[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-158433683", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxbwd&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } } ]
{ "author_name": "Daria Khokhlova", "author_type": "self", "tags": ["headhunter","\u0440\u0435\u043a\u0440\u0443\u0442\u0438\u043d\u0433","\u0440\u0435\u043a\u0440\u0443\u0442\u0438\u043d\u0433\u043e\u0432\u044b\u0435_\u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441\u044b","mail_ru_\u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0435\u0442_headhunter"], "comments": 23, "likes": 14, "favorites": 10, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "14048", "is_wide": "1" }
Daria Khokhlova
5 643

«У нас есть уникальный сервис, который можно перенести на любой интернет-рынок»

Как будет развиваться HeadHunter после продажи

Поделиться

В избранное

В избранном

В конце февраля 2016 года стало известно, что холдинг Mail.Ru Group продал рекрутинговый сайт HeadHunter (один из лидеров рекрутингового рынка в России) консорциуму инвесторов под управлением фонда «Эльбрус Капитал» за 10 млрд рублей. Редакция vc.ru вспомнила историю сайта и узнала у представителей отрасли, что они думают о сделке.

Сайт HeadHunter был запущен в мае 2000 года Михаилом Фролкиным и Юрием Вировцом. По словам Вировца, идея создания подобного рекрутингового ресурса пришла Фролкину ещё в 1997 году, но из-за нехватки средств её реализацию пришлось отложить. «Увидев интернет, он быстро понял, что это отличная вещь для того, чтобы искать и нанимать людей и, собственно, задумался о том, какой сервис сделать, чтобы ему самому как рекрутеру было удобно работать», — рассказывает один из сооснователей компании.

Михаил Фролкин тогда был директором кадрового агентства People You Need. Юрий Вировец работал в этом же агентстве на позиции рекрутера. Изначально HeadHunter назывался National Job Club и являлся частью People You Need. Своё нынешнее имя сервис получил в 2002 году, а в 2004 году произошло разделение компаний. Агентство People You Need работает в Москве до сих пор.

По словам Вировца, уже к 2003 году HeadHunter начал зарабатывать деньги. Основатели решили, что будут монетизировать проект, предлагая пользователям заплатить за контент. Как отмечает Юрий Вировец, это было очевидное решение для команды, но неочевидное для рынка: «99 процентов сайтов зарабатывают на рекламе. Тогда же, в начале 2000 годов, запустился ещё один громкий проект — E-xecutive, от кадрового агентства Ward Howell. Но они, прежде чем запускать сайт, пошли в McKinsey, и консультанты им сказали: "Использовать бизнес-модель продажи информации нельзя, в России за это никто не будет платить". А мы в McKinsey не ходили, и в итоге всё получилось. Мы просто не сомневались в том, что был спрос, который надо удовлетворить», — отмечает он в интервью изданию theRunet.

До 2007 года компания HeadHunter не привлекала сторонних инвестиций. Вся разработка изначально велась внутри People You Need — агентство было коммерчески успешным, и могло самостоятельно обеспечить новый проект средствами. Первоначальные инвестиции в HeadHunter составили $550 тысяч.

В 2007 году компания Mail.Ru Group (тогда — Digital Sky Technologies, DST) выкупила 24,5% акций HeadHunter Group (тогда — Newton Rose) за $15 млн. Оборот компании в 2007 году составил около 500 млн рублей. В 2008 году Mail.Ru Group купила ещё 12,34% акций за $11 млн. В 2009 году Mail.Ru Group установила контроль над активом, приобретя 54,6% акций за $37,85 млн. Соответственно, вся компания была оценена в $69,3 млн. Тогда же миноритарные акционеры HeadHunter обменяли 5,89% акций компании на акции Mail.Ru Group и продали ей ещё 3,5% акций.

В 2013 году выручка HeadHunter составила 2,7 млрд рублей. Тогда на HeadHunter приходилось 10,1% выручки и 8% чистой прибыли Mail.Ru Group. Рентабельность бизнеса HeadHunter в 2013 году составила 49% — ниже общего показателя по Mail.Ru Group (55%). Руководство объявило, что не видит возможностей для улучшения ситуации в среднесрочной перспективе.

В 2014 году Mail.Ru Group решила избавиться от непрофильных активов — в том числе, HeadHunter и Qiwi. По словам руководства компании, Mail.Ru Group реализует стратегию communitainment (коммуникации + развлечения), и подобные сервисы в неё не вписываются. Корпорация даже нашла для HeadHunter покупателя — консорциум «Эльбрус Капитал» (был готов выкупить актив за 9,85 млрд рублей), но в 2014 году сделка сорвалась.

В отчётности корпорации за 2014 год HeadHunter был включен в графу «другие доходы» — их сумма составила более 3 млрд рублей. По итогам первых девяти месяцев 2014 выручка проекта составила 2,325 млрд рублей. В отчётности за 2015 год указано, что Mail.Ru Group продала 100% акций HeadHunter «Эльбрус Капитал» — за 10 млрд рублей.

К началу 2016 года HeadHunter работает не только на российском, но и на украинском, казахстанском, белорусском, азербайджанском и других рынках. Количество ежемесячных пользователей достигло 19 млн человек, база резюме насчитывает 19,7 млн документов, а количество открытых вакансий достигает 300 тысяч. На сайте зарегистрировано 505 тысяч компаний.

Сделка с «Эльбрус Капитал»

С конца 2014 года сумма сделки практически не изменилась — по словам управляющего партнёра консорциума «Эльбрус Капитал» Дмитрия Крюкова, связано это с тем, что не изменились и основные бизнес-показатели HeadHunter (в том числе, выручка).

Основатель рекрутингового сервиса JungleJobs Евгения Дворская уточняет: «Оценка компании сложилась из нескольких вещей: объёма выручки, маржинальности бизнеса, темпа роста выручки и денежного потока компании. Средний мультипликатор к выручке по классифайдам (лидерам рынка) находится в диапазоне от 6 до 10 выручек». По мнению генерального директора Superjob Наталии Годжаевой, оценка HeadHunter оказалась «довольно скромной». «Экономическая ситуация на рынке в целом сейчас не в пользу продавца» — отмечает Годжаева.

Затянутость сделки Дворская объясняет тем, что Mail.Ru Group не торопилась избавляться от актива: «Mail.Ru Group сама по себе является стратегическим инвестором, и вопрос продажи, мне кажется, остро не стоял. Компания прибыльна, бизнес устойчив и приносит дивиденды. Появился новый финансовый игрок в виде фонда, который видит дополнительную доходность от этого бизнеса — состоялась сделка».

Дальнейшие перспективы

По словам представителей самого ресурса, в дальнейшем HeadHunter сделает акцент на расширении онлайн-бизнеса. «Мы будем выходить за пределы онлайн-инструмента для рекрутмента и двигаться в сторону онлайн-решений для работы с сотрудниками в целом. Во многом это будет делаться за счет развития технологической базы, то, что называется сейчас HR Digital — разработка продвинутых предиктивных моделей на основе машинного обучения и больших данных. При этом, мы будем искать баланс между технологиями и готовностью клиентов платить за них на настоящем этапе», — рассказывает управляющий директор компании Михаил Жуков.

У организации уже есть наработки в этой области: команда разрабатывает систему для определения навыков соискателя по данным из резюме и подбора подходящих вакансий для соискателей на основе их поведения. Также компания запустила несколько сервисов, которые выходят за рамки непосредственно рекрутинга: «Оценка талантов» и «Банк данных заработных плат».

Основатель JungleJobs Евгения Дворская полагает, что движение в сторону расширения — логичный шаг для руководства HeadHunter: «Возможна консолидация мелких, средних компаний и стартапов в рамках job-вертикали с целью получения дополнительных точек роста для бизнеса HeadHunter. В целом hh.ru — это просто доска объявлений, а "работный" рынок с сопутствующими услугами намного шире и больше. Поэтому в случае реализации правильной стратегии в смежных быстрорастущих сегментах HeadHunter благодаря своей базе компаний и пользователей может существенно нарастить выручку на одного клиента и в целом».

Акцент на технологии машинного обучения и больших данных, отмечает Дворская, — общий тренд на рынке рекрутинга. «Автоматизация подбора и поиска персонала, диджитализация и социальная составляющая в работе с кандидатами и работодателями — всё это плавно и неизбежно приводит к тому, что технологии всегда будут улучшать и ускорять процесс трудоустройства. Важную роль уже играют большие данные, машинное обучение, автоматизированный скоринг кандидатов, технологичные инструменты для эффективной удалённой работы».

Наталия Годжаева из Superjob уточняет: «Если говорить о рынке онлайн-рекрутмента, то здесь происходит сосредоточение на совершенствовании и скорости поиска подходящих кандидатов. Сейчас это становится наиболее актуально».

Управляющий директор HeadHunter Михаил Жуков также отмечает готовность компании выходить в новые страны и регионы: «У нас есть уникальный и масштабируемый сервис, который можно в короткие сроки перенести на любой развивающийся интернет-рынок». Также у HeadHunter появится доступ к финансовым ресурсам «Эльбрус Капитал»: «Мы будем рассматривать возможности покупки других компаний, активов и технологий», — говорит Жуков в комментарии для «Ведомостей».

#HeadHunter #рекрутинг #рекрутинговые_сервисы #Mail_ru_продает_Headhunter

Статьи по теме
Mail.Ru Group продаёт HeadHunter за 9,85 млрд рублей консорциуму инвесторов под руководством «Эльбрус Капитал»
Алексей Захаров, Superjob: HeadHunter могли продать из-за долгов после покупки «ВКонтакте»
Mail.Ru Group не удалось продать Headhunter
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Команда калифорнийского проекта
оказалась нейронной сетью
Подписаться на push-уведомления