[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-158433683", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxbwd&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } } ]
{ "author_name": "Саша Мураховский", "author_type": "self", "tags": ["\u0448\u0442\u0440\u0430\u0444\u044b","\u043a\u043e\u0433\u043d\u0438\u0442\u0438\u0432\u043d\u044b\u0435_\u0442\u0440\u0435\u043d\u0430\u0436\u0435\u0440\u044b","elevate","lumosity"], "comments": 13, "likes": 19, "favorites": 12, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "12939" }
Саша Мураховский
10 050

Взялись за ум

К чему приведёт индустрию тренажеров для мозга двухмиллионный штраф Lumosity

Поделиться

В избранное

В избранном

В начале января 2016 года Федеральная торговая комиссия США обязала компанию Lumos Labs — разработчика приложения для развития когнитивных способностей Lumosity — выплатить штраф в размере $2 млн за обман пользователей. Обозреватель vc.ru рассказывает о том, почему Lumosity оштрафовали, работают ли на самом деле такие тренажеры, и приводит соответствующие исследования.

Офис Lumosity в Сан-Франциско

Разговоры о том, что мозг можно модифицировать, начались в 2000-х. В 2008 году профессор Мичиганского университета Сьюзан Джегги провела исследование, в котором проанализировала способность респондентов к решению нестандартных проблем. Исследователь разделила участников на две группы и попросила каждую из них пройти логический тест. Каждый вопрос начинался с утверждения, например, «Все деревья — это цветы. Ни один из цветков — фрукт. Все кусты — фрукты». Респонденты выбирали правильный, по их мнению, ответ из четырех предложенных вариантов.

Перед прохождением теста одна из групп в течение четырёх недель занималась решением задачи «n-назад». Её суть сводится к необходимости определить и указать, встречался ли предъявляемый образ несколько («n») позиций назад. Например, если человеку по очереди показывают латинские буквы, его задача — определить, встречалась ли текущая буква ранее. Результаты оказались впечатляющими.

Участники, решавшие задачу «n-назад», не только гораздо лучше справились с тестом — их показатель IQ также возрос на несколько (в среднем, шесть) пунктов.

Большинство научных исследований редко набирают более 5-10 упоминаний в изданиях, журналах и сайтах. Работа Джегги за 8 лет была процитирована больше 800 раз — для научной работы это действительно много. Психолог Роберт Стернберг назвал исследование «решающим в спорах о том, поддаётся ли человеческий мозг тренировке».

Однако методология исследования имела существенные недостатки. Во-первых, исследователи не предусмотрели контрольную группу плацебо. Во-вторых, некоторые участники проходили 10-минутный тест, другие — 20-минутный. В-третьих, и это главный довод противников когнитивных тренажеров, Джегги и её коллеги дали всем участникам одинаковый тест. Это поставило под сомнение впечатляющие результаты — те, кто получил большее количество баллов, не обязательно были умнее, они могли быть лучше в конкретной задаче.

Впрочем, многим недостатки исследования показались неубедительными и индустрия когнитивных тренажеров начала развиваться. Самым известным тренажером стал Lumosity, который компания Lumos Labs выпустила в 2007 году. За 8 лет количество пользователей сервиса выросло до 70 млн.

На сайте сервиса сказано, что для положительного эффекта пользователю нужно проводить за игрой 10-15 минут три-четыре раза в неделю. Игрокам доступно 50 игр, сложность которых увеличивается после достижения определённого уровня. Игровая механика разная, в одной из игр нужно менять направление движения поезда, чтобы он заехал на нужную станцию. В другой — по памяти воспроизводить пары одинаковых карточек или на время вводить слова, начинающиеся с указанных букв. Играть можно бесплатно, но чтобы сравнивать свои показатели с другими пользователями, открыть все 50 игр и тренироваться больше, нужно купить подписку. Она стоит $11,95 в месяц или $299,95 пожизненно.

Одна из мини-игр. Её цель — придумать наибольшее количество слов, начинающихся с указанного слога

Вовлечённость в игру повышается за счёт механик геймификации. Пользователь всегда видит Lumosity Performance Index (LPI) — усреднённый показатель своих умственных качеств: скорости, памяти, внимания, гибкости мышления и способности к решению проблем. Начальный LPI равен 1 000, но чем больше и эффективнее пользователь играет, тем быстрее растёт его LPI. Во-вторых, игр много и они простые — игровой процесс не тяготит, и пользователю кажется, что он играет в обычную игру. Но преодоление предыдущих рекордов и мотивационные сообщения от Lumosity напоминают пользователю, что он делает полезное дело, не только играя, но и развивая свои умственные способности.

На этом Lumos Labs делает особый акцент. На сайте есть раздел, в котором находятся исследования, проведённые онлайн-платформой HCP — The Human Cognition Project. Исследования направлены на изучение влияния когнитивных тренажеров на мозг, риск заболевания и развитие умственных способностей. Несмотря на большую выборку респондентов и исследователей из известных вузов, верить отчётам сложно — HCP, как и Lumosity, создана Lumos Labs, а назвать компанию незаинтересованной в результатах изыскания нельзя.

В начале января 2016 года Федеральная торговая комиссия США обязала Lumos Labs выплатить штраф в размере $2 млн. Компания, по утверждению суда, обманывала пользователей, заявляя, что регулярные упражнения замедляют развитие слабоумия, болезни Альцгеймера и потери памяти с возрастом. Рекламная активность Lumos Labs включала в себя ролики на телевидении, радио и аудиорекламы в интернет-сервисах. Пользователям бесплатной версии стримингового сервиса Spotify через каждые несколько песен напоминали о том, что они могут развить свой мозг, скачав Lumosity. Редактор издания BigThink Натали Шумейкер вспоминает, что каждое утро, включая радиостанцию NPR, она слышала о том, что 15 минут игры предохранят её мозг от старения.

В своей рекламе Lumos Labs играла на самых глубоких страхах человека — старении и невозможности адекватно мыслить в старости.

Изначально сумма штрафа Lumos Labs составляла $50 млн, но затем была снижена до $2 млн «из-за финансового состояния компании». По условиям соглашения, компания также даст пользователям, зарегистрировавшимся в период с 1 января 2009 года по 31 декабря 2014 года, возможность отменить подписку и вернуть деньги.

Актриса Эмили Греко в рекламной кампании Lumosity на телевидении

В официальном заявлении компании говорится, что они готовы выплатить штраф, но нет информации о том, согласны ли они с обвинениями. В этом же заявлении представители компании упоминают об исследовании, проведённом в прошлом году. В результате выяснилось, что пользователи Lumosity, играющие 5 раз в неделю в течение 10 недель, «имели более высокую нейропсихологическую производительность», чем те, кто в течение этого времени решал кроссворды. Исследование финансировалось Lumos Labs.

Фокус нашей компании останется прежним: мы продолжим продвигать когнитивные упражнения и осуществлять вклад в развитие этой технологии.

— PR-менеджер Lumos Labs

В независимых исследованиях результаты Lumosity не так хороши. В 2013 году психолог университета Флориды Вэлери Шут и её коллеги сравнили влияние на умственные способности Lumosity и компьютерной игрой Portal 2. Оказалось, что даже в сравнении с ней когнитивный тренажер проигрывает.

Исследователи разделили игроков на две группы — первая 8 часов подряд играла в Portal 2, вторая — столько же времени в Lumosity. Работа Шут состояла из трёх этапов, на каждом из них анализировали одно из качеств игроков: способность к решению проблем, ориентация в пространстве и концентрация. Во втором тесте с большим отрывом победили игроки в Portal 2, в первом и третьем — они же, но с небольшой разницей.

Представители научной организации «Общество Макса Планка» считают, что когнитивные тренажеры не оказывают особого влияния на умственную активность.

Когнитивные тренажеры не спасут вас от слабоумия. Да, как и любая умственная деятельность, они полезны в старости. Но с таким же успехом вы можете изучать новый язык, решать математические задачи или изучать что-то новое.

— психолог Свенд Гиртсен

По мнению ученых, сейчас не существует аналитических инструментов, которые позволяют понять, есть ли положительный эффект от когнитивных тренажеров. Они советуют проходить лишь те упражнения, которые хоть как-то сочетаются с реальной жизнью — несмотря на то, что регулярные упражнения в Lumosity позволят, к примеру, всё быстрее направлять вагончик на нужную станцию, пользы от этого будет мало.

Библиотека в офисе Lumosity

Некоторые ученые сравнивают когнитивные тренажеры со змеиным маслом. В Европе 19 века этот продукт продавали как панацею от десятков болезней, несвязанных ни логикой, ни общими симптомами: ревматизм, рака, кожных заболеваний и простуды. В 1906 году, когда Администрация по контролю за продуктами питания и лекарствами признала змеиное масло фиктивным продуктом, выражение «торговец змеиным маслом» стало синонимом слову «шарлатан».

Lumos Labs — не первая компания, которую Федеральная торговая комиссия штрафует за ложные медицинские обещания. В феврале 2014 года за обман пользователей были оштрафованы разработчики приложений Mole Detective и MelApp на $17 000 и $3 000. Оба разработчика утверждали, что приложения помогают определить симптомы меланомы с помощью камеры смартфона. Пользователю нужно скачать приложение, сделать фотографию кожного покрова и подождать результата анализа — приложения оценивали риск возникновения меланомы от низкого до высокого. Оба приложения впоследствии были удалены из магазинов.

В сентябре 2015 года комиссия оштрафовала разработчика приложения Ultimeyes компанию Carrot Neurotechnology. В рекламных материалах утверждалось, что приложение помогает улучшить зрение пользователей, однако доказательств этому не было. Цена Ultimeyes варьировалась от $5,99 до $9,99, и за три года сервис принес компании доход в размере $350 тысяч. Сумма штрафа, которую Carrot Neurotechnology выплатила в Фонд защиты прав потребителей, составила $150 тысяч. После изменения рекламных материалов приложение снова появилось в App Store и Google Play.

Руководитель российского сервиса для развития мозга «Викиум» рассказал vc.ru об эффективности когнитивных тренажеров.

Сергей Белангенеральный директор онлайн-сервиса «Викиум»

Штраф Lumosity получили не безосновательно. Ждет ли других игроков та же участь — вопрос, пожалуй, морально-этических принципов руководства таких компаний и юрисдикции, в которой они находятся.

Понятно, что это бизнес и он должен зарабатывать, но определенно не путем запугивания людей и предоставления им непроверенных утверждений и обещаний, что их продукт поможет предотвратить слабоумие и болезнь Альцгеймера. Играть на страхах общества — мягко говоря неправильно.

Тем более, факт того, что когнитивные тренажеры работают и тренировки на них результативны, подтверждён рядом исследований и не ставится психологами под сомнение. Другой вопрос — что такие тренажеры развивают и тренируют? И именно тут начинается путаница. Основное заблуждение — тренажеры развивают интеллект. Это не так, тренажеры приводят к повышению рабочей памяти, к улучшению свойств внимания (концентрация, объем, переключаемость, устойчивость), скорости мышления, но не развитию интеллекта.

Вот несколько исследований, подтверждающих действенность когнитивных тренажеров: 1, 2, 3. Данные работы доказывают то, что интеллект не улучшается, но не опровергают того, что когнитивные тренажеры работают.

Ученым не даёт покоя оригинальное исследование Джегги, которое дало начало индустрии когнитивных тренажеров. В 2013 году ученый Дэвид Хэмбрик и его коллеги повторили его. Они дали двум группам 17 разных тестов вместо одного, добавили контрольную группу плацебо и дали всем участникам разные вопросы. Участники, тренировавшиеся с помощью когнитивных тренажеров, справились с тестом так же, как и остальные. Затем подобное исследование провела еще одна группа ученых. Результат оказался неизменным — несколько недель умственных тренировок не дали подопытным никакого преимущества.

К концу 2013 года существовало уже 23 исследования когнитивных тренажеров. Исследователи Моника Мэлби-Лерваг и Чарльз Холм провели мета-анализ всех работ. В каждом из них положительный эффект занятий равнялся статистической погрешности.

#штрафы #когнитивные_тренажеры #elevate #lumosity

Статьи по теме
Тренажёр для мозга Lumosity оштрафован на $2 млн за обман пользователей
Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

0 новых

Популярные

По порядку

Прямой эфир

Нейронная сеть научилась читать стихи
голосом Пастернака и смотреть в окно на осень
Подписаться на push-уведомления