Ловушки повышения: как эффективно руководить бывшими коллегами

Путь к долгожданному повышению обычно связан с усердной работой, вдумчивым профессиональным развитием и достижением целей. И когда первая руководящая должность уже в кармане, кажется, что дальше все будет проще: рутина отойдет на задний план и можно будет заняться по настоящему важными, стратегическими задачами.

Однако на практике так бывает далеко не всегда. Согласно исследованию CCL, 26% менеджеров считают, что они не были готовы вести за собой коллектив на старте работы в качестве руководителя. При этом 20% сотрудников уверены, что начинающие руководители плохо справляются со своей работой.

Молодые управленцы часто встречают сопротивление со стороны коллег, которые теперь превратились в подчиненных. Они могут не обращать внимания на указания, не соглашаться с решениями и срывать сроки выполнения задач. В этой статье пойдет речь о типичных ошибках управленцах-новичков и ключевых принципах, которые позволяют выстроить эффективную работу команды.

Ошибка 1. Не менять правила коммуникации

Отношения между коллегами могут быть разными. Кто-то соблюдает нейтралитет и общается с коллегами только по работе, а кто-то выстраивает более близкие отношения и даже заводит крепкую дружбу. Но любой начинающий руководитель, который только что получил повышение, сталкивается с тем, что коллеги поначалу не воспринимают его как начальника. И главная причина — это неправильно выстроенные коммуникации.

Даже если среди подчиненных оказались ваши друзья, близкие отношения должны остаться за дверью офиса. Важно настроиться на новый формат общения и донести эту позицию до сотрудников. Так вы существенно сократите время на перестройку ролей в коллективе.

Что делать

Конечно, не стоит превращать общение с подчиненными в сугубо формальные отношения. Для хорошего руководителя тоже важна эмпатия. Но стоит максимально формализовать все, что непосредственно касается рабочий процессов:

  • Заранее продумайте, как будет выстроена ваша работа с сотрудниками: правила постановки задач, контроля и отчетности.
  • Сформируйте план коммуникаций для эффективного взаимодействия отдела. Пропишите в нем направления работы, зоны ответственности и с какими вопросами можно обращаться за помощью. Не забудьте включить в этот план и себя. Например, для этого можно использовать интеллект-карты.
  • Соберите коллег на вводное совещание, где ознакомьте их с:

— нововведениями, которые последуют за вашим повышением;

— планом коммуникаций;

— форматом дальнейшей работы (постановка и контроль задач);

— ожидаемыми результатами.

Ошибка 2. Не делегировать задачи

Сотрудник, который давно работает в компании, стал лучшим специалистом в отделе и в итоге получил повышение, несомненно знает, как правильно работать в том или ином направлении. Но главная проблема в том, что он привык все делать сам, чаще всего даже не опираясь на помощь коллег.

Эта привычка может сыграть с начинающим управленцем злую шутку. На нем теперь лежит ответственность и за других сотрудников: нужно распределять нагрузку, ставить цели, планировать работу, контролировать результаты и отчитываться перед руководством. Поэтому жить в режиме «проще сделать самому, чем объяснить, как нужно сделать» больше не получится. В противном случае можно утонуть в операционке.

Что делать

  • Учитесь четко ставить задачи

Руководителям часто кажется, что сотрудникам понятно, чего от них хотят. Но всегда есть вероятность, что это не так. Поэтому старайтесь давать максимально четкие вводные и уточняйте, все ли понятно исполнителю. Так можно значительно снизить риск ошибок и переделок, в которых возможно тоже необходимо будет принять участие.

  • Не делайте работу за сотрудников

Даже если очень хочется самостоятельно все переделать за сотрудником, останавливайте себя. Помните, что так он не сможет учиться на своих ошибках, и вы раз за разом будете их исправлять. Конструктивная обратная связь — один из ключевых инструментов руководителя. Используйте ее, чтобы повысить результативность своих подчиненных.

