[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-158433683", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxbwd&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } } ]
{ "author_name": "Лена Очкова", "author_type": "self", "tags": ["\u0442\u043e\u043c\u0430\u0441_\u044d\u0434\u0438\u0441\u043e\u043d","ted","warby_parker"], "comments": 29, "likes": 19, "favorites": 40, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "15929" }
Лена Очкова
10 984

Почему прокрастинация полезна — лекция психолога Адама Гранта на TED

Издание «Зожник» опубликовало видео и расшифровку выступления организационного психолога Адама Гранта на конференции TED.

Грант рассказал, как исследовал связь прокрастинации и творческих способностей, и перечислил характерные качества «оригиналов» — так он называет тех, кто создает и реализует идеи.

Семь лет назад ко мне пришёл студент и предложил инвестировать в его компанию. Он сказал:

— Мы с тремя друзьями собираемся взорвать рынок, продавая вещи в онлайне.

Я ответил:

— Ок, вы всё лето над этим трудились?

— Нет, мы все работали в компаниях: вдруг бы это не сработало.

— Ясно. Но вы собираетесь посвятить этому всё время после выпуска?

— Не совсем. У каждого из нас есть запасные варианты работы.

Прошло шесть месяцев, настал день запуска компании, а у них ещё не был готов сайт. Я спросил: «Ребята, вы понимаете, что вся ваша компания — это сайт?». Само собой, отказался в них инвестировать.

Они назвали компанию Warby Parker и продают очки в онлайне. Недавно их признали самой инновационной компанией в мире и оценили больше чем в миллиард долларов. Теперь за наши инвестиции отвечает моя жена. Почему я был так неправ?

Чтобы выяснить, я стал изучать тех, кого называю «оригиналами». Оригиналы — это нонконформисты, люди, которые не только придумывают новые идеи, но и действуют, чтобы реализовать их. Они выделяются и громко заявляют о себе. Оригиналы способствуют изменениям в мире, на них хочется сделать ставку. И они выглядят совсем не так, как я ожидал. Расскажу, что я узнал об оригиналах: как их распознать и стать немножко похожими на них.

Первая причина, по которой я отказал Warby Parker, была в их медлительности. Вы все прекрасно знаете, что происходит в голове у прокрастинатора. Признаюсь вам: я, наоборот, «прекрастинатор». Да, есть такой термин. Вам знакома паника, когда до срока сдачи два часа, а у вас ещё ничего не готово? Я чувствую панику уже за два месяца до дедлайна.

Когда я был ребёнком, я много играл в Nintendo. Я вставал в пять утра, начинал играть и не останавливался, пока всё не получалось. Наконец я совсем отбился от рук, и местная газета сделала репортаж о тёмной стороне Nintendo с моим участием.

Моё умение здорово пригодилось мне в колледже: выпускную работу я закончил за четыре месяца до нужного срока. Я гордился этим, пока несколько лет назад ко мне не пришла моя студентка Джия и не сказала: «Самые лучшие идеи приходят, когда я прокрастинирую». Очень мило, а где те четыре работы, которые ты должна была сдать?

Джия была одной из самых творческих учениц, и я решил проверить её тезис как организационный психолог. Я дал ей задание, и она сходила в несколько компаний и попросила сотрудников заполнить опросники о том, как часто они прокрастинируют. Потом она попросила начальников оценить их новаторские качества. И, разумеется, «прекрастинаторы» вроде меня, которые бегут и делают всё раньше времени, считаются менее творческими, чем те, кто прокрастинирует в меру.

Я хотел знать, что происходит с хроническими прокрастинаторами. Она ответила: «Я не знаю, они не заполнили мой опросник».

Как видите, те, кто откладывает до последней минуты, так заняты дуракавалянием, что у них не возникает свежих идей. С другой стороны, те, кто сразу берётся за дело, так неистово нервничают, что тоже не могут ничего придумать. Похоже, оригиналы находятся в золотой середине. Почему? Может быть, у них просто плохие рабочие привычки. Может, откладывание дел не способствует творчеству.

Чтобы это выяснить, мы провели несколько экспериментов. Мы попросили людей придумать новые бизнес-идеи, а потом независимые читатели оценивали, насколько эти идеи творческие и полезные. Кого-то мы попросили сделать задание сразу же, а других заставили пять или десять минут играть в «Сапёра».

