{ "author_name": "Дмитрий Кошельник", "author_type": "self", "tags": ["facebook","\u0441\u043e\u0446\u0438\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435_\u0441\u0435\u0442\u0438","myspace","\u043a\u0430\u043a\u044d\u0442\u043e\u0431\u044b\u043b\u043e"], "comments": 9, "likes": 18, "favorites": 17, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "13758", "is_wide": "1" }
Дмитрий Кошельник
8 834

История MySpace: почему Крис Де Вольф и Том Андерсон проиграли конкуренцию с Facebook

Обозреватель vc.ru изучил историю одной из первых успешных социальных сетей и проанализировал решения, которые не дали MySpace закрепить лидерство на рынке: от поглощения холдингом Руперта Мердока News Corp и отказа от приобретения Facebook до неудачных должностных назначений.

Изначально термин «социальная сеть», введенный в социологию в 1954 году, означал круг знакомых человека и его социальные контакты. Вскоре определение широко распространилось, а постепенно дошло и до ИТ-индустрии. Первой привычной для нас социальной сетью называют Classmates — в ней не сразу появился профиль, зато она действительно помогала бывшим одноклассникам пересечься в интернете. Вслед за Classmates появились такие заметные проекты, как CyWorld, Blackplanet, SixDegrees — последний в 2000 году продали за $125 млн, но пузырь доткомов он не пережил.

В 2002 году стартовало сразу два социальных проекта — Friendster и LinkedIn. Первый работал скорее как типичный сайт знакомств, а второй — как сеть для установления деловых контактов. После этого многие аналитики стали предсказывать, что вскоре в отрасли появится прорывной продукт, который изменит рынок. Казалось бы, это и случилось в 2003 году с запуском MySpace — но социальная сеть не сумела извлечь выгоды из доминирующего положения и в итоге проиграла конкуренцию Facebook.

Том Андерсон (слева) и Крис Де Вольф

Основали MySpace Том Андерсон и Крис Де Вольф. Андерсон в 14 лет смог войти в систему Chase Manhattan Bank, причем рассказал о достижении друзьям и сменил пароли, закрыв доступ сотрудникам банка. Последние обратились в ФБР, где «злоумышленников» выследили, но вместо преступной группировки обнаружили компанию подростков. Правительственные агенты забрали у них компьютеры, но не стали арестовывать Тома — лишь взяли с него обещание больше не совершать преступлений.

Андерсон вопреки воле отца-предпринимателя решил податься в искусство. Сначала он изучал английский язык в Беркли и выступал как солист в инди-группе Swank, а после закончил киношколу. Дальше в этом направлении его карьера не пошла, и в 1998 году он отправился работать в отдел маркетинга компании XDrive Technologies.

Родители Криса Де Вольфа были учителями, но будущий сооснователь MySpace не видел себя в этой профессии: его с детства интересовали перспективы, которые открывает собственный бизнес. Сначала он выучился на финансиста в Вашингтонском университете, а позже окончил бизнес-школу Маршалла. Карьера Криса складывалась успешно: в 1997 году он стал вице-президентом First Bank of Beverly Hills, а два года спустя занял аналогичную должность в отделе маркетинга и продаж XDrive Technologies.

Здесь он и встретил Тома Андерсона, который слыл бунтарем и со своей неформальностью не очень подходил компании. С прошлым главой отдела у Андерсона отношения не задались, но с Крисом дела пошли на лад: последнему нравилась творческая натура Андерсона, у которого постоянно возникали какие-то идеи. О некоторых Де Вольф был не лучшего мнения, но другие называл гениальными. Есть и другая версия знакомства предпринимателей: Андерсон попал в XDrive в 2000 году, откликнувшись на объявление о поиске тестировщиков. Он отлично себя зарекомендовал и получил от Де Вольфа предложение присоединиться к отделу маркетинга.

В любом случае XDrive не пережила кризис доткомов, и в 2001 году будущие предприниматели оказались без работы. Они не стали долго размышлять о планах и в этом же году создали маркетинговую компанию Response Base. Через год она была поглощена eUniverse, что принесло основателям около $2 млн и позволило задуматься над новыми проектами. В это время внимание Андерсона и Де Вольфа привлекла соцсеть Friendster, и они решили создать подобный ресурс, скопировав некоторые существующие решения. Были и новаторские идеи: площадка должна была объединить музыкальных исполнителей и их слушателей.

Чтобы поскорее реализовать задуманное, Крис отправился к основателю eUniverse Бреду Гринспену за финансовой поддержкой и программистами, которые могли бы им помочь. Тот согласился и даже взял дело под свой контроль. MySpace стала развиваться при помощи eUniverse, которой принадлежало 52% акций, — в будущем это сыграет с проектом злую шутку. По другой версии, Де Вольф предложил Бреду Гринспену и Тому Андерсону создать аккаунт в Friendster, и троица, заинтересовавшись, создала собственный подобный сервис.

Так или иначе, серьезную роль в развитии MySpace сыграл Бред Гринспен. Он не только предоставил специалистов для создания платформы, но и предложил методы продвижения ресурса с использованием возможностей eUniverse, а также не позволил Де Вольфу сразу же сделать MySpace платной, настояв на том, что это погубит проект. Некоторые аналитики склонны связывать поздние проблемы соцсети именно с уходом Гринспена из компании.

Первоначальная версия Myspace была подготовлена за 10 дней и вышла в августе 2003 года. Такая спешка, по мнению Де Вольфа, была необходима, но в итоге привела к проблемам: так, использование языка программирования ColdFusion позволило ускорить запуск, но в то же время негативно повлияло на скорость развития и на интерфейс соцсети. Первыми ее пользователями стали сотрудники eUniverse, которые к тому же протестировали функциональность сервиса. Основатели запустили акцию «Зарегистрируйся сам и приведи друзей» с расчетом на то, что 250 сотрудников компании приведут хотя бы по 10 знакомых.

Андерсон, как и обещал, привлек несколько инди-групп. Среди первых зарегистрировавшихся исполнителей особого упоминания заслуживает группа Arctic Monkeys: их профиль появился на MySpace в 2004 году. Впоследствии оказалось, что сами музыканты не знали о его существовании: группа была еще не очень раскручена, и они часто бесплатно отправляли фанатам диски со своей музыкой. По всей видимости, кто-то решил помочь британцам с рекламой и разместил их на MySpace.

К февралю 2004 года число пользователей социальной сети достигло миллиона, а к ноябрю превысило 5 миллионов. Скорость роста сервиса привлекала на сайт именитых исполнителей, что, в свою очередь, способствовало притоку пользователей.

Появилась новая версия создания проекта. Андерсон представлялся публике эдаким программистом из гаража, который запустил MySpace самостоятельно. Легенда сделала социальную сеть еще известнее, но в итоге СМИ выяснили истинную историю создания сервиса, и Андерсону с Де Вольфом досталось. В рунете, кстати, этот вымысел встречается до сих пор.

Рост соцсети вскоре привлек внимание рекламных компаний, которые принялись обрывать телефоны предпринимателей с заманчивыми предложениями. Многие из них, однако, отмечали, что им не нравится в ресурсе возможность полного управления профилем: пользователи в то время могли самостоятельно настраивать дизайн и оригинально персонифицировать свои страницы. Такой подход, с одной стороны, обеспечивал аудитории поле для творчества, а с другой, превращал соцсеть в калейдоскоп странных сочетаний и вкусов.

В этом же году была отменена возможность просматривать материалы только при наличии собственной страницы, благодаря чему выросло число уникальных посетителей и пользователей сети. Тогда же Гринспен покинул пост генерального директора eUniverse из-за серии скандалов, в которые попала компания. Его заменил Ричард Розенблатт, у которого были другие взгляды на бизнес и на дальнейшие перспективы MySpace.

К началу 2005 года на сайте было зарегистрировано уже более 10 миллионов человек. Каждый новый пользователь по умолчанию попадал в список «друзей» Тома Андерсона, и программист стал рекордсменом интернета по этому показателю, что породило присказку «Да у меня друзей больше, чем у Андерсона». В аудитории сервиса тогда преобладали подростки, мечтавшие пообщаться с любимыми исполнителями и блеснуть своими взглядами на жизнь.

Популярность сервиса вскоре привлекла внимание самого Руперта Мердока. Медиамагнат как раз заинтересовался интернетом и за $580 млн приобрел eUniverse (на тот момент она называлась уже Intermix). Прессу шокировала столь высокая цена за социальную сеть, которой едва исполнилось два года. Многие аналитики подчеркивали, что Мердок, судя по всему, решил взять аудиторию подростков под тотальный контроль. После заключения сделки в MySpace стали появляться фейковые аккаунты Мердока, который будто бы решил пообщаться с молодежью. Кстати, Андерсон и Де Вольф были против продажи, хотя она и сделала их миллионерами.

Казалось бы, оказавшись в составе News Corp (а именно в Fox Interactive Media, которую возглавлял Росс Левинсон), MySpace получила возможность быстро развиваться, не обращая внимания на ресурсы. На самом деле творческая команда MySpace сразу столкнулась с одной из особенностей огромных холдингов — бюрократией.

С самим Левинсоном основатели MySpace общались мало, зато проводили время в дискуссиях с его заместителями. Де Вольф отзывается о них положительно, но такая модель работы тормозила развитие сервиса: окончательного решения по некоторым пунктам приходилось ждать довольно долго. Возможно, это не оказалось бы критично, не будь на рынке конкурентов — но заканчивался 2005 год и вовсю развивалась Facebook, постепенно превращаясь из проекта исключительно для Гарварда в сеть студентов по всей стране. Ко всему прочему Цукерберг, получивший инвестиции от Питера Тиля, не зависел от корпоративной бюрократии.

Кстати, в начале 2005 года Де Вольф чуть не приобрел Facebook — но посчитал, что цена в $75 млн завышена, к тому же перспективы MySpace выглядели куда радужнее. Как однажды вспомнил сооснователь Facebook Шон Паркер, после известия о том, что Де Вольф отказался от покупки (а затем и после поглощения соцсети холдингом News Corp), команда Facebook ликовала. Все понимали, что вхождение соцсети в огромный конгломерат замедлит темп ее роста и это позволит Facebook наконец приблизиться к конкуренту.

В начале 2006 года на MySpace было около 50 миллионов пользователей — новый рекорд для социальных сетей. В это же время вокруг ресурса разгорелся первый серьезный скандал: стало известно, что на нем имеются порнографические материалы. Учитывая подростковую аудиторию ресурса, а также то, что действия разворачивались в США, история получила чрезвычайный резонанс, новость опубликовали чуть ли не все издания. Также появилась информация, что в соцсети зарегистрированы люди с сексуальными отклонениями.

На первых порах главным требованием News Corp к Myspace была монетизация. В 2006 году произошла сделка века: Google подписала с cоцсетью контракт на три года стоимостью в $300 млн в год. Компания Пейджа и Брина становилась эксклюзивным поставщиком поисковых услуг для соцсети, а та, в свою очередь, продавала рекламу. Так Руперт Мердок наконец заработал на MySpace.

С рекламой вскоре начались проблемы: объявления на MySpace выглядели не лучшим образом и походили на спам, что вызвало раздражение пользователей и увеличило число жалоб на сервис. Попытки Де Вольфа исправить ситуацию и изменить политику размещения объявлений успехом не увенчались.

В этом же году Facebook отказался от исключительно студенческой аудитории и позволил регистрацию людям любого возраста. Это означало, что компания Цукерберга переходит к активной экспансии и MySpace должна приготовиться к борьбе. Соцсеть в это время ставит новый рекорд в 100 миллионов зарегистрированных пользователей.

Руперт Мердок после сделки с Google не собирался сбавлять обороты: он потребовал от MySpace скорейшего роста аудитории, интеграции в другие страны и достижения выручки в $1 млрд. Команда устремилась к реализации планов Руперта, вместо того чтобы расти и развиваться постепенно.

Интересно, что в 2006 году Гринспен пытался добиться от уполномоченных органов расследования сделки с News Corp и признания ее недействительной. Он утверждал, что менеджмент компании, чтобы продать Intermix, специально занижал показатели, из-за чего вырученная сумма оказалась гораздо ниже настоящей стоимости. До разбирательства дело не дошло — Гринспен просто создал шумиху вокруг News Corp и MySpace.

В 2007 всплыли новые проблемы: социальная сеть, созданная на уже упомянутом языке ColdFusion и постепенно перешедшая на платформу .NET, не могла внедрять улучшения с той же скоростью, что и Facebook. Социальные игры появились здесь гораздо позже, чем у Цукерберга, который благодаря им существенно увеличил аудиторию.

Несмотря на сложности, Андерсон постоянно добавлял новые функции: аудиоплеер, видеопроигрыватель, мгновенный обмен сообщениями, караоке, разнообразные фильтры и редакторы. Но от MySpace требовали скорейших результатов, и перед запуском инноваций часто не хватало времени на банальное тестирование, что вело к множеству проблем. Исправлять их приходилось уже на основе пользовательских отзывов.

Facebook тем временем продолжала постепенно создавать удобный пользовательский интерфейс и фильтры и чрезвычайно избирательно относилась к рекламе. MySpace же в погоне за ростом и прибылью погрязла в корпоративной мишуре и прошлых ошибках создателей.

К 2008 году соперничество между Facebook и MySpace обострилось до предела. Соцсеть Де Вольфа и Андерсона добилась показателя в 115 миллионов пользователей, тогда как аудитория Facebook к концу года превысила 150 миллионов. Команда MySpace улучшила интерфейс и частично модернизировала функциональность, но особых дивидендов это не принесло. Число пользователей до конца года не выросло, а после стало постепенно сокращаться.

Руководители MySpace, пытаясь исправить ситуацию, заключили договоры с целым рядом звукозаписывающих компаний, в том числе Warner Music, Sony Music и Vivendi's, но и это не помогло. Кстати, тогда же была запущена русская версия сервиса, но уже в начале 2009 года по причине проблем в компании и мирового кризиса она закрылась. В 2008 году выручка MySpace достигла отметки в $800 млн, немного не дотянув до цели, поставленной Мердоком.

Начиная с 2009 года аудитория MySpace начала постепенно снижаться. В отношениях между Де Вольфом и руководителями News Corp появились проблемы: последние, заметив намечающийся спад, стали уделять меньше времени создателям ресурса. Основатели видели дальнейшее развитие бренда в полной переработке функциональности и дизайна. Они планировали сделать своеобразный рестарт и свергнуть с трона стремительно растущую Facebook.

Ко всему прочему, вскоре истекал срок действия договора с Google, а значит, нужно было садиться за стол переговоров и убеждать представителей огромной компании в пользе соглашения — что теперь было куда сложнее, чем раньше. Facebook же перешла к глобальной международной интеграции и вскоре должна была достичь отметки в 500 миллионов пользователей.

Мердок, оценив позиции принадлежащей ему соцсети, полностью отстранил команду проекта от работы, заменив ее на специалистов с опытом разрешения кризисных ситуаций. Контролировать развитие соцсети стал Джонатан Миллер, до этого работавший в AOL. Он начал наводить свои порядки и привлекать специалистов со стороны. Крис Де Вольф ушел в отставку, а его место занял Оуэн ван Натта, бывший операционный директор Facebook. Андерсон продолжил работать в проекте, но теперь в качестве консультанта. Если верить слухам, его не стали отстранять лишь потому, что он был лицом компании, — чтобы показать, что в MySpace все идет хорошо.

Оуэн ван Натта

Ван Натта сообщил, что прекращает конкуренцию с Facebook, и анонсировал новую концепцию развития соцсети. Достигнуть позитивных изменений ему не удалось, и уже в феврале 2010 года компанию возглавили Майк Джонс и Джейсон Хишхорн. Они решили преобразовать MySpace в портал для общения с кинозвездами и музыкантами, которые бы размещали информацию о себе и продвигали фильмы и альбомы. Пользователям многострадального сервиса пришлось пережить еще одно изменение интерфейса и подхода — около 40% аудитории не выдержали очередной революции и покинули ресурс.

Джонсу и Хишхорну удалось достичь нового соглашения с Google — правда, теперь компании причиталось всего $60 млн в год. Кроме того, именно они в 2010 году решили добавить возможность синхронизации MySpace с Facebook, что привело ресурс к окончательному упадку. За этот год позиция MySpace в рейтингах посещаемости упала с 5 до 42 места.

Позже в одном из интервью Де Вольф скажет, что проблема соцсети была не только в том, что они с Андерсоном выдохлись и не смогли победить Facebook, — просто им на смену пришли менеджеры, не понимавшие особенностей развития MySpace и ее аудитории.

В начале 2011 года стало известно, что у MySpace осталось не более 60 миллионов пользователей, а рекламодатели, неуверенные в перспективах ресурса, перестали заключать с ним сделки на длительный период. Уже к весне появилась информация, что MySpace, пока это еще возможно, будет продана. Ресурс приобрела компания Specific Media, что обошлось ей всего в $35 млн. Долю в соцсети получил и Джастин Тимберлейк — один из инициаторов приобретения, благодаря которому аудитория MySpace на время увеличилась: он пару раз громко пропиарил проект в сети. Эта небольшая рекламная кампания стала единственным светлым пятном для ресурса за время кризисного окончания «нулевых».

Руперт Мердок по сей день называет свое приобретение большой ошибкой, хотя он неплохо заработал на рекламе и договорах с Google. Андерсон и Де Вольф, со своей стороны, также считают вхождение в медиахолдинг промахом: не отрицая финансовой выгоды, они подчеркивают, что не смогли реализовать, возможно, крупнейший в их жизни проект.

MySpace вернулась в игру в начале 2013 года. Пользователям была представлена новая версия проекта — музыкальная платформа с элементами социальной сети. Появилась возможность слушать радио, были внедрены некоторые социальные компоненты, увеличено количество музыкальных треков, а также запущено официальное приложение для iOS. Особые инструменты появились и у исполнителей: теперь они могут отслеживать популярность своих треков и альбомов.

С оживлением проекта у пользователей появились и причины для жалоб: главным образом они были недовольны удалением старого контента: загруженных видео, фотографий, архива сообщений и так далее. Аудитория социальных сетей плохо переносит подобные изменения, и вскоре в интернете начались причитания, что у пользователей забрали «старый» MySpace.

Особой популярности воскресшая социальная сеть не получила. Сюда пришли в основном меломаны, желающие пересечься с любимыми исполнителями. В январе 2015 года посещаемость сети составила всего 50 миллионов пользователей. В феврале 2016 года стало известно, что проект снова сменил владельца — на этот раз им стало издательство Time.

MySpace — пример того, как оригинальная идея может обернуться провалом. У основателей социальной сети были все условия для захвата рынка, но серия ошибок основателей и ранняя продажа сервиса привели к тому, что вместо него на рынке доминирует Facebook. Последовавшие попытки MySpace реабилитироваться выглядят лишь как стремление заработать на некогда известном бренде.

Большинство аналитиков сходятся во мнении, что сервис сыграл важную роль в развитии индустрии, но так и не смог реализовать свой потенциал в полной мере. Некоторые винят в этом основателей, другие — бюрократию News Corp и желание побыстрее заработать. Сегодня, после серии изменений, MySpace представляет из себя скорее пародию на проект, который должен был изменить индустрию.

#Facebook #социальные_сети #myspace #КакЭтоБыло

Статьи по теме
История Руперта Мердока: как выходец из Австралии построил один из крупнейших медиахолдингов мира
Издатель журналов Fortune и People выкупил социальную сеть Myspace
Самые глупые решения в истории Кремниевой долины
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Хакеры смогли обойти двухфакторную
авторизацию с помощью уговоров
Подписаться на push-уведомления
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-158433683", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxbwd&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } } ]