[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "disable": true, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-158433683", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxbwd&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } } ]
{ "author_name": "Anatoly Burchakov", "author_type": "self", "tags": ["\u043a\u043e\u043b\u043e\u043d\u043a\u0430"], "comments": 41, "likes": 14, "favorites": 7, "is_advertisement": false, "section_name": "default" }
Anatoly Burchakov
5 022

«Даже в Сан-Франциско большая часть рекрутеров не знает, что именно они требуют от соискателей»

Руководитель интернет-магазина деловых ежедневников Plano Владимир Миролюбов в колонке для vc.ru рассуждает о проблемах, связанных с наймом сотрудников в ИТ-секторе, а также о вопросах разделения труда. Некоторые из проблем, по его наблюдениям, свойственны не только российскому рынку.

Этот текст посвящён доблестным рекрутерам, которые ни черта не понимают в ИТ, но продолжают с умным видом рассылать письма, звонить и проводить собеседования с кандидатами на открытые у них вакансии.

Собственно, этот текст навеян вопросом, который я и один мой друг задали своим знакомым и который звучит как: «Должен ли UX/UI-дизайнер верстать свои макеты?»

По традиции, отвечающие разделились на два лагеря — одни говорили, что да, должен уметь и делать, другие говорили, что нет и зачем, когда для этого есть верстальщики. О том, кто прав, а кто не очень, почему это плохо для вас и вашей компании, а также для отрасли дизайна в целом и почему вообще такой вопрос всплыл, я и попробую рассказать.

Предпосылки

Моё пристальное внимание рекрутеры и их полное непонимание большинства ИТ-процессов привлекли около трёх лет назад, когда я решил попытать удачу и ради интереса попробовать трудоустроиться в одно из подразделений «Яндекса», а именно в «Яндекс.Маркет» на позицию менеджера продукта. Уже в ходе собеседования я впечатлился, когда узнал, что менеджер продукта — это человек, отвечающий за продуктовую линейку, выложенную на онлайн-витрине «Яндекс.Маркета», а не за развитие продукта под названием «Яндекс.Маркет».

Ну, вы поняли.

Именно тогда я понял, что пытать счастье в трудоустройстве даже в такие известные компании, наверное, не стоит и лучше стать тем, кто сам будет трудоустраивать желающих, поэтому продолжил заниматься своим небольшим бизнесом.

Второе и более плотное знакомство с ИТ-рекрутерами у меня случилось в Кремниевой долине, где я снова решил попробовать трудоустроиться — уже на позицию UX/UI-дизайнера. Хотя не буду лукавить — сначала я хотел устроиться всё тем же продукт-менеджером в самые крутые и крупные корпорации: Uber, Asana, Twitter и так далее.

Делать это я начал заранее, заведя персональный блог и ведя в нем заметки о том, как можно улучшить тот или иной процесс в той или иной компании и сигналя им в Twitter о появлении новых идей. Например, после того, как я категорично написал, что Asana рискует оказаться на дне, если Slack выкатит собственный таск-менеджер с блекджеком, первая через два месяца выкатила новую (ужасно сырую и кривую) функцию в виде подобия групповой переписки.

Часть сотрудников отвечала мне лайками, кто-то писал благодарности, а кто-то игнорировал. Ну и, конечно, в каждом сопроводительном письме в HR-отделы таких компаний я давал ссылки на свои заметки.

И знаете что? Ноль. Я люблю проверять исполнительность людей, от которых зависят мои дела, поэтому не ленился метить ссылки в вордовских резюме UTM-метками. Почти никто в HR-отделах не кликал и не интересовался готовыми идеями о развитии своих компаний. Как такое может быть, ведь именно рекрутинг стоит во главе всех начинаний?

Пока не забыл. Знаете ли вы главное правило рекрутинга в Долине? 95% компаний не ищут кандидатов сами — они закидывают описание вакансии в кадровое агентство, которое ведёт поиск по заданным ключевым словам и уже через пару часов после размещения резюме на каком-либо профильном сайте, вам начинают звонить индусы, которые в лучшем случае тупо проверяют всё, что написано в вашем резюме и спрашивают о зарплате. В худшем, они пытаются заполучить четыре последние цифры вашего полиса социального страхования и дату рождения.

***

Но вернемся к UX и UI. Если в описании вакансии указано, что кандидат на UX/UI-designer должен уметь JavaScript, jQuery, Angular, LESS и кучу других технологий и если хотя бы по одной у вас минус, то с большей вероятностью индус не пропустит ваше резюме дальше. Тут все просто — он бежит по чек-листу и чем больше у вас минусов, тем печальнее становится голос индуса.

Вы веб-дизайнер? Давайте я возьму смелость на себя и быстро проверю вас сможете ли вы преодолеть стадию телефонного интервью в Долине. Итак, поехали!

Ну, что скажете? Компания из славного города Питтсбурга, штат Пенсильвания останется без вас? И это письмо я выбрал наугад из самых последних.

Даже в Америке, где каждый кирпичик сделан отдельной парой рук по отдельному техзаданию, ИТ-компании создают непонятную мешанину из двух совершенно разных профессий в виде:

  1. Проектировщика интерфейсов, который должен думать о пользователях, психологии поведения, продукте, его качествах и функциональности, писать документацию и сценарии.
  2. Верстальщика, единственное назначение которого — быстро и оперативно выдавать чистые и оптимизированные .CSS, .JS и прочие файлы, позволяющие сайтам грузиться быстрее.

В чем проблема? Как минимум в том, что с каждым годом к списку требований прибавляются все новые технические навыки. Что должен будет уметь веб-дизайнер через 5 лет? Python? C? Оптимизировать high-load-проекты?

