{ "author_name": "Daria Khokhlova", "author_type": "self", "tags": ["linkedin","microsoft","\u0441\u0434\u0435\u043b\u043a\u0438","\u0441\u0434\u0435\u043b\u043a\u0438_\u0433\u043e\u0434\u0430","microsoft_\u043a\u0443\u043f\u0438\u043b\u0430_linkedin"], "comments": 29, "likes": 18, "favorites": 4, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "16203", "is_wide": "1" }
Daria Khokhlova
9 664

Зачем Microsoft купила LinkedIn за $26,2 млрд — мнения российских и зарубежных экспертов

13 июня 2016 года корпорация Microsoft объявила о приобретении «профессиональной» социальной сети LinkedIn за $26,2 млрд. Редакция vc.ru собрала мнения российских и зарубежных экспертов отрасли о том, зачем Microsoft купила LinkedIn, справедлива ли стоимость сделки и что ждёт команды двух компаний в дальнейшем.

О приобретении «профессиональной» социальной сети LinkedIn руководство корпорации Microsoft объявило 13 июня. Заявление вызвало широкое обсуждение в западной прессе и среди представителей индустрии: сделка тщательно скрывалась, и для большинства ИТ-экспертов стала неожиданной. Многие пользователи социальных сетей шутили о том, что Microsoft приобрела LinkedIn случайно:

Общая сумма сделки составила $26,2 млрд. Глава социальной сети Джефф Вайнер останется на своём посту, а один из сооснователей и контролирующий акционер LinkedIn Рид Хоффмман в результате сделки получит за свою долю в компании $2,84 млрд. Под контролем Microsoft социальная сеть сохранит собственный бренд и независимость, сообщили руководители ИТ-корпорации.

На покупку LinkedIn корпорация Microsoft потратит около 37% имеющихся у неё наличных средств, отмечает издание «Роем» со ссылкой на The Wall Street Journal.

Помимо самой «профессиональной» соцсети, пишет Forbes, в распоряжение Microsoft перейдут несколько сервисов и технологий, которыми владела LinkedIn. В их числе — сервис для публикации презентации SlideShare (принадлежит LinkedIn с 2012 года, стоимость покупки составила $119 млн), образовательная платформа Lynda.com (принадлежит LinkedIn с 2015 года, стоимость покупки составила $1,5 млрд) и собственные технологии социальной сети.

Talent Solutions — инструмент для рекрутеров, один из крупнейших источников дохода для LinkedIn. Только в первом квартале 2016 года Talent Solutions принёс «профессиональной» социальной сети $558 млн дохода — это на 41% больше аналогичного показателя за первый квартал 2015 года. Ещё одна технология, принадлежащая компании, — рекламный инструмент Marketing Solutions. Доход подразделения в первом квартале 2016 года составил $154 млн. Кроме того, соцсеть зарабатывает на премиум-аккаунтах — всего в первом квартале 2016 года они принесли LinkedIn $149 млн дохода.

Мотивы покупки

Генеральный директор корпорации Microsoft Сатья Наделла в комментарии для издания Business Insider заявил, что приобретение поможет компании укрепить своё влияние в сфере разработки CRM-систем — области, где сейчас доминирует компания Salesforce. По данным СМИ, в 2015 году Microsoft предпринимала попытки приобрести Salesforce за $50 млрд, но руководство организации отказалось от предложения. Наделла также отметил, что команда социальной сети сможет помочь Microsoft в разработке собственных инструментов для рекрутинга.

Директор департамента стратегических технологий Microsoft в России Михаил Черномордиков очертил общее видение сделки Microsoft и LinkedIn со стороны корпорации: предполагается, что социальная сеть будет интегрирована с «облачной» платформой от Microsoft, что позволит создать «умную» систему и улучшить пользовательский опыт.

Издание The Verge отмечает, что вместе с самой социальной сетью Microsoft получит и более 430 миллионов её пользователей, которые являются аудиторией профессиональных сервисов от Microsoft. «Возможности огромные: например, LinkedIn сможет предлагать вам заметки и новости, основываясь на информации о том, над какой темой вы сейчас работаете в Microsoft Office, а также порекомендует экспертов, которые помогли бы лучше разобраться в нужной теме», — объясняет Сатья Наделла. И это, говорит генеральный директор корпорации, лишь один из примеров интеграции социальной сети и сервисов Microsoft.

Генеральный директор российского сервиса для поиска сезонных и постоянных сотрудников IconJob Павел Гужиков полагает, что приобретение LinkedIn стало логичным шагом для Microsoft: «Чтобы такие гиганты, как Microsoft, давали акционерам рост в 10% в год, они должны открывать рынки размером с пол-Европы или запускать новые сервисы на весь мир. Они это могут реально сделать лишь с покупкой новых компаний. А LinkedIn лежит на пересечении двух самых горячих трендов — большие данные и HR».

«Данные — это новая нефть, а LinkedIn — малоисследованная, но перспективная скважина. Другого объяснения ни этой сделке, ни её размеру я не нахожу», — говорит руководитель клуба инвесторов ФРИИ Максим Чеботарев.

С Гужиковым и Чеботарёвым согласна и генеральный директор маркеплейса для рекрутеров JungleJobs Евгения Дворская: «Покупка LinkedIn, безусловно, стала сюрпризом, но вполне логична с точки зрения стратегии развития Microsoft. Желание объединить крупнейшее в мире облако и профессиональную сеть, вырасти не только за счет корпоративных аккаунтов, но и персональных — вот это, очевидно, и есть стратегическая цель сделки». Аналогичной точки зрения придерживается Пётр Щеглов, директор по продуктам «МойОфис» для массового рынка и образования.

Директор по развитию компании HeadHunter Борис Вольфсон обращает внимание на тот факт, что у Microsoft нет собственных продуктов в области социальных сетей — за исключением сервиса Yammer, который компания приобрела ранее и превратила в инструмент внутреннего общения для сотрудников.

В первую очередь Microsoft интересна аудитория LinkedIn (особенно в США), во вторую очередь — данные, которые есть у LinkedIn. Деловая аудитория, объединённая в социальную сеть, представляет большой интерес для Microsoft, тем более с тем количеством информации, которая есть о каждом человеке и связей между ними.

— Борис Вольфсон, HeadHunter

По словам генерального директора LinkedIn Джеффа Вейнера в письме сотрудникам социальной сети, решающим фактором при продаже компании Microsoft для него стал профессионализм и лидерские качества руководства корпорации Сатьи Наделлы: «Мы занимаемся одними и теми же вещами, но подошли к ним с разных сторон. Наделла действительно увлечён перспективами этой сделки. Мы присоединимся к замечательной талантливой команде, а бизнес будет только расти».

Президент рекрутингового сайт Superjob.ru Алексей Захаров видит и другой мотив для приобретения «профессиональной» социальной сети: «Возможно, таким образом Microsoft пытается пробиться в "мобильную лигу", хоть что-то противопоставить сервисам Google под Android. LinkedIn может послужить достижению этой цели как площадка с подходящей аудиторией. Если потенциальным агентами влияния понравится интеграция продуктов Microsoft, то они перетекут в новую деловую экосистему Microsoft и окажут влияние на продвижение Windows Mobile в целом».

Руководитель рекрутингового сервиса «Мой Круг» Максим Каракулов провёл аналогию между приобретением LinkedIn и покупкой «Моего Круга» компанией «Тематические Медиа»:

Изначально «Мой круг» принадлежал компании «Яндекс» — это был «российский LinkedIn», где специалисты самого разного профиля могли вести свое онлайн-резюме и расширяли круг деловых контактов. Первостепенную роль играли личные связи и возможность завязать новые со знакомыми своих знакомых. Пользователь сервиса следил за карьерными изменениями своих знакомых, а также за вакансиями, которые те размещали.

8 июня 2015 года новым владельцем проекта стала компания «Тематические Медиа» («Хабрахабр», Geektimes, «Тостер», «Фрилансим»), которая ушла от концепции социальной сети, выведя на первый план возможность незнакомым работодателям и соискателям находить друг друга. Одновременно новые владельцы сузили тематику ресурса, ограничив её только ИТ-индустрией, куда входят такие сферы деятельности как: программирование, верстка, дизайн, менеджмент, веб-аналитика, маркетинг и другие.

Сразу нужно отметить, что приобретая у «Яндекса» проект «Мой круг», мы приобретали не сервис, а бренд и аудиторию. У нас уже была своя платформа Brainstorage, специально заточенная под размещение вакансий. Думаю, таким же образом мыслит и Microsoft, приобретая LinkedIn.

Во-первых, мы ожидали получить пользу от самого бренда «Мой круг», который был гораздо известней нашего собственного. Но уже после покупки мы столкнулись с тем, что у приобретенного бренда есть репутация «мёртвого проекта».

Во-вторых, за счет «Моего круга» мы планировали увеличить базу соискателей и работодателей непосредственно в ИТ-сфере, в которой специализируемся. По нашим расчетам, на момент приобретения у «Яндекса» было порядка 1 млн активных пользователей, из них ИТ-специалистов — только 200 тысяч.

— Максим Каракулов, «Мой Круг»

Перспективы LinkedIn внутри компании

Перспективы развития продуктов LinkedIn внутри Microsoft почти все эксперты видят одинаково: глобальная интеграция профессиональных сервисов, создание единой облачной платформы для деловых людей и предпринимателей, формирование рабочей экосистемы.

«Основным шагом, на мой взгляд, будет интеграция LinkedIn с офисными продуктами Microsoft, но также не стоит забывать про Lynda.com и Slideshare, которые также теперь оказываются в портфеле Microsoft», — говорит Борис Вольфсон из HeadHunter.

«Microsoft собирается активно использовать данные из LinkedIn, явно ориентируясь на успехи Facebook, — полагает Пётр Щеглов ("МойОфис"). — В фокусе компании — формирование рабочей среды, из которой человек не выходит ни на мгновение. К календарям, таск-менеджерам, офисным приложениям и бизнес-инструментам добавляется социальная сеть, явно нацеленная на работающих людей. Для HR-специалистов это может быть очень привлекательно, но меня, как пользователя и представителя ИТ-компании, напрягает возможность манипулирования данными».

Павел Гужиков (IconJob) также считает, что следующий шаг для двух гигантов — создание единой «профессиональной» экосистемы, «глобальной CRM». «Странно, что до этого соцсеть пыталась заработать на дополнительных сервисах», — замечает он.

Основатель и генеральный директор сервиса вопросов и ответов The Question Тоня Самсонова пишет, что вместе Microsoft и LinkedIn попробуют создать платформу, которая заменит пользователям новостную ленту Facebook: «В будущем ваша новостная лента станет местом, в которое вы ходите, чтобы поддерживать профессиональные связи, и не пропускаете новости о вашей индустрии и профессии. Там же будут появляться сообщения о том, что скоро у вас совещание в офисе и встреча по работе, чтобы вы не боялись, что слишком отвлекаетесь от работы на чтение новостей».

Генеральный директор JungleJobs Евгения Дворская отмечает, что и путей монетизации у подобной платформы множество: «Пользователям можно будет таргетированно продавать рекламу, а в будущем новый объединенный продукт от Microsoft станет отличной платформой для развития сервисов персонального ассистента в бизнес-среде».

Стоимость сделки

За приобретение LinkedIn корпорация Microsoft заплатит наличными средствами при стоимости в $196 за акцию. Это на 49,5% больше стоимости акций LinkedIn на момент закрытия торгов на бирже в пятницу, 10 июня 2016 года. Сделка стала крупнейшей покупкой в истории ИТ-корпорации, и одной из крупнейших сделок на мировом технологическом рынке.

Многие пользователи сети назвали цену завышенной, но большинство экспертов ИТ-индустрии отмечают, что судить о соглашении с такой позиции не стоит.

Компания стоит ровно столько, за сколько её продают и сколько за неё платят. Хотя цена, безусловно, достаточно высокая, особенно после публикации последних финансовых результатов LinkedIn.

— Борис Вольфсон, HeadHunter

«Оценка выглядит вполне рыночной. 60 долларов на пользователя — вполне сопоставимо с оценкой традиционных социальных сетей, хотя и почти в два раза ниже, чем тот же Facebook», — говорит генеральный директор JungleJobs Евгения Дворская.

Руководитель IconJob Павел Гужиков вспоминает ряд новостей о падении стоимости LinkedIn перед сделкой — так, в феврале стоимость акций LinkedIn снизилась на треть из-за того, что социальная сеть спрогнозировала собственное замедление роста, пишет «Роем». «Череда негативных новостей предшествовала покупке неспроста — такие сделки долго и комплексно готовят. В результате Microsoft удалось сбить цену и купить компанию по лучшей цене», — замечает Гужиков.

Игорь Винидиктов, руководитель отдела стратегии и аналитики агентства Actis Wunderman, одним из клиентов которого является Microsoft, замечает, что оценивать сделку можно по-разному: «Если оценивать сделку, отталкиваясь от финансового состояния компании, то сумма выглядит завышенной: LinkedIn, конечно, генерирует деньги (выручка достигала $3 млрд в 2015 году), но эта сумма не идет в сравнение с $26 млрд. Если говорить об аудитории, что намного важнее в данном случае, то цена выглядит оправданной даже при примерно 100 миллионах активных пользователей — это самый лакомый кусок для Microsoft, чей основной бизнес приходится на корпоративные решения».

Максим Чеботарёв из ФРИИ отмечает, что размер сделки говорит о серьёзных намерениях со стороны Microsoft: «Было бы опрометчиво оценивать справедливость цены, ведь мы не знаем всех условий сделки. Но размер премии к биржевой стоимости, назначенный Microsoft, говорит о том, что в Редмонде сильно хотели, чтобы сделка состоялась, а инвесторы LinkedIn не торопились встречать Microsoft у дверей с хлебом-солью».

#LinkedIn #microsoft #сделки #сделки_года #microsoft_купила_linkedin

Статьи по теме
Как ИТ-эксперты и пользователи соцсетей отреагировали на сделку между Microsoft и LinkedIn
Microsoft объявила о покупке LinkedIn за $26,2 млрд
LinkedIn приобрела образовательную платформу Lynda.com за $1,5 млрд
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Команда калифорнийского проекта
оказалась нейронной сетью
Подписаться на push-уведомления
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-158433683", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxbwd&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } } ]