[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-158433683", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxbwd&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } } ]
{ "author_name": "Philipp Kontsarenko", "author_type": "self", "tags": ["\u043a\u043e\u043b\u043e\u043d\u043a\u0430","\u0438\u043d\u0442\u0435\u0433\u0440\u0430\u0446\u0438\u044f","\u043e\u0431\u043c\u0435\u043d_\u0434\u0430\u043d\u043d\u044b\u043c\u0438"], "comments": 120, "likes": 18, "favorites": 24, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "13803" }
Philipp Kontsarenko
9 565

Батоны и эволюция: Почему «умные» устройства не общаются друг с другом

Директор по развитию «Планфикс» о будущем обмена данными

Поделиться

В избранное

В избранном

Дмитрий Гончаренко, директор по развитию сервиса управления совместной работой «Планфикс», написал для vc.ru колонку, в которой рассказал о сложностях обмена данными между различными системами, а также о том, как можно решить эту проблему в будущем.

На кассе магазинчика за углом моего дома давно стоит компьютер. Я живу со смартфоном в левой руке. Но для того, чтобы узнать, привезли ли в магазин свежие батоны, мне по-прежнему нужно одеться, спуститься вниз и завернуть за угол.

И это лишь маленький пример, характеризующий мир разделенных данных, в котором мы живем.

Количество информации вокруг нас огромно. Все или почти все из нужных нам данных генерируются и хранятся в пригодном для машинной обработки виде. Мы теперь всегда имеем под рукой компьютер (спасибо Стиву).

Но что-то со всем этим не так.

I'm going to have to science the shit out of this

Планировщики не дружат друг с другом. Невозможно использовать клиентскую базу одновременно в CRM и бухгалтерской программе, не продублировав ее. У меня на смартфоне куча мессенджеров, потому что кто-то из моих друзей сидит в Viber, кто-то в Telegram, а кого-то я могу достать только через Facebook или Skype. Но ведь я всего лишь хочу написать им пару строк, которые везде выглядят одинаково — зачем мне этот зоопарк приложений?

Для поиска нужного товара я должен излазить кучу сайтов — при этом я прохожу мимо офлайнового магазина, в котором он лежит и ждет меня со специальной ценой. Информация об этом есть в учетной системе магазина, которая физически находится в нескольких метрах от меня — но разделяет нас неодолимая преграда.

Я работаю на рынке SaaS. Мы с коллегами делаем универсальную систему, она может решать очень разные задачи — но по определению не может закрыть все потребности всех наших клиентов. И вот как только возникает вопрос с обменом данных между «Планфиксом» и другой системой, которая нужна для обеспечения бизнес-процесса клиента (тот же 1С или какой-то другой SaaS-сервис) — мы упираемся в стену.

Вариантов её преодоления минимум. Практически всегда дело сводится к написанию специального шлюза для обмена данными между двумя системами. Это долго (нужно писать шлюзы для каждого из потенциально используемых нашими клиентами ПО и сервисов), дорого и ненадежно (ПО и сервисы меняются, потребности клиентов тоже, это рвет выстроенные связи).

Все мы давно знаем про «умный дом», но сами по-прежнему живем в «глупых». Решения, которые сейчас предлагаются в рамках этой концепции, страдают такими же недостатками — они сложны, дороги и негибки. Ну и, конечно, «умные дома» разных поставщиков не дружат между собой.

Автомобили тоже становятся все более умными. Давно идут разговоры о выработке промышленных стандартов обмена данными между автомобилями в процессе движения — и эта работа ведется. Мы легко можем представить себе преимущества, которые получим от информационно связанных между собой автомобилей.

Но будут ли «умные» автомобили связаны с «умными» домами? Возникнет ли «умная» городская инфраструктура, которая будет взаимодействовать с «умными» автомобилями и помогать им принимать «умные» решения? Сможет ли «умный» автомобиль взаимодействовать с «умными» медицинскими датчиками своего водителя и пассажиров? И если ответ на все эти вопросы «да» (ведь все мы хотим этого) — то для какой именно отрасли промышленности должен быть разработан этот стандарт?

Аналогичным образом можно рассмотреть и другие системы: логистику, медицинскую технику, общественный транспорт и так далее — везде мы увидим обилие информации внутри каждой конкретной системы и отсутствие возможности свободно использовать эту информацию на межсистемном уровне.

Можно ли что-то с этим сделать

Можно, и это обязательно будет сделано. Мы с вами даже можем представить, как именно это произойдет.

Ситуация, сложившаяся сегодня с информацией, не уникальна. В процессе эволюции окружающий нас мир неоднократно проходил аналогичные этапы. При этом всегда применяются типовые решения, главное из которых — переход на новый уровень, на котором не связанные между собой объекты предыдущего уровня получают возможность организовываться в структуры более высокого порядка.

Элементарные частицы организуются в атомы — и тем самым становятся основой привычного нам материального мира. Атомы объединяются в молекулы — и открывается новый уровень многообразия материи. Молекулы, дойдя в процессе своего развития до сложнейших белков, становятся основой для перехода на следующую ступень организации — появляется живая клетка и жизнь в принципе.

Одноклеточные организмы завоевывают наш мир, но прогресс на этом не останавливается — в процессе многочисленных попыток возникает новый механизм связности, который приводит к появлению многоклеточных организмов.

Сложность органического мира растет, появляются все более разнообразные организмы. Но общий принцип развития не спит — и неизбежным выходом на следующий уровень становится возникновение общества, объединяющего эти организмы.

На этом уровне существуем мы с вами — и именно на нем сейчас разворачиваются наиболее активные эволюционные процессы. В какой-то момент они приведут к переходу на следующий уровень, возникновению «надобщества», но сегодня я не об этом, поэтому тут имеет смысл остановиться.

Какое отношение имеет устройство Вселенной к батонам

Общие принципы развития, которые хорошо видны на крупных переходах, работают и на других уровнях, поэтому понимание механизмов этих переходов помогает увидеть более мелкие шаги на пути прогресса — и даже попытаться предсказать их.

Простой и понятный без пояснений пример: предыдущий переход системы «информация» на новый уровень развития с появлением интернета, который объединил разбросанные по миру компьютерные системы и сети и дал им новую степень связности.

Сейчас мы с вами находимся на пороге очередного важного шага — накопленная человечеством в процессе своего развития информационная сложность подбирается к новому переходу.

Вот два основных признака приближения этого перехода:

  1. Мы все чаще оказываемся в ситуации, когда не можем использовать нужную и потенциально доступную нам информацию так, как нам это было бы удобно.
  2. Примеры я привел выше — но и у вас наверняка есть множество собственных наблюдений из жизни в мире разделенной информации.

Идут активные эксперименты в попытке найти новые способы связи между информацией.

В основном они проявляются в постоянном появлении новых агрегаторов, сервисов-прокладок для организации обмена информацией между приложениями, шлюзов между мессенджерами и прочим. Несмотря на то, что поиск решения происходит в основном не на том уровне, где оно в итоге будет найдено, сам факт постоянного и активного поиска во множестве не связанных между собой точек явно указывает на то, что появление этого решения не за горами.

Эта ситуация очень напоминает истории, которые многократно повторялись ранее, в другие времена и с другими системами. Когда возможности развития системы на текущем уровне замедляются, сама она становится ресурсом для зарождения системы нового уровня.

Вот одна из таких историй.

Облепившие поверхности подводных скал одноклеточные организмы вынуждены были плотно соседствовать с большим количеством себе подобных, постепенно переходя к многоуровневому наслоению друг на друга. Это заставляло клетки изменяться и специализироваться: колонии, находящиеся непосредственно на поверхности камня, занимались потреблением добытых из него химических веществ; клетки внешних слоев играли защитную роль и получали полезные вещества уже от клеток внутренних уровней.

Постепенно образовывались стабильные симбиотические связи, би- и полисистемы, которые в итоге привели к появлению многоклеточных организмов — и система «жизнь» вышла на новый уровень.

Агрегаторы, шлюзы и прокладки — это современный аналог таких симбиотических сообществ. Системы пытаются выстроить связи на текущем уровне организации информации, чтобы стать более устойчивыми, получить больше «пищи» и занять более широкий ареал распространения.

Но настоящее решение будет найдено только с выходом на следующий уровень — как в случае с появлением многоклеточного организма или созданием человеческого общества.

Как будет происходить процесс перехода системы «информация» на новый уровень развития

Скорее всего, все пройдет как обычно:

