[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-158433683", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxbwd&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } } ]
{ "author_name": "Konstantin Panphilov", "author_type": "self", "tags": ["\u043a\u043e\u043b\u043e\u043d\u043a\u0430","\u043c\u0438\u0445\u0430\u0438\u043b_\u0441\u043c\u043e\u043b\u044f\u043d\u043e\u0432","\u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u043e\u0432\u044b\u0439_\u043e\u0442\u0447\u0435\u0442","\u0444\u0438\u043d\u043e\u043b\u043e\u0433","\u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u043e\u0432\u0430\u044f_\u0433\u0440\u0430\u043c\u043e\u0442\u043d\u043e\u0441\u0442\u044c"], "comments": 20, "likes": 19, "favorites": 37, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "13540" }
Konstantin Panphilov
10 695

Как читать отчетность ИТ-компаний

На примере Salesforce и «1С-Битрикс»

Поделиться

В избранное

В избранном

Предприниматель Михаил Смолянов, создатель сервиса «Финолог», продолжает цикл о финансах для предпринимателей. В новом материале он рассказывает о том, как читать и анализировать отчётность ИТ-компаний.

Что за отчетность

Если акции компании продаются на бирже, она должна публиковать отчеты для инвесторов. В них компания рассказывает о финансовом состоянии и планах на будущее. Отчеты аудированные: их проверяют или составляют известные аудиторские фирмы, чтобы все было честно. Если вы ведете бизнес, по таким отчетам можно узнать много интересного о чужом бизнесе и сравнить с собой.

Обычно отчеты компаний живут в разделе Investor Relations. Сейчас стали появляться годовые отчеты за 2015 год. Для примера мы почитаем отчет компании Salesforce — одной из крупнейших CRM-систем в США. Их отчеты живут в About us → Investor Relations → Financials. Скачивайте годовой отчет за 2015 год.

Если вас интересуют не огромные компании с биржи, а обычные российские ООО-шки, то некоторые финансовые показатели можно взять на сайте Госкомстата в разделе «Предоставление данных бухгалтерской отчетности». Реквизиты нужной компании чаще всего можно подсмотреть на сайте. Для примера возьмем отчет «1С-Битрикса»: ИНН 7717586110, ОКПО 80715150. По 2015 году данных еще нет, но есть по 2014.

На что смотреть

В отчетах будет много воды, самовосхваления и общих слов. Их можно не читать. Нас интересуют финансовые показатели, которые у американских компаний стандартизированы.

Если вы в отчете Salesforce, открывайте страницу 33, Selected Financial Data. Обратите внимание, здесь везде цифры в тысячах долларов, кроме стоимости акций.

Что интересного:

  • Выручка от подписок и поддержки — 5,013 млрд, от профессиональных услуг — 360 млн. Сразу видно, что основные деньги компания получает от подписки, а не от внедрения. Компания продает на 448 миллионов долларов в месяц.
  • На странице 10 мы узнаем, что у компании более 16 тысяч сотрудников. Это значит, что средняя выручка на одного сотрудника — 312 тысяч долларов в год.
  • Себестоимость на подписки и поддержки — 924 млн, профессиональных услуг — 364 млн. Внедрение компания делает в убыток, а маржа валовой прибыли от подписки и поддержки — 82%. На маржу в этом расчете не влияют расходы на разработку продукта — только переменные расходы.
  • Смотрим на Operating expenses — это постоянные расходы: 793 млн на разработку продукта, 2,7 млрд на маркетинг, 680 млн общих расходов. То есть 19% компания тратит на продукт, 16% общих расходов, а 65% — на маркетинг. Я замечал, что многие компании в России делают наоборот: тратят 70% на продукт, 20% на маркетинг и еще 10% на все остальное.
  • Смотрим Net income (loss): (262 688). Скобки означают минус, то есть компания в 2015 году показала убыток 262,7 миллиона долларов. Здесь же видно, что компания убыточная с 2012 года. Возможно, они планово работают в убыток, чтобы получить максимальную долю рынка.

На 34 странице смотрите Consolidated Balance Sheet Data:

Cash (то есть деньги) — 1,89 млрд долларов. Возможно, из этих денег они и закрывают убыток.

Еще можно посмотреть, какие их продукты больше всего зарабатывают (страница 37) и географию продаж (страница 46, внизу). США и Латинская Америка дают выручки больше, чем Европа и Азия вместе взятые.

Посмотрим на данные «Битрикса» в Госкомстате. Там в тысячах рублей и за 2014 год, но нехитрыми конвертациями можно сравнить (используем курс 55 рублей за доллар):

Какие выводы делать

О масштабе. Видно, что глобальный Salesforce в 440 раз больше по выручке, чем российский «Битрикс», даже по старому курсу.

О структуре расходов. Узрите, какую долю расходов занимает маркетинг и какую — разработка продукта.

О силе маркетинга. Представьте, что кто-то из крупных компаний решит прийти в Россию со своим рекламным бюджетом.

О потенциальной емкости российского рынка. Допустим, мы по косвенным признакам определили выручку 37 Signals — 19,7 миллионов долларов за 2011 год. Если они растут в 1,5 раза в год, то в 2015 году должно быть 100 миллионов (грубо). Предположим, что такой же продукт в России может заработать не в 440 раз меньше, а только в 200. То есть на модном русском Basecamp мы выручим 0,5 миллиона долларов в год или 41,7 тысяч долларов в месяц.

О географии. Американский рынок для Salesforce огромный, но и Европа с Азией в сумме дают 27,3% выручки. Чтобы быть большим, придется стать глобальным.

О сотрудниках и эффективности труда. У Salesforce 16 тысяч сотрудников, средняя выручка на сотрудника 312 тысяч долларов в год (даже по старому курсу это 10 млн рублей). Притом, что средняя зарплата будет около 80 тысяч долларов на сотрудника в год, эффективность труда налицо. В компаниях, которые я знаю, выручка не больше 3–4 миллионов рублей на человека в год.

Из этого можно посчитать, например, что если бы у «Битрикса» была такая же эффективность труда, то в нем должны были бы работать 50 человек, включая всех продажников и всю разработку всех продуктов.

Понятно, что 50 человек не смогут разработать и продать продукт так же хорошо, как 16 тысяч. Но представьте себе, что значит держать на зарплате 16 тысяч сотрудников.

О плановой убыточности и прибыли. Компания необязательно должна быть прибыльной, чтобы быть лидером рынка. Важно, чтобы убытки было чем покрыть и у компании был план развития.

Об оценке бизнеса. Выручка Salesforce — $5 млрд, а стоит бизнес $35,89 млрд на момент написания статьи. Это семь выручек. Подробнее об оценке стоимости бизнеса поговорим в следующий раз.

Что дальше

У нас осталась еще одна тема, которую мы сегодня уже частично затронули — оценка бизнеса. За сколько его можно продать, где вас могут обмануть и как понять, насколько справедливо вас оценивают.

Берегите финансы и до скорого.

#Колонка #Михаил_Смолянов #финансовый_отчет #Финолог #финансовая_грамотность

Статьи по теме
Работали много, а денег нет — посчитайте баланс
Когда нечем платить
Как учитывать деньги
Считайте обязательства, а не только деньги
Пять мифов о деньгах
Кейс «Финолога»: Как при помощи счётчика расходов на зарплату собрать 2 000 электронных адресов
Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Приложение-плацебо скачали
больше миллиона раз
Подписаться на push-уведомления