[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-158433683", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxbwd&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } } ]
{ "author_name": "Лена Очкова", "author_type": "self", "tags": ["\u0434\u0440\u043e\u043d\u044b","\u0431\u0435\u0441\u043f\u0438\u043b\u043e\u0442\u043d\u0438\u043a\u0438","\u0434\u0440\u043e\u043d\u044b_\u0432_\u0440\u043e\u0441\u0441\u0438\u0438"], "comments": 16, "likes": 18, "favorites": 11, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "12931", "is_wide": "1" }
Лена Очкова
9 314

Как заработать на российском рынке дронов

Рассказ совладельца фотоагентства High Level Александра Лаврентьева

Поделиться

В избранное

В избранном

22 декабря Госдума приняла закон об обязательной регистрации дронов в России. Совладелец фотоагентства High Level Александр Лаврентьев рассказал vc.ru о рынке беспилотных летательных аппаратов в стране и возможных способах на них заработать.

Мы занимаемся профессиональной фотосъемкой уже более семи лет. Сначала мы залезали на крыши высоких жилых комплексов и небоскребов, чтобы сделать эффектные кадры Москвы. Иногда приходили на одну точку по 10–15 раз, ожидая лучшей погоды, необычных облаков, красивого заката или рассвета. С самого начала мы делали ставку не на количество, а на качество и эксклюзивность наших снимков. Усилия не пропали даром — нашей работой заинтересовались девелоперы и стали заказывать архитектурные и видовые съемки.

Затем крупное издательство выпустило несколько больших тиражей нашей книги «Москва с высоты», и это принесло нашей компании известность — мы стали принимать заказы от промышленных предприятий и государственных ведомств. Весной 2015 года мы попробовали снимать с дронов и открыли для себя отличный инструмент, который позволяет делать интересные кадры просто и весьма бюджетно.

High Level photo agency

Из опубликованных отчетов о мировых продажах дронов можно узнать, что только за 2015 год было продано около 4 миллионов единиц беспилотных летательных аппаратов. 65% из них в США и Европе, примерно поровну, еще около 15% ушло в Китай, а остальные 20% разлетелись по другим странам, в том числе и в Россию.

Эксперты говорят, что в нашей стране около 50 тысяч дронов, однако точного количества не знает никто. Официальных данных об общем объеме продаж в России и количественном соотношении между разными моделями также нет. Наши партнеры и официальные дилеры крупнейшего производителя дронов DJI — магазин DroneStars — сообщают, что по итогам 2015 года самой популярной серией беспилотников с долей около 70% стала Phantom, следом за ней идет Inspire, продажи которой составили около 10% от общего количества. Профессиональных моделей для кастомной сборки (Matrice и Spreading Wings) было куплено всего на 8% от оборота, а все остальное, около 12%, составили «игрушечные» дроны без камер.

Представители магазинов говорят, что чаще всего дроны покупают в Москве и Санкт-Петербурге — в регионах их значительно меньше. Например, на весь Волгоград всего два дрона, а это город-миллионник.

Безусловно, падение курса рубля сильно сказалось на продажах. Дроны точно не относятся к товарам массового использования, а теперь они из дорогих игрушек превратились в очень дорогие игрушки. Очевидно, что цена с каждой новой партией будет только расти, а объем продаж — сокращаться. Как ни странно, это на руку предпринимателям, которые зарабатывают на беспилотниках, — разумеется, кроме тех, что специализируются на продаже аппаратов.

Приведенная статистика важна для понимания, каковы перспективы построить бизнес на рынке дронов в России. Из нее следует, что более 80% покупателей приобретают дроны для развлечения, так как серию Phantom нельзя отнести к категории профессиональных решений для аэросъемки, хотя бы из-за технических ограничений по управлению камерой.

Inspire-1 можно отнести к профессиональным инструментам разве что с большой натяжкой: камера хоть и пишет видео в формате 4K, но не позволяет получать качественный результат, например, в пасмурную погоду, а о ночных съемках даже не приходится говорить. Однако при хорошем освещении, а главное, умелом постпродакшне можно получить вполне приемлемую картинку в разрешении 1080, что может считаться коммерческим продуктом. Новая версия камеры, уже поступившая в продажу, частично решает проблему качества, но из-за высокой цены (минимум $4500) ее практически никто не покупает.

Доля профессиональных кастомных решений на рынке мала и в ближайшей перспективе увеличится незначительно. Решающую роль здесь играет дороговизна сборки — от 600 тысяч рублей и выше. Мало кто может потратить такую внушительную сумму на развлечение, а прежде чем вложить эти деньги в бизнес, нужно быть уверенным, что они окупятся.

Область применения дронов для аэросъемки весьма разнообразна: съемка архитектуры, производства, массовых мероприятий, свадеб, осмотр труднодоступных мест — например, трубы ТЭЦ или радиомачты. Заказы можно найти как через рекламные агентства, так и при помощи прямых продаж заинтересованным клиентам.

High Level photo agency

Однако, как я уже сказал, аэросъемка — довольно специфический продукт. К примеру, нельзя от начала и до конца снять свадьбу на дрон. В итоговый ролик попадет лишь несколько пролетов, а всю остальную работу будет выполнять оператор на земле, что, безусловно, скажется на гонораре пилота. Мало какие проекты можно снять только на дрон, и не стоит на это рассчитывать при построении бизнес-модели. Поэтому наша компания занимается продакшном полного цикла — от идеи до готового файла на флешке. Мы используем дрон лишь в качестве вспомогательного инструмента, разбавляя видеоряд интересными кадрами, но не ставим его во главу угла.

Такой подход позволяет нам принимать постоянный поток заказов, а не работать от случая к случаю. Кроме того, в России лишь несколько команд уделяет внимание постродакшну — большинство сдает готовый материал по принципу «и так сойдет». Сами по себе кадры аэросъемки уже сейчас никого не удивляют, но качественных продуктов очень мало. Посмотрите презентационные ролики с дронов — и вы увидите одни и те же проблемы: «заваленный» горизонт, «серые» цвета, «шум» на видео (даже если съемка проводилась днем) и, конечно же, совершенно непрофессиональный монтаж. Зачастую такие ролики появляются у крупных компаний и госкорпораций.

Это связано с несколькими причинами. Например, в регионах дронов слишком мало, а команд, способных сделать хороший продукт, еще меньше. Также зачастую для заказчика оказывается неприемлема сумма гонорара: многие считают, что цена в 200–300 тысяч рублей за ролик ничем не обоснована, и в результате заказ уходит некомпетентным людям. А от качественных презентационных материалов зависит имидж компании, который, как известно, бесценен.

High Level photo agency

Рынок начинает схлопываться: кризис заставляет талантливых менеджеров искать лучшие по соотношению цены и качества решения, поэтому к выбору подрядчиков начинают относиться с большим вниманием. Это помогает компаниям, которые делают действительно качественный продукт: именно они получают больше заказов. На фоне падения объемов продаж профессиональной техники этот рост еще заметнее, так как не появляется новых команд, которые отъедают долю рынка.

Кстати, еще один плюс для бизнеса в кризис: перегретые цены начинают «остывать». Если еще год назад нормой было просить 80–100 тысяч рублей за «мы просто полетаем, что-то снимем и отдадим материал без обработки», то сейчас в смету закладывается примерно 5 тысяч за час полета. Это приведет к тому, что из компаний, специализирующихся только на аэросъемке, останется несколько лучших, а учитывая недостаток дронов в регионах, можно будет получить необходимое количество заказов.

Интересные возможности для развития бизнеса открываются и для людей, которые никак не связаны с творчеством, но хорошо разбираются в электронике. Например, создание небольшой компании, которая занимается техническим обслуживанием дронов. Это может делать даже один человек у себя дома. Далеко не все владельцы дронов обладают достаточными навыками, чтобы самостоятельно провести техобслуживание, но многие понимают, что дрон — техника тонкая и нуждается в регулярном уходе. Гораздо дешевле вовремя устранить небольшую неисправность, чем покупать новый аппарат. Уверен, что таргетированная реклама позволит быстро найти нужное количество заказов. Конечно, это локальный бизнес, который подойдет только для Москвы и Санкт-Петербурга.

Опытные пилоты могут проводить мастер-классы и даже организовывать школы пилотов. Дрон стоит недешево, и вряд ли кто-то захочет разбить его при первом же запуске. Производители наживаются на новичках, делая дроны совершенно неустойчивыми даже к незначительным падениям: практически любое столкновение с асфальтом сказывается на них фатально. В процессе управления много нюансов, и, даже если пилот умеет взлетать и приземляться, это еще не подтверждает его квалификацию и не гарантирует безопасность. Наши партнеры из DroneStars недавно открыли регистрацию на свой воркшоп в Москве и уже собрали полную группу, что лишь подтверждает актуальность проведения подобных мероприятий.

High Level photo agency

Не менее интересное направление развития — реклама на дронах. Можно прикрепить к дрону баннер или что-то более интересное и использовать его при проведении промоакций. Мы уже проводили тестовые полеты, и результаты впечатляют: практически стопроцентное привлечение внимания, очень позитивная реакция и большие возможности для взаимодействия с аудиторией. Такой формат рекламы в диковинку и на Западе, а в России про него вообще никто не слышал. При правильном подходе в ближайшие несколько лет это может стать трендом.

К более экзотическим способам заработать на дронах относится проектирование новых моделей беспилотных летательных аппаратов. Безусловно, конкурировать на рынке небольших «домашних» дронов совершенно бесполезно, но всегда можно создавать дроны для пользы людей. Многие разработки используются спасателями, полицейскими, фермерами, городскими службами. Еженедельно появляются новые разработки, которые активно применяются по всему миру, в том числе и в России. Это достаточно наукоемкое занятий, доступное далеко не всем, что однако не мешает сотням проектировщиков собирать рабочие модели буквально у себя в гараже.

Говоря о способах заработка с помощью дронов, нельзя не упомянуть о законе о обязательной регистрации дронов, принятом 22 декабря 2015 года. Дрон — отличный инструмент, который позволяет снимать головокружительные кадры просто и доступно. Но, как и с любым «окололегальным» массовым увлечением, доступность быстро приводит к плохим последствиям: слишком много людей разного возраста и опыта пилотируют дроны, и некоторые из них делают это не очень успешно. То дрон в слона в зоопарке попадет, то его рядом с аэродромом запустят — что, действительно, неприемлемо.

На сегодняшний день запуск дронов фактически никак не регламентируется. Все запреты отдаются на откуп конкретному полицейскому или представителю частного охранного предприятия, который видит этот запуск. Если полицейскому все равно, можно летать. Если нет — начинаются проблемы.

Наша команда ждала этого закона, ведь при правильном подходе он способен был решить множество проблем и урегулировать полеты. Однако закон в нынешнем виде только ухудшил ситуацию. Мы уже позвонили в «Росавиацию» — орган, который должен отвечать за регистрацию дронов. Нам ответили: «О законе слышали, но как регистрировать, никто не знает». Мы сделали еще несколько звонков компетентным людям и везде получили один и тот же ответ.

Я практически уверен, что за предстоящие 90 дней не будет выработан никакой понятный регламент регистрации — или он будет принят в таком бюрократическом виде, что возможности зарегистрироваться не будет. Это приведет лишь к одному — все полеты будут проводить нелегально. Пилоты как летали, так и будут летать, однако теперь они станут бегать от представителей закона, потому что у тех появится полное право задерживать «нарушителей».

Это не повлияет на нынешний уровень продаж дронов, ведь мало кто из потенциальных покупателей что-то слышал о законе. Что касается обеспечения безопасности полетов — на мой взгляд, пилоты обязаны проходить специальные курсы и сдавать экзамены. Правда, как это урегулирует государство — опять-таки спорный вопрос. Встречал предложение о страховании имущества в онлайн-режиме — мысль отличная, но в нашей реальности это, конечно, фантазия. Впрочем, уверен, что можно найти и другие пути решения этого вопроса.

Уверен, что рано или поздно ситуация с регистрацией прояснится, и это принципиально не повлияет на возможность использования дронов. Подводя итог, хочу еще раз подчеркнуть, что в России есть потенциал для развития бизнеса с применением дронов. Кризис лишь ужесточил правила игры, помогая сильным игрокам и устраняя слабых. Уверен, что это только улучшит ситуацию на рынке и поможет всем его участникам выйти на качественно новый уровень.

#дроны #беспилотники #дроны_в_России

Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Команда калифорнийского проекта
оказалась нейронной сетью
Подписаться на push-уведомления