Andrey Zagoruiko
11 284

Почему е-коммерс никогда не победит традиционный ритейл: математический подход

Mike Gaffary (vice president of business development в Yelp) написал интереснейший пост про е-коммерс на Техкранче.

---


Марк Андриссен и Рейд Хоффман недавно спорили насчет того, поглотит ли интернет-коммерция традиционный ритейл, не оставив камня на камне от последнего. Впрочем, даже они заметили, что екоммерс сейчас занимает порядка 5% (по другим данным, 7-8%), при том, что физические магазины все еще занимают 95-93% рынка.

Андриссен уверен в том, что е-коммерс полностью победит традиционный ритейл, но в ходе дискуссии они забыли упомянуть о том, почему некоторые индустрии никогда не уйдут в онлайн полностью.

Майк разработал формулу, по которой видно, что оффлайн магазинам нечего бояться в обозримом будущем. Его расчеты подтверждают тот факт, что Амазон очень успешен в таких категориях как музыка и книги, но индустрия одежды объемом в $300 миллиардов останется в оффлайне еще очень долго, как и многие другие локальные магазины, которые выигрывают за счет сервиса.

Одна переменная, которая может помочь понять - какая индустрия будет "съедена" интернетом, а какая - выживет и победит, это "коэффициент локальности", L.

L определяет - насколько "локальным" является продукт или продуктовая категория по шкале от 0 до 1. Например, книги это 0.2, рестораны: 0.9, одежда: 0.6. Все цифры основываются на вашей интуиции, но Майк решил подойти к этому с математической точки зрения.

Вот уравнение, с помощью которого он подсчитывал "коэффициент локальности":

= (e + t - s + 5) / 15


, где переменные e, t и s имеют значения от 1 до 5 и означают:

  • e - (experiencing) насколько важен опыт попробовать продукт "вживую" после покупки;

  • t - (trying) насколько необходимо проверить и пощупать продукт до покупки;

  • s - (substitutes) можно ли купить заменитель продукта онлайн.


Таблица ниже показывает расчеты локальных коэффициентов для ряда индустрий. Да, в выборе коэффициентов  e, t и s есть определенная доля субъективности. Например, Майк предположил, что для индустрии "книги" коэффициент e (опыт попробовать продукт "вживую" после покупки) составляет всего 2 из 5. Да, многие думают, что без шелеста бумажных страниц книгу читать невозможно, но все тренды ведут к тому, что иметь на небольшом планшете целую библиотеку гораздо удобнее, чем носить кипу бумажных томов.

Коэффициент t  (необходимость проверить и пощупать продукт до покупки) тоже составляет 2 из 5, книжные магазины, которые повсевместно закрываются, об этом красноречиво свидетельствуют. Плюс, Амазон/Киндл и другие онлайн магазины предоставляют отличную онлайн-замену (s = 5).

Исходя из этих факторов, индустрия книг имеет "коэффициент локальности" L = 0.27 - довольно низкое значение, которое говорит нам о том, что книги перейдут в онлайн быстрее, чем другие индустрии. Логично, что за книгами последует музыка, и т.д.

 



 

В первой таблице предположения насчет значений e, t и s можно оспорить, но из следующей таблицы (см. ниже) становится понятно, что оффлайновый рынок будет гораздо больше онлайна в обозримом будущем.

Категории товаров или услуг с высоким "локальным коэффициентом" L останутся чисто оффлайновым рынком. Мы можем подтвердить эти результаты на интуитивном уровне. Очевидно, что вы не можете поесть по интернету, поэтому рестораны всегда будут иметь высокий "локальный коэффициент". Стоматологи, спа-салоны и сантехники тоже имеют достаточно высокий коэффициент L; вам нужен этот личный визит к профессионалу (или его к вам домой).

Усулуги юристов находятся где-то посередине: пообщаться со своим адвокатом один на один - необходимое требование для многих клиентов, но в идеале, конечно, хотелось бы получить сервис, который не требует от вас личного присутствия (на американском рынке уже есть сервис LegalZoom)

С одеждой сложнее - у людей есть очевидное желание померить одежду в магазине, потому что то, как на вас сидит та или иная вещь является крайне важным параметром при покупке. Онлайн-заменители не очень очевидны - вам нужно заказывать одежду онлайн, мерить ее дома и, если товар не подходит, отсылать обратно.

Теперь мы можем построить таблицу с размерами рынка (М) для каждой категории и определить  стабильный, только-оффлайн объем рынка (L * M) и предположить, какая его часть может уйти в онлайн (O * M):

 

 



 

Результаты анализа в таблице наверняка удивят всех тех, кто думает что традиционный ритейл умирает: даже если выдать каждому жителю планеты по айфону, с помощью которого можно будет покупать онлайн все, что только возможно, теоретическое соотношение оффлайна и онлайна будет 3 к 1.

Есть определенные возможности для мобильных и интернет-компаний, которые могут заняться категориями с высоким "локальным коэффициентом".

Возьмем, например, рестораны. Для многих из нас идеальный вариант похода в ресторан начинается с изучения рейтингов и отзывов онлайн. Потом, уже в ресторане, мы хотим посмотреть на советы тех, кто здесь уже побывал и оставил отзыв на какое-то крутое блюдо, возможно, с фотографиями. После того, как мы ушли, мы можем написать рецензию на заведение.

Мы видим, что категории с наивысшим "локальным коэффициентом" являются наиболее частым предметом обсуждений и отзывов на Yelp.

Количество отзывов по категориям

  • Магазины  - 23%

  • Рестораны - 21%

  • Домашние услуги - 11%

  • Красота и фитнесс - 9%

  • Искусство и развлечения - 7%

  • Здоровье - 6%

  • Ночная жизнь (клубы) - 4%

  • Туризм и отели - 4%

  • Другое - 11%


В ближайшие десятилетия наверняка произойдут какие-то изменения, которые повлияют на коэффициенты, который вывел Майк Гаффари, но довольно сложно представить, каким образом е-коммерс может победить оффлайн в ближайшие 7-8 лет. Предпринимателям разумно будет сосредоточиться на благоприятных для онлайна индустриях, и улучшении опыта в этих областях.

#е_коммерс #yelp #рестораны #mike_gaffary #рынок #объемы

{ "author_name": "Andrey Zagoruiko", "author_type": "self", "tags": ["\u0435_\u043a\u043e\u043c\u043c\u0435\u0440\u0441","yelp","\u0440\u0435\u0441\u0442\u043e\u0440\u0430\u043d\u044b","mike_gaffary","\u0440\u044b\u043d\u043e\u043a","\u043e\u0431\u044a\u0435\u043c\u044b"], "comments": 0, "likes": 20, "favorites": 1, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "1250", "is_wide": "1" }

Прямой эфир

Подписаться на push-уведомления
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } } ]