[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-158433683", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxbwd&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } } ]
{ "author_name": "Daria Khokhlova", "author_type": "self", "tags": ["\u043a\u043e\u043b\u043e\u043d\u043a\u0430","\u0441\u0442\u0430\u0440\u0442\u0430\u043f\u044b","\u043f\u043e\u0440\u0430_\u0432\u0430\u043b\u0438\u0442\u044c","\u043f\u0435\u0440\u0435\u0435\u0437\u0434","\u043a\u0443\u0434\u0430_\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c","\u0431\u043b\u0430\u0433\u043e\u043f\u0440\u0438\u044f\u0442\u043d\u044b\u0435_\u0441\u0442\u0440\u0430\u043d\u044b_\u0434\u043b\u044f_\u0441\u0442\u0430\u0440\u0442\u0430\u043f\u043e\u0432","\u0441\u043b\u043e\u0432\u0430\u043a\u0438\u044f","\u0431\u0438\u0437\u043d\u0435\u0441_\u0432_\u0441\u043b\u043e\u0432\u0430\u043a\u0438\u0438"], "comments": 7, "likes": 12, "favorites": 5, "is_advertisement": false, "section_name": "default" }
Daria Khokhlova
3 202

Медицина, ресторанное дело, спорт: Перспективные направления для открытия собственного бизнеса в Словакии

Руководитель проектов компании Emerald Consult Алексей Чирков написал колонку о том, на какие направления бизнеса стоит обратить внимание предпринимателям, переезжающим в Словакию. Почему стартаперам стоит перебраться в эту страну, Чирков рассказал в предыдущем материале на vc.ru.

Существует предубеждение, что россиянам невозможно открыть свое дело в Европе. Но примерно 20% наших клиентов, переехавших в Словакию, именно здесь реализовали свои интересы.

Плюсы очевидны — благоприятный бизнес-климат, налоговые льготы и преференции, а также весомое основание получить временный вид на жительство, а потом и разрешение на постоянное проживание. Предприниматели, которые выбирают Словакию, выделяют удобное географическое расположение в самом центре Европы. В начале марта 2016 года компания Hyperloop Transportation Technologies, разрабатывающая проект создания сверхскоростного пассажирского транспорта, подписала соглашение с правительством Словакии о строительстве первого в Европе участка Hyperloop между Братиславой и Будапештом. Если проект будет реализован, от столицы Словакии до столицы Венгрии можно будет доехать всего за десять минут.

Правительство Словакии поддерживает предпринимательство — доля частного сектора в ВВП по оценке Европейского банка реконструкции и развития достигает 80%. Кроме того, в Словакии относительно дешёвая рабочая сила — на 30% дешевле, чем в Чехии, Венгрии и Польше, и в шесть раз дешевле, чем в странах Западной Европы.

В Словакии можно купить готовый бизнес. Но можно и открыть своё собственное дело. Для этого необходимо оформить документы, иметь уставной капитал объёмом в 20 тысяч евро и отвечать требованиям на получение вида на жительство.

Итак, перед вами — 10 жизнеспособных идей для старта.

1. ИТ-бизнес

Интернет — та сфера, где не так ощутимы различия между россиянами и словаками. Любой ИТ-бизнес принесёт несомненное преимущество — контролировать дела вы сможете из любой страны.

Вот уже второй год мы наблюдаем следующую тенденцию — российские ИТ-компании активно перебираются в Словакию, открывают здесь свои представительства и пользуются преимуществами отсутствия жёстких требований к ведению бизнеса.

В качестве локации ИТ-компании выбирают либо Братиславу, где расположены офисы мировых гигантов (IBM, Dell, Sony, HP, Amazon, Samsung Electronics, Lenovo, Huawei, Microsoft, SAP), либо Кошице — второй по величине город в Словакии, расположенный недалеко от границы с Венгрией и Польшей и являющийся местным аналогом Кремниевой долины. Именно в Valley Kosice с 2014 года работают несколько российских и украинских центров разработок, в том числе SysIQ и Miratech.

Офис IBM в Братиславе

Подробно о возможностях для ИТ-компаний и стартаперов мы писали в предыдущей колонке на vc.ru.

