Стив Джобс. Каким вы его не знаете

“Мы делаем это не ради денег. Мы делаем это потому, что хотим выпускать великие продукты, а не такое дерьмо как Android.” – Стив Джобс

Стив Джобс – человек, к которому люди относились бурно. Положительно или отрицательно, но не безэмоционально. Это можно объяснить только эффектом Расемона – это когда одно и то же событие воспринимается его участниками совершенно по-разному. «Что видишь, то и получаешь» – так говорил сам про себя Стив.

Вообще, «Силиконовая долина» появилась благодаря «Дону Хефлеру», журналисту Electronic News, который озаглавил так серию своих статей. Джобса очень вдохновляла история его края, и ему всегда хотелось стать ее частью.

Первым изобретением Стива и его друга Возняка стала «синяя коробка», с помощью которой можно было звонить бесплатно. Продукт, который Стив решил продавать за 150$ при себестоимости в 40. «Без синих коробочек не было бы и Apple», – говорил впоследствии Джобс.

Все трудовые сбережения родители Джобса копили на оплату его учебы, которую он впоследствии бросил, объяснив это тем, что он не понимал, как университет может помочь ему понять, чем он хочет заниматься в жизни. При этом он тратил деньги, которые родители откладывали всю жизнь. Впоследствии, он мог ходить только на те занятия, которые ему нравятся. Параллельно с этим, сдавал бутылки из-под газировки, а по воскресеньям посещал бесплатные обеды в храме Хари Кришна. Жил он в неотапливаемой комнатушке с арендой в 20$. А позже про него же напишут: «Редко такое количество ненужных проблем возникает из-за одержимости одного человека собственным имиджем. С другой стороны, мы говорим о Стиве Джобсе».

«Если веришь Стиву, то сможешь все!», «Если он что-то решил, то непременно сделает».«Сделай вид, будто контролируешь ситуацию, и люди в это поверят», – слова одного из первых людей, которые поверили в компанию Стива. Джобс был настоящим гением, который горел стремлением объединить технологии и дизайн. Он был креативен. Например, его приглашение на 30-летие было таким: «Один старый индус сказал: первые 30 лет человек создает свои привычки, а следующие 30 – привычки создают человека. Приглашаю порадоваться моим!». Он был маниакально педантичен и абсолютно непрогибаем в вопросе контроля, что в итоге сказалось на закрытости в продуктах Apple. «Чтобы никто, ничего не сломал». Он считал, что люди не знают, чего хотят, им это нужно показать, и привел слова Генри Форда: «Если бы я спросил у людей, что им нужно, они бы попросили более быструю лошадь. Наша задача – прочесть то, чего еще нет на странице».

При этом, из своего увлечения Буддизмом, Джобс вынес убеждение: «Материальное не обогащает жизнь, а даже мешает ей». Поэтому он отказался от охраны и сказал, что не хочет так растить детей. Но когда ему пошли навстречу и предложили по дисконту купить акции на 14 млн. долларов, он возмутился и запросил больше – на 20 миллионов.

«Довольно занятно совершать невозможное», – (с) Уолт Дисней. Такая позиция откликалась Джобсу. Он восхищался страстью Диснея и считал, что Pixar и Дисней очень подходят друг-другу. Да-да, после того как его уволили, он искал себя и купил анимационную компанию, которую вы прекрасно знаете по мультику «История игрушек». После его ухода доля Apple на рынке стремительно сокращалась. Он считал, что управление хотело выжить всю возможную прибыль, а не совершенствовать продукцию, делать ее более доступной. Он описывал этот период словами: «Кто сейчас проиграл, тот потом победит». Стива заменяли крайне странные люди. Например, один из них, сказал журналисту фразу: «Знаете, Джина, Apple похожа на корабль с золотом, но в борту дыра, и моя работа – заставлять всех грести в одном направлении». На что его логично спросили: «А как же дыра?».

У Джобса было много сильных сторон, одна из них – умение сосредоточиться. «Важно понимать, что надо делать, но не менее важно еще и понимать, что делать не надо!». После своего возвращения в Apple, в первый же год он уволил более 3000 человек, вытащив из трясины баланс компании. До банкротства компании оставалось меньше 3-х месяцев…

Дизайн.

«Почему мы считаем, что простота – это хорошо? Потому что, когда мы имеем дело с предметами, нам важно чувствовать, что мы управляем ими. Упорядочивая хаос, вы находите способ подчинить себе предмет. Простота – это не только наглядный стиль. Это не минимализм или отсутствие беспорядка. Чтобы достичь простоты, необходимо прорыть тунель в недрах сложности. Чтобы быть по-настоящему простым, нужно добраться до самой глубины. К примеру, если вам не хватает каких-нибудь винтиков, вы рискуете создать нечто черезмерно сложное и запутанное. Но куда лучше сосредоточиться на простоте, познать ее, разобраться, из чего она состоит. Чтобы избавиться от второстепенного, нужно проникнуть в суть предмета». Джобс и его коллега Айв разделяли эту философию. «Стив постоянно внушал нам, что именно дизайн сделает нас великими, – говорил Шиллер. – Теперь дизайн снова управлял технологиями, а не наоборот». Говорили коллеги, после его возвращения в компанию.

«Когда работаешь на Стива Джобса, понимаешь, что никто не погладит по головке, если ты не покажешь должного результата». Большинство людей склонны избегать прямолинейности, даже сталкиваясь с чем-то, их не удовлетворяющим, потому что хотят понравиться. Такой чертой характера Джобс не обладал. Когда компания VSLI задерживала поставку микросхем, Джобс на одной из встреч обозвал их «гребанными кастрированными козлами». В итоге микросхемы были доставлены вовремя, а сотрудники компании сделали себе майки с надписью «Команда ГГК». А по поводу Обамы он сказал: «Я разочаровался в Обаме. Из него не выйдет хорошего лидера, потому что он вечно боится задеть или обидеть окружающих».

Джобс успел подружиться с Мияке (знаменитый дизайнер).Ему захотелось иметь собственную форму, это было удобно. Он попросил сшить для него пару черных водолазок, а Мияке сшил их около сотни. На что он ответил: «То, что нужно, мне этого хватит до конца жизни». Вообще надо сказать, что у него был достаточно влиятельный круг друзей. Среди которых Руперт Мердок. Можете послушать про его мировое влияние на канале Минаева. Хотя сам Джобс был тоже весьма влиятелен. Когда Джобс встретился с Мердоком и его командой, те стали настаивать на своем. Но когда Джобс не уступил, произошло нечто интересное. Мердока обычно не так легко продавить, но в этом вопросе у него не было рычагов давления, а потому принял условия Джобса. «Он не собирался уступать – на его месте, я бы тоже не уступил, так что я просто сказал "ДА"», – (с) Руперт Мердок. Мердок и Джобс так хорошо полладили, что в течение следующего года Мердок дважды приезжал к Джобсу домой в Пало-Альто. «Поужинать у Стива – это знаменательное событие, если только вы успеваете выбраться от него до закрытия ближайших ресторанов».

Джобс лично следил за наймом ключевых сотрудников, чтобы не допустить в компании засилья посредственностей. В большинстве случаев разница между лучшими и средним составляет 30% или около того. Наиболее удачный полет на самолете или особенно вкусный ужин будет на 30% лучше обычного. Но Возняк был в 50 раз лучше рядового инженера. Создавая команду Mac, он хотел набрать в нее именно таких специалистов. «Когда мы нанимаем кого-нибудь в отдел маркетинга, я отправляю его поговорить с дизайнерами и инженерами. Моя ролевая модель – Роберт Оппенгеймер. Я читал кого и как он отбирал для создания атомной бомбы. Мне, конечно, до него далеко, но я мечтал о чем-то подобном», – Джобс.

