Зарегистрированный товарный знак не помог малому бизнесу... Личный опыт

Предыстория

Являюсь предпринимателем из Новосибирска, с 2016 года открыл несколько баров крафтового пива в центре города. Большими трудами поднимал его с нуля, более того, сфера для нашего города была совсем новая и заведений уже работающих в ней были единицы – поэтому чувствовал себя как первопроходец, со всеми вытекающими последствиями и сложностями.

Подбираясь к третьему году деятельности и успешной работы, решил упаковать свой бизнес во франчайзинговое предложение – поделиться рецептами успеха и накопленным опытом. Но сделать не просто франшизу, а дружное сообщество увлеченных одним делом людей – сфера нишевая и, по моему мнению, к этому располагает. Хотелось общаться с людьми увлеченными и имеющими схожие ценности в бизнесе, помогая им сделать все правильно и сэкономив средства на многих бизнес-процессах и решениях, а не превращаться в инфоцыган для начинающих бизнесменов. В процессе упаковки, конечно же, потребовалось зарегистрировать товарный знак (название компании), что и было сделано. Процедура не быстрая, но заветное свидетельство на торговую марку “Valhalla” было получено!

Франчайзи так легко не находились. Очень много обращалось людей, которые хотели заработать на хайпе о крафтовом пиве или просто получать деньги с бизнеса не прикладывая усилий – таких приходилсь отметать в процессе переговоров. На текущий момент, заключили 3 договора с франчайзи, одно заведение уже открыто в нашем же городе, второе должно открыться в Восточной Сибири, третье - в Казахстане... Франчайзинг шел не очень активно, поэтому пришлось углубиться в другие проекты.
Как вдруг, ничего не предвещало беды и вот опять! :)

Наглые коллеги

А теперь к сути. В конце 2019 года, удальцы из моего же города решили, скопировав название моей торговой марки, открыть магазин-бар «на районе», только, естественно, с другим качеством пива и сервиса. Мне об этом сообщил один из партнеров, увидев случайно вывеску “Valhalla” на окраине города, в одном из спальных районов. В тот момент, я не придал значения, ибо было только фото вывески, информации в справочнике города и интернете не было, казалось какая-то совсем мелкая контора на отшибе и не факт что занимаются схожим делом. Но владелец решил заявить о себе миру, разместив информацию о себе в интернете: тут я все увидел и сомнений не оставалось – ребята решили воспользоваться названием и использовать деловую репутацию, открыв викинг-бар на свой лад в новом спальном районе с большим количеством жителей.

Было принято решение обратиться в юридическую контору, которая ранее регистрировала мою торговую марку (Алексей Башук, привет тебе :) ). Как выяснилось, с такими делами юристы сталкивались и практика на эту тему обширная. Были озвучены штрафы и компенсации за такое нарушение – они заметно превысили мои ожидания и предположения. Теперь, оставалось эту компенсацию получить.

В бой

Для начала, будем запускать процесс с претензии к нарушителям, а далее идти в суд, если ответчик будет упираться. Начался сбор необходимых доказательств и документов…

Нужны были подробные фотографии бара-магазина и чек от них.

С фото все понятно, а вот чек оказалось не просто добыть. Купив у них пивных напитков (которые я выкинул за углом, конечно же), на просьбу выдать чек ребята просто отказали – мол нет кассы у нас, можем только предложить провести платеж через карту, тогда терминал безналичных оплат выдаст. Ребята, проработав целый месяц, не удосужились обзавестись кассой! Бланков Строгой Отчености у них тоже не оказалось. Терминал же по эквайрингу не является кассой – он свидетельствует только о принятии и зачислении суммы на счет с карты клиента. Но пришлось довольствоваться тем что имеется, благо наименование ИП на чеке имелось (правда ИНН и прочей информации не нашлось). Уголка потребителя в их заведении тоже не оказалось – бизнес по-русски.

На основе собранных сведений, юристы подготовили 3 претензии-заявления: виновнику ситуации, УФАС и Роспотребнадзору. В гос.органы не поленился доставить их лично, с пометкой о принятии, а виновнику отправил претензию курьерской службой.

Сроки плагиаторам дали 1 месяц на исполнение требований: убрать все надписи Valhalla со всех рекламных конструкций и выплатить компенсацию в мою пользу, как правообладателя. УФАС с Роспотребом, по опыту, реагируют на такие заявления 3 месяца.

Трусливое отступление лжевикингов

Но прошло пару недель и я обнаружил что лжеВальхала испарилась и появился на этом месте магазин-бар Viking.

Горе-викинги сменили все вывески и баннеры очень оперативно, правда, в очередной раз не пробив, что такое название для баров тоже зарегистрированная ТМ. Компенсации и какого-либо ответа от них при этом не последовало… Ситуация осложнялась тем, что проверяющие из гос.органов еще не успели сходить к ним и зафиксировать нарушения.

Такой прыти и наглости, конечно, от них не ожидалось. Выиграть суд было вполне реально, но процесс это не быстрый и, понимая ушлость оппонентов, можно ожидать чего угодно, даже выиграв дело – в том числе, закрытия ИП и открытие нового (на жену/родственников), чтобы не попадать на сумму компенсации, которую бы назначил суд.

Решено было отправить повторную претензию на компенсацию юридических расходов и тогда мы отзовем все заявления из УФАСА и Роспотребнадзора.

Претензия с требованиями была проигнорирована, а УФАС который наконец сделал проверку спустя 2 месяца – нарушений не нашел, в виду того, что все вывески сменились... Но всё же, главная цель была выполнена – конкурент быстро сменил название и все вывески и перестал портить репутацию моим барам.

Дальше - больше.
Повторный случай нарушения товарного знака не заставил себя долго ждать. Объявились плагиаторы из других городов РФ, одни из них при том работают в той же нише и повели себя еще наглее чем прошлые нарушители - в этот раз, без суда обойтись не получилось. Продолжение следует…

66
4 комментария

и все же лучше иметь товарный знак

1
Ответить

А заголовок то у вас кликбейтный..!

Ответить

Таки кульминация истории еще впереди.

2
Ответить

Алексей, перелогиньтесь, мы вас узнали..)))

Ответить