Обычная школа VS частной.Разбираем стереотипы об онлайн-образовании

Жизнь в онлайне уже не кажется чем-то непривычным новшеством. Однако когда речь заходит об онлайн-образовании, многие люди все еще теряются, считая, что обучение в частных онлайн-школах гораздо хуже обычной школы. Почему не стоит доверять стереотипам, рассказывает директор средней школы Le Sallay Екатерина Голдобина.

Я часто слышу, что онлайн-образование хуже, чем обучение в стандартной школе. Родители опасаются отдавать своих детей в частные онлайн-школы, полагая, что в таких школах дети не получают качественного образования. Я не согласна с этим, но понимаю, почему возникло это предубеждение.

Причиной стало обучение на удаленке в пандемию ковида. Все привычные процессы были нарушены, что сказалось на качестве образования. Педагоги не были подготовлены работать онлайн, ученики выключали камеру и занимались своими делами во время уроков, родители видели всё это безобразие и приходили в ужас. Не было и хорошего программного обеспечения, позволяющего грамотно выстроить учебный процесс. Так сформировались стереотипные страхи по отношению к онлайн-школам. В этой колонке мне бы хотелось, если не разрушить их, а помочь

посмотреть под новым углом. Ведь на самом деле у онлайн-образования гораздо больше преимуществ, чем кажется тем, кто не “в теме” и не работает как педагог с детьми каждый день.

СТЕРЕОТИП ПЕРВЫЙ: ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЕ СЛАБЕЕ, ЧЕМ В ОБЫЧНОЙ ШКОЛЕ

В большинстве обычных школ единая учебная программа, которая не менялась годами, не подстраиваясь под нынешние реалии. Эта программа заточена не под актуальные и важные знания, а на навыки прилежания и умение зазубривать большие куски информации. Из-за чего у ребенка пропадает учебная мотивация. Как у сильных учеников, так и у слабых, ведь программа средней школы не учитывает особенности, таланты и потребности. А это важно. Представьте, что вы заперты на нелюбимой бессмысленной работе, откуда 11 лет нельзя уволиться. Как будет с мотивацией у вас в этом случае?

В программе средних традиционных школ нет системности, куррикулум (программа для развития какого-либо опыта или навыка, с помощью которой его уровень становится выше - прим.) устаревший и требует переработки. Например, математику в современной школе учат по программам XIX века. Межевание тогда было важной частью жизни общества, и чтобы соседи при разделении земельных наделов друг друга не поубивали, нужны были элементарные навыки планиметрии и измерения участков. Они до сих пор преобладают в школьной программе.

В современных реалиях детям можно давать в средней школе (10 – 15 лет) теорию графов. Это прекрасно уложилось бы в школьную программу и подарило ребёнку актуальные знания для жизни. В школе, где я работаю, мы используем междисциплинарный подход. Благодаря этому, дети видят, как математика связана с химией, химия – с биологией, история – с литературой и так далее. Например, изучая по истории эпоху географических открытий, они читают литературу этого же периода, ведь она часто отражает социально-политический контекст и помогает лучше понять время, в которое было создано то или иное произведение.

Поэтому дети у нас не зазубривают, а понимают предмет, видят взаимосвязи и учатся не зубрить, а думать. Но сделать такую революцию в национальных программах на государственном уровне, во-первых, дорого, во-вторых, сложно. Нельзя перекроить один предмет, а всё остальное оставить как есть – это смена всей системы.

СТЕРЕОТИП ВТОРОЙ: ДЕТИ ВСЕ ВРЕМЯ СИДЯТ В ИНТЕРНЕТЕ

А сколько времени в интернете проводят взрослые? Причём не только по работе, но и компульсивно скроля ленту и постоянно обновляя новости в соцсетях. В таком контексте опасаться интернета в 2024 году весьма странно, ведь онлайн стал частью нашей жизни. Причем именно благодаря интернету у нас появилось гораздо больше возможностей – например, появилось много классных ресурсов для обучения.

На онлайн-занятиях в нашей школе дети проводят исследования, эксперименты, взаимодействуют с окружающим миром, используя всевозможные виртуальные лаборатории и симуляции для изучения анатомии, химических явлений, выполняя разные опыты. И это гораздо безопаснее, чем опыт в офлайн, потому что знания и зрелищность есть, а ожоги полностью исключены.

Разумеется, дети (и взрослые) должны отдыхать от экрана. Для этого важно грамотно выстроить расписание. В нашей школе дети учатся пять часов с обязательными перерывами между уроками и часовым перерывом на обед. Плюс есть выездные сессии в Сербии, во время которых ученикам просто некогда залипать в соцсетях – у них друзья, клубы, экскурсии и много классных дел.

СТЕРЕОТИП ТРЕТИЙ: В ОНЛАЙНЕ УЧИТЕЛЮ ТЯЖЕЛЕЕ НАЙТИ ПОДХОД К РЕБЕНКУ

У многих родителей создается ощущение, что экран является препятствием для общения между педагогом и ребенком. Эмоциональная вовлеченность будто бы возникает лишь при реальном контакте, а не виртуальном. С этим я могу поспорить.

