[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-158433683", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxbwd&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } } ]
{ "author_name": "Anatoly Burchakov", "author_type": "self", "tags": ["\u0441\u0442\u0430\u0440\u0442\u0430\u043f\u044b","\u0440\u0435\u0441\u0442\u043e\u0440\u0430\u043d\u044b","\u0440\u0435\u0441\u0442\u043e\u0440\u0430\u043d\u043d\u044b\u0439_\u0431\u0438\u0437\u043d\u0435\u0441","\u044d\u043a\u043e\u043d\u043e\u043c\u0438\u043a\u0430_\u0441\u043e\u0432\u043c\u0435\u0441\u0442\u043d\u043e\u0433\u043e_\u043f\u043e\u0442\u0440\u0435\u0431\u043b\u0435\u043d\u0438\u044f"], "comments": 12, "likes": 16, "favorites": 16, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "14746" }
Anatoly Burchakov
7 739

Почему до сих пор не появился «кулинарный Airbnb»

Обозреватель Eater.com о сервисах для совместных ужинов

Поделиться

В избранное

В избранном

Журналист из Нью-Йорка Тоув Данович написала для сайта Eater.com колонку о сервисах для организации совместных ужинов. Этот формат возник в США в начале 2010-х годов. Большинство игроков быстро ушли с рынка, а оставшиеся выживают с переменным успехом. Редакция vc.ru перевела материал.

Кажется, что в экономику совместного потребления хорошо вписались бы приложения для организации «социальных» обедов и ужинов — вне ресторанов. Почему же они до сих пор не овладели рынком?

Ужин состоял из шести японских блюд, приготовленных шеф-поваром из Бруклина. Примерное меню включало такие блюда как шёлковый тофу на пару под соусом из зелёных соевых бобов, суп даси с картофельными шариками с начинкой и крем-брюле с зелёным чаем. Цена в $57 по нью-йоркским меркам была грабежом.

Я оставила заявку (количество мест было ограничено) и получила письмо, в котором был указан точный адрес и написано, что в помещении нельзя находиться в обуви. Утром того дня, на который был намечен ужин, я узнала, что мероприятие не состоится — повар с «искренним сожалением» сообщила, что не нашлось достаточного количества желающих.

Я оставляла заявку на участие через EatWith — один из многочисленных сервисов такого рода. С их помощью повара могут организовывать частные ужины — обычно на шесть гостей и более — и при удачном стечении обстоятельств зарабатывать больше, чем могли бы на кухне ресторана. Такие ужины обещают изысканную кухню, возможность общения с поваром и шанс завести новых друзей.

Я надеялась, что во второй раз повезёт больше. Ужин номер два стоил уже $69. Мероприятие предполагало кулинарный тур в корейский квартал и предполагало три перемены блюд: тёплый кимбап с овощами, кальбитим и кимчи во всех вообразимых формах. Пользователи оставляли восторженные анонимные комментарии: «Потрясающий вечер и потрясающий хозяин». Или просто: «Великолепно». Кто-то написал: «Побалуйте себя и посетите интересное место, где встретите новых людей и попробуете удивительную кухню». Пользователь, я попыталась. И опять получила сообщение: «К сожалению, из-за недостаточного количества гостей, мы вынуждены перенести ужин».

В двух словах, такова проблема, с которой сталкиваются все сервисы наподобие EatWith (далее будем называть их все обобщённым термином EWSA — Eat With Strangers Apps). Им требуется не только армия поваров, которым охота этим заниматься, им требуются ещё и желающие ходить на такие ужины.

Реальность

Создатели EWSA-сервисов хотят, чтобы городские жители перестали просиживать барные стулья, уставившись в телефоны и заказывать готовую еду домой, а вместо этого завели бы какие-то связи в реальной жизни. «Мы рассматриваем обеденный стол как подлинную социальную сеть», — говорит основатель сервиса Feastly Ноа Кареш.

Такие компании берут долю от продажи билетов на ужины и иногда — комиссию с поваров; посетители же получают возможность попробовать блюда, которые кажутся слишком смелыми для того, чтобы их подавали в обычных ресторанах. Повара-любители, которые не хотят проводить в дни напролёт в стрессовой обстановке типичной ресторанной кухни, устраивают кулинарные приёмы прямо у себя дома.

EWSA-сервисы начали мелькать в заголовках газет в начале 2010-х годов. Статьи о GrubWithUs, Kitchenly, Grouper, EatWith, HomeDine, Leftover Swap выходили и в кулинарной прессе, и в технологической. GrubWithUs привлек $6 млн инвестиций, но закрылся в 2013 году. HomeDine и Kitchenly тоже ушли с рынка. Почему-то до сих пор держится проект Leftover Swap, который был создан забавы ради. И это лишь несколько сервисов, что были на слуху. Появлялись всё новые и новые проекты, которых манила идея достичь такого же богатства, как Airbnb. Большинство из них исчезли так же стремительно, как возникли.

Частично проблемы EWSA-сервисов происходят из той же перемены настроений, которая подменила «ужин и кино» как первый и очевидный выбор досуга для первого свидания на выпивку в баре. Для заведения новых знакомств уже существуют специальные сайты и даже группы в Facebook. И они позволяют искать друзей по общим интересам и увлечениям, а не просто одному лишь признаку любви поесть и готовность делать это в компании незнакомцев. Хотите пойти на охоту за привидениями, а потом перекусить в баре? Да для таких, как вы, есть целое сообщество!

