{ "author_name": "Лена Очкова", "author_type": "self", "tags": ["\u043a\u043e\u043b\u043e\u043d\u043a\u0430","\u0431\u043e\u0442\u044b","\u044f\u043d\u0434\u0435\u043a\u0441_\u0434\u0435\u043d\u044c\u0433\u0438","\u0445\u0430\u043a\u0430\u0442\u043e\u043d","\u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u043e\u0432\u044b\u0435_\u0431\u043e\u0442\u044b"], "comments": 46, "likes": 32, "favorites": 22, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "14303", "is_wide": "1" }
Лена Очкова
24 205

14 лучших финансовых ботов — итоги хакатона «Яндекс.Денег»

С 12 по 13 марта 2016 года «Яндекс.Деньги» провели хакатон «Битва роботов». Больше 150 участников из 44 команд в течение суток создавали платежных ботов для социальных сетей и мессенджеров.

ИТ-директор «Яндекс.Денег» Дмитрий Круглов рассказал о команде-победителе, получившей 150 тысяч рублей, об интересных работах и критериях, по которым проходил их отбор.

Как отбирались работы

Жюри «Яндекс.Денег» оценивало проекты по следующим критериям:

  • Массовость: сможет ли бот решать повседневные задачи пользователя, рассчитан ли он на широкую аудиторию.
  • Удобство: бот должен быть прост в использовании, по возможности избавляя пользователя от постоянного ввода номеров телефонов, банковских карт, карт «Тройка» или личных счетов за коммунальные услуги.
  • Оригинальность: выше других, конечно, оцениваются идеи, которые до сих пор никто не реализовал.
  • Техническая реализация: хакатон — это не конкурс идей. Представленный проект должен работать, и чем лучше его техническая реализация, тем значимее работа среди прочих.
  • «Человечность»: бот должен понимать пользователя, даже если он, например, пишет «сто руб» вместо «100 рублей», допускает ошибки или опечатки.

Если с остальными критериями все предельно ясно, то «человечность» многие участники хакатона поняли по-своему, наделив прототипы именами, портретами и даже чувством юмора. Но Siri уже есть, а бота все воспринимают скорее как простого робота, чем как живого помощника, поэтому от него не ждут явных человеческих качеств.

Победитель хакатона — @UncleBot

Победил проект, одинаково удобный и пользователям, и бизнесу. Создатели @UnсleBot выбрали такое название, обыграв тему «Крестного отца»: это платформа для запуска ботов, способных связать покупателей и продавцов.

Принцип действия бота можно объяснить на простом примере. Возьмем небольшую кофейню в бизнес-центре. Ее владелец создает бота и привязывает его к @UncleBot, который, в свою очередь, загружает в бота кофейни сегодняшнее меню и подключает к нему «Яндекс.Кассу» для приема платежей.

В бизнес-центре двумя этажами выше сидит пользователь. Он открывает бота кофейни и спрашивает: «Что у вас сегодня на десерт и какой есть кофе?». Бот отправляет ему в чате меню, предлагает сделать заказ и сразу же его оплатить. Покупатель выбирает себе десерт с кофе и переводит деньги. После этого баристе приходят информация о заказе и его номер. Пользователь спускается с этим номером в кафе и забирает уже готовые десерт и кофе.

Такой бот подходит жителям больших городов, где бешеный ритм жизни и каждая минута на счету. Он помогает экономить время, которое люди тратят на ожидание заказа — особенно в обед, когда большие очереди. Экономия даже пяти-десяти минут в мегаполисе — это достаточно много.

@UncleBot удобен для тех, кто уже наизусть знает меню местного кафе и хочет забежать, например, за капучино и суши, приготовленными навынос. А если кафе с такими ботами в чате несколько, это еще удобнее: утром можно без очереди зайти за завтраком в одно место, днем — за обедом в другое, а вечером — за ужином в третье.

Мнение жюри. У @UncleBot может быть большое будущее, если собрать в нем все возможные торговые точки и кафе. В него можно встроить карту, на которой будет показываться все, что продается рядом. Еще можно добавить возможности заказывать с доставкой и писать претензии — чтобы пользователь мог напрямую пожаловаться владельцу торговой точки или кафе. Если за 24 часа команде удалось создать рабочий прототип, то за месяц она сможет разработать классное решение для реальной работы.

@UncleBot оказался лучшим, но не единственным ярким проектом. Расскажу про ботов, которые не победили, но тоже показались нам очень интересными.

Боты для городских платежей

@YandexWalletBot. Его создатели попытались объединить возможности чата и, частично, функциональности «Яндекс.Денег» по платежам за различные услуги. Есть опция, сделанная очень удобно, — пополнение транспортной карты «Стрелка». Бот запоминает номера банковской и транспортной карт пользователя. В нужный момент человек дает в чате команду «Пополнить "Стрелку"», и бот предлагает на выбор несколько сумм для пополнения: 100, 200 или 500 рублей. Вводить данные карт не нужно — достаточно подтвердить платеж в чате, и бот сам переведет деньги.

