[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-158433683", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxbwd&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } } ]
{ "author_name": "Лена Очкова", "author_type": "self", "tags": ["\u043c\u0438\u0445\u0430\u0438\u043b_\u0441\u043c\u043e\u043b\u044f\u043d\u043e\u0432","\u0444\u0438\u043d\u043e\u043b\u043e\u0433","\u043c\u0438\u0445\u0430\u0438\u043b_\u0441\u043c\u043e\u043b\u044f\u043d\u043e\u0432_\u043e_\u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u043e\u0432\u043e\u0439_\u0433\u0440\u0430\u043c\u043e\u0442\u043d\u043e\u0441\u0442\u0438"], "comments": 11, "likes": 21, "favorites": 49, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "12780", "is_wide": "1" }
Лена Очкова
12 527

Работали много, а денег нет — посчитайте баланс

Основатель сервиса для учета денег в малом бизнесе «Финолог» Михаил Смолянов продолжает цикл материалов об основах управленческого учета в бизнесе. В новой статье он рассказал о том, как и зачем учитывать баланс бизнеса.

В предыдущих статьях мы разобрали учет обязательств и денежный поток. Учет обязательств показывает, насколько ваш бизнес прибыльный. Денежный поток помогает предсказать кассовый разрыв и стрясти с клиентов просроченные платежи.

Остался последний элемент пазла — баланс. Баланс отвечает на главный вопрос — «Где мои деньги?»

Что означает баланс

Баланс — это опись всего, что есть в вашем бизнесе на определенный момент. Попробуем примитивный вариант:

  1. Вы создали компанию с уставным капиталом 50 тысяч рублей. Ваш баланс — 50 тысяч.
  2. Вы купили товара на 40 тысяч рублей. У вас осталось 10 тысяч и товар на 40 тысяч. Баланс — 50 тысяч.
  3. Вы продали товар на 40 тысяч, получили выручку 60 тысяч, еще 10 тысяч было. Баланс — 70 тысяч. Бизнес подрос на 20 тысяч.

Если у вас бизнес «купи — продай» с мгновенной оплатой, без отсрочек, предоплат и основных средств, то это все, что вам нужно знать о балансе. Измерьте ваш бизнес сегодня и измеряйте дальше каждые три месяца, и вы будете знать, как он растет.

Если бизнес сложнее, смотрите дальше.

Из чего состоит баланс

Баланс складывается из восьми позиций в двух группах:

Активы Пассивы
Деньги Капитал (то, что собственники вложили в бизнес)

Основные средства (станки, мебель, компьютеры, недвижимость)

Прибыль (пока ее не распределили на дивиденды)

Товарные запасы

Займы (мы взяли у банка или других фирм)

Дебиторская задолженность (клиенты должны нам заплатить)

Кредиторская задолженность (мы должны поставщикам)

Активы — это, грубо говоря, то, что у бизнеса есть и что он может использовать для создания прибыли. Пассивы — это то, за счет чего были получены активы.

Активы по определению равны пассивам. Активы не могут просто появиться из воздуха.

Если у вас есть 100 рублей в активах, то им должно соответствовать что-то в пассивах: либо вы эти деньги вложили в бизнес (тогда это капитал), либо получили в виде прибыли, либо заняли, либо должны кому-то заплатить.

Если у вас на складе лежит товар, то вы либо его купили на уставной капитал (или на прибыль), либо взяли на него кредит, либо должны за него заплатить (тогда это кредиторка).

Не путайте нормальное понимание активов и пассивов с объяснением Роберта Кийосаки. Кийосаки говорит, что актив — это все, что приносит вам деньги в карман, а пассив — все, что деньги из кармана забирает. Это может быть круто для последователей Кийосаки, но не имеет ничего общего с экономикой предприятия.

Активы — это не то, что приносит деньги автоматически. Если у вас на складе лежит товар, еще не факт, что вы его продадите. Активы — это то, что помогает вам получать прибыль.

Пассивы — это не что-то плохое. Прибыль — это пассив. Уставной капитал — это пассив. Вы берете пассивы и превращаете их в активы: например, берете часть капитала и покупаете на него товар. Единственный «плохой» пассив — это кредиторка, то есть ваши долги перед другими фирмами. Но вы же сами в эти долги и влезли.

Как записывать балансовый отчет

Обычно балансовый отчет записывают вместе с двумя другими отчетами: о прибылях и убытках и о движении денег.

Это общий вид балансового отчета. Он показывает все основные свойства бизнеса с точки зрения денег. Теперь попробуем поработать с ним и посмотреть, как меняются показатели.

Как работает бизнес с точки зрения баланса

Допустим, мы запускаем студию мобильной разработки. Двое основателей вкладывают в нее по 500 тысяч рублей, уставной капитал — миллион. Чтобы не было слишком много нулей, примем миллион за 1000 рублей:

На 500 тысяч рублей мы покупаем оборудование в офис. Это основные средства, они отражаются в балансе:

Баланс бизнеса — миллион. Это как бы фотография состояния бизнеса на начало производственного цикла. Мы студия мобильной разработки, наш производственный цикл — это один проект плюс гарантийный срок. В следующий раз мы измерим баланс в конце производственного цикла.

Что произойдет за производственный цикл:

  • Мы подпишем контракт на 800 тысяч рублей.
  • Клиент заплатит нам предоплату 400 тысяч.
  • Мы понесем расходы 400 тысяч на зарплаты сотрудникам.
  • Мы потратим еще 140 тысяч на зарплаты в период поддержки.
  • Клиент попросит отсрочку последнего платежа, потому что бухгалтер в отпуске.
  • Мы докупим оборудования в офис на 200 тысяч. Это основные средства.

Производственный цикл закончился — смотрим на баланс. По документам у нас должна быть прибыль 260 тысяч, то есть мы можем сейчас достать из бизнеса по 130 тысяч дивидендов на каждого основателя и продолжить работу. Смотрим, так ли это:

Хотя бизнес прибыльный, денег в нем сейчас только 160 тысяч. На дивиденды не хватит. Куда закопаны деньги? 700 тысяч — в основных средствах. Еще 400 тысяч — в дебиторке: клиент нам должен постоплату.

Еще один заход

Давайте прогоним еще один производственный цикл, но с другими параметрами:

  1. Так как денег нет, мы займем 400 тысяч рублей у основателей компании, чтобы платить зарплату.
  2. Подпишем договор на миллион.
  3. Получим предоплату 400 тысяч.
  4. Потратим 600 тысяч на зарплаты и поддержку.
  5. Стрясем с нового клиента остаток оплаты — 600 тысяч.
  6. И с первого клиента тоже стрясем 400 тысяч, которые он нам был должен.

Смотрим на баланс:

В бизнесе много денег, но давайте-ка вернем займ:

У нас прибыль 660 тысяч рублей. Основатели решают выплатить себе по 150 тысяч дивидендов, всего 300. Выплата дивидендов считается как распределение прибыли, то есть прибыль в пассивах уменьшается на эту сумму:

Тонкости баланса

Баланс лучше считать между производственными циклами, раз в квартал или раз в год. Считать баланс внутри производственного цикла можно, но это лишено смысла.

На баланс нужно смотреть только в динамике. Посчитали в начале года, в середине, в конце, посмотрели на результат — сделали вывод. Сам по себе баланс на данный момент нужен только для того, чтобы понять, где закопаны деньги.

Чаще всего деньги в бизнесе «закопаны» в основные средства и дебиторку. Если нужны деньги — трясите клиентов и продавайте лишние цацки.

Избыток денег, скорее всего, связан с большой кредиторкой: вы должны банку, основателям, поставщикам, подрядчикам или сотрудникам. Прежде чем выводить деньги из бизнеса, рассчитайтесь по долгам.

Рост компании по балансу — не самоцель. Есть предприниматели, которые на определенном этапе намеренно выстраивают бизнес для работы «в ноль». Например, если руководитель хочет получать доход не через дивиденды, а через зарплату или через разрешенную в России схему с ИП.

В балансе активы всегда равны пассивам. Если баланс не сошелся, значит, вы что-то не учли.

Что дальше

На этой радостной предновогодней ноте мы заканчиваем говорить об основах финансовой грамотности для предпринимателей. В начале следующего года расскажем о том, как читать отчеты публичных компаний и что из них можно узнать.

Берегите финансы и здоровье!

#Михаил_Смолянов #Финолог #Михаил_Смолянов_о_финансовой_грамотности

Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Нейронная сеть научилась читать стихи
голосом Пастернака и смотреть в окно на осень
Подписаться на push-уведомления