{ "author_name": "Philipp Kontsarenko", "author_type": "self", "tags": ["\u043a\u043e\u043b\u043e\u043d\u043a\u0430","\u043f\u043b\u0430\u0442\u0435\u0436\u043d\u044b\u0435_\u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441\u044b","\u043f\u0440\u043e\u0446\u0435\u0441\u0441\u0438\u043d\u0433\u043e\u0432\u044b\u0435_\u0441\u0438\u0441\u0442\u0435\u043c\u044b","\u043e\u043d\u043b\u0430\u0439\u043d_\u043e\u043f\u043b\u0430\u0442\u0430","\u043e\u043f\u043b\u0430\u0442\u0430_\u0432_\u0438\u043d\u0442\u0435\u0440\u043d\u0435\u0442\u0435"], "comments": 91, "likes": 28, "favorites": 17, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "15666", "is_wide": "1" }
Philipp Kontsarenko
19 099

«Платежные сервисы в интернете ждёт скорая смерть»

Основатель PayQR о перспективах платежных агрегаторов, электронных кошельков и процессинговых систем

Поделиться

В избранное

В избранном

Основатель платежного сервиса PayQR Глеб Марков написал для vc.ru колонку, в которой предрек скорую смерть большинству платежных агрегаторов, электронных кошельков и процессинговых систем.

В российских реалиях платежные сервисы в интернете — это не бизнес. По крайней мере, в классическом его виде. Без дополнительных опций и сервисов практически все игроки этого рынка обречены на скорую смерть. Выживут только крупнейшие — «Яндекс.Касса», может, Qiwi, а также банковские сервисы.

Маржинальность транзакционного бизнеса микроскопическая — для того, чтобы иметь прибыльный бизнес, зарабатывая только на комиссии с платежей в интернете, нужно иметь оборот порядка 5 млрд рублей в месяц. Ни один платежный сервис не в состоянии такой оборот сгенерировать, просто потому, что все их клиенты — мелочь.

Предположим, я открываю интернет-магазин и ставлю себе «Яндекс.Кассу» под довольно высокий процент. Оборот магазина начинает расти, я прихожу в «Яндекс» и прошу установить ставку пониже, потом — еще пониже. Когда оборот достигает 50-100 млн в месяц, я начинаю думать — а зачем мне эти агрегаторы, если я могу получить процессинг напрямую от банка? Я иду в «Сбербанк», который предлагает мне платежи по наиболее выгодной ставке. Даже если я потом перезвоню в «Яндекс» и спрошу: «Дадите процессинг по 1,8%?», они скажут «Да мы сами переводим деньги по 1,8%, нам что, в ноль работать?».

Так что весь крупный бизнес, достигнув приличных оборотов, переходит на прямой процессинг от банков. Платежным сервисам остаются мелкие игроки, заработать на которых почти невозможно.

Ежемесячный оборот «Яндекс.Кассы» — порядка 1,7 млрд рублей, «Робокассы» — 1,5 млрд, RBK Money — 1,5 млрд. Если суммировать весь оборот всех платежных сервисов, может, набежит миллиардов 20 в месяц. Поэтому на рынке могут остаться и зарабатывать только два-три крупных игрока, которые консолидируют все эти деньги.

Вспомните систему «Рапида». Когда-то это была сильная процессинговая система, недавно ее купила Qiwi — где теперь «Рапида»? Сейчас проблемы начались у многих других игроков. Даже Webmoney, думаю, не выживет.

Небольшим платежным сервисам стоит подумать о том, чтобы вовремя продаться. Мы регулярно делаем предложения о покупке разным игрокам с рынка, но они отказываются — думают, что их недооценивают. Мой прогноз — дождутся того, что закроются бесплатно. Если у вас есть небольшой платежный сервис — продавайте бизнес сейчас, хоть что-то заработаете. Будущее рынка платежей — банковские сервисы и диверсификация.

Российский рынок может ориентироваться на две модели развития платежных сервисов — американскую (PayPal) или китайскую (AliPay). Я считаю, что китайская модель для нас намного ближе.