2. Коммерческие медицинские лаборатории

В Словакии не распространены услуги частных лабораторий, проводящих медицинские анализы (а-ля «Гемотест» и «Инвитро»).

Сдать анализы здесь возможно лишь по назначению врача. Всё это займет три недели, две из которых нужны, чтобы попасть к врачу, и ещё одна — на подготовку результатов анализов. Выездных медицинских лабораторий и возможности вызвать врача на дом также нет.

3. Медицина

В Словакии практически нет медицинских центров, предоставляющих качественный круглосуточный сервис. Перспективным может стать открытие такого медцентра.

Сейчас в Братиславе работает большая медицинская сеть, поглотившая всех конкурентов. В центрах современное оборудование, но сервис оставляет желать лучшего. Для сдачи анализов и похода к врачу необходимо записаться за 1–2 недели. Нет единой автоматизированной базы клиентов, врачи работают по полдня.Стоимость обслуживания — 300 евро в год, на семью с ребенком — 600 евро в год.

При открытии медцентра предпринимателю следует в первую очередь учесть недостатки существующих конкурентов и привлекать клиентов сервисом и интересной тарифной политикой при продаже полисов. Главврачу такого центра необходимо будет предоставить документы о профильном образовании.

Инвестиции в проект подобного масштаба составят несколько миллионов долларов.

4. Ресторан

Кафе и рестораны здесь очень популярны. Словаки любят свою национальную кухню (чешскую и словацкую). Заведений очень много, но это в массе своей либо дешевые ресторанчики и пиццерии, либо туристические забегаловки. Распространены точки быстрого питания, продающие по 200–300 комплексных обедов в день. По формату они похожи на российские столовые.

А вот заведений более высокого ценового сегмента, ориентированных, например, на бизнес-встречи, не так много.

Есть спрос на кафе формата «Кофемании» — ресторан с широким ассортиментом десертов высокого качества и уникальным меню, отличным от иных заведений. Словаки очень спортивны. Если вы предложите «лёгкие» блюда в качестве альтернативы «тяжёлой» национальной кухне, ваше заведение будет востребовано у местной публики. Популярны будут и итальянские рестораны. Например, ресторан с итальянской и средиземноморской кухней Primi всегда забит до отказа.

Ресторан Primi в Братиславе

Не стоит экономить на проработке формата и меню заведения. Многие рестораны в Словакии закрываются и продаются именно по той причине, что они не предложили уникального формата или ничем не выделялись на фоне сотен дешевых шаблонных и неинтересных в части удобства и интерьера заведений.

При открытии точки общественного питания обязательным условием станет наличие базового образования у хозяина бизнеса или наличие сотрудника, на которого готовится разрешительная документация.

5. Туризм

Словакия позиционируется как туристическая страна. Красивая природа, многочисленные замки и крепости вполне могут соревноваться с «ветеранами» экскурсионного туризма — Чехией и Австрией.

Преимущество Словакии в том, что здесь удобно начинать путешествие в связи с соседством со многими европейскими странами. А номер в гостинице по сравнению с той же Австрией стоит дешевле. Для Словакии характерно большое количество рекреационных комплексов на природе и у источников с лечебными свойствами. Словаки и гости страны привыкли проводить выходные в таких комплексах, что делает данный вид бизнеса очень привлекательным с точки зрения прибыльности.

Начинающему предпринимателю можно открыть фотостудию, сувенирный магазин. Однако во всех случаях стоит готовиться к конкуренции.

6. Спорт и здоровье

В Словакии моден здоровый образ жизни. Поэтому перспективно всё, что связано со спортивным снаряжением (велосипеды, ролики, лыжи). Также станет прибыльным обустроенное место отдыха и развлечений для компаний.

Можно открыть фитнес-клуб (стоимость годового абонемента в хороший клуб — 800 евро). Спросом будет пользоваться фирма, торгующая продуктами для здорового образа жизни или спортивным питанием.

В Словакии 63 реки, пригодных для рафтинга. По здешним водоемам путешествуют на лодках, каяках, байдарках и каноэ. Вблизи Братиславы хорошие условия для дайвинга. Популярна и рыбалка — в местных реках ловятся рыбы семейства карповых и лососевых.

7. Качественная натуральная косметика

Поскольку здоровый образ жизни становится всё популярнее, в тренде — экологически чистая, натуральная косметика и бытовая химия. Производители подобной косметики стремительно завоевывают рынок. Например, компания Natura Siberica продает на европейском рынке товаров на 2 млн евро в год. Магазины подобной направленности активно появляются в Словакии последние полгода.

Есть возможность открыть производство органической косметики. Ещё одно интересное направление в этом ключе — мыловарение. Стоит, конечно, помнить о том, что для такого вида бизнеса необходима лицензия на изготовление косметических препаратов.

8. Школы и детские сады

Большинство школ в Словакии бесплатные — обучение происходит на словацком языке, домашние задания не даются. Есть несколько государственных гимназий, которые пользуются большой популярностью. Записываться в них желательно за пару лет до того, как ребенок пойдет в школу.

В Словакии востребованы коммерческие гимназии, в которых преподавание ведется на английском языке, с дополнительным изучением немецкого и словацкого. Ощущается и нехватка частных детских садов.

9. Международный бизнес

Словакия может стать отличной точкой выхода на европейские рынки. Преимущества — невысокий налог на прибыль (22%), сравнительно простая система налоговых проверок и недорогое бухгалтерское обслуживание. Кроме того, исходящие и входящие дивиденды не облагаются налогом.

Другие плюсы для россиян в Словакии — действующее соглашение «Об избежании двойного налогообложения», европейский статус, возможность зачета европейского НДС. Это значит, что если компания из одной страны ЕС продает что-то компании из другой страны ЕС, то продавец может не включать НДС в счет, а покупатель оплачивает в своей стране так называемый импортный НДС по своим ставкам при получении товара.

На фоне роста евро перспективным становится экспорт из РФ сырья второго уровня — продуктов переработкии создание в Словакии торговых представительств. Словакия становится самой актуальной юрисдикцией для размещения трейдерских, торговых и коммерческих представительств крупных промышленных предприятий, производителей и экспортеров.

10. Недвижимость

Перспективное направление — операции с недвижимостью. Например, передача в аренду крупных коммерческих объектов, приобретение квартиры или домика под временных жильцов.

Снять жилье в Словакии дороже, чем в Германии, где средняя стоимость — 480 евро в месяц. В Словакии же однокомнатные квартиры сдаются за 300–500 евро в месяц, трехкомнатная квартира с качественным ремонтом, парковкой и коммунальными платежами обойдётся в 1000 евро.

Проекты под аренду в Словакии окупаются в среднем за 6–7 лет. Стоимость аренды офиса в Братиславе — от 8 до 15 евро за квадратный метр в месяц. Офис площадью 27 квадратных метров можно снять за 250 евро в месяц, а 85 квадратных метра будут стоить 722 евро в месяц. Отдельно оплачивается обслуживание и покрытие общих расходов на содержание (страхование, служба приема, отопление и свет, а также НДС). Эти расходы обычно составляют 3–5 евро в месяц за квадратный метр. Паркинг оплачивается дополнительно, в центре Братиславы его стоимость может варьироваться от 30 до 250 евро за место в месяц. Средняя доходность аренды офисов составляет 9–11% в год.

Стоит также отметить, что до 2011 года в Словакии действовал мораторий на продажу земли иностранцам. Однако изменения законодательства позволили иммигрантам без ограничений приобретать участки земли под застройку.

Какой бы из видов бизнеса вы ни выбрали, можно быть уверенным в отсутствии бюрократических проблем. В Словакии не принято тратить время попусту. Все регламентированные процедуры максимально просты, а возникающие вопросы решаются оперативно и действительно эффективно.

#Колонка #стартапы #пора_валить #переезд #куда_ехать #благоприятные_страны_для_стартапов #Словакия #бизнес_в_словакии

Статьи по теме
Преимущества бизнес-иммиграции в Словакию
Рай для предпринимателей
«Пора Валить» — консультации для потенциальных эмигрантов
Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

Прямой эфир

Команда калифорнийского проекта
оказалась нейронной сетью
Подписаться на push-уведомления