Мы проверили, как быстро можно пополнить «Стрелку» таким образом: оказалось, на это уходит не больше 10–15 секунд. Отличный результат. Кроме того, если спросить у бота: «Сколько у меня на "Стрелке"?» — он покажет баланс счета.

@Citipay позволяет оплачивать городские платежи по QR-коду. Например, если у вас есть отсканированный QR-код с вашей квитанции за коммунальные платежи — отправьте его в чат, и бот предложит заплатить за жилищно-коммунальные услуги по вашим реквизитам.

@YandexParkingBot стучится в чат, когда у вас истекает парковочная сессия, и предлагает перевести нужную сумму, чтобы продлить время парковки.

Мнение жюри. Чтобы такой бот стал популярным, он должен помогать оплачивать самые разные городские услуги. Если набрать критическую массу сервисов, которые смогут удовлетворять, скажем, половину или более всех дневных потребностей пользователя в платежах, бот будет востребован.

Человек сможет пользоваться им довольно часто — по три-четыре мелких платежа в день. Тогда экономия времени и сил будет существенной. Если же пользователь платит редко — например, несколько раз в месяц, — с тем же успехом он может зайти в мобильное приложение или на сайт оплаты городских услуг.

Боты для сбора денег

@Shlyapa_Bot поможет собрать средства на совместные покупки. Пользователь может коротко написать в чате, что он хочет подарить — например, «LG Nexus». Бот найдет подходящие товары на «Яндекс.Маркете» и покажет несколько вариантов с фото и ценами. Пользователь выбирает нужную вещь, @Shlyapa_Bot запоминает ее и начинает сбор денег.

К боту может присоединиться любой желающий, программа сама разделит стоимость подарка на всех, и люди смогут скинуться на него прямо в чате.

Мнение жюри. Бот подходит для групп людей, которые часто собирают деньги на общие цели — к примеру, на подарок одногруппнику или ремонт подъезда. Но создатели не успели добавить в программу платежную функцию, поэтому @Shlyapa_Bot не попал в число финалистов. Если бот научится переводить деньги, он может иметь реальный успех. Мы думаем, что за еще одни сутки команда может сделать полностью завершенный продукт.

Информационные боты

@CheapBuyBot поможет собрать корзину продуктов и посмотреть, сколько они будут стоить в ближайших магазинах. Программа получила специальный приз MasterCard в номинации «Самый понятливый бот». У @CheapBuyBot очень удобный интерфейс: простыми словами говоришь, что хочешь купить (например, «кило яблок»), бот запрашивает данные у сайтов с агрегаторами цен, затем уточняет у пользователя, яблоки какого сорта ему нужны, и предлагает разные варианты.

Дальше программа добавляет в корзину выбранный товар и показывает, где поблизости его можно купить по самой низкой цене. Если в корзине несколько товаров, бот предложит магазины, в которых общая сумма заказа будет наименьшей.

Мнение жюри. Бот, несомненно, удобный, но у него есть два существенных недостатка. Во-первых, в нем нет платежных функций и возможности заказа с доставкой — пока это исключительно информационный сервис. Он лишь показывает магазины, а делать в них покупки пользователю придется самостоятельно. Второй минус — интерфейс мессенджера не позволяет удобно работать с длинными списками. Тем не менее направление информационных ботов определенно заслуживает внимания, и @CheapBuyBot сделан очень хорошо.

@AviaSalesBot — копия идеи мобильного приложения Corner, которое было недавно куплено сервисом OneTwoTrip, а затем закрыто. Бот подбирает самые дешевые авиабилеты на указанную дату — в буквальном смысле куда угодно. К примеру, пользователь может написать: «Улететь куда угодно 10 тыс, след выходные». Программа ответит: «Самый дешевый перелет будет в Ростов», — и покажет подходящие рейсы. Возможности оплаты пока нет.

Мнение жюри. У @AviaSalesBot проблема со списками, схожая с @CheapBuyBot. По запросу пользователя программа выдает десятки предложений, которые не очень удобно просматривать в чате. Кроме того, у бота нет платежных функций. Несмотря на все это, он был отмечен специальным призом как пример хорошей интеграции со сторонним сервисом.

Бот для поиска билетов в Большой театр — необычный бот для поклонников Большого театра. Он следит за программой спектаклей, может сообщать, когда приближается дата того или иного представления, и дает точную информацию о стоимости билетов в кассе театра, а не у перекупщиков.