Ошибка 3. Не вникать в детали

Есть и другая сторона медали. Начинающий руководитель уже устал от своего прошлого амплуа успешного сотрудника, который в одиночку добивается результатов, и хочет отойти от рутинных дел. Все свои силы он бросает на управление и не вникает в проблемы, с которыми сталкивается с сотрудники.

Молодые менеджеры часто плохо представляют, как должна выстраиваться работа руководителя. Поэтому при общении с командой они ограничиваются лишь постановкой и контролем задач, оставляя подчиненных один на один с проблемой. Ведь он решал задачи самостоятельно, когда был линейным специалистом, значит и другие смогут. Но это заблуждение.

Большинству сотрудников важна конструктивная обратная связь, а в некоторых случаях и помощь со стороны руководителя. И важно на первых этапах выстраивания работы с командой создать условия для этого. Не нужно делать за сотрудников их работу, нужно показывать возможные пути решения проблем, если они вдруг оказываются в тупике и допускают ошибки.

Что делать

  • В рамках планерок выделяйте отдельное время на обсуждение проблем, с которыми сталкиваются сотрудники.
  • По итогам отчетности по проектам (недельной, месячной, квартальной или ежегодной) обязательно обсуждайте с сотрудниками, чего добились, что не получилось и как можно улучшить результат.

Ошибка 4. Не брать ответственность за команду

Линейные сотрудники работают самостоятельно, поэтому несут ответственность только за себя. Поэтому сразу после повышения к ним не сразу приходит осознание, что теперь результат их работы — это результат работы команды, а не личные достижения. Можно сколько угодно рассказывать руководству об идеально выстроенной долгосрочной стратегии развития. Но если результаты работы отдела команды не способны обеспечить реализацию этой стратегии, то в этом нет ценности.

Руководитель должен сочетать в себе сразу несколько ролей: лидера, наставника, мотиватора и аналитика. И, конечно, ответственность за результат — это важное качество, которое объединяет все эти роли.

Что делать

  • Проанализируйте ситуацию и примите ее

Если вы решились стать руководителем, то берите на себя и ответственность за подчиненных. Это не значит, что вы должны жестко их контролировать. Достаточно грамотно организовать работу над задачами. Если вы к этому не готовы, то возможно вам пока рано занимать управленческие позиции.

  • Выстройте систему постановки задач, контроля и обратной связи

Разработайте механику работы с задачами, которая будет удобна и для вас, и для сотрудников. Например, можно работать спринтами, использовать канбан или использовать другие методы, позволяющие оптимизировать эти процессы.

  • Проводите совместную работу над ошибками

Участвуйте в работе ваших сотрудников не только в качестве контролера, будьте наставником, помогайте подчиненным находить причины и решения проблем.

Начинающие руководители сталкиваются со множеством проблем на пути своего профессионального становления. Но если вы их преодолеете, получите команду мечты, с которой сможете реализовать любые, даже самые смелые идеи. Не бойтесь делать первые шаги на пути к большим переменам. Эти риски точно окупятся.

11
2 комментария

Очень хорошо донесли мысль, я был в такой ситуации и могу с большой уверенностью сказать, что все написанное правда и именно такой стратегии должен придерживаться молодой руководитель!

Ответить

Меня назначили начальником в 24 года, при советской власти, институт еще не закончил. В подчинении оказалось несколько десятков людей, некоторые годились в отцы, первый заместитель был старше на 35 лет, то есть моего теперешнего возраста примерно. Это была страшная авантюра, начальники испугались на первом этапе оформлять все де-юре, но де-факто все было по взрослому, никто в мои решения не вмешивался.
По сути написанного вот что я Вам скажу. "Вести за собой коллектив" надо насколько это возможно по минимуму, не превращаясь в тряпку, не давая сесть себе на шею, но включая административные рычаги в самом крайнем случае. У меня были естественно свои идеи (как же без них в таком возрасте и если бы я их не имел не назначили бы), но я не отдавал команды, а пытался убедить подчиненных и получить обратную связь.

Ответить