[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-158433683", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxbwd&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } } ]
{ "author_name": "Philipp Kontsarenko", "author_type": "self", "tags": ["\u043a\u043e\u043b\u043e\u043d\u043a\u0430","\u0431\u043e\u0442\u044b","whatsapp","\u044f\u043d\u0434\u0435\u043a\u0441_\u0434\u0435\u043d\u044c\u0433\u0438","\u043c\u0435\u0441\u0441\u0435\u043d\u0434\u0436\u0435\u0440","telegram"], "comments": 29, "likes": 24, "favorites": 23, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "13734", "is_wide": "1" }
Philipp Kontsarenko
16 006

Зачем нужны боты в мессенджерах

ИТ-директор «Яндекс.Денег» Дмитрий Круглов о возвращении моды на текстовых роботов

Поделиться

В избранное

В избранном

С 12 по 13 марта 2016 года в Москве пройдёт хакатон «Яндекс.Денег» «Битва роботов». Участникам предстоит за 24 часа написать робота для любого популярного мессенджера или соцсети, который мог бы справиться с какой-либо финансовой задачей. Дмитрий Круглов, ИТ-директор «Яндекс.Денег», рассказал vc.ru о том, зачем это компании и есть ли у ботов будущее.

Новые боты — давно забытые старые

Мода на боты не появилась — она вернулась, это очередной эволюционный виток. Сами по себе боты существуют давно: первые были придуманы еще в 90-ых для чатов на базе протокола IRC. В те времена появилось достаточно много известных ботов. Например, «Телевикторина» – чат, где бот задает группе людей вопросы, а те должны угадать слово. Такой бот был особенно популярен более 10 лет назад в локальных домашних сетях и в вебовских чатах.

В 90-ых боты были, в основном, уделом гиков и технарей. Но сейчас, с популяризацией WhatsApp, Skype, Viber и других мессенджеров, эта тема обрела второе дыхание. Благодаря платформам iOS и Android у каждого владельца смартфона установлен как минимум один мессенджер по умолчанию. К этому добавляется грамотный маркетинг и активное продвижение кроссплатформенных мессенджеров и чатов социальных сетей. В результате, аудитория тех, кто готов пользоваться ботами, значительно расширилась за счет технически неискушенных людей. И это воскрешает ботов.

Сейчас 85% всех ботов — это однодневки, жизненный цикл которых очень короткий. В России он не более двух недель — это примерный цикл падения интереса разработчика к тому, что он сделал за два-три вечера. Основную массу ботов создают программисты-одиночки — для них это простой способ учиться программированию.

Средней руки программист может написать бота за один вечер: для этого необходимо обладать общими знаниями об алгоритмах и о том, как разработать онлайн-сервис. В интернете сегодня можно легко найти все нужные алгоритмы и исходные коды ботов старого поколения. Там есть и викторины, и рассказчики анекдотов, и погодно-курсовые боты, простейшие игры, симуляторы диалога с человеком, энциклопедии, гороскопы и многое другое. Можно взять готовый код, переписать его под себя — и вот у тебя уже собственный бот.

Аудитория ботов — кому они нужны

У ботов сегодня две основные аудитории — те, кто хочет сэкономить время и силы и те, кому по разным причинам недоступны альтернативные варианты.

Например, сейчас в России большой спрос на недорогие смартфоны. Они стоят 2-3 тысячи рублей, но из-за технической слабости на них невозможно установить 30 разных приложений. На такой смартфон не поставить отдельное мобильное приложение с прогнозом погоды, отдельное с курсом валюты или с игрой – просто не хватит места. А вот боты с аналогичными функциями могут легко удовлетворить все эти потребности пользователя прямо в чате, занимая крайне мало места на телефоне.

Вторая часть аудитория — те, кто хочет сэкономить время и силы. Боты предоставляют нужную информацию в фоновом режиме и в привычной среде — там, где пользователь общается с друзьями. В результате не нужно переключаться между разными приложениями, чтобы совершить ту или иную операцию — к примеру, одолжить другу деньги в том же чате, где вы обсуждаете последние новости футбола.

Какие боты популярны

Тем ботов, которые интересны массовой аудитории, не так много — не более 15. Большинство создаваемых ботов носят развлекательный или информационный характер, причем они предельно простые. Самый распространенный бот — тот, что может принять одну команду и дать один ответ, например: «Курс доллара? – 78,2», «Погода в Москве? – Минус 13».

Причем 80% этих ботов однотипные. Эта ситуация схожа с ситуацией приложений в маркетах мобильных приложений для Android и iOS — там также чрезмерно много однотипных приложений.