Мнение жюри. Бот или приложение с такими функциями может стать популярным, если создатели научат его работать с другими культурными заведениями и добавят возможность оплаты билетов прямо в чате.

Нишевые боты

@BankEscapeBot — анализирует отчетности банков, сданные в Центральный банк. Если несколько месяцев подряд отчетности какого-либо банка не соответствуют требованиям Центробанка, бот сообщает, что этот банк может потерять лицензию. Это позволит пользователю вовремя вывести из него свои деньги.

Мнение жюри. Этот интересный бот, к сожалению, будет востребован лишь у очень узкой аудитории. Но за счет качественной реализации и актуальности темы он привлек внимание всех членов жюри.

@BetBot — бот для спора на деньги через Telegram. Два пользователя затевают спор, делают ставки — и бот отправляет деньги победителю. При этом программа не знает правильный ответ — пользователи должны сами написать в чате, кто выиграл, а кто проиграл. Если оба напишут, что выиграли, — бот расценит это как обман и перечислит поставленные деньги на благотворительность.

Мнение жюри. Хорошей идеи с перечислением денег на благотворительность оказалось недостаточно, чтобы @BetBot попал в список финалистов. На его создание ушли всего сутки, и это подтверждает, что создание бота для проверки бизнес-идеи — достаточно простая задача.

@Rumblee — фриланс-биржа, аналог YouDo в чате. Программа для общения заказчика и исполнителя. Бот помогает клиенту размещать заказы и находить исполнителей.

Мнение жюри. Отличные юзабилити и техническая реализация. К тому же сервисы поиска исполнителей сейчас очень востребованы. Но возникает вопрос: сможет ли такой бот сохранить свою аудиторию? Ведь заказчик и исполнитель в любой момент могут уйти общаться напрямую, вне бота. Мы думаем, что такая программа может быть полезна для нишевых компаний — например, для клининговых служб.

@CollectorBot поможет прямо в чате занять или одолжить деньги друзьям. Бот запомнит сумму и в нужный момент напомнит тому, кто занял, что нужно вернуть долг, а тому, кто одолжил, — что пора получить свои деньги назад.

Мнение жюри. Бот удобен для пользователей, которые через интернет часто занимают или одалживают небольшие суммы друзьям. Например, программа может быть популярна среди студентов. Напомнить самому о долге бывает неудобно, а вот мессенджер не только напоминает, но и учитывает все одолженные суммы. Невостребованным бот останется среди тех, кто редко занимает и дает в долг или делает это в офлайне.

@Paparazzi — отличный пример отраслевого бота. Можно запросить в чате фотографии — бот проверит фотобанк, подберет фото на нужную тему и выведет их список вместе с ценами. Пользователь может оплатить и скачать любой файл прямо через чат.

Мнение жюри. Такой бот может быть полезен журналистам и редакторам сайтов. Он позволяет быстро получать фотографии с мероприятий — например, с пресс-конференций и презентаций. Но здесь, как и в случае с @CheapBuyBot, нужно решить проблему с юзабилити и большим объемом выдачи. Сейчас программу можно использовать лишь для небольших выборок фотографий. Если же это будет крупное событие с огромным количеством фото — чат будет не самым удобным инструментом для их поиска и просмотра.

@Городские квесты — с помощью бота можно создать свой квест из серии вопросов. Они могут быть самые разные: к примеру, сколько светофоров на улице Льва Толстого или сколько этажей в главном здании «Яндекса». Тематика — город. Чтобы ответить на вопросы, участникам квеста нужно будет по нему перемещаться. К вопросам можно прикреплять иллюстрации и подсказки. Игроки заранее скидываются в чате на приз, и деньги забирает тот, кто первым пройдет квест.

Мнение жюри. Хорошая идея, отличная реализация — бот вошел в список финалистов. Не победил он потому, что не решает финансовые задачи пользователя и по тематике больше относится к играм, чем к платежам.

Три типа самых перспективных ботов:

  1. Боты для регулярных платежей: ЖКУ, транспорт, телефон и так далее.
  2. Боты для взаимодействия между покупателем и продавцом, в том числе для повторных покупок. Это новый способ привлечь клиента в том случае, когда он уже знает, что хочет купить, но не хочет тратить на это время.
  3. Информационные боты. Например, чат, который показывает на карте ближайшие аптеки, где можно купить нужное лекарство, и его цену — даже если пользователь ввел запрос с ошибкой или опечаткой.

#Колонка #боты #яндекс_деньги #хакатон #финансовые_боты

Статьи по теме
Фоторепортаж: Первый хакатон «ВКонтакте»
​Кейсы из России: Как использовать «Яндекс.Деньги» в своем стартапе
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Команда калифорнийского проекта
оказалась нейронной сетью
Подписаться на push-уведомления
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-158433683", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxbwd&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } } ]