[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-158433683", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxbwd&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } } ]
{ "author_name": "Лена Очкова", "author_type": "self", "tags": ["\u043a\u043e\u043b\u043e\u043d\u043a\u0430"], "comments": 23, "likes": 23, "favorites": 21, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "12315", "is_wide": "1" }
Лена Очкова
14 041

Почему стартаперы вынуждены быть трудоголиками — математическое обоснование

Колонка сооснователя SPB Software

Поделиться

В избранное

В избранном

Василий Филиппов, сооснователь SPB Software и создатель MEL Science — сервиса, который составляет обучающие химические наборы для детей, — подсчитал, почему стартаперы вынуждены тратить на работу гораздо больше времени, чем наемные сотрудники.

Том Демарко и Тимоти Листе, авторы культовой книги Peopleware про управление проектами, которую я очень люблю, утверждают, что работать более 40 часов в неделю непродуктивно, что это снижает эффективность и не лучшим образом влияет на результат.

Эта позиция всегда вызывала у меня странное чувство: ни в одной из своих компаний я не мог и не могу позволить себе работать всего 40 часов в неделю. Почти все успешные руководители стартапов, которых я знаю, — трудоголики. Так кто же прав? С одной стороны, авторитет авторов для меня труднооспорим. Но если права жизнь, то где ошибка в их стройных рассуждениях? Вопрос очень важный, ведь от ответа на него зависит ритм и уклад жизни для человека, который стремится работать максимально эффективно.

Есть забавная притча о двух дровосеках, которая навела меня на мысли о том, насколько эффективна 40-часовая рабочая неделя.

Два дровосека — один помоложе, второй постарше и поопытнее — как-то поспорили, кто из них нарубит больше леса за день, и с утра разошлись по своим делянкам. Поначалу они работали в одном темпе, но через час молодой услышал, что стук прекратился. Он понял, что старый дровосек устал и это его шанс выиграть, так что удвоил усилия.

Прошло десять минут, и он услышал, что второй дровосек снова принялся за работу. Они снова заработали почти синхронно. Через некоторое время противник снова остановился — и молодой дровосек принялся за работу еще энергичнее, предвкушая победу. Так продолжалось целый день: каждый час старый лесоруб останавливался на десять минут, а молодой продолжал работу. Когда время истекло, молодой был совершенно уверен, что победа у него в кармане. Однако после подсчета результатов оказалось, что он ошибся.

— Как это получилось? — спросил он изумленно своего опытного напарника. — Каждый час ты на десять минут прекращал работу. Как ты умудрился нарубить больше дерева, чем я?

— Все очень просто, — ответил старый дровосек. — В это время я останавливался и точил свой топор, пока ты продолжал рубить лес.

Я люблю математику, так что попытался для себя описать эту историю в нескольких формулах. Давайте представим себе, как любят говорить физики, сферического дровосека в вакууме, чей топор не тупится и его можно затачивать бесконечно, причем каждый час заточки увеличивает производительность на одно дерево в час.

У нас два крайних варианта. В первом случае дровосек тратит 1 час на заточку топора и 7 часов на рубку деревьев со скоростью 1 дерево в час. Итого — 7 деревьев за день. Второй: дровосек тратит 7 часов на заточку и 1 час на рубку со скоростью 7 деревьев в час. За день он нарубит те же 7 деревьев.

Простое уравнение из школьной программы покажет, что оптимальным вариантом будет распределить время поровну: потратить 4 часа на заточку топора, а за оставшиеся 4 часа нарубить 16 деревьев.

А теперь главный вопрос: на сколько больше деревьев нарубит этот «сферический» дровосек, если будет работать не 8 часов в день, а 16? В два раза больше? Нет! В четыре раза больше! Потому что топор будет в два раза острее, и работать дровосек будет в два раза дольше.

В реальной жизни полно ситуаций, когда результат труда — это произведение нескольких факторов, и время, потраченное непосредственно на труд, лишь один из них. Другие факторы сильно зависят от вида деятельности. У дровосека это острота топора, у программиста — умение программировать, знание предметной области, знание новых технологий. В большой команде важную роль играют коммуникации: можно долго и хорошо делать то, что на самом деле никому не нужно или уже реализовано в соседнем отделе.

Самый экстремальный случай — это начинающий стартапер, который часто совмещает в себе очень много ролей: придумывание продукта, его разработка, маркетинг, продажи, дизайн, патентование, поиск инвесторов, найм сотрудников и еще много чего, причем с многими ролями из этого списка он сталкивается впервые. Хорошо, если в команде есть два-три человека, которые могут взять на себя часть работы, чтобы вместо неподъемных 15–20 ролей стартапер «играл» хотя бы 5–10.

По аналогии с дровосеком мы можем найти оптимальное распределение времени для сферического стартапера в вакууме с, например, десятью ролями, когда суммарный результат — это произведение их всех. Примерно так: лучше маркетинг — больше пользователей сервиса. Лучше продукт — выше конверсия, возвращаемость и вероятность того, что сервис порекомендуют друзьям. Удачный поиск инвестора — есть деньги на найм профильных специалистов, чтобы улучшить продукт и маркетинг.

Ответ в этом случае аналогичен тому, что мы вывели для дровосека: время между ролями оптимально распределять поровну, а конечный результат представляет из себя затраченное время в десятой степени. Потратили в два раза больше времени — получили в 1024 раза больший результат!

Конечно, реальный, а не абстрактный стартапер в жизни с такой простой зависимостью не сталкивается. Нет смысла затачивать топор дольше десяти минут: острее он уже не станет. Программисту важно быть в курсе новинок из его предметной области и стоит тратить какое-то время на чтение новостей и статей. Но если тратить на это не один час в день, а пять — результативность в пять раз не вырастет.

Тем не менее модель показывает главную тенденцию: если деятельность разнородна и результат представляет из себя произведение всех ее составляющих — то, если работать в два раза больше, результат можно будет умножать не на два, а на значительно большее число, пусть и не на тысячу, но, что вполне вероятно, на 8, 16, 32 или 64.

Это и есть проклятие стартаперов. Как можно удержаться и работать всего 40 часов в неделю, если, работая 80 часов, можно добиться в десятки раз большей эффективности?

Почему это справедливо именно для стартаперов и предпринимателей? Работа большинства людей, как правило, строится вокруг одного вида деятельности. Редко бывает, что результат их работы является произведением нескольких факторов, — а если и является, то они быстро этим «насыщаются». Например, программисту достаточно тратить полчаса в день, чтобы быть в курсе новинок в своей области, и еще час на совещания, чтобы знать, что происходит у коллег в соседних отделах.

А вот стартаперы, как говорится, попали. Так что, если вы делаете стартап, забудьте о 40-часовой неделе. Но книгу Peopleware все же прочитайте, она того стоит.

#Колонка

{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Голосовой помощник выкупил
компанию-создателя
Подписаться на push-уведомления