[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-158433683", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxbwd&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } } ]
{ "author_name": "Лена Очкова", "author_type": "self", "tags": ["\u043a\u043e\u043b\u043e\u043d\u043a\u0430","\u0441\u0442\u0430\u0440\u0442\u0430\u043f\u044b","\u0431\u043b\u0430\u0433\u043e\u0442\u0432\u043e\u0440\u0438\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u043e\u0441\u0442\u044c","\u0430\u0444\u0440\u0438\u043a\u0430","\u0441\u0442\u0430\u0440\u0442\u0430\u043f\u044b_\u0437\u0430_\u0433\u0440\u0430\u043d\u0438\u0446\u0435\u0439"], "comments": 3, "likes": 11, "favorites": 3, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "12351", "is_wide": "1" }
Лена Очкова
2 738

Стартапы в Африке — специфика рынка, проблемы и потребности пользователей

Роман Чигирев, PR-менеджер компании-разработчика «Студия Михаила Кечинова», написал для vc.ru обзор особенностей «черного континента», которые нужно знать, прежде чем создавать технологический стартап для африканских стран.

Две главные черты современной Африки — общая отсталость во всех отраслях и при этом технический подъем, то есть нерешенные проблемы и растущая аудитория потенциальных пользователей технологических и не только стартапов. Это в некотором смысле идеальная среда для нового игрока на рынке.

Почему стоит рассматривать Африку как единый рынок

Кого-то может смутить такое широкое обобщение, однако есть ряд причин, по которым Африку в качестве рынка для стартапа нужно рассматривать именно как континент.

Общая неразвитость

Концентрация неразвитых стран в Африке самая высокая по классификации ООН — к ним относятся 33 из 55 государств континента. Единственное развитое государство — ЮАР. В остальных наблюдаются схожие проблемы.

Условное территориальное деление

Деление Африки на страны происходило искусственно, без учета этнических факторов. В результате представители одной этнической группы могли оказаться по разные стороны от границы, что сделало деление на территории очень условным.

Интеграция на всех уровнях

В Африке действует множество торговых, дипломатических и иных союзов — это обусловлено высокой степенью родства народов, а также наличием одинаковых национальных интересов и проблем.

Благоприятные условия

Два главных позитивных фактора уже были названы — это общий тренд бурного технического развития, а также то, что в Африке остаются типичные для нее нерешенные проблемы.

Также благоприятную среду формируют следующие причины:

Стимулирующая политика государства. Правительства африканских стран делают ставки в основном на такие направления, как добывающая промышленность, сельское хозяйство, энергетика, туризм и инновации.

В некоторых африканских странах, например в ЮАР, государством предусмотрено субсидирование компаний, которые работают в вышеперечисленных отраслях. Чтобы открыть бизнес в этой стране и переехать туда, необходимо инвестировать в экономику порядка $360 тысяч и открыть определенное количество вакансий для местных жителей.

Взрывные темпы распространения мобильных устройств и интернета. Так, Руанда проводит официальную политику по улучшению информационно-коммуникационной инфраструктуры, причем с положительными результатами: количество пользователей интернета выросло с 25 тысяч человек до 1,2 миллионов, а пользователей мобильных устройств — с 42 тысяч (в 2000 году) до 3,5 миллионов.

Помощь мирового сообщества. В развитии технологий в Африке активно принимают участие международные организации, например Международный союз электросвязи при ООН. При помощи иностранных компаний проводятся хакатоны, где решаются задачи, актуальные именно для африканского континента.

Интерес венчурных инвесторов. В Африке видят большой потенциал: об этом свидетельствуют успешные проекты Parcelninja и M-KOPA Solar, которые в 2015 году провели крупные раунды финансирования (первый получил $1,7 млн). Общий объем венчурного капитала, который африканские стартапы получили за все недолгое время своего существования, — порядка $500 миллионов.

Однако главная причина запустить стартап в Африке заключается в насущных социальных проблемах.

Проблемы и потребности

Рынок Африки — один из самых специфических в мире, и причина не только в бедности, хотя и в ней тоже. Какие проблемы существуют на «черном континенте», какие потребности они порождают и какие технологические решения для этого создаются?

Преступность

Спокойно можно себя чувствовать только в крупных городах и туристических местах — в остальном же уровень преступности очень высокий. Торговля людьми, вооруженные местные жители на улицах — здесь это все еще привычная картина.

Ushahidi — проект, позволяющий каждому человеку анонимно отправить сообщение о происшествии в единую базу данных: рассказать, что, где и когда произошло. Сервис может работать и без интернета, передавая данные по SMS. Область применения — выявление преступлений или информирование о пострадавших при стихийных бедствиях.

Бедность

Большая проблема африканского континента, ставшая актуальной задолго до появления нынешних технологий. На сегодняшний день около 70% жителей континента живет за чертой бедности.

Как стартапы решают эти проблемы

Нищета

  • Give Directly — благотворительный проект, который безвозмездно выплачивает бедным семьям по $1000. Деньги в электронном виде перечисляются на мобильный счет, о чем получателя уведомляют по SMS. Компания анализирует, как каждая семья тратит деньги, и предоставляет данные в открытом доступе на своем сайте.
  • Omate Racer — недорогие смарт-часы, разработанные в Конго. Часы обладают прочным корпусом, выдерживающим удары, поддерживают фитнес-программы и имеют функцию музыкального плеера.
  • 22seven — сервис для управления личными финансами.

Финансовая безграмотность, неразвитость банковской системы

Мобильный банкинг в Африке примерно в 60 раз популярнее, чем в Европе. Он используется как для переводов из Европы и США в Африку, так и для внутренних переводов. Отличается простотой и доступностью: завести мобильный счет может любой, а для перевода достаточно указать номер телефона получателя.

MFS Africa — система мобильных переводов, в которой на сегодня зарегистрировано около 55 миллионов пользователей из 17 африканских стран. Комиссия сервиса довольно высокая (30% с транзакции), однако компания по-прежнему лидирует на своем рынке.

Проблемы сельского хозяйства

Большие площади некогда плодородной почвы Африки истощены из-за неправильного землепользования. Отсутствие культуры землепользования, равно как и культуры скотоводства, делает актуальным создание стартапов, ориентированных на сельское хозяйство.

iCow — мобильный сервис, который дает африканским фермерам рекомендации по скотоводству. Работает через SMS, не слишком требователен к мобильным устройствам.

Высокая безработица

Фактор, заставляющий коренных жителей отправляться на заработки в развитые страны, пытаются сгладить с помощью технологических решений.

  • M4JAM — сервис «быстрой работы», где каждый может найти подработку в свободное время.
  • Akira Chix — ИТ-образование для девушек с последующим трудоустройством. Нельзя в полной мере назвать проект технологическим стартапом, однако он ориентирован на технологии.

Проблемы образования

Неграмотность — одна из первоочередных проблем континента, именно из нее следуют десятки других. Университеты и школы переполнены, учебных мест хватает далеко не всем, а часть учеников просто не имеет возможности ежедневно ездить на учебу в другой населенный пункт. Технологические стартапы пытаются частично решить эту проблему:

  • Sterio.me — по SMS-запросам ученики получают заранее подготовленные голосовые сообщения от учителей с учебными материалами.
  • Dapt.io — ресурс адаптивного образования, где каждый может подобрать учебные курсы в соответствии со своим уровнем подготовки.

Низкая распространенность мобильного интернета

Мобильная связь в Африке представлена двумя крупными операторами. Распространенность мобильных телефонов заметно выросла за последние годы, но мобильным интернетом пользуются немногие.

Frontline SMS — приложение, которым пользуются некоммерческие организации для быстрого оповещения сельских жителей об изменениях погоды, стихийных явлениях и других важных событиях. Фактически это онлайн-мессенджер, доступный без интернета (сообщения можно отправлять за небольшие деньги по SMS).

Полиязыковое пространство

Количество языков, на котором говорит население одной страны, может приближаться к десятку. Кроме коренных африканских языков, это могут быть английский, французский или португальский. Так в Южной Африке используется 11 языков, и многие жители говорят на их смеси — в тех или иных вариациях.

Aweza — приложение, которое помогает переводить фразы с одного диалекта на другой, тем самым стирая языковые барьеры.

Другие этнические и культурные особенности

В Африке все не так, как в европейском мире, поэтому некоторые стартапы решают совершенно экзотические проблемы.

Maramoja — сервис для заказа такси, в котором можно выбрать водителя среди своих друзей или друзей друзей в социальных сетях. Жители Кении, на которых ориентировано приложение, привыкли пользоваться услугами знакомых таксистов, для них они что-то вроде друзей семьи, близкие люди.

Это далеко не полный список

На африканском континенте привычными являются энергетические кризисы, причем даже в странах, которые экспортируют нефть, — недавний пример это подтверждает.

Также почти для каждой бедной африканской страны актуальна проблема антисанитарии, и проект Sanergy предлагает решение: уличные биотуалеты перерабатывают отходы жизнедеятельности в удобрения, пригодные для сельского хозяйства.

Проблема бедности решается не только выпуском приложений для контроля финансов — так, например, компания Fenugreen FreshPaper выпускает бумагу, пропитанную определенным составом. Продукты, завернутые в нее, хранятся до четырех раз дольше, что критически важно для бедных семей.

Итак, технологические стартапы не могут решить все проблемы, но это не повод не искать новые идеи.

Заключение

Африка — это рынок, который переживает бурное развитие. При этом исторически сложившиеся проблемы африканского континента — безработица, преступность, голод и прочие — никуда не ушли, и с ними продолжают бороться.

С другой стороны, современное стартап-сообщество в развитых странах медленно подбирается к кризису идей. Каждый грезит создать свой технологический бизнес, но при этом по-настоящему разбираются в проблемах общества единицы, а вдобавок на стартап-рынке высокая конкуренция — и в итоге выживают немногие.

Поэтому Африка — это благодатная почва для стартапов, которые хотят не просто провести пару раундов инвестиций и кануть в небытие, но принести настоящую пользу целым народам и странам.

#Колонка #стартапы #благотворительность #африка #стартапы_за_границей

Статьи по теме
Переезд в ЮАР
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Приложение-плацебо скачали
больше миллиона раз
Подписаться на push-уведомления