[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-158433683", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxbwd&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } } ]
{ "author_name": "Лена Очкова", "author_type": "self", "tags": ["\u0447\u0435\u0440\u043d\u043e\u0433\u043e\u0440\u0438\u044f","\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0430_\u0432_\u0447\u0435\u0440\u043d\u043e\u0433\u043e\u0440\u0438\u0438"], "comments": 36, "likes": 14, "favorites": 6, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "12233" }
Лена Очкова
6 001

ИТ-индустрия в Черногории: самые заметные события и стартапы

Алексей Божин, основатель и бывший главный редактор ToWave и руководитель студии онлайн-продвижения «ИнтерМонте», который сейчас живет в Черногории, рассказал vc.ru об ИТ-индустрии и стартапах в этой стране.

Для начала немного общей информации. Черногория находится на побережье Адриатического моря, южнее Хорватии и севернее Албании. По данным последней переписи, в стране живет около 650 тысяч человек, около 200 тысяч из них — в столице, городе Подгорица. В стране меньше людей, чем в городе-миллионнике в России, и кажется, что делать на таком микроскопическом рынке нечего. Но, оказывается, все не так плохо.

Да, в Черногории нет кучи стартапов и тем более «единорогов», и все же жизнь если не кипит, то по крайней мере теплится. Что касается интернета в целом, то для большинства черногорцев тождественны слова «интернет» и «Facebook». Там и все общение, и все покупки. Поэтому нет ни одного портала в том виде, к которому мы привыкли в России.

Вот топ-10 наиболее посещаемых сайтов в Черногории, по данным Alexa.com:

  1. Google.com.
  2. Facebook.com. 35% пользователей черногорского сектора Facebook — это люди в возрасте от 25 до 34 лет, 33% — от 18 до 24 лет, 19% — от 35 до 44 лет, 9% составляют пользователи в возрасте 45–54 лет.
  3. YouTube.com.
  4. Google.me. Как видите, поисковик в национальной доменной зоне и с учетом черногорского языка заметно уступает англоязычному собрату.
  5. Vijesti.me — местное оппозиционное СМИ, у которого есть ежедневная газета с таким же названием. На него приходится около 40–50% всего трафика на черногорские сайты.
  6. AliExpress.com.
  7. Blic.rs. Это сербский портал, но сами жители Черногории называют свой язык то черногорским, то сербским, поэтому с пониманием проблем нет.
  8. Cdm.me — проправительственное СМИ.
  9. Wikipedia.org.
  10. Amazon.com.

Что интересно, на 11-м месте находится Yandex.ru. Это обусловлено в первую очередь тем, что на отдых в Черногорию ежегодно приезжает около 300 тысяч человек из России. Кстати, как сообщает РБК, Черногория входит в тройку стран, в которые в 2015 году стали популярнее у российских туристов. Это единственная страна в Европе, куда россияне стали ездить не просто не реже, а наоборот, чаще, чем раньше.

Коме того, в Черногории много русскоязычных жителей — по разным оценкам, около 8–10 тысяч человек.

Русскоязычная интернет-индустрия в Черногории

Черногория стала обычным местом для проживания айтишников — к которым я причисляю всех, кто занят в интернет-индустрии. Есть фрилансеры, есть те, кто работает в штате, но удаленно. Некоторых из них вы уже знаете — например Кирилла Антошина из RentacarFor.me, который рассказывал о своей компании в рубрике «Стартапы».

Также в Черногории живет немало программистов из всем вам знакомых проектов, например, Иван Маркеев из агрегатора новостей Anews. Anews в начале этого года привлек почти $3 млн инвестиций от фонда Андрея Романенко Run Capital, фондов 101Startup и TMT Investments и частных вкладчиков.

Немало российских команд приезжают в Черногорию на все лето, чтобы сделать рывок в работе и совместить его с хорошим отдыхом. Прошлым летом приезжали LinguaLeo, этим — KiwiTaxi. Это только те компании, что знаю я.

Кроме этого, некоторые российские компании обосновались в Черногории надолго — из самых крупных можно отметить Группу компаний Forex Club, расположенную в Подгорице. Сотрудники вместе с семьями — это около 150 человек, у компании даже есть свои школа и детский сад. Компания постоянно обновляет список вакансий на HeadHunter. Еще здесь расположена Binaryware LLC, которая тоже ищет разработчиков.

В Черногории есть еще несколько Forex-компаний разного размера — там сотрудников поменьше, но тоже немало для такой небольшой страны. А счет аутсорсинговых русскоязычных ИТ-компаний идет на десятки. Есть даже небольшие интернет-провайдеры с российским участием, например, Wimax Montenegro.

Мероприятий, к сожалению, проводится не так много: большинство интернет-компаний не публичные. Энтузиасты организуют Monte Developers Meetup — это такие небольшие ИТ-посиделки. Мы в прошлом году проводили конференцию «Бизнес в Черногории с помощью интернета» — было около 70 человек, приятно пообщались.

Черногорская интернет-индустрия

Насчет черногорских ИТ-специалистов интересно высказался Роман Шишкин, представитель компании Wimax Montenegro: «Я их видел! Черногорские айтишники! Совсем как наши — всклокоченные, полноватые, в мешковатых штанах. Сидели за компьютерами, сосредоточенно и медленно давили кнопки. Я сначала было подумал, что это очередной русский стартап сюда перебрался, но они заговорили на черногорском. Шок! Интересно, чем они занимаются?»

Как вы уже заметили по десятке самых посещаемых сайтов, ни поисковиков, ни порталов, ни своего почтового сервиса у Черногории нет. На примере команд, которые участвовали в международном семинаре WARP, прошедшем недавно в Подгорице, можно показать, что значит перспективный стартап по-черногорски:

  • Architour.me — туры для архитекторов и любителей архитектуры по городам Европы, разработанные с учетом предпочтений участников.
  • Pet Care Worldwide — сервис по поиску людей, которые из интереса или за деньги присмотрят за вашим домашним животным, пока вы в отпуске.
  • Beach4.me — поиск пляжей по своему вкусу во всем мире.
  • Smart traffic lights — умные светофоры, которые помогут решить проблему заторов на городских дорогах.
  • Odmijeni.me — сервис для поиска помощника по дому, сиделки для ухода за престарелым родственником или няни для детей.
  • Rent a field — сервис объединяет владельцев неиспользуемых сельскохозяйственных участков с теми, кто хочет взять огород в аренду и выращивать овощи и фрукты самостоятельно.
  • Bee Happy — проект в помощь пчеловодам: как сделать производство меда более эффективным, снизить издержки и добиться высокого качества продукта.

Команды проектов Rent a Field и Bee Happy заняли призовые места и поедут на главное событие — hub:raum Krakov WARP в Польше.

Организатор семинара Лука Шучич из компании hub:raum отметил: «В Черногории я бываю часто, но в этом году был приятно удивлен качеством идей и готовностью команд развиваться и идти вперед. Хотя многое здесь еще находится на самых ранних этапах развития, уверен, что скоро страна займет достойное место в регионе, особенно с точки зрения стартап-индустрии. Энтузиазм черногорских стартаперов и их желание развиваться приятно удивили не только меня, но и других тренеров, которые работали на семинаре».

Еще одно крупное событие в интернет-индустрии Черногории — ежегодный форум разработчиков Hakaton в Подгорице. В последний раз темой форума стало понятие данных. Участники обсудили, как правильно использовать «информационный взрыв» — тенденцию последних лет, когда объем общедоступной информации в интернете постоянно увеличивается.

Заметное черногорское сообщество Digitalizuj.Me организует серию семинаров со специалистами и заинтересованными людьми — например, на такие темы, как умный город, умный дом и e-health. Они же проводят регулярные встречи с авторами успешных социальных проектов и экспертами в области ИТ-разработки, CMM, стратегического планирования, журналистики.

Среди интересных форумов следует отметить ежегодную международную конференцию Spark.me, которая в этом году проводилась в Будве. В ее работе приняли участие представители компаний — лидеров региона и мира, в частности Edelman Digital, Microsoft Ventures, WordPress, Skype, Rushmore.fm, hub:raum, Bellabeat, About.me, Eleven, LAUNCHub, Prezi, Bal Labs, TechCrunch, Dropbox. Были представлены доклады, посвященные брендингу, социальным медиа, стратегиям продвижения стартапов, инновациям и многому другому.

С 2011 года в Загребе (Хорватия) проходит Балканский венчурный форум, в котором участвуют инновационные компании, активные инвесторы, представители власти стран региона. Как заявляют сами организаторы форума, его деятельность способствует инновациям, предпринимательству и инвестиционной готовности на Балканах. Организатор форума — региональный некоммерческий фонд Balkan Unlimited, который видит своей целью поддержку инноваций, предпринимательства и социальных проектов на Балканах, а также содействие развитию региональной культуры и экономики.

Как тут не вспомнить прошлогоднюю новость о том, что в Черногории откроют ИТ-парк для таких компаний, как Facebook и LinkedIn. К сожалению, не знаю, как обстоят дела с этим проектом сейчас.

#черногория #работа_в_Черногории

Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

0 новых

Популярные

По порядку

Прямой эфир

Хакеры смогли обойти двухфакторную
авторизацию с помощью уговоров
Подписаться на push-уведомления