Конечно, умеренные прокрастинаторы оказались на 16% более творческими, чем две другие группы. «Сапёр» классный, но не он способствует такому эффекту: если вы играете в игру и только потом узнаёте о задании, творческого всплеска не будет. А если вы уже знаете, что нужно работать над заданием и начинаете прокрастинировать — тогда у вас зарождаются идеи. Вы играете, но в фоновом режиме активно думаете о задании. Прокрастинация даёт время рассмотреть разные идеи, подумать нелинейно, сделать неожиданные шаги.

Когда мы завершали эти эксперименты, я начинал писать книгу об оригиналах и подумал: «Работа над главой о прокрастинации — отличное время, чтобы научить себя прокрастинировать». На следующий день я как уважающий себя «прекрастинатор» встал пораньше и составил план того, как буду бездельничать.

Потом я усердно работал, чтобы достичь цели по недостижению цели.

Я начал писать главу о прокрастинации и примерно на середине бросил работу на полуслове на несколько месяцев. Это было ужасно. Но, когда я вернулся к работе, у меня была куча новых идей. Как сказал Аарон Соркин: «Вы называете это прокрастинацией — я называю это раздумьями».

Попутно я выяснил, что многие из великих оригиналов были прокрастинаторами. Взять Леонардо Да Винчи. Он 16 лет работал над Моной Лизой, чувствуя себя неудачником (об этом он написал в дневнике). Но оптические опыты, на которые он отвлекался, изменили его манеру изображать свет и сделали его лучшим художником.

А Мартин Лютер Кинг-младший? Перед главной речью в его жизни, перед «Маршем на Вашингтон», Кинг не спал до трёх ночи и переписывал её текст. В ожидании своей очереди выступить он всё ещё делал пометки и вычёркивал ненужное. Спустя 11 минут он поднялся на сцену, оставил свои заметки и вместо них произнёс четыре слова, которые изменили ход истории: «У меня есть мечта». Этого не было в заготовке.

Откладывая доработку речи до последней минуты, Мартин Лютер Кинг остался открытым для огромного количества возможных идей. А поскольку речь ещё не была высечена в камне, у него была свобода импровизировать.

Прокрастинация — враг продуктивности, но она может быть преимуществом для творчества. Многие великие оригиналы быстро запрягают, но долго едут. Именно это я упустил с Warby Parker. Пока они затягивали запуск на шесть месяцев, я смотрел на них и говорил: «Многие уже продают очки в интернете». Они упустили преимущество быть первыми, но пытались придумать, как помочь людям избавиться от страха заказывать очки в онлайне. Я не понимал, что они тратят время именно на это.

Похоже, преимущество быть первым — во многом миф. Есть исследование более 50 категорий товаров, которое сравнивает создателей рынка с теми, кто предложил изменённый и улучшенный вариант. У первопроходцев процент неудачи составляет 47%, а у тех, кто улучшает, — всего 8%.

Посмотрите на Facebook, который запустился после Myspace и Friendster. Посмотрите на Google: они ждали несколько лет после Altavista и Yahoo. Намного проще улучшить чужую идею, чем создать что-то с нуля. Необязательно быть первым, чтобы быть оригинальным. Нужно просто отличаться и быть лучше.

Это была не единственная причина моего отказа Warby Parker. Они беспокоились, составляли запасные планы, и я засомневался, есть ли в них мужество быть оригинальными. Со стороны многие оригиналы выглядят уверенными, но на самом деле они тоже сомневаются и боятся, как и мы. Просто по-другому относятся к этим эмоциям. Вот как у большинства из нас выглядит творческий процесс:

  1. Круто.
  2. Сомнительно.
  3. Никудышно.
  4. Я никуда не гожусь.
  5. Приемлемо.
  6. Круто.

Я выяснил, что есть два типа сомнений: в себе и в идее. Сомнение в себе парализует, а сомнение в идее даёт энергию, мотивирует пробовать, экспериментировать, переделывать, как делал Мартин Лютер Кинг. Ключ к оригинальности — избегать прыжка от третьего пункта к четвёртому. Вместо «Я никуда не гожусь» скажите: «Первые два варианта всегда никудышные, я просто ещё не дошёл до цели».

Как до неё дойти? Ваши успехи можно предсказать по браузеру, которым вы пользуетесь. Кому-то это не понравится, но есть свидетельства, что пользователи Firefox и Chrome работают намного лучше, чем пользователи Internet Explorer и Safari. Ещё они на 15% дольше работают на одном месте. Почему? Это не техническое преимущество. У всех четырёх групп пользователей примерно одинаковая скорость печати и один и тот же уровень владения компьютером. Разница связана с тем, откуда берётся браузер.

Internet Explorer или Safari были предустановлены на вашем компьютере — то есть вы приняли вариант, предложенный вам по умолчанию. Если вы хотели Firefox или Chrome, вам нужно было усомниться и спросить, нет ли варианта получше, а потом проявить сообразительность и скачать новый браузер.

Люди слышат об этом исследовании и думают: «Круто, если я хочу работать лучше, мне нужно просто обновить браузер?». Нет. Речь о том, что нужно усомниться в готовом решении и искать варианты получше. Если вы хорошо это сделаете, то откроете для себя эффект, противоположный дежавю, — «вюжаде».

«Вюжаде» — это когда вы смотрите на то, что встречали сотню раз, и неожиданно видите это по-новому.

Это как человек, который смотрит на сценарий, полвека пролежавший на полке. В каждой из последних версий этого сценария главной героиней была злодейка-королева. Но сценарист мультфильма «Холодное сердце» Дженнифер Ли задумалась: а есть ли в этом смысл? Она переписала первый акт, и вместо злодейки в нём появилась угнетённая героиня, а «Холодное сердце» получило «Оскара» как лучший анимационный фильм. У этой истории простая мораль: когда вы чувствуете сомнение, не отпускайте его.

Что насчёт страха? Оригиналы тоже боятся неудачи, но, в отличие от остальных, ещё больше они боятся не попробовать. Они знают, что можно провалиться, если начать бизнес и обанкротиться, а можно провалиться, вообще не начиная бизнес. В конечном счёте больше всего мы жалеем не о действиях, а о бездействии. То, что мы хотели бы переделать, — это неиспользованные шансы (взгляните на науку).

Элон Маск недавно сказал мне, что не ожидал успеха Tesla. Он был уверен, что в первые несколько запусков SpaceX не достигнет орбиты, не говоря уже о возвращении, но это было слишком важно, чтобы не попытаться. Многие из нас не пытаются воплощать в жизнь свои важные идеи. У меня для вас хорошие новости: за плохие идеи вас не осудят.

Когда группу людей спросили об их самой важной идее, то 85% промолчали. Они боялись опозориться, показаться глупыми. Но у оригиналов есть тысячи плохих идей. Возьмём Томаса Эдисона. Вам есть дело до того, что он создал говорящую куклу — такую жуткую, что она пугала и детей, и взрослых? Нет. Вы прославляете Эдисона как изобретателя лампочки.

Величайшие оригиналы проваливались больше всего, потому что они больше всех пытались. Возьмём классических композиторов, лучших из лучших. Почему о некоторых больше пишут в энциклопедиях, чаще переиздают их произведения? Один из основных факторов — суммарное количество созданных композиций. Чем больше вы производите, тем больше у вас шансов наткнуться на что-то оригинальное.

Даже легендам классической музыки — Баху, Бетховену и Моцарту — пришлось написать сотни и сотни композиций, чтобы создать несколько настоящих шедевров. Вы спросите: как Вагнер стал великим, не cделав так много? Не знаю, как ему это удалось. Но почти всем нам, если мы хотим быть оригиналами, нужно придумывать больше идей. Когда основатели Warby Parker пытались придумать компании название, им нужно было что-то сложное, уникальное, без негативных ассоциаций. Они перебрали больше 2000 вариантов, пока не остановились на этих двух фамилиях.

Выходит, что оригиналы не так уж отличаются от остальных. Они боятся, сомневаются, прокрастинируют, придумывают плохие идеи. И иногда — не вопреки, а благодаря этим качествам — они достигают успеха.

Когда вы видите таких людей, не совершайте мою ошибку и не сбрасывайте их со счетов. А если это вы сами, то знайте, что быстрый старт и медленное завершение могут усилить ваш творческий порыв. Вы можете мотивировать себя, если усомнитесь в своих идеях и примете страх неудачи. Смиритесь с тем, что вам нужно много плохих идей, чтобы получилось несколько хороших.

Быть оригинальным непросто, но это лучший способ сделать мир вокруг лучше.

#томас_эдисон #TED #warby_parker

Статьи по теме
Рейтинг самых инновационных компаний мира по версии Fast Company: Кто опередил Apple, Tesla и Google
Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

0 новых

Популярные

По порядку

Прямой эфир

Компания отказалась от email
в пользу общения при помощи мемов
Подписаться на push-уведомления