[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-158433683", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxbwd&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } } ]
{ "author_name": "Anatoly Burchakov", "author_type": "self", "tags": ["\u043c\u043d\u0435\u043d\u0438\u044f","\u0441\u0442\u0430\u0440\u0442\u0430\u043f\u044b","\u043a\u0440\u0438\u0437\u0438\u0441","\u0438\u0434\u0435\u0438_\u0434\u043b\u044f_\u0431\u0438\u0437\u043d\u0435\u0441\u0430"], "comments": 71, "likes": 46, "favorites": 54, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "13165", "is_wide": "1" }
Anatoly Burchakov
37 390

Какой бизнес стоит запускать во время кризиса — мнения российских инвесторов

Редакция vc.ru узнала у российских инвесторов и предпринимателей, какие сферы бизнеса они считают наиболее перспективными в условиях падающей экономики.

Петр Лукьянов,управляющий партнер Phystech Ventures

Мы занимаемся технологическими компаниями, и для многих из них кризис становится временем возможностей. Он в определенном смысле снимает барьеры для выхода на рынок новых технологических продуктов. Консервативный клиент, который в иных условиях не видел принципиальной необходимости внедрять новые решения, сейчас готов рассматривать все возможности, позволяющие оптимизировать бизнес, поскольку это единственный способ выжить.

Новые технологии в кризис — это как лекарства: от ОРВИ лечатся по старинке, а вот в случае заболевания с неизвестным исходом готовы принять и экспериментальные препараты. Поэтому востребованными оказываются компании, которые могут предложить подобные решения.

Например, одна из наших портфельных компаний — «Перфобур», нефтесервисная компания, разрабатывающая технологии повышения нефтеотдачи старых скважин на основе радиального бурения. В условиях заморозки новых проектов технологии такого класса позволяют сохранять уровень добычи без существенных капитальных затрат, поэтому интерес к ним в значительной мере растет без оглядки на цены на нефть.

Еще один кейс — портфельная компания Raxel Telematics, которая предоставляет телематические сервисы для КАСКО крупным страховым компаниям. Экономический кризис серьезно скорректировал развитие рынка страхования в России, а КАСКО для многих игроков стал убыточным направлением. Поэтому продукты, которые разрабатывает Raxel, оказались крайне востребованным инструментом для снижения этой убыточности на 20-40% и увеличения пула лояльных клиентов.

Российские технологические компании, рассчитывающие на рост в условиях экономического кризиса, обязательно должны планировать международную экспансию. Ориентация на экспорт позволяет российским компаниям вполне комфортно чувствовать себя даже там, где международные игроки будут работать на грани убыточности.

Опять-таки, пример из нашего портфеля — компания «Геонавигационные технологии» (Geosteering technologies Inc), которая разрабатывает продвинутый софт для геонавигации и геомеханики, а также занимается сопровождением бурения горизонтальных скважин.

В США геологическая проводка одной скважины обходится в $5-7 тысяч, и для большинства американских игроков это грань рентабельности. Компания, расходы которой — рублевые, может вполне рентабельно работать при уровне цен $2-3 тысяч за скважину.

Дмитрий Чихачев,
управляющий партнер Runa Capital

Мы инвестируем в ИТ, поэтому я буду рассуждать в рамках этой отрасли. В разработке ПО видим сейчас 2 перспективных направления, в которых активно занимаемся поиском стартапов.

Во-первых, снижение издержек для традиционного бизнеса за счет внедрения информационных технологий – например в финансовой сфере, образовании, медицине, розничной торговле, управлении.

Во-вторых, экспортный потенциал за счет снижения стоимости отечественной разработки сложных программных продуктов — например, в области компьютерной безопасности, больших данных, машинного обучения.

Конечно, спектр возможностей гораздо шире и выходит за рамки ИТ-индустрии, но два фактора, которые я выделил (снижение издержек и экспортный потенциал), работают и в других областях экономики.

Андрей Романенко,
акционер Run Capital

Постулатом для проектов, реализуемых в кризис, должна быть востребованность, хотя я считаю, что это требование необходимо в любое время, но в кризис этот вопрос стоит наиболее остро. В этот период невозможно навязать продукты и сервисы, несущие дополнительные затраты, так как экономия выходит на первый план. Соответственно, успешными смогут стать проекты, растущие за счёт виральности, а не требующие больших маркетинговых бюджетов.

Что касается направлений проектов, то востребованными могут быть финансовые советники, краудфандиговые проекты — инструменты, которые позволяют как минимум сохранить средства или получить кредит. Это обусловлено тем, что классические финансовые инструменты теряют свою привлекательность, а объем кредитования значительно снижается из-за повышающихся рисков.

Повышается привлекательность онлайн-платформ, соединяющих заказчиков и исполнителей — сервисов, позволяющих исключить посредников и агентов, тем самым сокращая стоимость и время получения сервиса.

Также, как показывает мировой опыт, в кризисный период популярными становятся проекты, оптимизирующие бизнес-процессы и снижающие стоимость требуемых сервисов.

Игорь Рябенький,управляющий партнер AltaiR Capital

Единого рецепта нет. Если идти в традиционный бизнес, нужно привязываться к реалиям сегодняшнего дня, и я бы шел в те направления, которые отличаются наличием устойчивого спроса. При этом смотрел бы, имею ли я какие-то способности и преимущества. В частности, шел бы в нечто, связанное с повседневными потребностями людей, типа питания, медицины, обучения. Это вещи, которые нужны людям каждый день.

Другое дело, что рынок схлопывается, а конкуренция большая. Так что я искал бы какую-то уникальную, пусть даже и небольшую нишу. Достигал бы преимущества за счет лучшего расположения, лучшего сервиса, лучшего понимания, лучшего продукта.

Если брать онлайн-бизнес, общий тренд — везде повышательный. Но в связи с ухудшением экономической ситуации, в первую очередь в связи с нестабильностью валютных курсов, есть падение покупательской способности, которое заставляет страдать компании, работающие чисто в рублевом секторе. Поэтому я бы шел в более легкие продукты: делать что-то тяжеловесное технологическое — можно тупо не поднять денег, не прокормить людей. Решения должны быть рассчитаны не только на рынок России. У них должна быть хорошая экспортная составляющая.

Если человек четко хочет делать что-то технологическое, перед тем, как нырять в этот бизнес, нужно убедиться, что есть сильные финансовые партнеры, которые позволят удержать этот бизнес на плаву хотя бы в ближайшие два-три года.

Дмитрий Калаев, директор акселерационных программ Фонда развития интернет-инициатив

В кризисе потребление занимает две полярные позиции: с большими суммами добавляется прагматизма, с небольшими суммами «на себя любимого» добавляется импульсивности. Первое происходит, так как денег становится меньше. А второе — потому что светлое будущее начинает казаться призрачнее и острее хочется жить здесь и сейчас.

Что из этого следует для ИТ-предпринимателей. На полюсе импульсивного потребления растут игры, музыка, видео, гэмблинг и нелегальный контент всех мастей. На полюсе рационального — все, что помогает или больше заработать (в это поверить труднее), или весомо сэкономить уже сейчас.

Естественно, вырос и будет продолжать расти локальный туризм. Сильно увеличилось желание зарабатывать не в рублях — это толкает выходить сразу на международные рынки. Если смотреть на инвестиционные запросы бизнес-ангелов и фондов, то вырос спрос на стартапы с оборотом в валюте и на стартапы, зарабатывающие с первого дня.

Что со всем этим делать? Во-первых, запускать бизнес-модели, которые с первых транзакций позволяют положительную unit-экономику. Во-вторых, делать продукт сразу за пределы России. Еще лучше иметь «два в одном» — положительную экономику на международном рынке. Стартовать в кризис лучше, так как смельчаков меньше, а на выходе из кризиса у вас будет задел перед конкурентами. При этом если вы выстоите в кризис, то все остальное покажется легкой прогулкой.

Пара конкретных советов. Офлайн-ритейл ищет решения для оптимизации своих процессов, и повышение рентабельности даже на доли процента для крупных игроков очень желательно. Банкам сложнее стало зарабатывать на кредитах — нужны дополнительные средства монетизации клиентов. Ряд отраслей бурно растет и вообще не очень считается с затратами, а ориентирован на повышение доли рынка, например, производители сыров.

Вообще, кризис — это всегда подвижки рынка. Подвижки рынка — это большие возможности, которых раньше не существовало. Ищите их и никому не говорите про то, что нашли.

Евгений Гордеев,управляющий партнер Russian Ventures

Ниш много, но есть несколько основ, которых я бы сейчас придерживался.

Маркетплейс, где продавцы находят покупателей. В кризис это особенно интересно всем — если раньше покупатели как из рога изобилия валились на голову, только успевай чеки выбивать, то сейчас все ищут новые каналы сбыта, новые формы продвижения.

И бизнес, и люди – продавцами теперь, как мы знаем, могут быть все — я бы вообще больше смотрел на индивидуалов, которые могут что-то продать, оказать. Конечно, индивидуалов больше, но бизнес охотней платит. У бизнеса горит все — аренда, зарплаты, товары лежат, поэтому они охотней платят за любые улучшения продаж.

Комиссия — 10-30% за то, что вы поможете человеку или бизнесу что-то продать. Собирайте отзывы покупателей, это даст стимул продавцам хорошо себя вести, добавит уникальность продукту. Покупатели любят почитать или просто отсортировать по рейтингу.

Есть не только мобайл — несмотря на то, что убер-шмубер теперь как ориентир для всех, в вебе осталось много незакрытых ниш. Веб вообще хорош для тем, когда выбирать надо долго, иногда днями, и много читать, общаться. Но всегда делайте мобильный лендинг — стоит копейки, проверяет конверсию.

Не берите комиссию вперед, не гоняйтесь за продавцами — если сервис классный, они сами будут бояться из него выпасть. Представьте, что такое для курьера с рейтингом — потерять свой профиль в YouDo.

Ориентируйтесь на то, что дает с каждой сделки 500-1000 рублей. Если меньше, то нужны очень большие количественные обороты. Если больше, то клиент может долго выбирать, а транзакция — долго закрываться.

Привлекайте покупателей реферальными программами типа «Подари скидку другу 500 рублей, получи сам 500 рублей» — запустить ее почти ничего не стоит, вы просто отложите свою комиссию до второй-третьей покупки. К тому же в 50% случаев люди узнают о вашем сервисе, но забудут ввести или забрать свои 500 рублей. Стройте сразу мощную аналитику, с ней вы быстро сможете перейти к партнерским схемам и оплатой по CPA, за покупки или лиды.

Не усложняйте функциональность, разрабатывайте только то, что реально надо автоматизировать — все остальное могут выполнить люди привычным ручным трудом. Если можно что-то делать в Excel, делайте это там. Если нужно разослать точечные сообщения, рассылайте руками.

Конверсия важней всего — старайтесь любыми способами сконвертировать человека в следующий шаг, только так вы узнаете, что работает: если у вас упрощенный мобильный лендинг, конвертируйте в звонки, если сложная система выбора, то в быстрый запрос, если транзакция подвисла на несколько дней, напомните мейлом... Пушить надо всегда!

Старайтесь собирать любые контактные данные — по телефону можно потом ненавязчиво звонить, из мейла вытягивать на действие, пушами напомнить вовремя об акции. Пока продаж мало, основная ценность — база лидов.

#Мнения #стартапы #кризис #идеи_для_бизнеса

Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Компания отказалась от email
в пользу общения при помощи мемов
Подписаться на push-уведомления