[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-158433683", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxbwd&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } } ]
{ "author_name": "Лена Очкова", "author_type": "self", "tags": ["\u0441\u043e\u0432\u0435\u0442\u044b_\u0441\u0442\u0430\u0440\u0442\u0430\u043f\u0435\u0440\u0430\u043c","blablacar","\u0440\u0430\u0439\u0434\u0448\u0435\u0440\u0438\u043d\u0433","\u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441_\u043f\u043e\u043f\u0443\u0442\u0447\u0438\u043a\u043e\u0432","\u0444\u0440\u0435\u0434\u0435\u0440\u0438\u043a_\u043c\u0430\u0437\u0437\u0435\u043b\u043b\u0430","blablacar_rgb"], "comments": 7, "likes": 12, "favorites": 17, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "14962" }
Лена Очкова
3 654

Три цвета стартапа: основатель BlaBlaCar о команде, ценностях и связи с пользователями

Основатель и генеральный директор BlaBlaCar Фредерик Маззелла запустил в своем блоге на LinkedIn серию материалов о том, какие основные элементы нужны, чтобы запустить стартап. В первой статье он рассказал, почему для стартапа важны ценности, как сформировать команду и обеспечить проекту постоянное развитие.

Редакция vc.ru публикует перевод текста.

Одна из основных корпоративных ценностей BlaBlaCar — «Больше делись, больше учись» (Share more, learn more). Я бы хотел последовать этому правилу и поделиться с вами знаниями, которые приобрел в последние 10 лет, развивая BlaBlaCar. За месяц я опубликую три колонки — по числу основных элементов, необходимых, чтобы построить стартап. Все они объединены общим названием: «Основные цвета стартапа». Расскажу о том, что хотел бы знать сам, когда начинал.

В чем секрет успеха стартапа? Волшебного рецепта не существует, но для успешного создания компании нужно опираться на три столпа. Это базовые элементы, как в аддитивной цветовой модели RGB: на их основе можно построить все что угодно, но заменить их ничто не может. Вот они:

  • Зеленый. ДНК компании, состоящая из команды, ценностей, продукта и потребителей.
  • Голубой. Стратегия роста, основанная на правильных KPI, финансировании и глобальных амбициях.
  • Красный. Предпринимательский дух, поддержанный особым мировоззрением, упорной работой и страстью.

О каждом из этих столпов я расскажу подробно в отдельной статье. Поделюсь знаниями, которые получил на собственном предпринимательском опыте.

Зеленый цвет — ДНК компании

ДНК — основная характеристика или качество кого-то или чего-то. В нашем случае ДНК компании определяет команду, ценности, продукт и пользователей.

Команда: взаимодополнение и кооперация

Когда я задумал создать платформу, объединяющую водителей и пассажиров, которые ищут попутчиков для длинной междугородней поездки, у меня было лишь представление, как все это могло бы работать, и некоторые навыки, как из этого сделать бизнес. Я не хотел заниматься проектом самостоятельно и привлек к нему своего хорошего друга и бывшего коллегу. Мы неплохо умели программировать, но у нас не было опыта в создании инфраструктуры, которая бы поддерживала сервис при высоких нагрузках.

Затем я встретил Франциса Наппеза (сооснователь и технический директор BlaBlaCar), человека с внушительным бэкграундом старшего разработчика крупной успешной онлайн-платформы, и Николаса Брюссона (сооснователь и операционный директор BlaBlaCar), у которого был большой опыт в области венчурных инвестиций. Николас видел много проектов — и успешных, и тех, что по разным причинам провалились: не смогли выйти на самоокупаемость, построить эффективную команду или создать культуру стартапа.

Францис, Николас и я — команда основателей BlaBlaCar. Сегодня мы продолжаем взаимно дополнять друг друга и вместе ведем проект к дальнейшему росту. Мы нанимаем людей с выдающимся навыками, разделяющих наши ценности. Сохраняем в компании горизонтальную структуру управления, что благотворно влияет на отношения в коллективе. Мы побуждаем сотрудников делиться друг с другом знаниями и опытом — взаимно обучаться и вместе расти.

Принцип 1: Берите в партнеры людей, которые могут вас дополнить, и делите с ними право собственности.

Важно привлекать в партнеры людей, которые могут дополнить команду, и равнозначно их поощрять. Команде из людей с разными навыками будет проще справиться со сложностями, которые возникнут позже. На каждом инвестиционном раунде инвесторы в первую очередь будут оценивать вашу команду: сможете вы добиться поставленных целей или нет.

