[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-158433683", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxbwd&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } } ]
{ "author_name": "Лена Очкова", "author_type": "self", "tags": ["\u043c\u0435\u0433\u0430\u043f\u043b\u0430\u043d","\u043a\u0440\u0438\u0437\u0438\u0441","\u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u043e\u0432\u0430\u044f_\u0433\u0440\u0430\u043c\u043e\u0442\u043d\u043e\u0441\u0442\u044c","\u0441\u0435\u0440\u0433\u0435\u0439_\u043a\u043e\u0437\u043b\u043e\u0432"], "comments": 57, "likes": 17, "favorites": 19, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "13219" }
Лена Очкова
8 324

«Пока финансы не спели романсы»

Генеральный директор «Мегаплана» об управлении активами

Поделиться

В избранное

В избранном

Генеральный директор платформы для автоматизации бизнеса «Мегаплан» Сергей Козлов подготовил для «Больших планов» текст, в котором подсчитал, во сколько раз обесценилась российская валюта, рассказал о кризисном опыте «Мегаплана» и посоветовал, как лучше обращаться с деньгами.

Редакция vc.ru публикует материал с разрешения автора.

Мы привыкли жить на широкую ногу: есть деньги — гуляем, нет — заработаем. Такое отношение простительно в спокойные периоды, но в сложной ситуации вы под ударом. Так произошло с кризисом: успешные компании, пировавшие в хорошие времена, разорились, отцы семейств затянули пояса. Проблема не в кризисе — проблема в неправильном отношении к деньгам.

Эта статья разочарует руководителей отделов, предпринимателей, новичков в финансовом планировании и даже домохозяек. Только не в негативном смысле, как принято воспринимать слово «разочарование», а в позитивном. Разочарование — избавление от чар или иллюзий. Если вам слишком дороги воздушные замки, не читайте.

Вы потеряли больше, чем думаете

Первое разочарование банально: вы не умеете считать. Не умеете или не хотите. Часто интернет-эксперты в размышлениях о кризисе упоминают, что рубль обесценился в три раза. На первый взгляд, логично: доллар стоил 30 рублей, а сейчас стоит 80. Не так уж и много. Ничего, выживем. Мы уже привыкли и даже стали шутить на эту тему. Вот так, например:

Встречать невзгоды с юмором у нас в менталитете. Это неплохо, но трезвый взгляд на вещи никто не отменял. Если посмотреть немного дальше, чем на 2014 год, станет очевидно: мы потеряли гораздо больше, чем кажется. Давайте посчитаем.

В 1990 году официальный курс доллара — 63 копейки. Сегодня — 80 рублей. Кажется, что разница за 25 лет не так велика. Но мы забыли про деноминацию 1998 года. Считаем, как сильно упал рубль по отношению к иностранной валюте за 18 лет. Это просто:

80 (текущий курс) * 1000 (рублей с учетом деноминации) / 0,6 ≈ 130 тысяч раз

В то время обменять рубли на доллары официально было сложно. Но даже если взять неофициальный курс, когда «с рук» меняли доллары по 6 рублей, получится падение в 13 тысяч раз. За 18 лет рубль обесценился по отношению к доллару в 13 тысяч раз. Вы зарабатываете в рублях, но тратите в долларах на импортные товары и путешествия.

Упал рубль в три раза или в 13 тысяч — разница велика. Эта разница между вашими иллюзиями и реальностью. Когда очередной банк рассказывает, как выгодно хранить деньги на рублевом депозите или откладывать на пенсию в рублях, — не верьте. Заработают только они на вас, а вы потеряете.

Предположим, в 1990 году вы положили в банк 10 тысяч рублей (1600 долларов) с процентной ставкой 50 и без ежемесячных взносов. Считаем по формуле сложного процента. В 1997 году у вас на счету оказалось 500 тысяч рублей, или 83 доллара. В 1998 году деноминация отняла три ноля от 500000, и они превратились в 500 рублей.

Вы снова кладете эти деньги в банк, но теперь с процентной ставкой 12%. В конце 2015 года у вас на счету 4000 рублей, или 50 долларов. Слишком мало для обещанной безбедной жизни.

Если бы вы перевели рубли в доллары, у вас так и осталось бы 1600 долларов, или по сегодняшнему курсу 128 тысяч рублей.