Не сказать, что оставшиеся в живых EWSA-компании чувствуют себя хорошо. Даже в больших городах они предлагают пользователям не особенно широкий выбор мероприятий. А если пользователь находит что-то интересное, он не всегда готов планировать поездку на ужин за несколько дней. У поваров тоже есть более удобные и привычные возможности дополнительного заработка.

В последний мартовский четверг EatWith предлагал на предстоящие выходные выбор из пяти разных ужинов. У каждого из них был рейтинг не ниже 4,5, и оставалось как минимум по пять свободных мест. И это на мероприятиях, число участников которых варьируется от пяти до 12. Скорее всего, большая часть этих ужинов не состоялась.

В сервисе Feastly часто доступны ужины, которые состоятся на следующий день после бронирования, но большинство из них проводятся в Сан-Франциско. В этот понедельник не было ни одного предложения в Чикаго, одно в Нью-Йорке, два в Вашингтоне и четыре в Лос-Анджелесе. В остальных городах присутствия ужины были доступны «по запросу» — то есть, если у вас уже набралась компания, то, возможно, найдётся и повар.

Мечта

Дожить до 2016 года EWSA-сервисам позволили устойчивые принципы: во-первых, людям нравится заводить друзей и пробовать новую еду, во-вторых — есть немало поваров, которые ищут дополнительный заработок. Сложить это воедино — дело нехитрое.

И в случае с некоторыми поварами эта идея работает. Кевин Шудер из Сан-Франциско 10 лет работал в ресторанах, а теперь готовка ужинов для пользователей Feastly — основной источник его дохода. «Пара ужинов в неделю и немного кейтеринга» позволяют ему зарабатывать столько же, сколько он получал, будучи шеф-поваром.

Но он не умаляет важности ресторанов. «Постоянство помогает поварам оттачивать навыки», — говорит Шудер. То обстоятельство, что такие ужины рассчитаны не более чем на 24 человека за раз, не отменяет требований к мультизадачности, которые применяются в условиях постоянного потока посетителей. «Если кому-то недостаёт самоконтроля, работая через Feastly, он ему не обучится».

Это одна из причин, по которым сервисы вроде Feastly и EatWith проверяют поваров перед тем, как начать с ними сотрудничество. Как рестораны живут и умирают в зависимости от отзывов на Yelp, так и эти сервисы существуют за счёт репутации. Пользователям хочется получать первоклассную еду вне зависимости от личности выбранного повара.

Feastly продолжает работать в нескольких крупных городах, все они расположены в Соединённых Штатах. Но у EWSA-сервисов есть территория для развития с большим потенциалом — международное сообщество. По словам Ноа Кареша, есть «десятки тысяч» людей со всего мира, которые хотят попробовать себя в качестве поваров. Он захватывающе рассуждает о том, как это может помочь заработать людям в бедных странах, даст новые возможности женщинам, что «пища это не просто топливо для организма».

И если EWSA-сервисы пока не добились особых успехов за пределами США, то они, по крайней мере, могут популяризовать внутри страны малоизвестную кухню. Уроженка Мьянмы Ма Хмве работает с Feastly, а до того много лет служила в бирманских ресторанах Сан-Франциско. Сейчас она готовит ради удовольствия, и потому что любит свою национальную кухню. На её ужины приходят люди, принадлежащие к разным культурам, и многие из них пробуют бирманскую кухню впервые. Хмве гордится этим.

Кареш полагает, что EWSA-сервисы — идеальный вариант для поваров, желающих готовить блюда, которые не подойдут для меню обычных ресторанов. У Feastly есть повар, которому нравится делать блюда из насекомых: «Это не для ресторанной бизнес-модели, а нашей платформе подходит».

Но в то же время набирает популярность и модель pop-up, удобная как раз для такой кухни. Например, в прошлом году расположенный на Манхеттене ресторан Blue Hill устроил мероприятие, на котором всё меню было составлено из продуктов, обычно идущих на списание. Есть подпольные кулинарные клубы, которые организуют ужины в метро или устраивают мероприятия с едой исключительно черного цвета.

Будущее

Помимо того, что рынок EWSA перенасыщен участниками, есть и потенциальные проблемы, исходящие от государственных регуляторов. Airbnb, по крайней мере, обеспечивает страховку на случай повреждения имущества в отличие от EWSA-сервисов. При этом Министерство здравоохранения, как правило, рассматривает любой обмен приготовленной пищи на деньги как услугу общественного питания, на которую распространяются те же требования, что и на все рестораны.

Лицензий на ресторанную деятельность у большинства поваров, работающих в EWSA, нет. Кевин Шудер говорит, что такие сервисы работают в «серой зоне», но полагает, что на нынешнем этапе — это не проблема. На самом деле, уклонение от взаимодействия с бюрократией во многом оказывает положительный эффект. До сих пор регуляторы обращали внимание на бизнес из сферы совместного потребления только тогда, когда он становился настолько большим, что нарушал статус-кво — как Uber или Airbnb.

Несмотря на все сложности и признаки того, что эта идея так никогда и не «взлетит» (и уж тем более не проложит дорогу к появлению нового Airbnb), она продолжает будоражить воображение стартаперов. Она объединяет людей и позволяет генерировать выручку, а значит нет причин, по которым она не может вырасти в жизнеспособный бизнес. Однако, вероятно, что модель EWSA всегда будет хороша для пользователей — поваров и их клиентов — но не будет золотой жилой с точки зрения бизнеса.

#стартапы #рестораны #ресторанный_бизнес #экономика_совместного_потребления

Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

0 новых

Популярные

По порядку

Прямой эфир

Голосовой помощник выкупил
компанию-создателя
Подписаться на push-уведомления