Ценности эффективнее, чем любой процесс

Когда компания выросла до 60 сотрудников, мы собрались, чтобы определить 10 корпоративных ценностей, которые нами движут и указывают направление нашим отделениям в разных странах — от Дели до Сан-Паулу. Если бизнес-процессы требуют исполнительности, то ценности побуждают к осмысленности и ответственности.

Принципы BlaBlaCar написаны на стенах нашего офиса и всячески распространяются — например, в виде стикеров на телефоны и ноутбуки. В принятии решений мы всегда на них опираемся. Я лично использую большинство из 10 принципов по крайней мере раз в день. Эти ценности — часть того, что мы делаем, они позволяет нам расти единообразно во всех странах одновременно.

Принцип 2: В быстрорастущих проектах вместо процессов — ценности стартапа.

С ростом вашем компании (как в размерах, так и географически) важно масштабировать ее миссию и ценности. Это можно сделать, только если вы четко сформулируете для себя, кто вы есть на самом деле. Активно рассказывайте окружающим о своих ценностях, включайте эти идеи в наем сотрудников и операционную деятельность. Здоровая корпоративная культура усиливает чувство цели, делает сотрудников более ответственными, сохраняет в компании приверженность базовым принципам и способствует быстрому принятию решений.

Продукт. Главное — пользовательский опыт

Идея BlaBlaCar возникла из личной нужды: в канун Рождества я не мог найти билет на поезд из Парижа домой, потому что все места уже были раскуплены. Моей сестре пришлось сделать большой крюк на машине, чтобы меня забрать. Уже в дороге я заметил, что большинство автомобилей едут без пассажиров — а вдоль трассы двигался поезд, и он был полон. Тогда я увидел возможность оптимизировать бесцельно растрачиваемые ресурсы — свободные места в автомобиле — и создать новую, доступную и дружелюбную транспортную альтернативу.

Мы создали решение, которое хотели использовать сами и, кстати, используем до сих пор, как и большинство сотрудников нашей компании. Чтобы распространить философию райдшеринга по всему миру, мы нанимаем талантливых людей, которые верят в нашу идею, потому что сами пользуются этим продуктом и любят его. Все сотрудники BlaBlaCar совершают поездки бесплатно — взамен мы просим их делиться опытом и идеями, как улучшить продукт. Мы активные члены сообщества попутчиков с большим опытом использования сервиса.

Принцип 3: Будьте своим самым требовательным клиентом.

Чтобы быть уверенным, что ваш продукт решает выявленную проблему, и понимать, как потребительские нужды меняются со временем, разрабатывайте продукт, которым хотите пользоваться сами. Улучшайте его, опираясь на опыт своих пользователей.

Две ценности BlaBlaCar звучат так: «Пользователь — главный» (The Member is the boss) и «Обдумывай. Создавай. Используй» (Think it. Build it. Use it). Исполняйте свою миссию с энтузиазмом и будьте своим самым требовательным клиентом.

Всегда оставайтесь инноваторами

Чтобы беспрестанно улучшать наш продукт, мы используем итеративный подход. Например, когда мы что-то меняем в мобильном приложении, на сайте или в сервисе в целом, мы даем пользователям доступ к MVP, чтобы протестировать нововведение, а затем собираем их мнения. С первого раза редко что-то получается идеально: одна из наших ценностей — «Лучше сделанное, чем идеальное», Done is better than perfect. Зато это позволяет нам запускать процесс постоянного совершенствования, не отрываясь от нужд пользователей.

Обратная связь для нас очень важна, это настоящий подарок. Для получения отзывов о продукте мы создали много каналов, в том числе организовали службу поддержки на 20 языках мира — она отвечает на все вопросы людей и помогает им использовать сервис. Затем отдельная команда обрабатывает предложения по улучшению сервиса и централизованно передает их разработчикам.

Принцип 4: Чтобы развиваться, стартап должен создать каналы для обратной связи и внедрить итеративный подход.

В стартапе постоянно только одно — изменения. Нет ничего вечного, все что угодно можно улучшить. Создавайте надежные каналы коммуникации для сбора пользовательских отзывов: они позволят вам отслеживать изменения в привычках и потребностях людей. Создавайте процессы, которые будут способствовать Agile-методике. Так вы сможете постоянно совершенствовать продукт.

Когда ДНК стартапа сформирована и интегрирована в операционные процессы, он может начать набирать обороты. В следующей статье я расскажу, как формировать надежную стратегию роста.

#советы_стартаперам #BlaBlaCar #райдшеринг #сервис_попутчиков #Фредерик_Маззелла #BlaBlaCar_RGB

Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

0 новых

Популярные

По порядку

Прямой эфир

Нейронная сеть научилась читать стихи
голосом Пастернака и смотреть в окно на осень
Подписаться на push-уведомления