[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-158433683", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxbwd&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } } ]
{ "author_name": "Olga Budnik", "author_type": "self", "tags": ["\u043e\u0444\u043b\u0430\u0439\u043d","\u0440\u0432\u043a","\u043f\u0440\u043e\u043c\u044b\u0448\u043b\u0435\u043d\u043d\u044b\u0435_\u0441\u0442\u0430\u0440\u0442\u0430\u043f\u044b","generations","tesso","\u043f\u0440\u043e\u043c\u044b\u0448\u043b\u0435\u043d\u043d\u044b\u0435_\u043a\u043e\u043d\u0434\u0438\u0446\u0438\u043e\u043d\u0435\u0440\u044b"], "comments": 19, "likes": 13, "favorites": 15, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "12733" }
Olga Budnik
4 504

«Мы верим, что сократим энергопотребление планеты на 15%»

Рассказ производителей промышленных кондиционеров Tesso

Поделиться

В избранное

В избранном

В сегодняшнем выпуске рубрики «Офлайн» — история пермских предпринимателей, создавших новаторскую технологию производства кондиционеров.

Материал подготовлен совместно с РВК и GenerationS.

«Наш мир погружен в огромный океан энергии, мы летим в бесконечном пространстве с непостижимой скоростью. Все вокруг вращается, движется, все — энергия. Перед нами грандиозная задача — найти способы добычи этой энергии. Тогда, извлекая ее из этого неисчерпаемого источника, человечество будет продвигаться вперед гигантскими шагами», — пермский предприниматель Игорь Горячев цитирует мечтателя и реформатора Николу Тесла и рассказывает, как его компания Tesso по производству и продаже промышленных кондиционеров поможет миру пережить энергетический кризис.

Слушая Горячева, думаешь, сколько технологических предпринимателей по всему миру назвали свои компании в честь сербского инженера, который опередил время и «изобрел 20 век».

На излете 20 века мир начал всерьез задумываться об экономике окружающей среды: сколько ресурсов мы получаем, сколько тратим и как сделать так, чтобы баланс сходился не только здесь и сейчас, но и в долгосрочной перспективе. Уже сейчас, по данным компании Tesso, Индии не хватает 17 гВт электроэнергии в год, Китаю — 40 гВт, странам Востока — 50 гВт.

При этом из 200 миллиардов кВт в год, которые тратит, например, Саудовская Аравия, 80% уходит на кондиционирование. Это немудрено: кондиционирование и обеспечение микроклимата в помещениях — одна из немногих возможностей сделать города жарких восточных стран приятными и комфортными для жизни. Чтобы покрыть эти потребности, нужно использовать 500 миллионов баррелей нефти и 35 миллиардов кубометров газа, потратив от 25 до 55 миллиардов долларов.

Freon Free

Компанию Tesso основали три партнера. Один из них еще студентом придумал, как поставить классическую теорию из учебника физики на промышленные рельсы, и сделал кондиционер, который работает без фреона и компрессора, не шумит и не загрязняет окружающую среду. Он занялся разработкой и вот уже 15 лет выпускает в Перми промышленные кондиционеры. Сейчас на производстве заняты 50 человек. В 2012 году появился бренд Tesso, и компания начала вынашивать планы международной экспансии.

Воздух прогревает пластины, пропитанные водой, и она испаряется, за счет чего пластины охлаждаются и охлаждают воздух. Причем охлаждение происходит косвенно: вода и воздух не соприкасаются. 75% охлажденного воздуха идет в помещение, остальная часть используется для охлаждения самой системы и выводится наружу.

«То есть помещение и охлаждается, и проветривается, — поясняет Горячев. — Воздух в комнате не застаивается и не пересушивается. Этим наши кондиционеры отличаются от обычных фреоновых, которые гоняют воздух по кругу внутри комнаты, сушат его и не обеспечивают притока кислорода. Не говоря уже о том, что некоторые виды фреонов загрязняют окружающую среду».

Этот физический процесс изучают даже в школе. «Другой вопрос — как его применить и сделать так, чтобы он реально работал, — подчеркивает Игорь. — В мире есть уже десятки заводов, который делают кондиционеры по тому же принципу, но с некоторыми отличиями». Партнеры понимают, что свято место пусто не бывает, но не боятся конкуренции: «Во-первых, ниша очень привлекательна. Мир тратит на кондиционеры 1 млрд кВт ежегодно. Мы на 90% сократим расход энергии на кондиционирование, а значит, сможем уменьшить энергопотребление городов на 40%».

Во-вторых, они уверены, что именно их модификация известной технологии дает оптимальную эффективность и это поможет им выстоять в конкурентной борьбе: «Много заводов разрабатывают кондиционеры, которые работают по принципу простого испарения. У нас — косвенно регенеративный принцип. Таких заводов практически нет», — поясняет Игорь.

Ближний Восток

«Мы 15 лет работали на одного клиента, а в 2012 году решили, что пора покорять мир. Создали новую компанию и начали действовать», — говорит Горячев. Самые заманчивые перспективы сейчас открываются перед Tesso на Ближнем Востоке. «В этом году я в качестве одного из 20 делегатов России был в Саудовской Аравии. Сейчас арабы рассматривают наши кондиционеры, чтобы обустроить новый остров в Дубае», — рассказывает Игорь.