***

Я вижу следующие плюсы и минусы, когда дизайнер верстает свои же макеты.

Плюсы

1. Один сотрудник обходится дешевле двух, это же логично! Profit, profit, profit!

Минусы

1. Вместо того, чтобы думать над удобством интерфейса для пользователя и размышлять, как пользователь может взаимодействовать с интерфейсом, дизайнер-верстальщик, сам того не замечая, начинает переключаться и думать, как это будет работать в плане вёрстки, как это лучше заверстать и сможет ли он вообще такое реализовать.

Что из этого может получиться? Самое плохое — дизайн в духе «привет, 2000-е», в лучшем случае — «новый модный "Кинопоиск"» (абсолютно непригодный для конечного пользователя, зато настолько вылизанный, что любой кот бы позавидовал). Так устроен человеческий мозг — правое и левое полушария выполняют разные функции; дизайнеры, по большей части, творческие люди, а программисты — стратеги, думающие наперёд.

2. Существует довод: «Настоящий веб-дизайнер должен уметь показать свой интерфейс заказчику — как там всё двигается, менюшки, кнопки».

Важно не забыть при этом сделать покерфейс. Да, дизайн клёво презентовать вживую, но зачем дизайнеру тратить на это время? Нормальный веб-дизайнер или проектировщик, как минимум, прописывает примечаниями эффекты объектов, а как максимум, отрисовывает каждый эффект и заботливо складывает его в отдельную папочку в макете. Всё, что остается сделать дизайнеру, это выложить макет в облако, получить отмашку от проджекта и сообщить верстальщику, что всё готово.

Вуаля! Теперь он может выпить смузи и переключится на следующий проект, не думая, как и во что ему заворачивать стили и стоит ли использовать для этого препроцессоры.

3. «Ты чё, попутал? Пусть лучше дизайнер сам сделает, чтобы прочувствовать свою же верстку! Гриды, респонсив, пропорции. Кто, если не он?»

Серьёзно? На дворе эпоха CSS3, который позволяет заверстать практически всё, что угодно, и как угодно. Есть два варианта. Если дизайнер рисует такие макеты, что их невозможно сверстать никому кроме него, то либо гоните дизайнера, либо гоните верстальщика.

4. Предвижу дискуссию о небольших студиях, неспособных держать сразу двух работников.

Этот этап я тоже проходил. Когда идут потоком заказы (а в нормальной студии они идут потоком), дизайнер-верстальщик сначала рисует, а потом верстает. Таким образом, два этапа производства сознательно вешаются на одного сотрудника.

Что происходит, когда случаются авралы или качели в духе «давайте поиграем со шрифтами»? Правильно — ругань с заказчиком и пересмотр бюджета. Вроде, все встаёт на места, но после этого возникают сразу два, а то и три этапа производства.

Занятые на другом проекте программисты не могут начать натягивать фронт, потому что нет верстки, так как дизайнер (ой, так он всё-таки дизайнер!) занят правкой и согласованием макетов по текущему проекту. А по вёрстке по другому проекту готов только каркас, и программисты не могут начать, сроки идут, заказчик спрашивает.

Ради чего создавать самим себе проблемы? Почему нельзя держать отдельного верстальщика либо вообще сдать вёрстку на аутсорс?

Ведь это облегчает нагрузку на сотрудника, вероятность появления косяков из-за постоянной дерготни уменьшается, а эффективность работы растёт. Конечно, можно загнать его как лошадь, но только потом не стоит удивляться, что, прокачав скиллы и нервы, он уйдёт на лучшую должность в другое место.

***

Хватит о последствиях, перейдём к причинам. Проблема требований к навыкам в виде Angular, jQuery, JavaScript для дизайнерских вакансий, на мой взгляд, кроется в нежелании рекрутера вникнуть в реальные потребности команды.

Расскажу, как знакомая рекрутер из Сан-Франциско искала в нашу команду UX-дизайнера. Никак. Она просто прочитала десяток писем из рассылки Monster по этой же вакансии и собрала из них кажущиеся ей важными пункты, в число которых и попали пресловутые технологии. После чего сформировала вакансию и разместила её на этом же сервисе.

Она даже не вдавалась в подробности, что они означают. В ответ на вопрос о том, в курсе ли она, что такое Bootstrap и для чего его используют, она засмущалась. Уверяю, даже в Сан-Франциско большая часть рекрутеров не знает, что именно они требуют от соискателей, а названия технологий читают по буквам! И именно из этого непонимания растут все эти бессмысленные и необдуманные требования.

Что мы вы итоге получаем? Я бы поставил вопрос иначе — что мы не получаем? Не получаем, возможно, классных специалистов, на первом месте для которых логическое мышление, желание понять продукт и сделать его более удобным. А не набор технических знаний и технологий, которые нужны совсем другим профессиям.

Ну и прикол напоследок. На должность UX/UI-дизайнера я всё же устроился, но с product manager меня прокатили. Я как-то уже шутил, что эта должность более ответственная и на неё часто не берут людей с улицы, отдавая предпочтения «своим». Я не расист (правда-правда), но «своими» очень часто выступают китайцы либо индусы, которые зачастую не в курсе, что такое road map и какие метрики в проектах можно измерять. Зато за них поручается кто-то из текущей команды, рекрутер быстро закрывает позицию, KPI выполнен, балл заработан и все довольны.

Вот так — вчера чистил туристам уши на берегу океана, а сегодня product manager с зарплатой $120 тысяч в год.

#Колонка

Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

Прямой эфир

Команда калифорнийского проекта
оказалась нейронной сетью
Подписаться на push-уведомления