[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-158433683", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxbwd&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } } ]
{ "author_name": "Daria Khokhlova", "author_type": "self", "tags": ["\u043a\u043b\u0430\u0434\u0431\u0438\u0449\u0435","\u044d\u043b\u0435\u043a\u0442\u0440\u043e\u043d\u043d\u0430\u044f_\u043f\u043e\u0447\u0442\u0430","\u0441\u043c\u0435\u0440\u0442\u044c","\u0448\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435","\u043a\u043b\u0430\u0434\u0431\u0438\u0449\u0435_\u0441\u0442\u0430\u0440\u0442\u0430\u043f\u043e\u0432","\u0441\u043c\u0435\u0440\u0442\u044c_\u0441\u0442\u0430\u0440\u0442\u0430\u043f\u0430","whiteout","end_to_end_\u0448\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435"], "comments": 12, "likes": 11, "favorites": 4, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "12214", "is_wide": "1" }
Daria Khokhlova
2 779

Смерть стартапа: Основатель закрывшегося «безопасного» email-клиента Whiteout о будущем end-to-end-шифрования

Создатель защищённого почтового клиента Whiteout Танкред Хейс в своём блоге рассказал, почему в ноябре 2015 года стартап был вынужден закрыться, и порассуждал о будущем шифрования в сети.

По словам предпринимателя, сервис Whiteout проработал три года. Проекту не удалось получить достаточного интереса со стороны пользователей. За это время создатель проекта узнал много нового о рынке защищённых средств связи в сети, и решил поделиться своими знаниями с другими предпринимателями.

Рынок защищённой электронной почты

В начале 2013 года, перед запуском продукта, перед его создателями встал вопрос, на какой рынок стоит делать ставку — на потребительский или на корпоративный. Примерно в то же время разразился скандал с участием Эдварда Сноудена и АНБ, и решение, по словам Хейса, не было для руководства стартапа очевидным.

Корпоративный рынок

Этот сегмент рынка пугал основателей Whiteout количеством опытных конкурентов. Свои решения компаниям предлагали Microsoft и другие крупные игроки. Например, в Outlook от Microsoft встроено шифрование по стандарту S/MIME, а кроме того программа располагает множеством решений и функций, необходимых для ведения бизнеса.

«Открыть свой проект на этом рынке значило бы прыгнуть в аквариум, полный акул. Практически любая компания предпочтёт приобрести решение от крупной и состоявшейся компании, а не от небольшого стартапа. Мы решили оставить этот сегмент и попытать счастья на потребительском рынке», — пишет предприниматель.

Потребительский рынок

К решению создателей подтолкнул и разразившийся скандал с участием Эдварда Сноудена. «Казалось очевидным, что после этих событий все бросятся защищать свои данные и начнут вкладывать средства в безопасность. Мы оказались неправы».

Конфиденциальность — это фича, а не продукт

«Большинство пользователей не готовы сменить свой почтовый адрес или почтовый клиент только потому, что новый безопаснее. Для них шифрование не является приоритетной проблемой при выборе приложения. Дизайн, удобство использования, Функциональность, надёжность и производительность гораздо важнее», — пишет Хейс.

По словам предпринимателя, немногих пользователей волнует слежка правительства. Для них есть гораздо более важные проблемы — например, здоровье и благополучие близких, финансовая безопасность, «количество лайков у селфи». «Слежка АНБ пугает только технарей», — пишет стартапер.

Как отмечает Танкред Хейс, чаще всего клиенты не выбирают безопасные клиенты. Чтобы заставить их использовать шифрование, нужно сделать так, чтобы пользователи даже не догадывались о том, что они его применяют — как это делает, например, WhatsApp и другие мессенджеры.

У WhatsApp более 800 миллионов активных пользователей — и большинство из них, вероятно, никогда не узнает, что в ноябре 2014 года сервис подключил «сквозное» шифрование. И это здорово.

Конкуренты

После скандала со Сноуденом, пишет Хейс, на рынке появилось множество поставщиков защищённых почтовых клиентов. «Конкуренция — это всегда хороший знак для стартапа и для пользователей. Вы не можете попробовать все подходы к бизнесу, зато можете поучиться у конкурентов. Пользователь тоже выигрывает — ему становится доступно больше различных решений, и он может выбрать подходящее под его нужды».

Однако команда Whiteout, говорит предприниматель, практически не чувствовала конкуренции — так как рынок слишком молодой, и практически все игроки на нём оказались недостаточно опытными. «Однажды я прочитал в Twitter одну мысль, и с тех пор не могу от неё избавиться: "Самая большая проблема для стартапа — не его конкуренты, а то, что он никого не интересует", — это так верно!»

Whiteout

«Перед тем, как анализировать конкурентов, взгляните в зеркало». На момент закрытия Whiteout на сайте зарегистрировалось 13 тысяч человек. Это, отмечает Хейс, только регистрации — активных пользователей у почтового клиента было меньше. Предприниматель пишет, что не знает, каковы показатели конкурентов, но предполагает, что они достигли примерно тех же результатов.

Lavaboom

Немецкий стартап, головной офис которого располагается в Берлине. «Эти ребята получили широкое освещение в СМИ, а их проект выглядел очень многообещающим». В августе 2015 года проект объявил о банкротстве. Танкред Хейс утверждает, что он хорошо понимает, через что пришлось пройти основателям.

Tutanota

Ещё один немецкий проект, который до сих пор не закрылся и продолжает привлекать внимание технологической прессы.

ProtonMail

Швейцарский стартап, запущенный студентами MIT и ЦЕРН. Проект несколько раз появлялся на страницах TechCrunch и даже удостоился внимания телеканала Fox News. В последнем отчёте создатели клиента рассказали, что сервис набрал уже более 500 тысяч регистраций. Проект получил $2,5 млн инвестиций.

Бизнес-модель

Танкред Хейс приводит расчёты, на которые создатели Whiteout ориентировались, когда принимали решение о закрытии стартапа.

Взглянем на цифры. Возьмём количество регистраций ProtonMail и добавим к нему примерное количество регистраций, которые получили все остальные проекты. Получаем примерный объём рынка — около 1 миллиона пользователей.

Оценим количество активных пользователей в 10% (что, на самом деле, очень оптимистично) — получаем около 100 тысяч пользователей.

Мы — коммерческий проект, а значит, нам нужно как-то зарабатывать деньги. Речь идёт о конфиденциальности и безопасности, так что предложить клиентам рекламу мы не можем. Значит, нам придётся предложить им платную подписку.

Даже если мы превратим 5% пользователей в платящих (что, опять-таки, очень оптимистично), мы получим 5000 платящих клиентов. Стоимость использования установим от $1 до $5 в месяц — в зависимости от набора функций. Предположим, что средний платящий пользователь будет вкладывать в безопасность $2,5 в месяц. Таким образом, наш доход составит $12500 в месяц.

Тем временем наши расходы в месяц достигают $30 тысяч. Чтобы выйти в безубыточность, нам нужно получать гораздо больший доход. Есть очевидная альтернатива — привлечь больше денег от инвесторов, но им, в большинстве своём, не интересен настолько узкий рынок.

Как отмечает Хейс, это описание не совсем точно отражает ситуацию на рынке, но позволяет составить представление о том, стоит ли запускать стартап в этой области.

Открытые системы против закрытых

По словам предпринимателя, большинство пользователей ПК и мобильных устройств зачастую выбирают предустановленный в системе почтовый клиент — так как он располагает всей нужной функциональностью и не требует дополнительных действий для установки.

«Проблема заключается в том, что даже если я, как пользователь, решу сменить почтовый клиент на более безопасный и выберу вариант со встроенным шифрованием, мне нужно будет убедить всех моих знакомых тоже перейти на это клиент — в противном случае я не смогу использовать end-to-end-шифрование», — объясняет Хейс. Это, по его словам, создаёт множество проблем для стартапов, которые работают в области безопасности.

Здесь выигрывают закрытые системы вроде WhatsApp. Мессенджер позволяет отправлять сообщения только внутри системы, и благодаря этому его создателям гораздо проще настроить шифрование сообщений. Для электронной почты такая механика неприменима — поэтому и распространять «безопасные» клиенты сложнее.

Есть и «промежуточные» варианты вроде Open WhisperSystems. Команда проекта разработала свободную реализацию протокола Axolotl, которую могут использовать другие производители программного обеспечения.

Распространение end-to-end-шифрования

Как отмечает Хейс, вероятнее всего, в ближайшем будущем большинство почтовых клиентов не перейдут на новые протоколы обмена сообщениями — большинство из них так и будет использовать SMTP. Это значит, что ждать распространения end-to-end-шифрования среди почтовых клиентов пока не стоит.

#кладбище #электронная_почта #смерть #шифрование #кладбище_стартапов #смерть_стартапа #whiteout #end_to_end_шифрование

Статьи по теме
Смерть стартапа: Девять советов от предпринимателя, запустившего 10 провалившихся стартапов за 5 лет
Смерть стартапа: «Я съел слишком много мусора»
Смерть стартапа: «Нам нужно было получить хотя бы операционную прибыль» — история провала платёжного проекта Elepago
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Хакеры смогли обойти двухфакторную
авторизацию с помощью уговоров
Подписаться на push-уведомления