Идея проекта. Teamlancer – новая разновидность фриланса

Вот этот резкий скачок офисного сотрудника в статус фрилансера – не есть эволюция. Слишком резкий переход от зарплаты по расписанию в полную неизвестность, где ты сам и менеджер по продажам, и мотиватор, и бухгалтер.

Идея проекта. Teamlancer – новая разновидность фриланса

Фрилансер сам ищет заказчиков и работает с дебиторкой, защищает свое время и пространство от детей и жены, которые на него постоянно претендуют. В перерывах между этим еще и работу делать надо. Ведь платят фрилансерам исключительно за результат, а не проведенные у компьютера часы, как в офисе. Многие не выдерживают и возвращаются назад. Те, кто выжил и удержался, навсегда становятся свободными. Я уже семь лет среди выживших. Конечно, временами тяжело, но свобода того стоит.

Но текст не о жизни во фрилансе, а о том, что я вдруг нашел промежуточное потерянное звено в эволюции офисного планктона в свободного дельфина-фрилансера. И это звено – тимлансер (teamlancer – командный художник). В отличие от фрилансера (свободного художника) он работает в команде.

Прежде чем разобраться с этим подвидом, давайте посмотрим на плюсы и минусы фриланса с обеих сторон – фрилансера и заказчика. Благо я сейчас нахожусь в обеих ипостасиях одновременно и имею способность об этом рассуждать изнутри.

Проблемы фриланса

Проблемы заказчиков при работе с фрилансерами:

1. Сложно оценить реальный уровень компетенции. Да, вам покажут портфолио. Но насколько быстро и самостоятельно он его делал, вы не узнаете. И вообще он ли это делал. Отзывы тоже не показатель – биржи не заинтересованы в потере заказов, поэтому с легкостью удаляют плохие отзывы.

2. Сложно контролировать сроки. Вы не знаете, насколько сейчас загружен фрилансер. Из-за жадности они часто берутся за всю работу, чтобы не потерять заказ. Если спросят, можно сослаться на отсутствие интернета, электричества или здоровья. Вы никак не проверите реальность проблемы. Не сможете решить ее, героически поставив вай-фай роутер или бензогенератор. А самая большая ошибка – попытаться встроить фрилансера в иерархическую структуру своей компании. Он сбежит при первом же случае. Не для того он уходил в свободное плавание, чтобы снова получить ограничения.

3. Для безопасного платежа требуются дополнительные инструменты. Фрилансеры не слишком обязательны не только в сроках, но и в оплате. Тем более, у них может быть своя арифметика и понимание справедливой оплаты. Надо детальнейшим образом прописывать ТЗ и включать разные механизмы гаранта сделки. Но все равно это в итоге не убережет от всех рисков и слезных историй, которые каждый день появляются на просторах интернета.

При работе с фрилансерами заказчики обычно закладывают резерв времени, ведь часто у них просто нет выбора. Не всегда в "шаговой доступности" есть нужный специалист. И немаловажный фактор – фрилансеры дешевле.

У фрилансеров тоже есть проблемы. И их не меньше, чем у заказчиков.

  • организация рабочего пространства и времени;
  • нечеткое ТЗ;
  • риск не получить оплату за работу;
  • необходимость постоянного поиска заказчиков вместо выполнения своей основной работы;
  • выполнение непрофильных работ;
  • неравномерность нагрузки;
  • из-за необходимости прокачать множество навыков и отсутствия коммуникации с коллегами может страдать профессиональный рост;
  • трудности коммуникации с заказчиком из-за большого разрыва в компетенциях.

Но все эти проблемы легко решаются как раз при помощи этого самого утерянного эволюционного звена – тимлансера.

Описание сути

Между заказчиком и фрилансером появляется менеджер проекта. Это такой человек, который банально может перевести заказчику, что говорит фрилансер, и наоборот. Это человек, который достаточно хорошо разбирается в web-технологиях, чтобы составить правильно ТЗ и донести его смысл до обеих сторон.

Вся суть идеи в том, что менеджер все рабочее время находится в реальном офисе. Фрилансеры, живущие в этом городе, могут физически с ним взаимодействовать:

  • приезжать для получения и обсуждения ТЗ с менеджером или другими фрилансерами, работающими над проектом;
  • работать здесь в команде при необходимости;
  • получать оплату за работу;
  • устраивать корпоративы.

Выгоды заказчика:

  • договор с реальной компанией и платежи по безналу;
  • гарантированное качество работ и сроков их выполнения;
  • безопасность платежа;
  • возможность формировать разноплановые команды под проект;
  • цена ниже, чем у веб-студий при сопоставимом качестве;
  • заказчик может физически пообщаться с менеджером, приехав в teamlancer-центр в своем городе;
  • реально подтвержденная компетенция исполнителя;
  • не продадут избыточное решение.

Выгода фрилансера:

  • отсутствие коммуникации с заказчиком;
  • отпадает необходимость в поиске клиентов;
  • адекватное и четкое ТЗ;
  • гарантированная оплата труда;
  • получение только профильных работ;
  • реальное общение с единомышленниками и обмен опытом.

У фрилансера при этом всегда остается свобода выбора. Так как работа проектная, он может брать столько задач, сколько посчитает нужным. Никто не запрещает ему вести другие свои проекты. Если у фрилансера простой, он всегда может обратиться к своему менеджеру за заказом. Но при этом работа, которую даст менеджер, будет иметь высокий приоритет, так как здесь потерю рейтинга можно восстановить только хорошей работой, а не обычной сменой аккаунта, как на биржах.

Такой teamlancer-центр может быть создан с нуля или им может стать действующая веб-студия.

Выгода веб-студии и менеджера проектов:

  • сдельная оплата за проект с очевидной маржинальностью;
  • минимальные затраты на офис и технику;
  • возможность в небольшом офисе вести много проектов одновременно несколькими менеджерами;
  • большой выбор исполнителей разной стоимости и компетенции;
  • конкурентное преимущество перед классическими веб-студиями за счет более низкой цены;
  • возможность безопасно нанять тимлансера из другого города, который прошел верификацию в своем местном офисе проекта;
  • реальная оценка квалификации и рейтинг тимлансера;
  • возможность запускать командную динамику;
  • постоянный поток заказов из системы teamlancer.

Всю систему можно сделать в виде франшизы. Каждая студия, которая подключилась к проекту, получает готовый мануал по работе с гибкой CRMкой, добавляется на сайт и в приложение.

Система будет давать свой значок, который не будет обязывать переименовывать веб-студию, ведь teamlancer-центр это в первую очередь система, а не бренд.

Любой фрилансер и сам сможет открыть в своем городе teamlancer-центр, сняв офис в 20 кв. м. Такой подход выиграет у бирж фриланса, так здесь контролируется процесс и есть ответственность за результат. Такую опцию биржи не смогут предложить.Стоимость услуг сети тимлансеров будет немного выше, чем в среднем на фрилансе. Но если учесть, что надежность, сроки и нужный результат будут на уровень выше, многие заказчики с удовольствием перейдут в описанную систему.

Также большая ЦА – заказчики, которые не решаются на работу с фрилансерами из-за высоких рисков. Убрав эти возражения, можно получить их в качестве клиентов. Система легко масштабируема и требует сравнительно небольших ресурсов для развертывания.

Резюме

Тимланс мне видится вполне естественным процессом уравновешивания двух крайностей – офисного и домашнего труда, так как он сочетает в себе преимущества и устраняет недостатки обеих систем.

Кстати, уже сейчас эта эволюционная пропасть все-таки заполняется естественным путем – фрилансеры выходят в коворкинги. Так они решают проблему с коммуникациями и организацией рабочего пространства. Фрилансеры взаимодействуют и обрастают знакомствами, но все это происходит несистемно, без полноценной трансформации в тимлансера. Команды не образуются просто так. Нужен менеджер, который подберет их по командным ролям, компетенциям, замотивирует и поставит общую цель. Так включается командная динамика, которая во много раз превосходит личную эффективность. В коворкинге не произойдет организация фрилансеров в команды – этот процесс надо запустить сверху.

Эта идея у меня родилась год назад. Я даже взял домен teamlancer.ru. Ведь несложно создать единый стандарт ведения проектов, найти заинтересованных людей в каждом городе, которые снимут офис или выделят площадь в своей веб-студии, после чего можно запустить проект на всю страну.

Но если ты в течение года не начал делать проект, который задумал, значит, ты его никогда не сделаешь. В то же время идея слишком хороша и логична, чтобы ее просто так выбросить. Что скажете? Какие мысли будут на этот счет?

55
16 комментариев

Кажется, что вы только что придумали веб-студии.

3
Ответить

Или веб-консалтинг) 

Ответить

Ну, это палка о двух концах. Не каждый "тимлид" сможет общаться на одном языке. Обращаются непосредственно к фрилансеру, а теперь представьте, что у него есть личный менеджер, назовем это так. Кажется, это дико))

В посте вы не указали, что гарантией безопасности может быть договор, сам фрилансер может иметь ИП. С такими уже проще работать.

Не понял про трудности в коммуникациях с заказчиками. Ну, если умеешь только в чатике продавать, то да, проблемы будут большие. Нормальные заказчики ведь требуют общения, по телефону, Скайпу. Иногда часами. И это тоже большая боль, что на разговоры ты тратишь уйму времени)

Но делать это приходиться, чтобы лучше понять друг друга и поддерживать контакт.

Не знаю, вы работая 7 лет на фрилансе описали не всю палитру бичей, с чем сталкиваются фрилансеры.😉

1
Ответить

Во фрилансе есть несколько уровней. И проблемы на каждом совершенно разные. 
Изложенная в статье концепция не подойдет малобюджетному заказчику - типа "настроить плагин за $10".
Также она не подойдет крупному заказчику, у которого есть свой компетентный менеджер, который нанимает дорогих специалистов. 
А вот середина - где у заказчика уже бюджеты довольно большие, но не хватает компетенции внутри компании для ведения проекта - тимлансеры самое то. Многие заказчики даже не знают как правильно оценить выполненную работу. 

1
Ответить
Ответить