Физическое присутствие рядом с ребёнком не равно качественному присутствию. Можно быть рядом, но не вместе.

В обычной школе все происходит, скорее наоборот. Огромные классы по 30 человек с разными детьми, среди которых могут быть и нейронетипичными (дисграфики, дети с СДВГ, дислексики и так далее). Урок длится 45 минут. Если даже по минуте уделить каждому ребёнку, уже получим 30 минут. Как давать материал в таких условиях? Я знаю многих прекрасных учителей в обычных школах; они любят детей, стараются прыгать выше головы, но, конечно, физически не могут дать детям тот уровень внимания, как в нашей школе, где маленькие классы по 4 - 8 человек.

Онлайн-занятия позволяют педагогу видеть, что пишет ребенок, ведь он пишет на онлайн-доске и все его активности видны. Онлайн в принципе позволяет использовать различные инструменты, подбирая их под себя - Zoom-доску, Miro, Padlet, Jamboard - все что угодно на ваш выбор. Если ребёнок “выпал”, учитель это увидит сразу и вернёт его в учебный процесс. Одним словом, инструментов и педагогических современных механик сейчас много.

СТЕРЕОТИП ЧЕТВЕРТЫЙ: РЕБЕНОК НЕ НАЙДЕТ ДРУЗЕЙ

В стандартных школах не выстраивают учебный процесс таким образом, чтобы дети знакомились друг с другом и становились хорошими друзьями. Акцент обычно лишь на освоение программы и “правильное” воспитание.

Мы в Le Sallay Диалог не просто даем детям пообщаться между собой, а планируем это время, особенно в процессе очных сессий. Между нашими учениками возникают дружеские связи, дети потом ездят друг к другу в гости и общаются онлайн, то есть недостатка в общении ученики нашей школы не испытывают.

В нашей школе два месяца дети учатся на выездных сессиях в Сербии (выбрали эту страну, потому что туда не нужна виза). Из восьми месяцев обучения (девятый, каникульный, суммарно месяц не в счет) два месяца дети проводят друг с другом, живя в кампусах. И весь этот они проводят вместе, включая мероприятия, направленные на общение и игры между детьми. При этом мы не принуждаем участвовать и не “вовлекаем активно” - если ребёнок устал и хочет побыть один, ему дают эту возможность. Опять же, потому что соотношение один взрослый на 4 ребёнка, что невозможно в школе или обычном лагере.

СТЕРЕОТИП ПЯТЫЙ: ЗАЧЕМ ПЛАТИТЬ, КОГДА МОЖНО НЕ ПЛАТИТЬ

Чтобы в обычной школе было качественное образование — она должна хорошо обеспечиваться государством, а педагоги заниматься только образованием детей. Сборы на шторы и туалетную бумагу не должны отвлекать учителей от их прямых обязанностей. Но кто может себе это позволить? Даже в условных “западных странах” учителя так или иначе вовлечены во внеакадемический и учебный процесс.

Я убеждены, что образовательный процесс быть удобным должен и педагогам, и ученикам. Вряд ли можно сказать, что педагогу комфортно работать с тридцатью учениками, а дети в таком количестве получают достаточно внимания от педагога. Страдают все.

Страдание и дискомфорт убивают радость познания. А ведь обучение в средней школе — крайне важный период, когда ребенок только пытается понять, что ему нравится. Когда есть возможность изучить все предметы и восхититься разнообразием мира. Поэтому средняя школа должна дать понимание всех предметов, чего нет во многих средних школах Западной Европы. Мы же считаем, что в этом возрасте нужна полная школьная программа. Но подаваться знания должны иначе, тогда не будет тех, кому не “дался” школьный курс математики и кому было скучно на литературе.

Грустно, когда однажды взрослый человек выясняет, что на самом деле ему нравится биология, но так как в школе была злая учительница, он этого не понял. Или математика, или в физика. В моем окружении огромное количество таких историй, когда из-за некачественного преподавания предметов в средней школе, люди не могли определиться с профессией и отказывались от классного вуза, потому что туда, например, нужно было сдавать математику, а человек её ненавидел. Значит, не так учили.

Мы хотим чтобы в нашей школе, дети успели повзаимодействовать со всеми предметами на самом глубоком уровне. И уже потом решали, чем им нравится заниматься. Возможно, что это будет выбор не только в сторону одной какой-то специальности. Ведь в нашей длинной суматошной жизни, в быстро изменяющемся мире большая вероятность того, что всем нам когда-нибудь придется поменять профессию.

Когда у тебя качественный базис академических знаний, менять профессию совсем нестрашно. Я считаю, это стоит многого. Быть гибким. И это база закладывается именно в средней школе.

2 комментария

все верно расписали и рассеяли мифы , частное образование намного лучше для ребенка, нежели в обычной школе, где на твое дите всем все равно

1
Ответить

а можно такую же статью, но по поводу обычных школ, все таки на фоне частной получается , что в обычных школах совсем все плохо

Ответить