Сейчас Россия чуть ли не мировой лидер по созданию ботов. Больше всего ботов создается для Telegram — платформа популярна у россиян как «исконно русская», к тому же недавно сервис предложил своим пользователям очень удобный API-инструментарий. Боты, которые создаются в Telegram — это примерно половина всех создаваемых в мире ботов.

До этого было популярно создавать ботов для Twitter и WhatsApp. Популярен бот-органайзер: в то время, когда несколько человек договариваются в групповом чате о деловой встрече, такой бот сам анализирует календари участников диалога и подсказывает удобное всем время и рестораны, где можно было бы встретиться. В Instagram, в основном, распространены боты, которые публикуют фото и наращивают тем самым свою базу подписчиков.

Бизнес и боты

Бот является интерактивным участником чата: чтобы он вступил в диалог, достаточно дать простую команду. А это значит, что он на один шаг ближе к пользователю, чем мобильное приложение, и на два, — чем веб-сайт. Если говорить о финансовых ботах, то у них хорошие перспективы в нишах, связанных со спонтанными транзакциями: например, случайная покупка товара со скидкой, пожертвование или денежный перевод.

Кроме того, возможны более интеллектуальные решения. Бот может оперировать данными пользователя для уведомления о запланированных платежах, о приближении срока окончания льготы на оплату штрафа.

Возможно, в будущем, с помощью бота можно будет авторизовать финансовую операцию, когда пользователь не имеет доступа к компьютеру. Приложения же, скорее всего, останутся более востребованными, когда платеж не такой спонтанный: к примеру, в приложении «Яндекс.Денег» содержится весь каталог городских платежей, управление пластиковыми картами и настройками кошелька, история операций с функцией их повтора. Такие возможности пользователям нужны в удобном интерфейсе, обеспечить который через мессенджер затруднительно.

В целом бизнес пока очень аккуратно пробует себя в этой области, так как сложно спрогнозировать, окупятся ли инвестиции. Поэтому компании предпочитают делать что-то очень простое и информационное.

Например, National Geographic публикует дайджест своих лучших фотографий. А бот «Сбербанка» предоставляет информацию по отделениям, банкоматам, курсам валют и контактам банка. Новостные сайты, такие как «Медуза» или «Лайфхакер» предлагают ботов с анонсами свежих материалов. У компании Lingvo есть бот-переводчик, а бот GitHub позволяет пользователям следить за изменениями в их публичных репозиториях через чат.

Создание функционального бота в среднем занимает 2-4 недели. К примеру, если взять интернет-магазин, то за такое время можно создать бота, который будет принимать и обрабатывать заказы. Кроме того, он может выступать инструментом маркетинга: присылать в чат топ-селлеры и лучшие предложения недели, принимать в ответ номер товара и идентификатор пользователя для оформления заказа.

Жизненный цикл такого бота у крупной компании будет минимум два-три года. Он совпадает с жизненным циклом сайта и мобильного приложения. Все три ресурса должны обновляться и развиваться одновременно — иначе клиент, заметив различия в функционале, может просто отписаться от отсталого, плохо обновляемого бота.

Сколько стоит разработка бота на аутсорсе

Если заказывать в столичной ИТ-компании, то разработка сложного бота может обойтись и в 500 тысяч рублей. В региональной компании дешевле — от 50 тысяч до 150 тысяч рублей. Но дешевле всего заказывать у фрилансера — он попросит около 20 тысяч рублей.

Боты vs мобильные приложения

У ботов, безусловно, будет своя аудитория. Причем, не маленькая. Чаты, WhatsApp, Telegram, Twitter — очень зрелые решения. Эти платформы со временем будут становиться только лучше, что даст почву для создания новых ботов.

А это еще больше привлечет внимание новых пользователей. Но нужно понимать, что боты — не та технология, которая завтра перевернет мир настолько, что все откажутся от мобильных приложений.

Боты всегда будут ограничены возможностями чата или мессенджера, которые существенно меньше возможностей полноценного мобильного приложения. Скорее все идет к формированию гибридного информационного пространства, в котором приложения на компьютере и на мобильных устройствах, в браузере и в мессенджерах представляют собой единое целое, а переход между ними для пользователя будет абсолютно прозрачным.

#Колонка #боты #WhatsApp #яндекс_деньги #мессенджер #Telegram

Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Хакеры смогли обойти двухфакторную
авторизацию с помощью уговоров
Подписаться на push-уведомления