[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-158433683", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxbwd&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } } ]
{ "author_name": "Лена Очкова", "author_type": "self", "tags": ["\u0441\u0442\u0430\u0440\u0442\u0430\u043f\u044b","\u0442\u0430\u0442\u0430\u0440\u0441\u0442\u0430\u043d","\u0431\u043e\u0442\u044b_telegram","\u043f\u0443\u0431\u043b\u0438\u043a\u0430\u0446\u0438\u0438_\u043e_\u0441\u0442\u0430\u0440\u0442\u0430\u043f\u0435","\u043f\u0443\u0431\u043b\u0438\u043a\u0430\u0446\u0438\u044f_\u0432_\u0441\u043c\u0438"], "comments": 57, "likes": 11, "favorites": 3, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "12575" }
Лена Очкова
2 188

Письмо в редакцию: Тихий голос стартапов без поддержки теряется на фоне информационного шума

В редакцию vc.ru пришло письмо от Василя Закиева, основателя проекта «Штрафы ГИБДД» из Татарстана. Команда разработала Telegram‐бота, который сообщает пользователям об автомобильных штрафах.

Закиев рассказал, что крупные издания проигнорировали новость о появлении его бота, а две недели спустя написали об аналогичном сервисе от правительства Москвы, и объяснил, почему стартапам редко удается заявить о себе в СМИ.

При запуске нашего бота мы делали особый акцент на том, что это первый Telegram‐бот в сфере государственных услуг. Это, собственно, было нашим главным инфоповодом. В качестве целевых СМИ мы выбрали городские издания (такие как The Village и «Афиша-Город»), общие и деловые СМИ (РБК, Lenta.ru и тому подобные), онлайн‐издания о стартапах.

Наша PR‐кампания в поддержку запуска длилась около полутора недель. За это время новостью заинтересовалось лишь ведущее деловое СМИ Татарстана. Еще была небольшая заметка на узкоспециализированном сайте о технологиях.

При этом про Telegram‐бота, созданного московскими властями, написали такие СМИ, как The Village, «Москва 24», Gazeta.ru, The Runet, Rusbase и другие. На vc.ru такой материал тоже был опубликован — хотя про нашу аналогичную новость редакция ответила, что это неинтересно: бум Telegram‐ботов прошел, о них уже много писали и мы можем в лучшем случае войти в какую-нибудь тематическую подборку. При этом наш бот уже функционирует, а правительственный обещает заработать к концу года.

Вызывает вопросы компетентность представителей СМИ, которые отказывают рабочему стартапу, а через пару недель публикуют такую же новость от другого ньюсмейкера, который только собирается сделать похожий продукт. Чтобы не быть голословными, мы составили таблицу СМИ, которым отправляли релиз, и проследили, кто из них написал про проект правительства Москвы:

Название СМИ Опубликовало ли нашу новость Опубликовало ли новость правительства Москвы
vc.ru нет да
Rusbase нет да
The Runet нет да
3D News нет да
Roem.ru нет нет
The Village нет да
«Афиша-Город» нет да
РБК нет нет
Lenta.ru нет нет
Gazeta.ru нет да
«Москва 24» нет да

Мы осознаем, что в некоторых СМИ нашу новость могли просто не заметить в общем потоке писем, но с представителями некоторых изданий мы общались лично и все равно получили отказ. Все это заставило нас задуматься о том, как несправедливо устроено информационное поле для стартапов. В чем же причина?

1. Отсутствие нормальных критериев оценки стартапа. Если говорить точнее, отсутствие в стартапе инновационности и способности заинтересовать СМИ. Каждый предприниматель считает свой стартап самым крутым, необычным и достойным внимания. Даже если вы продаете навороченные душевые кабины, вы наверняка хотите, чтобы о вас написал «Коммерсант».

Чтобы узнать, интересен ли ваш проект широкому кругу читателей, нужно включить мозги и адекватность. Почитайте Product Hunt, подборки лучшего из СМИ о стартапах, новости о сделках и раундах финансирования. Пообщайтесь с отраслевыми экспертами, венчурными инвесторами, спросите, есть ли у вашего продукта потенциал для масштабирования (масштабирование здесь означает интерес для широкой аудитории). В конце концов, напишите о своем новом продукте в Facebook и посчитайте лайки.

Чем скандальнее вы заявите о себе, тем больше шансов, что о вас потом напишут, — вспомните хотя бы тот же «Рокетбанк». Теперь мы понимаем, что следовало выйти в СМИ и социальные сети с чем‐то более провокационным — например, противопоставить наше продвинутое решение государственным сервисам. Просто новость «Ура, мы появились!» мало кому интересна.

Вообще, не все новости одинаково полезны. На узком рынке, в котором вы варитесь годами, ваше решение может быть реальным прорывом, а в масштабах страны это незначительная мелочь. Зато такую новость с радостью возьмут в профильные издания, и конверсия размещения может оказаться даже больше, чем в «общих» СМИ.

2. Крупные СМИ хотят писать про многомиллионную выручку и прибыль. А стартапы зачастую работают в минус. Преимущество перед крупными компаниями у вас сейчас только одно — открытость. Вы не зарабатываете много, зато готовы рассказать все подробности о структуре доходов и расходов и маржинальности своего бизнеса. В крупных корпорациях согласовать разглашение таких цифр не всегда возможно, а у вас развязаны руки.

Все еще боитесь раскрывать свои показатели из‐за конкурентной борьбы? Посчитайте, сколько раз в РБК написали про Федора Овчинникова и его «Додо Пиццу». А сколько раз написали про вас?

3. Многие стартапы не понимают, в какие СМИ они могут пойти со своим продуктом. На российском рынке не так много изданий, которые пишут о стартапах и технологиях, а читаемые с нормальным трафиком среди них можно пересчитать по пальцам одной руки: vc.ru, «Секрет фирмы», Rusbase, Firrma, Roem.

Но хуже всего даже не это. Многие предприниматели из России и сами не читают российские стартаперские СМИ — они зависают на TechCrunch и The Verge, а потом удивляются, почему у их публикаций в российских медиа такой маленький трафик. Если вам не интересно, что происходит на отечественном рынке, то почему это должно интересовать других (среди которых есть ваши потенциальные пользователи)?

В принципе, можно попробовать попасть со своим стартапом в TechCrunch: почту Майка Бутчера не так сложно найти в интернете. Мне удалось устроить публикацию на TechCrunch о другом моем проекте — казанском технопарке для hardware‐стартапов Navigator Campus. Только об этом мало кто узнал. Даже если вам каким‐то образом удастся попасть в топовые западные СМИ — думаете, многие из ваших клиентов прочтут о вас там?

4. Никогда не ешьте в одиночестве. В вопросах пиара многое решают связи. Да, можно построить эффективный независимый бизнес, не прибегая к помощи фондов, инвесторов и бизнес‐консультантов. Однако на слуху всегда те проекты, которые активно ищут друзей и менторов и вливаются в тусовку.

Вот пример: проект «НДФЛка» для возврата налогов, который везде и всюду продвигается при поддержке ФРИИ, в этом году выступал перед президентом. А есть аналогичный проект «Налогия», который появился раньше и обладает лучшей функциональностью (например, в нем, в отличие от «НДФЛки», есть онлайн‐подача налоговых деклараций) — вы много про него слышали? Основатели «Налогии» даже собирались подать на «НДФЛку» в суд за плагиат текстов на сайте. Но кого волнуют такие вещи, если конкуренту раньше удалось занять нишу в головах потребителей?

Кстати, та самая публикация на TechCrunch, о которой я говорил выше, стала возможной благодаря нашему общению с пресс‐службой Runa Capital, у которой оказались нужные контакты.

Что касается нашего нынешнего кейса: успех новости про Telegram‐бота объясняется даже не тем, что его запускает московское правительство, — а тем, что его освещало московское правительство. Все крупные городские СМИ и новостные агентства проверяют сайт мэра Москвы. Как нам пояснили в одной редакции, там они и заметили эту новость, а дальше она разошлась по разным изданиям.

Выход мы видим пока только один — партнерство с максимальным количеством влиятельных ресурсов: с государством, муниципальными властями, с фондами и инвесторами, крупными компаниями, которые уже являются общепризнанными ньюсмейкерами. К сожалению, тихий голос стартапов без поддержки серьезного ресурса часто теряется на фоне информационного шума.

#стартапы #татарстан #боты_telegram #публикации_о_стартапе #публикация_в_СМИ

Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

0 новых

Популярные

По порядку

Прямой эфир

Нейронная сеть научилась читать стихи
голосом Пастернака и смотреть в окно на осень
Подписаться на push-уведомления