[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-158433683", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxbwd&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } } ]
{ "author_name": "Konstantin Panphilov", "author_type": "self", "tags": ["\u043a\u043e\u043b\u043e\u043d\u043a\u0430"], "comments": 2, "likes": 12, "favorites": 7, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "15373", "is_wide": "1" }
Konstantin Panphilov
3 500

Чему российские и американские предприниматели могут научиться друг у друга

В редакцию vc.ru пришло письмо от предпринимателя и управляющего Варвары Руссковой, руководившей развитием и продвижением американской CardioWave и российской EMC Medical School. Автор поделилась наблюдениями за молодым поколением предпринимателей в России и США и показала, чему им стоит научиться друг у друга.

Зона комфорта и планирование

Учитывая, что рынок на Родине зависит не только от мировых трендов, но и от множества локальных микроэкономических и политических факторов, долгосрочное планирование бывает затруднительным и отходит на второй, а то и третий план.

Наш человек, наученный российской жизнью, привыкает двигаться быстро и оптимизировать бизнес и продукт на высоких скоростях. От предпринимателей на более стабильных рынках мы можем поучиться:

  • Планировать поток денег заранее, так как подъем инвестиций всегда занимает больше времени, чем ожидаешь (конечно, если у вас еще нет очереди из инвесторов). Если венчурные фонды и бизнес-ангелы (частные инвесторы, вкладывающие личные деньги в проекты на ранних стадиях) почувствуют, что если у вас мало времени или других вариантов, то они смогут диктовать вам свои, как правило, менее оптимальные условия. Редко процесс получения инвестиций длится менее чем 4–6 месяцев даже у опытных серийных предпринимателей. Причины просты: инвесторы хотят получше познакомиться с основателями и компанией, посмотреть, насколько слаженно работает команда, как добиваются обещанных результатов, что про них думают клиенты.

Российский человек — во многом идеальный предприниматель на начальном этапе компании (early stage entrepreneur): он может совершить чудеса в короткие сроки. Именно это и нужно при запуске — быстро построить первую версию продукта и проверить бизнес-модель.

Срочность проектов и ценность времени

В моей российской практике запуска проектов была особенная черта — срочность всех на свете задач, когда коллеги на каждое второе письмо ставили пометку ASAP (сокращенно — «как можно скорее»).

Было постоянное ощущение, что ты ничего не успеваешь, и ситуация выходит из-под контроля. Казалось бы, опыт работы в таком аврале может помочь в непредсказуемом мире предпринимательства — ан нет.

За скопом срочных задач можно с легкостью потерять незамеченные или несрочные письма и упустить важные изменения и стратегические решения. Это выливается в ощущение бесконечной занятости и невозможности эффективно управлять временем. Было бы здорово перенять западные практики управления временем (time management), а также звонками и встречами:

  • Встречи начинаются обычно вовремя (нет ни в московском понимании пробок, ни соответственно веской причины опоздать). Очень редки затяжные звонки — ощущая, что встреча может затянуться, вам сообщат, что у собеседника следующий звонок через 10 минут, и предложат оставшиеся вопросы обсудить по почте.
  • Никогда раньше я не удивлялась таким скорым ответам на электронную почту, как в США, не зря у них практикуется эффективный подход к управлению почтой (inbox zero). Почти всегда ответ приходит в тот же день, обычно в течение нескольких часов или даже в течение часа.

Несомненно, такая скорость реакции приводит к быстрому запуску проектов в работу. И если мы отлично справляемся с поиском решения, то, наладив коммуникацию, сможем обогнать всех и вся.

Популярная кофейня Blue Bottle, совмещённая с коворкингом HanaHaus в центре Пало-Альто

Мыслить в духе win-win

Иначе говоря, связи — наше всё. Помню, мой русский друг-предприниматель, начав работать в США, не понимал, как так можно просто представить полезных друг другу людей, если ему за это ничего не будет. Представление даже малознакомых людей там в порядке нормы, что редко встречается в России.

У нас для того, чтобы добраться до нужного человека, необходимо приложить гораздо больше усилий, а услышать из первых уст действительно большие истории из бизнеса — это вообще редкая возможность.

На самом деле, связи и нетворкинг — это большая «суперсила», которой нам всем надо бы поучиться. Ведь иногда одного разговора с человеком, прошедшим подобные этапы развития компании или запустившим похожий продукт, бывает достаточно, чтобы изменить траекторию бизнеса к лучшему.

  • К примеру, инвестиции поднимаются буквально только через личное представление (introductions), наилучший способ — быть рекомендованным предпринимателем, в которого этот инвестор уже успешно вложил деньги. И хотя у каждого инвестиционного фонда есть общий почтовый ящик (куда можно запросто отправить презентацию), никто, включая старожилов, не помнит, когда в последний раз таким путем было получено финансирование.
  • Важно понимать, что качество связи тоже влияет на вероятность помощи, единичная встреча и обмен карточками вряд ли даст возможность узнать собеседника и быть ему полезным. Именно поэтому культура встреч за чашечкой кофе (casual coffee) или общих обедов была бы замечательна и у нас в стране.

На западе у людей, возможно, больше связей, зато российские предприниматели умеют отлично их развивать. Если мы начнем охотнее делиться своим опытом, я уверена, успешных стартапов станет еще больше.

Советники и менторы

Этой части в нашей культуре почти нет, или она встречается настолько эпизодично, что я о ней, к сожалению, не слышала.

В Америке понятие ментора и советника (adviser) настолько привычно, что будет даже странно, если в вашем стартапе нет «мамонтов» бизнеса, консультирующих на встречах совета директоров или просто неформально за чашечкой кофе.

Наличие хорошего советника не только сэкономит ваше время при создании и развитии стартапа, но и добавит весу компании с точки зрения инвестиций. Ведь если за вашей компанией стоят имена известных и успешных людей из этого сектора, значит, вы знаете, что делаете, и в вас стоит инвестировать.

  • Не обязательно следовать рекомендациям советников компании (advisory board), но всегда следует их спросить. У каждого будут свои предложения, которые когда-то срабатывали в их области. Знать возможные варианты решения необходимо, ведь зачастую они оказываются самые неочевидные.
  • Например, один мой друг-серийный предприниматель решал, как ему общаться с лидером рынка, который заинтересовался его компанией. Если быть очень скрытным, то сложно построить доверительные отношения, если рассказать все, то появляется большой риск, что технологию скопируют. После общения с советником, он подписал с компанией соглашение о взаимном неразглашении информации (mutual NDA), и рассказал подробности технологии в деталях, документально подтвердив этот факт отправкой презентации. Тем самым он предотвратил возможность копирования своей технологии и в результате через месяц его компания была куплена этой организацией.

В моей практике был советник и профессор из Гарварда, получивший Нобелевскую премию мира и запустивший серьезную медицинскую компанию InfraredEx, и успешный кардиолог, возглавляющий отделение московской клиники. Советы каждого из них были очень полезны, и в ретроспективе сэкономили мне много времени, а помощь открывала новые двери.

Вознаграждение и рост компании

В США стартапы и большие организации дают свои акции ключевым сотрудникам по мере достижения определенных целей и метрик. Множество компаний выросли благодаря этому инструменту — постепенно выдаваемым акциям (vesting). Это особенно важно в начале пути, когда денег на зарплаты немного, но есть потенциал большого роста.

Многие юридические конторы готовы работать с перспективной компанией не за фиксированную сумму, а за небольшой процент акций. Для них это риск, ведь стартап может провалиться, и с меньшей вероятностью стать следующим Facebook. К сожалению, в России пока нет таких практик, и у многих предпринимателей существует чувство собственничества и нежелание делить компанию. Хотя, именно этот инструмент может помочь привлечь талантливых людей в команду, и перевести бизнес на качественно новый уровень.

  • Мой знакомый рассказывал, как они запускали компанию 10 лет назад и на самой первой стадии стартапа, когда используются личные средства основателей (bootstrapping), была возможность выдавать исключительно процент акций, а не платить зарплату или покрывать стоимость услуг юристов или бухгалтеров. Если бы не этот инструмент, то не было бы возможности сделать быстрый и незатратный прототип и итерацию продукта, ведь все были «голодны» и замотивированы.
  • Это отличная возможность понять мотивацию работника: хочет ли он получать исключительно зарплату и не быть связанным с компанией, или он готов взять на себя риск и чувствовать себя совладельцем компании. Именно благодаря такому рискованному инструменту многие первые работники успешных стартапов становились миллионерами.

Наличие такого инструмента в вашем стартапе будет дополнительным бонусом для найма талантливых сотрудников, как в России, так и на Западе.

Резюмируя, хочется добавить, что у русских есть необходимая база для успеха:

  • у нас отличная техническая подготовка и образование, недаром российские ИТ-специалисты являются желанными работниками в Европе и США;
  • мы можем из минимальных составляющих сделать продукт;
  • мы умеем работать над главной задачей и обернуться в кратчайшие сроки;
  • мы выживаем на энтузиазме и с минимальными инвестициями.

Если добавить открытость, желание делиться опытом, навыки менеджмента, исполнения (execution) и продаж, то добиться успеха мы сможем на любом рынке.

#Колонка

Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Команда калифорнийского проекта
оказалась нейронной сетью
Подписаться на push-уведомления