Современные образовательные решения для корпоративного обучения

Обучение сотрудников может быть выгодной инвестицией для владельцев бизнеса. Рассказываем, как организовать корпоративное обучение так, чтобы оно дало положительный результат.

Современные образовательные решения для корпоративного обучения
Мария Ванина
лид продюсеров Яндекс Практикум

Привет, меня зовут Маша, я занимаюсь производством контента в команде продукта Грейд от Яндекс Практикума. В статье я хочу рассказать о том, чем отличается корпоративное обучение и показать примеры решений, которые мы принимали, ориентируясь на наших студентов.

Рынок образования очень насыщенный — курсы, программы, гайды, — обучиться можно почти всему. Но и пользователи гораздо более придирчивы, чем 10 лет назад. Ведь когда на полке в магазине две пачки конфет — шоколадные и мармеладные — выбирать не особо приходится. А когда 200, то всё имеет значение — идея, упаковка, состав. Так и с образованием — сделать просто хороший курс уже недостаточно. Нужны комплексные решения — концептуальные, платформенные, содержательные — в том числе, для корпоративного обучения.

Что такое корпоративное обучение и какие у него цели

Корпоративное обучение — это обучение и развитие сотрудников компании, вот чем оно полезно:

  • Развитие профессиональных навыков сотрудников. Позволит им лучше выполнять свои рабочие обязанности.
  • Адаптация к изменениям. Обучение помогает сотрудникам быстро адаптироваться к новым технологиям, требованиям рынка и изменениям внутри компании.
  • Повышение мотивации и сокращение текучки кадров. Корпоративное обучение подразумевает, что компания заинтересована в сотрудниках и готова инвестировать в профессиональное развитие. Это может служить для них мотивацией оставаться в компании. Недавнее исследование показало, что 25% работающих россиян уверены, что их мотивацию повысит обучение, оплаченное работодателем.
  • Улучшение бренда работодателя. Компании, инвестирующие в обучение сотрудников, часто привлекают больше кандидатов на вакансии и создают репутацию хорошего работодателя.
  • Достижение бизнес-целей. Через обучение компания может обеспечить развитие необходимых навыков и знаний у сотрудников, чтобы достичь стратегических целей бизнеса.

Особенности корпоративного обучения

У корпоративного обучения есть несколько отличительных особенностей: это обучение взрослых людей, оно направлено на повышение квалификации, а не на переподготовку. Часто корпоративное обучение финансируется компанией или работодателем, который инвестирует в развитие сотрудников. Также корпоративное обучение часто использует специально разработанные программы, курсы и технологии, может включать обучение на рабочем месте, тренинги, семинары и другие форматы, адаптированные под нужды компании — в том числе, для экономии времени.

Образовательные решения для корпоративного обучения должны быть удобны не только студентам, но и менеджерам и hr-специалистам. Итак, хорошее корпоративное обучение:

  • Ориентировано на бизнес-задачи. То есть, направлено на достижение конкретных целей бизнеса, улучшение производительности и эффективности работы сотрудников.
  • Постоянно обновляется. Быстро меняющаяся бизнес-среда требует постоянного обновления знаний сотрудников, поэтому корпоративное обучение должно быть непрерывным процессом.
  • Содержит разнообразные методики обучения. Если человеку слишком сложно или слишком просто, есть риск, что он потеряет мотивацию и забросит учёбу. Корпоративное обучение должно включать методики, которые помогут внести в процесс разнообразие: лекции, тренинги, кейс-стади, различные тесты и т. д.
  • Экономит время студентов. Представим человека, который проходит корпоративное обучение, чтобы улучшить навыки. У него есть работа, хобби, возможно, семья. Даже при большом желании учиться, времени на это может быть не очень много. В рамках прохождения объёмных курсов взрослые люди часто сталкиваются со спадом мотивации: «Эту часть я уже знаю», «Это конкретно мне не пригодится в работе, поэтому, пожалуй, пропущу».

Методисты Грейда создали короткие навыковые курсы, которые длятся от 2,5 до 40 часов. Такие курсы не будут отнимать у сотрудников много времени, но при этом дадут максимум пользы. Каждый модуль направлен на конкретный навык. Например, они учат не веб-разработке в целом, а адаптивной вёрстке или работе с алгоритмами, не графическому дизайну, а типографике или работе с иллюстрациями, не продуктовому менеджменту, а проведению аудита бизнес-модели компании или построению дорожной карты и т. д.

Современные образовательные решения для корпоративного обучения
  • Адаптируется под индивидуальный запрос. Корпоративное обучение может быть адаптировано под конкретные потребности компании и сотрудников, учитывая их уровень знаний, опыт и потенциал. Современные сотрудники — это специалисты с широкими компетенциями, они способны выходить за рамки своих прямых обязанностей, решать разнообразные задачи. Пример: если разработчик хочет вырасти и стать лидом, ему понадобятся менеджерские компетенции и мягкие навыки.

На платформе Грейд есть курсы по разным направлениям — разработка, тестирование, анализ данных, менеджмент, алгоритмы, инфраструктура, маркетинг, дизайн. На каждом курсе сотрудник осваивает один или несколько конкретных навыков, которые сможет применить в работе.

Современные образовательные решения для корпоративного обучения
  • Помогает оценить промежуточный уровень знаний и скорректировать траекторию обучения. Это важно как для экономии времени, так и для сохранения мотивации. На Грейде можно пройти общее тестирование и тесты в каждом конкретном курсе — они покажут, на какие навыки стоит обратить внимание и какое обучение пройти. Таким образом у сотрудников формируется максимально гибкий маршрут даже в рамках одного курса — хочешь, проходи с начала, но если частично ты уже знаком с темой — удели время только тому, что стоит подтянуть.
  • Подразумевает наличие поддержки во время обучения. Это может быть сопровождение экспертов и кураторов — или поддержка внутри группы, когда студенты по ходу обучения делятся опытом и помогают друг другу. На Грейде есть три формата обучения:

1. Самостоятельное обучение. Подразумевает, что сотрудники учатся сами и в своём темпе. Формат подойдет большим самоходным командам, которым нужно улучшить разные навыки.

Совет: если выбираете учиться без сопровождения, подумайте о синхронизации по обучению. Например, можно завести традицию делиться опытом прохождения обучения на вашей еженедельной планерке — так сотрудники не «потеряются» и не будут сбавлять темп.

2. Групповое сопровождение. Будет полезно для команд, которым нужна поддержка в предметной области. В рамках такого сопровождения проходят воркшопы с экспертами, которые помогают команде идти в одном темпе и получать дополнительную поддержку в процессе обучения.

3. Индивидуальное сопровождение. Идеально подойдёт, если сотруднику нужно быстро достичь конкретных результатов. Наставники, ревьюеры и кураторы дают обратную связь и помогают поддерживать мотивацию.

  • Даёт возможность руководителям наблюдать за прогрессом сотрудников. Отчётность по итогам обучения сотрудников — отдельная боль многих менеджеров. Поэтому у нас в Грейде есть кабинет руководителя. Он позволяет видеть, как продвигаются сотрудники, какие курсы они прошли и каких результатов достигли. Это помогает не только следить за обучением, но и оценивать его эффективность.
Современные образовательные решения для корпоративного обучения

Корпоративное обучение сегодня требует особого подхода, учитывающего потребности как сотрудников, так и их руководителей. В условиях насыщенного рынка образования важны комплексные решения, которые будут обеспечивать максимальную пользу за минимальное возможное время, мотивировать и вовлекать взрослых студентов.

1414
33
3 комментария

Блин, какая классная штука! Попробовать бы с руководом обсудить, внедрить

1
Ответить

А не боитесь, что при самостоятельном обучении начнется конкуренция и это разделит коллектив?

Ответить

Вообще вопрос конкуренции при обучении - очень интересный) Как правило конкуренция рождается в условиях, когда вводные данные для разных людей одинаковые.
Вот если представить студентов в аудитории - они все разные, у них разный стартовый багаж навыков, знаний итд. Если преподаватель дает всем одно задание - с большой вероятностью появляется конкуренция: этот сделал быстрее всех, этот лучше всех, этот вообще не сделал. Начинаем сравнивать. Но что если этой группе студентов дать вариативные задания и материалы - тому, кто лучше разбирается в теме предложить материал сложнее итд. Тогда скорее всего начнется не соперничество, а «опыление».
Мы тут говорим про библиотеку, в ней больше 300 небольших курсов. Получается, что если каждый сотрудник (самостоятельно/вместе с менеджером/вместе с эйчаром) выберет именно то, что ему необходимо, не будет смысла конкурировать с другими. В любом случае тема интересная, если вы столкнулись или столкнетесь с таким по ходу обучения, интересно было бы послушать! :)

Ответить