Все энергетические потребности острова (6 мВт) будут покрываться за счет солнечных батарей, 70% этой мощности заложено на кондиционирование. «Наши кондиционеры сократят потребление электричества на острове вдвое: они могут работать напрямую от солнечных батарей, не нужен даже преобразователь, — продолжает Горячев. — Такая же история с автобусами на батареях. Местные власти могут рассчитывать только на 3 кВт электричества, а нужно установить кондиционер. Фреон потребляет 20 кВт, наша система — 2,7 кВт. То есть мы вписываемся».

Tesso производит около сотни кондиционеров в год, выручка компании в 2015 году — 2 миллиона долларов. Уже в 2016 году Горячев планирует выйти на 16 миллионов долларов, а к 2021 году преодолеть порог выручки в миллиард и стать «уральским единорогом». Ближайшие производственные планы — увеличить выпуск до 1000 кондиционеров в год. В планах на пятилетку — довести производство до 100 тысяч штук в год и выйти на рынки Ближнего Востока, Европы, США и Китая.

Сейчас Tesso оценивается в 50 миллионов долларов, причем капитализация обеспечена контрактами с промышленными и транспортными заказчиками. Компания пока сознательно не идет на рынок домашних кондиционеров. «Это специфический рынок, на котором нужно выпускать кондиционеры миллионами штук и существенную часть выручки вкладывать в продвижение. Нам проще объяснить торговому центру или заводу, что они могут тратить на кондиционирование не 100 миллионов, а 10 миллионов, чем донести до частного потребителя, что он будет тратить на домашний кондиционер на 500 рублей меньше».

Сейчас вся система кондиционирования для трансформаторов и электрооборудования Московского метрополитена оборудована системами охлаждения Tesso. За 15 лет компания обустроила более 200 вагонов, используемых на РЖД, поставила свои системы в Аэроэкспресс и на Магнитогорский металлургический комбинат. Общий мировой рынок компания оценивает в 100 миллиардов долларов, и он растет на 10% ежегодно.

Перспективы

В 2015 году Tesso пришла в акселератор GenerationS, организованный РВК, по направлению SmartCity. Всего в трек поступили заявки от 450 молодых компаний — Tesso по итогам целой серии экспертных отборов вошла в пятерку. Горячев говорит, что основной целью было достучаться до крупных корпораций, которые стали в этом году партнерами акселератора, привлечь внимание инвесторов и найти стратегических партнеров, которые смогут вывести компанию на новые рынки.

«Мы ведем переговоры с промышленными партнерами и инвестфондами. На сессии GenerationS в Берлине завязали целый ряд нужных контактов. Это были полезные несколько месяцев, — отмечает Игорь. — Сейчас многие молодые ребята пытаются развиваться в интернет-проектах, но будущее экономики — это производство. Его в стране все меньше, а значит, есть, чем заняться».

Горячеву, очевидно, есть чем заняться: у него наполеоновские планы, радужные перспективы и море энергии. «Человек сам придумывает себе драматичные моменты. У каждого из нас в любом деле рано или поздно наступает момент, когда хочется все бросить и отступить. Но любовь к своему делу и вера в него дают силы идти дальше. Для предпринимателей, как начинающих, так и опытных, одна из главных задач — найти то самое дело жизни. Когда человек занимается любимым делом, у него есть энергия, он легко преодолевает препятствия. Он просто счастлив, — делится Горячев. — Мы знаем, куда идем. Мы хотим стать компанией, которая нужна всему миру, и верим, что сократим энергопотребление планеты на 15%».

Комментарии экспертов

Гульнара Биккуловачлен правления РВК, руководитель стартап-акселератора GenerationS

Можно сказать, что сейчас все звезды сошлись над Tesso, чтобы помочь компании стать успешной технологической «газелью». В Tesso очень хорошая команда с большим опытом совместной работы. Технология, получившая высокие оценки со стороны экспертов. Наличие производства и уже реализованные проекты в России. Сейчас у компании много предложений и возможностей развивать бизнес как в России, так и за рубежом.

Риски, которые я вижу, связаны с возможными издержками быстрого роста. Важно, чтобы команде удалось правильно рассчитать свои ресурсы, выбрать правильных партнеров для выхода на международные рынки и определить фокусы для дальнейшего развития.

Александр Локтионовгенеральный директор инвестиционной компании LOGA Group, оператора трека SmartCity Generation

Tesso — достаточно амбициозный проект с заявкой на прорывное решение в отрасли кондиционирования и способное изменить мир. Основатели проекта заявляют явные конкурентные преимущества перед аналогами. Низкое энергопотребление и возможность эффективно работать при высоких температурах могут открывают для проекта большие возможности на мировых рынках.

#Офлайн #РВК #промышленные_стартапы #GenerationS #tesso #промышленные_кондиционеры

Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

0 новых

Популярные

По порядку

Прямой эфир

Голосовой помощник выкупил
компанию-создателя
Подписаться на push-уведомления