Совет: как не потерять мотивацию при работе над стартапом

Месяц назад я нашел идею для своего нового проекта и начал разрабатывать. Из-за того, что я занимался им после основной работы, создание проекта длилось довольно долго. И за это время я успел засомневаться в полезности своего продукта.

Постепенно представление о продукте начало размываться, а мотивация работать над ним — неуклонно падать. Сомнения в целесообразности моего занятия появлялись все чаще.

Полагаю, с этой ситуацией сталкивались многие, кто хоть раз пробовал создать свой проект и работал над его созданием достаточно долго.

На решение этой проблемы я наткнулся практически случайно, и оно помогло мне не забросить проект.

Почему так происходит?

Обычно мотивация не является большой проблемой, если проект небольшой, и MVP (минимально жизнеспособный продукт) создается за несколько дней. В таком случае мы не успеваем забыть основополагающие идеи, которые заставили нас начать работать над проектом.

Но если стартап крупный, или работа над ним затянулась из-за внешних обстоятельств, то можно вскоре засомневаться — а так ли хорош твой продукт?

Как это решить?

Чтобы избежать этого кризиса уверенности в своем проекте, потребуется всего один час времени. И будет лучше, если вы уделите этот час в самом начале работы над стартапом.

Нужно записать основные проблемы, которые решает ваш продукт, а также инструменты, с помощью которых он будет решать эти проблемы.

Также, будет полезным подкрепить это сценариями использования продукта людьми, или описать его важные аспекты.

В моем случае это был сервис, который мотивирует людей соблюдать полезные привычки, и вот как я описал его суть:

Проблема: людям не хватает мотивации, чтобы перенимать полезные привычки и занятия.

Польза: сервис мотивирует людей соблюдать привычки с помощью системности, геймификации и социального взаимодействия.

Далее я описал принципы работы сервиса, основные страницы сайта и вспомогательные функции.

Все это я записал и сохранил на страничке в Notion, только чтобы прояснить для себя суть сервиса. Я даже не думал о том, насколько большую роль это сыграет для меня в будущем.

Спустя месяц, когда я начал теряться в целях проекта, я вспомнил, что у меня есть запись. Я обратился к ней, и отчетливо понял, для чего все задумывалось. Ясное понимание проблемы и видение её решения возобновило мое желание продолжать работать.

Оно также заставило скорректировать приоритеты при работе над первой версией проекта и отказаться от лишних технологий и функций в пользу скорости разработки.

На самых ранних этапах работы над проектам важно зафиксировать ключевые идеи и цели, которые преследует продукт. Это поможет отдалиться и увидеть картину в целом, когда мы увлеклись более мелкими задачами.

Также, когда вы прояснили суть продукта, вам проще рассказывать о нем своим знакомым и получать от них обратную связь.

По этой причине, если вы планируете работать над новым проектом (или уже это делаете), то подготовьте ответ на вопрос «Почему?» и запишите его. Он вам обязательно пригодится.

2121
12 комментариев

 Скорее демотивирует не то, что забываешь какую проблему решает твой продукт, а то, что чем дальше, тем лучше понимаешь, что без денег(которых у тебя как правило нет) все равно ничего не выйдет. Мало сделать продукт, продвигать-то на что? Да, есть продукты, где можно малыми усилиями обойтись, получая лидов с того же vc и прочих. Но если речь о продукте, ориентированном на большое количество пользователей, то можно даже не начинать стартап, по крайней мере в России. Призрачные перспективы все-таки привлечь какие-то деньги, получив хоть какие-то метрики, вкладывая кредитные деньги во все это, рушатся о реалии российского "венчура", когда тебе предложат миллион-два рублей за треть твоей компании, которые у тебя закончатся через три-четыре месяца.  

10
Ответить

Я после десятка таких ошибок теперь сперва честно высчитываю, сколько потребуется денег на проект, затем считаю необходимое время без оптимизма и результат умножаю на два. В итоге получается примерная сумма и требуемое время. Если раньше хваталась чуть ли не за каждую идеи, то теперь за одну из 15. Они все так же не стреляют, но хотя бы по другим причинам:)

Не пробовала, но вроде как засветится с толковой идеей на продуктханте может помочь получить деньги на развитие проекта.

7
Ответить

без денег(которых у тебя как правило нет) все равно ничего не выйдет

Всё выйдет, если ты делаешь нужную людям вещь, а не пытаешься им навязать очередное ненужно.

Но если речь о продукте, ориентированном на большое количество пользователей, то можно даже не начинать стартап

Полная чушь. Что это может быть за проект, где на старте нужно большое количество пользователей? Очередная никому не нужная соц. сеточка или что сейчас модно у хипстеров, очередной клон телеграма/вотсапа? 

реалии российского "венчура"

Сейчас полно способов получить венчур в Европе, США и т.д. Более того, в Европе раздают еще и гранты.

4
Ответить

Потерять мотивацию можно из-за кучи причин, если после прочтения у вас вернулась мотивация, скорее всего вы перегибаете. Мотивация теряется из-за гораздо более серьезных причин, чем забывчивость проблемы-решения :-)

4
Ответить

'будет полезным подкрепить это сценариями использования продукта людьми'

Не хочу демотивировать еще больше - но эти сценарии собираются ДО начала разработки. При этом проходят они не по категории 'будет полезным' а по категории must have.

Вторым этапом обычно идет вбивание идеи в поисковик и сбор похожих проектов, их анализ и оценка.

Третьим - возможность реализации вашей уникальной идеи в виде модуля для какого-то существующего проекта или площадки.  Вы возможно удивитесь, но куда больше людей готовы заплатить за безделушку в виде приложения для 'Вконтакта' или модуля к любимой CRM чем за отдельный внешний сервис.

2
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

У меня было 1.5 стартапа. Первый (Software) полностью не считаю, потому что проблема была надуманной и я не представлял полностью проблематику клиентов, это просто были мои фантазии. Завершил его за 4 месяца. Второй (Hardware) растянулся на 2 года и даже успел выдать 30 прототипов устройств клиентам. Пока делали мотивации было вагон, потому что я чувствовал большой интерес клиентов к тому, что мы делали. И закрылись когда поняли, что время работает против нас, ресурсов просто не хватает и конкуренция с большими зарубежными игроками рынка не оставляет нам шанса.
Главный вывод - это как можно раняя проверка своих гипотез. Для этого нужно общение с клиентами и сбор денег. Да! Именно когда человек готов купить у вас заранее со скидкой, возможно еще не реализованный проект говорит о том, что он ему очень нужен и может решить четко обозначенную проблему. Но нужно чётко понимать почему у вас это получится лучше, чем у других чтобы не оказаться заложником своих фантазий и надежд. А вот если вы будете вынашивать в себе идею "Вот сделаю всё хорошо и тогда начну пробовать продавать" - именно тогда проблемы с мотивацией неизбежно начнутся. Потому что нет постоянного подтверждения спроса, сигнала что это действительно нужно или будет оплачено.
Как можно раньше начинайте тестировать свою гипотезу, пусть даже это будет из "говна и палок". И меняйтесь если понимаете, что это не работает. Важно - это жизнеспособная бизнес модель или интерес клиентов, инвесторов. Самый лучший мотив делать дальше в большинстве случаев.

1
Ответить