В США платежные сервисы хорошо зарабатывают на комиссии — все благодаря огромным оборотам безналичных платежей в интернет-магазинах. Доля оплат при получении — 0%: все делают предоплату на сайте, если что-то пойдет не так, деньги потом вернут. В России совершенно другая ментальность: у нас 80% покупок оплачивают при получении. И это вряд ли скоро изменится, поэтому рассчитывать на рост оборотов онлайн-платежей я бы не стал.

И даже в США, при огромных объемах рынка и большей, чем у нас, лояльности к финтех-стартапам, хорошо себя чувствуют два крупнейших игрока — PayPal и Stripe. В принципе, зачем доверять свои деньги каким-то неизвестным стартапам, когда есть PayPal и Stripe? На любом рынке в сфере платежей выигрывает тот, у кого есть сильный бренд.

Китайцы пошли путем, отличным от американского. Их AliPay — не просто платежный сервис. В их приложении люди заказывают такси, еду и даже знакомятся друг с другом. На большинстве смартфонов приложение AliPay предустановлено, если нет, то оно входит в топ-3 приложений, которые пользователи ставят сразу после покупки телефона. У приложения AliPay 750 млн установок, всего в Китае 1,4 млрд жителей. Вычтем детей и стариков, получится, что приложение стоит практически у каждого на телефоне. Зачем вообще нужен смартфон, на котором нет AliPay?

Такая схема реализации платежного сервиса позволяет зарабатывать на программах лояльности, на приведении новых клиентов в интернет-магазины, кафе и рестораны, службы доставки, розничные торговые точки. И вот тут тебе уже заплатят не 2-3%, как при простом приеме платежа, а 15-20% от первого чека.

Alipay не только повышает в разы свою маржинальность дополнительными сервисами, но и выходит за пределы онлайна, в отличие от PayPal и Stripe. Мы для себя выбрали модель развития AliPay и не собираемся фокусироваться только на приеме платежей и только на онлайне, будем постепенно добавлять различные дополнительные сервисы в PayQR.

Банки в России тоже будут развивать свои платежные сервисы. Хоть они и открещиваются от этого и говорят, что платежи через интернет — не их бизнес. Кому нужно приложение «Сбербанка» или «Альфа-банка» просто так? А если через него можно удобно оплатить покупку в интернет-магазине или даже купить кофе в офлайновой точке через NFC — тогда имеет смысл его установить. А это лояльность клиентов и больше транзакций, больше комиссии банку.

К 2020 году во всех офлайновых точках в России будут установлены терминалы для безналичных и бесконтактных платежей.

В каждой из них можно будет расплатиться касанием банковской карты или мобильного телефона о POS-терминал (или какое-то другое устройство). И мобильное приложение каждого более-менее крупного банка тоже будет поддерживать PayPass и PayWave.

Большая часть платежей перейдет в мобильные телефоны. Технологий для этого много — те же терминалы с NFC (не только по стандартам Visa и MasterCard), QR-коды на наклейках, планшетах или кассовых системах, Bluetooth Smart с геолокацией и так далее. Все те же технологии без проблем проникают в электронную коммерцию, что и делает традиционный бизнес платежных сервисов, ориентированных на интернет, бесперспективным.

В интернет-платежах останутся крупные игроки и банки — «Альфа», «Сбербанк», «Промсвязьбанк», «Тинькофф» и некоторые другие. И даже им, чтобы удерживать пользователей, им придется выйти за рамки просто платежных сервисов и трансформироваться в универсальные платформы, упрощающие быт людей.

Российский рынок платежных сервисов в интернете умрет, толком не родившись. Многие из тех, кто до сих пор ни разу не оплачивал покупки в интернете, перейдут от наличных сразу к оплате со смартфона. Это понятнее, проще и удобнее, к тому же, позволяет оплатить товары в момент получения — все, как мы любим.

#Колонка #платежные_сервисы #процессинговые_системы #онлайн_оплата #оплата_в_интернете

{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Приложение-плацебо скачали
больше миллиона раз
Подписаться на push-уведомления
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-158433683", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxbwd&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } } ]