"Почему я порвал с Кикстартером"

На фоне общей очарованности Kickstarter-ом и веры в безграничную силу краудфандинга выступил соло дизайнер Джим Кларк, написавший статью о причинах своего разочарования. Далее - вольный перевод с купюрами.

***


Впервые услышав о Kickstarter, я подумал, что это отличная идея. Я владелец студии визуальных эффектов, и хотел использовать его, чтобы доказать жизнеспособность того, что я делаю. Когда я пришел с концептом для UNRULY (GoPro), пользователям Kickstarter понравилась идея. Наши два центральных продукта собрали $36 тысяч — на $9 тысяч больше суммы, которую мы заявляли, — за 30 дней.



Я думал, что понял процесс, который проходит после окончания фандинга. Еще до Kickstarter я создавал продукты, проданные в профессиональных аутлетах. Но эти победы имели мало отношения к тому, что случилось на Кикстартере. Фандинг — это только половина битвы. Все, что произошло после него, оказалось неожиданным и досадным. Вот уроки, которые я из этого вынес.

Это не хобби, это компания

Создатели часто упускают из виду тот факт, что запуск проекта может быстро превратиться в серьезную игру. Вы можете запуститься на Kickstarter ради забавы, но небольшой проект может легко превратиться в предложение на миллион. И в таком случае, это перестает быть хобби. Это уже компания.

Чтобы производить и реализовывать ваш продукт, приходится зависеть от поставщиков, производителей и всех прочих, кто имеет отношение к каналу поставок, в том числе и от инвесторов. Они постоянно напоминают, чего они хотят и что им нужно, и вы стараетесь изо всех сил, чтобы развеять их страхи.

Для нас это стало реальной проблемой. Пока 200 человек заказали наш продукт на Kickstarter, мы получили в конечном итоге огромное число продаж за его пределами. Мы привлекли $36 тысяч, но в результате, чтобы оплатить все, нам пришлось привлечь еще $100 тыс. Может уйти до трех недель на то, чтобы Kickstarter собрал ваши деньги, так что есть смысл в том, чтобы  искать деньги где-то еще.

Задержки — это норма

Около 75% проектов на Кикстартере запускаются слишком поздно, и одна из причин этого - задержки. Другая причина в том, что Кикстартер не предоставит вам никаких ресурсов, кроме начального финансирования. Если потом у вас возникнут какие-то проблемы, это будут только ваши проблемы, и ничьи больше.

[caption id="" align="aligncenter" width="393"] Джим Кларк[/caption]

Многие создатели сталкиваются лицом к лицу с внезапными тратами - например, у них нет ноу-хау, экспертного совета или ресурсов. Без поддержки юристов основатели стартапа могут развалить свой бизнес еще до запуска.

В нашем случае, производители сделали продукт на три месяца позже. К тому моменту, когда у нас все было готово, GoPro изменили дизайн - а мы делали все под предыдущий. И за это мы расплачиваемся по сей день.

Некоторые правила резко ограничивают создателей

Недостаток последующей поддержки - только одна из причин, которые могут задушить ваш стартап. Есть и другие.

- Они отвергают проекты без объяснения причин

25% проектов Кикстартер заворачивает, но причин этого не объясняет. Этот процесс кажется субъективным и непрозрачным. Они не одобряют никакие проекты, имеющие отношение к домашним животным, но, например, позволяют парню поднять $5 тыс на то, чтобы на самолете написать в небе странные вещи.

- Создатели могут собирать деньги только на реальный продукт

В обществе, помешанном на Apple, дизайн - самый важный компонент продукта, технология вторична. Ключ к созданию успешного дизайна - на стадии визуализации. Кикстартер против этого, потому что не хочет, чтобы участники приняли такую визуализацию за конечный продукт. В итоге создатель лишается возможности опробовать идею до того, как она будет реализована.

- Кикстартер исключает возможность покупки более чем одной единицы продукта

Они говорят: "Мы не магазин". Многие проекты стали популярными на Кикстартере именно по причине того, что можно было купить сразу несколько продуктов. Устраняя эту возможность, сервис сам себе дает пинка под зад. Они диктуют создателям, как сообщать о своем продукте, и сколько именно штук продавать - и тем самым отдаляют своих пользователей от предпринимателей.

Сайт краудфандинга должен соответствовать нуждам "толпы"

... а не основателей сайта или его программистов. Кикстартер пытается подстроить пользователей к формату, не лучшему для создания устойчивого бизнеса. Начало бизнеса - это обязательство. Покидая Кикстартер, я ищу краудфандинговую платформу, которая даст мне долгосрочные обязательства. В море есть и другая рыбка, и для запуска нового проекта мы найдем лучше построенное судно, с которого можно забросить сети.


***


Между тем, Кикстартер не кажется умирающим проектом. Только за 2012 год на сайте собрали 319,786,629 долларов (еще немного статистики здесь).