  • одна или несколько из многочисленных попыток универсализации процесса обмена данными в одной из областей станет успешнее других;
  • скорее всего, это будет несколько достаточно похожих между собой подходов, рожденных в самых активно развивающихся отраслях — ИТ, медицинская техника, робототехника и прочее;
  • в несколько коротких итераций успешные подходы будут адаптированы для других рынков и столкнутся между собой в борьбе за доминирование в новой, зарождающейся среде;
  • эту среду можно условно назвать «датасферой», так как по сути это будет новая оболочка нашего мира, специально предназначенная для распространения и обмена данными;
  • неважно, кто является источником данных — устройство, информационная система или человек — и также неважно, кто является ее потребителем: датасфера обеспечит управляемый обмен данными между ними;
  • существующие информационные системы будут реагировать на ее появление по- разному;
  • в основном, они проигнорируют ее появление, посчитав очередной модной игрушкой, и в результате уйдут в историю (вначале в постоянно уменьшающиеся ниши, а затем окончательно канут в небытие);
  • когда станет понятным, что все это всерьез, некоторые системы встретят датасферу в штыки и развернут нешуточную войну с ней, используя все накопленные за годы своего развития ресурсы — но война эта будет тщетной и победитель в ней известен заранее;
  • многие «прорастут» в датасферу специально написанными интерфейсами (учетная система магазина будет транслировать в нее остатки товаров, планировщики — дела и задачи, бытовые устройства и медтехника — наборы данных, которые они генерируют, и так далее);
  • наиболее прогрессивные системы текущего уровня научатся не только передавать, но и потреблять информацию из датасферы и применять ее для собственных нужд;
  • при этом в любом случае фокус прогресса переместится на сам уровень датасферы — наличие среды, в которой свободно (и в то же время адресно и защищенно) распространяются потоки данных, неизбежно приведет к созданию инструментов нового типа, которые изначально будут рассчитаны на работу именно в этой среде и смогут наиболее полно использовать новые свойства, которые будут присущи только ей;
  • эти инструменты позволят решать задачи, которые на текущем уровне кажутся фантастикой: техника будет дружить между собой, автомобили, люди и город научатся понимать друг друга, а я всегда буду знать, привезли ли свежие батоны в магазинчик за углом.

Когда же произойдет все это счастье

Сроки в прогнозах — это всегда самое слабое место. На текущий момент не существует математического аппарата для их определения, поэтому просчитать их невозможно, можно только предполагать и сверять свои предположения с происходящими вокруг событиями.

Я предполагаю, что все описанное выше должно произойти уже в ближайшие 10 лет. Ставить такие оптимистичные сроки мне позволяет поступательное движение в поисках выхода на новый уровень, которое я наблюдаю. Это движение происходит неосознанно — задачу создания датасферы или чего-то подобного его участники себе не ставят — но движутся именно в этом направлении.

Один из примеров, характеризующих это движение, — нынешний бум мессенджеров. У него есть очевидная причина, лежащая на поверхности: рост распространения мобильных устройств породил новое поколение средств общения, рассчитанных именно на смартфоны и использующих их ресурсы — в частности, связность через телефонную книгу.

Но есть и еще одна, менее очевидная причина, которая порождает бум внутри бума — возможность вещать в мессенджеры события из других сервисов и приложений при помощи специальных каналов или ботов (Slack, Telegram и прочее). Это позволяет в одном месте собрать информацию из разных источников и использовать ее для принятия решений. При этом в каких-то случаях мессенджер дает возможность запрашивать нужную информацию у сервиса (например, как в случае ботов Telegram) — и это очередной шаг по дороге к всеобщей информационной связности.

Понимание принципов развития систем позволяет уже сейчас предположить следующие возможные шаги:

специальное приложение (совсем не обязательно мессенджер), которое изначально спроектировано для работы с ботами, созданными для разных систем (в том числе и разных мессенджеров);

облегченный вариант создания новых ботов (на самом деле, на тот момент уже псевдоботов, а по сути — каналов обмена информацией с популярными СУБД), который будет разработан и продвинут создателями такого приложения (или приложений);

возможность использовать информацию, полученную по разным каналам, не только человеком внутри этого приложения, но и информационной системой вне его;

превращение приложения в платформу, которая умеет синтезировать новые данные, объединяя потоки из разных систем, и отдавать их сторонним потребителям — зародыш датасферы.

И это не единственный путь создания датасферы, а просто один из возможных сценариев. Мессенджеры в этом плане не уникальны и ничем особо не примечательны. Нас окружает множество таких «подводных скал», облепленных первобытными информационными микроорганизмами — и на большинстве из них прямо сейчас идет слепой перебор вариантов в поисках нового уровня связности.

Дело на триллион

Вместо заключения я лучше задам вам несколько вопросов, которые мне кажутся важными.

Нужно ли ждать, пока датасфера возникнет сама по себе, в результате случайности? Можно ли, понимая чего хочется достичь в итоге, ускорить процесс ее формирования? Кто способен это сделать?

Сколько стоит новый рынок? Какую его часть займут те, кто выйдет на него первыми? Как будут называться эти компании? Какие отношения будут выстраивать с ними нынешние гиганты рынка, уходящего в прошлое?

Что понадобится вашим клиентам, когда появится датасфера? Как она повлияет на отношения в обществе? На рынки, на которых вы привыкли работать? Поведенческие привычки? Что придет на смену сайтам? Приложениям? Мессенджерам? SEO? Каким будет маркетинг?

Будет ли ваша жизнь такой же, как сейчас, через 10 лет? И привезли ли, наконец, батоны в магазинчик за углом?

#Колонка #интеграция #обмен_данными

Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

0 новых

Популярные

По порядку

Прямой эфир

Команда калифорнийского проекта
оказалась нейронной сетью
Подписаться на push-уведомления