[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-158433683", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxbwd&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } } ]
{ "author_name": "Лена Очкова", "author_type": "self", "tags": ["\u043a\u043e\u043b\u043e\u043d\u043a\u0430"], "comments": 45, "likes": 25, "favorites": 40, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "12512" }
Лена Очкова
16 841

Нужно перестать разрабатывать сайты и приложения и начать делать продукты

Колонка основателя агентства по разработке Create

Поделиться

В избранное

В избранном

Юрий Филатов, основатель технологической компании Create, написал для vc.ru колонку о новом подходе к созданию продуктов, когда разработчики ориентируются на обратную связь от пользователей и учитывают бизнес-процессы клиента.

В последнее время популярны статьи типа «Рынок веб-разработки (или интернет-рекламы) умирает». У нас немного другое мнение: от разработки сайтов и приложений все переходят к созданию продуктов и услуг.

Если коротко, сделать сайт или приложение — это собрать с клиента требования и по этим требованиям разработать и передать проект. Конечный результат — продукт, который просили сделать.

Создать продукт — значит понять потребителей, их проблемы и положение продукта на рынке, рассчитать монетизацию и экономику, вывести продукт на рынок, привлечь аудиторию и научиться зарабатывать деньги, решая их проблемы. Конечный результат — востребованный на рынке и зарабатывающий деньги продукт.

Предпосылки

Что может привести к таким изменениям? Мы видим на рынке такие тренды:

1. Бизнес наигрался в интернет-бизнес. За последние пять-десять лет запущена и выведена на рынок масса продуктов. Большинство из них уже закрылись, оставшиеся в основном пытаются научиться зарабатывать. Истории с фейсбуками в гараже, прорывными идеями, быстро масштабируемыми бизнес-моделями и миллиардами выглядят все более сомнительно для собственников, которые уже не первый год работают над своими продуктами на грани операционной безубыточности.

2. Бизнесу нужна техноемкая модель. Несмотря на то, что делать интернет-бизнес оказалось совсем не так просто, у инвесторов и существующих офлайновых проектов не так уж и много вариантов.

Представьте, что у вас сеть клиник — скажем, десять отделений. Срок окупаемости каждой клиники (можете посмотреть стоимость современного медицинского оборудования) — лет десять. Вы построили уже десяток таких клиник, вы знаете от и до, как там все работает. У вас есть и квалифицированный персонал, и экспертиза в предметной области, и даже негласно разрешенная халтура — консультирование друзей друзей мимо кассы и вне очереди.

Но идея построить еще одну клинику, потратив на нее не один десяток миллионов евро, выглядит уже не так привлекательно, как раньше. Это капиталоемкая форма бизнеса. Чтобы обороты росли, вам нужно пропорционально вкладываться.

Техноемкая модель предполагает создание технологии, существенно сокращающей затраты на масштабирование при кратном росте числа клиентов, которых может обслужить бизнес. И тут вам неизбежно нужен цифровой продукт — «уберизация» врачей или телемедицина (когда пролоббируют поправки к законодательству).

3. Бизнес интересует конечный результат. Все чаще мы слышим от клиентов, особенно из сегмента ecommerce (ритейл, трэвел и так далее), что они ищут «дизайнеров, которые про конверсию» и тому подобное. За окном кризис, и компаниям нужны партнеры, которые будут вместе с ними работать над конечным бизнес-результатом, измеримым в деньгах.

4. Ресурсы обесцениваются. Хорошенько поискав разработчиков вне Москвы и Санкт-Петербурга, вы найдете специалистов, уступающих столичным по цене и не уступающих по качеству. При этом вопрос, кто будет в итоге отрисовывать макеты страниц или писать код, отходит на второй план: все это неважно, если продукт не зарабатывает. Акцент смещается: важно, что делать, чтобы зарабатывать, а не кто будет это делать.

Смена парадигмы

Для ясности сравним традиционную проектную разработку и продуктовый подход.

Проектный подход:
сделать продукт правильно
Продуктовый подход:
сделать правильный продукт

Клиент приходит с составленными требованиями, концепцией будущего продукта и просьбой примерно оценить сроки и стоимость реализации.

Результат — коммерческое предложение о процессах и смета выполнения требований.

Аудит идеи продукта: исследование аудитории, выявление потребностей, анализ конкурентов, разработка экономической модели и модели монетизации.

Результат — валидность идеи и ответ на вопрос, можно ли на этом заработать и что для этого нужно сделать.

Сбор и четкая формализация требований от клиента, по которым можно будет осуществить сдачу-приемку.

Техническое задание.

Формирование набора гипотез, которые бы решали проблемы клиентов, с одной стороны, и двигали пользователей по воронке, с другой. Выявление требований и KPI для MVP.

Roadmap продукта с ключевыми KPI для MVP и требования к MVP.

Проектирование: персонажи, сценарии (ИА, контент), прототипирование и тестирование прототипов на аудитории, разработка дизайн-макетов и сопровождение спецификациями.

Макеты для разработки.

Сервис-дизайн — вдобавок к проектному проектированию разработка Customer Journey Map и проектирование всего цикла опыта взаимодействия клиента с продуктом.

Вдобавок к макетам — задача на построение бизнес-процессов.

Контроль сроков, стоимостей, коммуникации и требований проекта.

Контроль качества выполняемых на этапах работ и поиск наилучшего решения задачи.

Разработка, тестирование, размещение на серверах и сдача проекта.

Выпуск продукта в эксплуатацию и сдача-приемка проекта.

Вдобавок интеграция и настройка систем отслеживания веб-метрик и сплит-тестирования.

Подготовка к началу настоящей работы.

Сбор и формализация дополнительных требований заказчика, оценка, управление сроками, стоимостями, рисками и коммуникациями проекта на поддержке.

Продукт, который просили сделать.

Сбор и анализ обратной связи от аудитории, метрик, разработка гипотез, имплементация и тестирование, работа на достижение KPI MVP и дальнейших версий продукта.

Востребованный на рынке и зарабатывающий деньги продукт.

Важный момент — продуктовый подход ничуть не отменяет проектного.

Резюме

Компании, оказывающие профессиональные digital-услуги, особенно в верхнем ценовом и клиентском сегменте, будут вынуждены научиться применять продуктовые практики в своей работе и целенаправленно работать с конечным бизнес-результатом.

Этот подход будет постепенно менять всю логику взаимодействия:

  • На этапе пресейла обсуждаться будет не техническое задание, а проработанность идеи и готовность к инвестициям времени разработчика, с одной стороны, и денег заказчика, с другой.
  • Этап проектирования потребует глубоких маркетинговых знаний в исследовании аудитории, конкурентном анализе, разработке моделей монетизации и экономических расчетах.
  • Проектируя продукт, разработчик будет учитывать бизнес-процессы клиента, с помощью которых в конечном счете должны быть оказаны услуги, и помогать клиенту строить весь цикл взаимодействия потребителя с продуктом.
  • Повсеместно все глубже будут проникать методология Customer Development, в которой все в продукте отталкивается от обратной связи клиентов, и концепция Lean — получение наименьшими усилиями максимального бизнес-результата.
  • Акцент с разработки и приемки-передачи продукта сместится в сторону выпуска и тестирования на аудитории, работы с показателями экономики, трафиком и поддержкой продукта.

Предсказания — тема неблагодарная. Время покажет, как все будет на самом деле. Так или иначе, performance проникает во все сферы оказания профессиональных услуг.

***

Как живет цифровой продукт, из чего состоит и как работает — можно изучить в матрице и пояснительной статье к ней.

#Колонка

Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Команда калифорнийского проекта
оказалась нейронной сетью
Подписаться на push-уведомления