать.

Миф пятый. Деньги — это сложно

Что думают: чтобы заниматься финансовым и управленческим учетом, нужно получить MBA и потом много-много работать в корпорациях.

На самом деле: сложно только заставить себя этим заняться, дальше нужные знания есть в изобилии. Это как в спорте: не нужно заканчивать институт физкультуры, чтобы выходить на пробежку.

Почему: управленческий и финансовый учет вытекает из ежедневной практики. Пришло, ушло, дали в долг, распределили расходы и так далее — все это довольно простые вещи. Если знать, куда смотреть, это все по силам.

Проблема финансового учета не в том, что он сложный. Проблема в дисциплине. В природе не бывает учета, для человека это противоестественно. Человеку свойственно жить в кавардаке, реагировать на сиюминутные ахтунги и не думать о будущем. А учет — это всегда про будущее, порядок и дисциплину.

Для учета никогда не бывает подходящей ситуации, всегда будут более срочные дела. Но правда жизни в том, что у вас либо есть учет, либо нет бизнеса.

Мы планируем несколько статей по основным проблемам учета. Задача — дать общее представление о деньгах в бизнесе и помочь вам начать их считать. Эти же принципы полезны и в планировании личных финансов.

В следующий раз расскажем о долгах, обязательствах и операционной эффективности бизнеса. До встречи!

#Колонка #советы_стартаперам #учёт_финансов #Финолог #финансовая_грамотность #управление_финансами

Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

Прямой эфир

Голосовой помощник выкупил
компанию-создателя
Подписаться на push-уведомления