[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-158433683", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxbwd&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } } ]
{ "author_name": "Лена Очкова", "author_type": "self", "tags": ["uber","\u0442\u0440\u044d\u0432\u0438\u0441_\u043a\u0430\u043b\u0430\u043d\u0438\u043a"], "comments": 10, "likes": 21, "favorites": 52, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "16065" }
Лена Очкова
12 168

7 советов о том, как гику стать предпринимателем

Лекция основателя Uber Трэвиса Каланика в московской Высшей школе экономики

Поделиться

В избранное

В избранном

6 июня основатель Uber Трэвис Каланик выступил в НИУ ВШЭ с лекцией о том, какие качества нужны предпринимателю для успеха. Редакция vc.ru публикует расшифровку выступления.

Я начал заниматься программированием еще в 11 лет. Я люблю математику, принимал участие в математических олимпиадах. Участвовал в конкурсах, решал задачи, мне это нравилось. В шестом классе, когда мне было 12 лет, я принес на конкурс научных задач вот такой чертеж — это трансформатор, который преобразует переменный ток в постоянный.

Слайд из презентации Трэвиса Каланика

Это было прикольно, и я получил пять с плюсом, но другие ребята были не в восторге. Когда ты гик, одноклассники могут тебя за это недолюбливать, задирать и даже поколачивать. Потом я поступил в Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе. Вот один из проектов, которые я спрограммировал, прежде чем меня отчислили. Это двухранговая сеть.

1. Найти то, что не работает, и починить это

Это первый секрет, как гику стать успешным предпринимателем. Расскажу, как мы применили это в Uber.

Вот смешная фотка из Парижа у Эйфелевой башни. Мы с моим товарищем Гарретом Кэмпом были на конференции и не могли поймать такси: никто не хотел нас подвозить. Гаррет тогда сказал: «Я хочу просто нажать на кнопку, и чтобы за мной приехала машина». Все получилось из этой проблемы.

В США в 1940-е годы была создана система «медальонов» — лицензий на такси. Их количество ограничено: 70 лет назад их было 13 тысяч, и сейчас столько же. Ценность каждой лицензии выросла, потому что есть дефицит. Таксомоторные компании сдают их в аренду по 140 долларов. Представляете, 40 тысяч долларов в год с одной лицензии, только за право возить людей на такси!

Наверное, при этом можно ожидать, что в такси будут роскошные машины, но это не так. Машины самые обычные, и водителям приходится вкалывать, чтобы рассчитаться с владельцем лицензии и оставить что-то себе на жизнь. А люди при этом не могут нормально уехать: представьте себе очередь за такси в аэропорту. И люди не могут поехать, и водители не могут нормально заработать. Вот проблема, которую нужно было решить.

Если вы гик и хотите стать предпринимателем, ищите проблему. Если вы найдете решение, то преуспеете. Миссия Uber — это транспорт для каждого в любое время, доступный и надежный, как вода из-под крана. Где бы вы ни находились, вы можете нажать на кнопку и получить машину, и она вас повезет. Конечно, богатым людям это и так доступно, но мы хотим, чтобы это было доступно абсолютно всем.

В результате мы снизим трафик. Вместо того чтобы 30 человек обслуживали 30 машин, их будет обслуживать одна машина. Будет меньше пробок, меньше вредных выхлопов в атмосферу. И речь не только о том чтобы сократить количество машин.

Если два человека, которые находятся недалеко друг от друга, одновременно вызывают машину и им нужно ехать в одном направлении, то почему бы им не сесть в один автомобиль? Тогда они смогут разделить стоимость поездки и сэкономить деньги. Вот теперь-то мы по настоящему убираем машины с дороги. Это называется uberPOOL. Цена очень снижается, потому что делится пополам. Это работает для всех — не только для тех, у кого много денег.

В Лос-Анджелесе, где я родился и вырос, за первые полгода после запуска uberPOOL машины проехали на 7,9 миллионов миль меньше, и значительно сократились выхлопы в атмосферу. Каждую неделю в 18 городах мира происходит уже 100 тысяч поездок с uberPOOL.

В принципе, райдшеринг существует давно: думаю, и в Москве люди договаривались, что один другого подвозит, а расходы делятся. Но только недавно появилась технология, которая позволяет его автоматизировать и распространить на весь мир. Еще через год-полтора покрытие городов, где доступен uberPOOL, существенно расширится. Сейчас уже 20% всех мировых поездок на Uber происходит по системе совместного использования.

Мы нашли проблему и нашли ее решение. Мы хотим, чтобы серые города стали зелеными, чтобы были новые рабочие места.

2. Определить значимость проблемы

Если проблема не стоит выеденного яйца, то с ней справится каждый. Для Uber существует много сложных проблем. На первый взгляд кажется, что приложение работает очень просто, каждому под силу такое придумать. На самом деле, чтобы за пять минут предоставить вам машину, нам нужно анализировать и предвидеть спрос еще до того, как он появится.

Мы должны проанализировать, сколько машин и сколько пользователей есть на этой неделе, спрогнозировать, сколько их будет на следующей неделе. Машина должна быть рядом с вами.

При помощи таких карт мы видим потоки автомобилей и запросы пользователей и прогнозируем, что будет дальше. Слева мы видим, что есть спрос. Машины движутся, и карты меняются. Водители видят, где высокий спрос на их услуги. Эти горячие точки — точки динамической цены, и туда едет больше машин. А когда машин станет больше, спрос и предложение выровняются, и цена снова снизится.

Проблем меньше не становится. В Питтсбурге мы начали исследовать новую технологию — беспилотные автомобили. Беспилотник должен видеть пространство вокруг машины в трех измерениях. На самом деле там 20 измерений, но это много, и мы остановились на трех.

Компьютер, который управляет беспилотником, должен понимать: это дорога, это обочина, это знак «Стоп», а это красный светофор. Он должен различать: вот ветром на дорогу выбросило мусорный пакет, а это вдруг выкатилась детская коляска.

У вас должно быть воображение. Иногда инженеры говорят мне: это неразрешаемая проблема. А я говорю: вам просто не хватает воображения, включите его. Отсутствие воображения — это и есть проблема. Любую проблему можно разрешить, подумав над ней.

3. Уметь и анализировать, и творить

Некоторые из нас — аналитики, некоторые — творцы. Предприниматели должны быть теми и другими одновременно. Можно найти соучредителя, который будет вас дополнять: например, вы аналитик, а он креатор, или наоборот. Но лучшие из лучших совмещают в себе оба качества.

Посмотрите, как устроен мозг. Одна его половина анализирует цифры, отвечает за логику, а другая ответственна за воображение и интуицию. Вместе два полушария создают личность и наделяют вас уникальными способностями.

Вот посмотрите: схема первого в мире компьютера, она создана аналитически. Креативность должна прийти на помощь. Эйнштейн говорил, что креативность — это ум в сочетании с веселостью. Лучшие предприниматели решают самые сложные проблемы при помощи своей креативности: она позволяет решить проблему новым способом, о котором раньше никто и не задумывался.

Раз в год мы проводим акцию, когда вы нажимаете на кнопку, и вам привозят мороженое. За один день мы доставляем миллион порций. Вот вам пример сочетания креативности и анализа. Почему это удивительно? В детстве мы мечтаем о том, чтобы к нам приехал грузовичок с мороженым, и Uber помогает сделать мечту реальностью. А теперь задумайтесь о логистике этой акции: как нам спрогнозировать спрос на мороженое и обеспечить доставку миллиона порций в десятках стран мира. Это своего рода магия.

4. Соотносить ожидания и реальность

Что такое ожидания? Это традиционная мудрость, то, что люди считают истиной, чем-то правильным. А реальность — то, что является правдой на самом деле. Иногда вы думаете, что истина здесь, — а на самом деле она не здесь, а там. Ожидания здесь — реальность там. Пространство между ожиданиями и реальностью — это и есть пространство для инноваций.

Когда все думают, что вещи обстоят определенным образом, а на самом деле всё не так — появляются гигантские возможности. Иногда их сложно увидеть. Сколько линий на картинке — три или четыре? Зависит от угла зрения.

Если вы ищете разницу между ожиданиями и реальностью, то лучше, чтобы вы оказались правы. Потому что если традиционная мудрость верна, а вы заблуждаетесь, то это не пространство для инноваций, а провал для инноваций. Позволю себе еще раз процитировать Эйнштейна. Тот, кто идет за толпой, придет туда же, куда и толпа. А тот, кто идет в одиночку, скорее всего, окажется там, где никто до него не бывал.

Вы добьетесь того, что раньше считалось невозможным, только если будете делать то, чего никто не делал до вас. Вы должны делать то, что другие считают глупым, несерьезным и не заслуживающим внимания. Лучше, чтобы вы оказались правы. Тогда вы достигнете успеха.

Предприниматель чувствует себя, как веселый желтый шарик среди синих грустных. До Uber у меня были другие компании, и вот так я себя чувствовал. Это сейчас Uber — большая компания, а когда-то я владел маленьким бизнесом, и денег у меня не было. В своей первой компании я четыре года не получал зарплату. Я каждый день по сто раз слышал слово «нет». Сто «нет» в день на протяжении четырех лет, сотни и тысячи «нет». И при этом надо улыбаться, хотя это и непросто.

5. Создавать магию

Чтобы преуспеть, вы должны дать людям всего несколько вещей. Во-первых, это время. Нам всем отпущено ограниченное количество времени на Земле. Того, кто поможет людям найти больше времени, ждет успех. Во-вторых, дайте людям спокойствие. В жизни людей много стресса и волнений — найдите способ сделать ее более спокойной и комфортабельной. В-третьих, радость. Есть ли способ, как вы можете сделать людей счастливее?

Четвертая вещь — это деньги. Найдите способ, как люди могут больше сэкономить или больше заработать. Мы в Uber помогаем водителю заработать и при этом помогаем людям передвигаться по городу, не покупая собственную машину, и тратить на поездки меньше денег.

Это патент на iPhone, он получен в 2006 году. Мой iPhone 10 лет спустя выглядит практически так же. Это и есть магия — предвидеть будущее еще до того, как оно наступило. Вы должны предложить людям что-то новое, чего они раньше никогда не видели. Магия может сохраниться на годы.

В Сан-Франциско есть два известных моста, которые ведут в город: «Золотые Ворота» и «Бэй Бридж». Оба построены много лет назад. Посмотреть на «Золотые Ворота» и сделать фото на их фоне каждый день приезжают сотни людей. На мост «Бэй Бридж» почему-то не ездит фотографироваться никто. Найти и создать что-то красивое — это тоже магия.

6. Продавать и рассказывать истории

Среди вас много студентов-инженеров. Мы, инженеры, в душе не продавцы. И, наверное, не очень доверяем продавцам, считаем их слишком хитрыми и беспринципными. Прежде чем мы об этом поговорим, назову еще один свой принцип. Страх — это болезнь, а действие — это лекарство. Если вас что-то пугает — подумайте над проблемой, а потом вставайте и начинайте действовать. Когда вы начнете двигаться, страх пропадет.

Надо научиться продавать и убеждать. Что вы скажете о продавце автомобилей? Да, инженеры часто относятся к продавцам с осуждением, но продажи очень важны. Благодаря им люди узнают о замечательном продукте, который вы придумали. Если вы не рассказываете свою историю, никто никогда не узнает. Найдите способ это сделать.

В Америке живет много иммигрантов из Мексики, а 5 мая — мексиканский национальный праздник. Мы устроили акцию: нажимаешь кнопку в приложении — и приезжает настоящий мексиканский ансамбль и поет песни. Об этом все говорили. Люди любят креативность Uber, они хотят рассказать нашу историю.

7. Думать, как чемпион

Когда мы думаем о чемпионах, то часто представляем себе этаких мачо, футболистов или баскетболистов. Но мы в Uber понимаем мировоззрение чемпиона так: он готов вложить всю свою энергию, все силы и всю страсть в любимое дело. И если он вдруг упал, он снова поднимается.

У нас в компании всегда можно рассчитывать на поддержку, а если тебя поддерживают, то невозможно проиграть. Все наши новые сотрудники смотрят видео с чемпионата по бегу, где спортсменка падает незадолго до финиша, но поднимается и в результате приходит к финишу первой. Вот что значит быть чемпионом.

#uber #трэвис_каланик

Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

0 новых

Популярные

По порядку

Прямой эфир

Компания отказалась от email
в пользу общения при помощи мемов
Подписаться на push-уведомления