Он страстно любил свое дело. «Если ты не любишь то, что делаешь, ты не пытаешься преодолеть лишнюю милю, не станешь работать по выходным и не будешь стараться что-либо изменить». Про него можно сказать, что он любил свою работу больше всего. Как только ему становилось лучше после болезни, он сразу ехал на работу и начинал улыбаться. Именно благодаря Джобсу в 2007 году доходы компании от продаж iPod составили половину дохода компании. Но еще большим успехом пользовался iTunes Store. В первые 6 дней, после его открытия в апреле 2003 года было продано миллион песен. В первый год – 70 миллионов. В феврале 2006 продана миллиардная песня. А в феврале 2010 – 10 миллиардная песня.

iPhone vs iPad

«Это самый дорогой телефон в мире, – говорил Стив Балмер из Майкрософт, – при этом его целевой аудиторией не могут быть деловые люди, так как у него нет клавиатуры». К концу 2010 года Apple продала 90 миллионов аппаратов iPhone, и на их долю пришлось более половины общей суммы прибыли мирового рынка сотовых телефонов. За девять месяцев с момента выхода iPad, к марту 2011 года, было продано 15 миллионов аппаратов. По некоторым оценкам, это был самый успешный в истории запуск потребительского продукта.

Клиповое и структурное мышление

«Стив без труда может переключаться с общих принципов на детали», – Бьюкс. Если вы почитаете про клиповое и структурное мышление, – это, пожалуй, единственное, что объединяет всех успешных людей. Умение быстро переключаться от общего к частному. Углубиться там, где это нужно, и пробежаться по верхам, там, где не нужно.

Рак

«Мне никогда не попадалось более действенного инструмента, помогающего делать выбор в важные моменты жизни, чем осознание того, что я скоро умру. Потому что почти все – ожидания окружающих, гордость, боязнь попасть в неловкое положение или потерпеть неудачу – все эти вещи, просто отступают перед лицом смерти, и остается только то, что действительно важно. Помнить о смерти – лучший из всех известных мне способов избежать западни, в которую вас загоняет мысль о том, что вам есть, что терять. Ты уже голый. Нет никаких причин, не следовать велению своего сердца».

Одно из проявлений его эгоизма состояло в том, что он начисто забывал о годовщинах и днях рождениях. Но один раз он решил устроить сюрприз, на годовщину свадьбы для своей жены. В своей записке к жене он писал, отрывок: «Бывали хорошие времена, бывали и трудные, но плохих времен не было никогда! Мы так много прошли вместе, и вот мы снова именно там, где начинали 20 лет назад. Я так и не спустился с небес на землю». К концу письма из его глаз безудержно лелись слезы, и он захотел сделать еще набор фотографий для своих детей из того времени. «Я подумал, что, возможно, захочется увидеть, что я когда-то был молодым». На последних стадиях рака автор книги его спросил: «Какого это – отдать управление компанией, которую создал сам?» В его голосе послышалась тоска. Он ответил, употребив прошедшее время:

  • «У меня была счастливая карьера и счастливая жизнь, я сделал все, что мог».

История найдет для него место в пантеоне, рядом с Эриксоном и Фордом. Он делал полностью новаторскую продукцию, сочетающую силу поэзии и процессора. С яростным упорством, одновременно подавляющим и вдохновляющим подчиненных, он создавал самую творческую компанию на свете. И он сумел так глубоко внедрить ее в ДНК – внимание к дизайну, перфекционизм и воображение, – что и десятилетиями спустя она наверняка не сдаст своей прочной позиции на пересечении артистизма и технологий.

  • «Мне нравится думать, что после нас что-то остается. Мне ужасно хочется верить, что какая-то частица тебя продолжает жить, что твое сознание каким-то образом существует дальше». Он на какое-то время замолчал… а потом сказал:
  • «Но с другой стороны, может, это как выключатель. Щелк! И тебя нет». И с усмешкой добавил:
  • «Наверное, именно поэтому я никогда не любил ставить выключатели на устройства Apple».

«Я такой, какой я есть, и нечего ожидать, что я буду другим». – Стив Джобс.

Подписывайтесь на мой канал:

11
2 комментария

Круто , что отмечены как положительные, так и негативные аспекты его жизни и работы

1
Ответить

Спасибо, он был невероятно многогранной личностью

Ответить