Не верьте обещаниям и иллюзорным замкам. Купите лучше наличные доллары и спрячьте подальше. Желательно не дома и не в огороде: не дайте грабителям или домработнице похитить то, что нажито непосильным трудом. Подойдет банковская ячейка. Даже если банку конец, ваши сбережения не пострадают.

Вы путаете активы и пассивы

Второе разочарование — мы финансово безграмотны. Люди путают активы и пассивы. Особенно это заметно в кризис. В попытке сохранить сбережения вы вкладываете деньги в машину или квартиру — и теряете их.

В «жирный» 2007 год товарищ купил премиальную машину — BMW купе в максимальной комплектации. Тогда она стоила 2,4 миллиона рублей, или 100 тысяч долларов.

Прошло восемь лет, и он решил ее продать. Ездил мало и аккуратно. Для него она по-прежнему стоит не 100 тысяч долларов, но хотя бы 50. Увы: дороже 900 тысяч рублей ее уже не продать. А перекупщики-салоны не дадут и больше 700 тысяч рублей. Так 100 тысяч долларов превратились в 11 тысяч за восемь лет.

У товарища в голове не укладывается такая арифметика. Но рынок жесток: купил дорогую игрушку — спиши всю сумму на расходы. Этих денег больше нет.

Важно понимать, во что вкладывать деньги. Актив — то, что приносит доход, а пассив сжирает деньги. Если бы товарищ сдал машину в аренду таксопарку, то она стала бы активом. Думайте, куда вы вкладываете и стоит ли это делать. Может быть, в банковской ячейке все же надежнее?

Деньги инвестора заканчиваются

Третье разочарование — мы не умеем управляться с большими суммами. Все мы умные и сообразительные. У нас полно идей, но нет денег на их реализацию. Вы сетуете, мол, сорвать бы большой куш в лотерею или получить внезапное наследство от бабушки из Австралии, тогда заживем! Не заживем. Не потому, что вы глупы, а потому, что неправильно относитесь к деньгам.

На прошлой неделе в интернете гремела история про семью Мухаметзяновых из Уфы. В 2001 году они выиграли в лотерею «ТВ Бинго шоу» миллион долларов. Даже по старому курсу это 28 миллионов рублей. В 2016 году от выигрыша не осталось и следа.

Мать семейства умерла, отец и двое взрослых сыновей не работают. Живут на деньги от сдачи в аренду купленной когда-то квартиры — единственное их вложение. Остальные деньги промотали: раздали друзьям, купили дорогие подарки родственникам. О будущем не думали и жили по принципу игроманов: «Выигрыш есть — можно поесть».

Таких историй миллионы. Комментарии к ним обычно одинаковые: «Вот дураки! Лучше бы мне достались эти деньги, я бы их с умом использовал». Пустословие.

Когда приходят деньги — будь то выигрыш в лотерею, прибыль от выгодной сделки или вливания щедрого инвестора, — мозг у большинства людей отключается. Эйфория от успешной жизни затуманивает глаза. Теперь можно позволить все, в чем отказывал себе долгие годы. Так было и в «Мегаплане».

В конце 2011 года «Мегаплан» получил мощную финансовую поддержку от инвестора. Забурлила жизнь. Вложили деньги в большую рекламную кампанию: надеялись, что раскрутимся и заполучим богатых клиентов. «Мегаплан» был везде: на радио, в «Ведомостях», на «Усадьбе Jazz». По выражению моего товарища, реклама звучала даже из тостера.

Численность персонала росла как на дрожжах. Людей нанимали пачками — особенно дорогих и бесполезных. К концу 2012 года вместо 66 человек в штате было уже 150.

А потом наступило прозрение: рост выручки перестал поспевать за ростом затрат на рекламу и персонал. Новых поступлений от инвестора мы не ждали. Надо было срочно пересматривать расходы. Мы сократили рекламный бюджет, уволили маркетологов и других лишних людей.

Легко и приятно нанимать людей, рассказывать о больших перспективах и светлом будущем — а увольнять долго, неприятно и затратно. Сразу оказывается, что у увольняемого семеро по лавкам, а сам он человек бедный, и родственники у него на попечении. Иногда и нетрудоспособные — были такие случаи.

За трудовую жизнь мне пришлось уволить порядка 200 человек. Это морально тяжело: ты сам нанимал ребят и сам же от них отказываешься. Такова плата за неправильное отношение к деньгам. Взять обязательства легко — избавиться от них сложно. С другой стороны, уволить плохого менеджера по продажам — значит дать ему возможность стать хорошим барменом или музыкантом. Прежде надо решить, кому дать «путевку» в новую жизнь.

Я составил таблицу: фамилии людей и их зарплаты гросс. Поскольку я на стороне работодателя, учитывал именно гросс плюс обязательные налоговые платежи.

Отсортировал список от большего к меньшему и, просчитав выручку, на которую мы должны выйти в ближайшее время, выделил красным, кого отпустить. Оценивал людей по такому принципу: без кого мы сможем так же работать дальше и что потеряем.

Пока расходы превышали планируемую выручку, я вычеркивал людей из списка. Так мы вышли на безубыточность. За год с начала оптимизации сократили штат вдвое, а в августе 2013 года достигли точки безубыточности и даже вышли на первую прибыль в полмиллиона рублей.

При сокращении важно учитывать затраты на выплаты за неиспользованный отпуск, издержки при досрочном расторжении трудового договора и затраты на процедуру сокращения.

При увольнении, помимо стандартных выплат, работник получает выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а в течение следующих двух месяцев, если не найдет работу, — среднюю зарплату. Если работник спустя два месяца не нашел работу, хотя обращался в службу занятости населения, придется оплатить и третий месяц.

Эти затраты нужно учитывать при сокращении. Их можно было бы избежать, если не пировать в хорошие времена, а относиться к деньгам трезво.

Трезвый взгляд

После кризиса 1998 года ситуация налаживалась быстро, с каждым годом экономика стабилизировалась. По опыту прошлых лет мы и к этому кризису относились так же. Сейчас очевидно, что сходства минимальны: страна вошла в стадию затяжного экономического кризиса. Но отчаиваться не стоит, экономика циклична: после спада всегда бывает подъем. Вопрос — когда?

Пока ждете этого «когда», стоит поучиться на своих ошибках и пересмотреть отношение к деньгам. Думать о подушках безопасности и оптимизировать расходы нужно всегда. Набрать обязательств легче, чем потом от них избавиться.

В декабре 2014 года я создал для работников обсуждение в «Мегаплане». Призвал относиться к финансам трезво и дал несколько советов, как это сделать. Они помогли и мне, и работникам. Возможно, пригодятся и вам.

  • Избавьтесь от долгов и пассивов. Если в семье две машины, одну продайте. Машина — это пассив. Она требует расходов, но ничего вам не приносит. Думайте об активах и пассивах. Вкладывайте деньги в активы.
  • Держитесь за рабочее место. Не меняйте работу, даже если совсем невмоготу и вам предложили суперперспективный новый проект. Стартапам в кризис выживать сложнее. Поменяете работу — и при первой же необходимости вас выгонят за дверь. Даже если новый работодатель вас ценит, в экстренной ситуации он скорее сократит новенького, чем уже зарекомендовавшего себя «старичка».
  • Воздержитесь от крупных покупок. Чтобы сохранить небольшие сбережения, многие вкладывают деньги в драгоценности, меха, машины или берут ипотеку. Так вы не сохраните деньги, а уничтожите. В нестабильной экономической ситуации неизвестно, когда вы сможете продать драгоценности: у людей не будет на это денег. Мех стареет, машина сразу после покупки падает в цене на 30%, а ипотека — кабала.
  • Храните деньги в долларах и евро в банковских ячейках. Даже если запасы небольшие, лучше приобрести иностранную валюту. Она стабильнее, чем рубль. Накопления в рублях под самые высокие проценты в банке — это слишком рискованно в сегодняшней ситуации. Неизвестно, что будет с рублем через год.
  • Скорректируйте ежедневные расходы. Несмотря на финансовые подушки, богатых инвесторов, кризисы, экономические ситуации в стране и компании, оптимизируйте расходы. У нас принято ждать, «пока петух клюнет», и только потом срочно начинать экономить — отсюда недостаток денег. Пересматривать расходы, корректировать их нужно раз в месяц. Это касается и личных финансов, и финансов компании.

#мегаплан #кризис #финансовая_грамотность #Сергей_Козлов

Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

0 новых

Популярные

По порядку

Прямой эфир

Нейронная сеть научилась читать стихи
голосом Пастернака и смотреть в окно на осень
Подписаться на push-уведомления