Процесс создания IT-продукта – №1 Идея

Процесс создания IT-продукта – №1 Идея

Пришло время рассказать вам о “правильном” процессе создания нового проекта. Правильность заключается в том, что вам будет понятен каждый шаг, от начала до продвижения и поддержки продукта

На самом деле, существует еще несколько подходов при создании новых продуктов, но, на мой взгляд, во всем сперва нужно узнать базу. Вот, кстати, еще дополнительные способы:

Решать свою собственную проблему

Есть вероятность, что не только вас что-то тревожит и беспокоит; где-то существует еще десятки тысяч таких же людей с подобной проблемой, и они потенциально станут вашей будущей аудиторией

Решать проблему с точки зрения экспертности

Вдруг вы занимаетесь деятельностью в какой-либо нише уже много лет и знаете все процессы вдоль и поперек? Вероятно, вам известно, как эти процессы можно улучшить и, следовательно, помочь людям в этой нише

К разбору таких подходов мы придем гораздо позже, а пока давайте разложим по полочкам стандартный процесс разработки продукта, после чего начнем разбираться с каждым шагом по отдельности, с примерами и гайдами

Есть 5 основных стадий создания проекта

Каждый из следующих этапов может включать в себя множество шагов, но в зависимости от ваших ресурсов и потребностей вы можете пропустить некоторые из них в целях оптимизации

Ⅰ – Поиск и проверка идеи

Ⅱ – Формирование MVP

Ⅲ – Выход на инвестиции

Ⅳ – Разработка 1 версии продукта

Ⅴ – Запуск и продвижение

Ⅰ – Поиск и проверка идеи

1. Формирование идеи

Отталкивайтесь от опыта – проанализируйте свои знания. Возможно, вы уже понимаете, как решить проблему ниши, в которой вы работаете или которой интересуетесь. Важно, чтобы идея зажигала вас, иначе вы не доведете начатое до конца из-за отсутствия энтузиазма

Проверьте вашу идею в интернете – поймите, есть ли вообще что-то подобное на рынке. Обратитесь к ChatGPT, он отлично помогает с этой задачей: кто вообще целевая аудитория данной проблемы, сходится ли это с вашим представлением сформированной идеи?

Если вы нашли что-то, оцените качество – может быть такой случай, что продукт существует, но им пользуется слишком мало людей, либо данная проблема не основная и в нее не стоит инвестировать свое время. А может быть и наоборот: уже есть гигант на рынке, и нет смысла вкладываться, так как «пирог» уже поделен между компаниями

Если информации мало, то свяжитесь с экспертами – не обязательно быть специалистом в какой-то теме и проработать там всю свою жизнь. Надо лишь знать набор методик для реализации проекта; эксперты подскажут вам, на верном ли вы пути относительно своих знаний

Итог: вы понимаете, что идея перспективная и стоит дальнейшего развития

2. Первичный Lean Canvas

На данном этапе основной задачей является создание базовой структуры для старта разработки продукта. Мы фиксируем основную гипотезу, разбираем потенциальные болевые точки и находим методы, как максимально упростить запуск продукта

Опишите ваших клиентов – прежде чем заносить типы будущих пользователей в канвас, опишите основные потребности каждого из потенциальных пользователей вашего продукта, а также с помощью каких фичей ваш продукт может закрыть эти проблемы. После этого просто перенесите типы пользователей в канвас

Выделите 3 основные проблемы – после того, как вы сформировали список всех проблем, выделите 3 самых острых, на ваш взгляд. Эти проблемы являются ключевыми и принесут максимальную пользу для пользователей по сравнению с остальными проблемами, которые вы расписали на прошлом шаге

Пришло время для УТП – зафиксируйте основную ценность в одном предложении. Оно должно быть максимально простым и понятным для каждого. Например, как у Uber: “Мы позволяем лондонцам комфортно и безопасно добраться от точки А в точку Б за доступную цену одним кликом”

Сформулируйте первичное решение – вы знаете проблему, поэтому опишите тезисно, каким путем она будет решена. Не углубляйтесь в детали, все должно быть верхнеуровневым, например: “Предоставим пользователям быстрый подбор машины прямо в их местоположении и отвезем куда они хотят”

Укажите каналы продвижения – определите, какие каналы (соцсети, мессенджеры, интернет-реклама) подойдут для коммуникации с целевой аудиторией. Это поможет вам в будущем привлекать больше клиентов и получать обратную связь

Определите стартовые метрики – это станет вашим показателем успеха, своеобразной путеводной звездой на старте, которая подскажет вам, что все идет хорошо. Например, процент заинтересованных пользователей, количество регистраций, установок приложения

Продумайте затраты на проект – вероятно, вам придется потратить ресурсы на исследования и тестирование вашей идеи. Но если вы не готовы к такому, вероятно, вы не верите в идею, и стоит подумать, почему

И последнее, как вы заработаете – ваш продукт, это бизнес, а бизнес должен приносить прибыль. Подумайте, какие есть способы для этого, например, подписка, разовая оплата или доход с рекламы

Итог: вы понимаете структуру вашего будущего проекта; это можно назвать первичной бизнес-моделью

3. Проверка идеи

Время проверять вашу идею – найдите и пообщайтесь с потенциальными пользователями. Вероятно, в ходе обсуждения вы поймете гораздо больше о своей целевой аудитории и о том, какие проблемы действительно их волнуют, чтобы позже скорректировать ваш канвас

Пройдите проверку с экспертами – получите обратную связь от людей, работающих в вашей нише. Вероятно, они глубоко разбираются в потребностях аудитории и смогут проверить вашу идею на прочность, задавая различные каверзные вопросы

Итог: вы уверены в том, что идея решает реальную проблему, и вы можете на ней заработать

4. Анализ рынка и его трендов

Время глубокого погружения – проанализируйте сайты, приложения и прочие аналоги конкурентов: как они продают свой продукт, как позиционируют себя в соцсетях и в целом продвигаются, какие фичи есть в их продуктах и т.д

Сравните конкурентов – вероятно, конкуренты решают общие проблемы, но делают это по-разному. В чем их отличия друг от друга? На данном этапе желательно сделать таблицу, чтобы позже отстроиться от них

Определите аудиторию и объем рынка – сегментируйте пользователей по характеристикам и проблемам, опишите их портреты, рассчитайте объем рынка TAM/SAM/SOM, чтобы понять количество ваших будущих клиентов

Итог: вы поймете целевого клиента и как устроен рынок, что позволит сфокусироваться на конкретной аудитории и отстроиться от конкурентов

5. Финальный Lean Canvas

Обновите таблицу с учетом новых данных – поскольку первая версия Canvas была лишь набором гипотез, теперь вы понимаете, что некоторые из них либо подтвердились, либо требуют корректировки

Обновите карточку пользователя – вероятно, часть JTBD могла измениться, либо вы понимаете, на чем стоит сделать акцент в первую очередь. Не всегда это зависит от пользователей, иногда нет смысла переиграть уже существующие продукты, достаточно решать смежные проблемы

Итог: ваша бизнес-модель четко сформирована и отвечает на все вопросы относительно всех сфер потенциального бизнеса

Что теперь? Теперь пора реализовывать вашу идею, и первым делом вы все спланируете. Это станет базой для последующей защиты идеи перед инвесторами

P.S Подписывайтесь на мой телеграм-канал Alex, The Creator. Здесь вы найдете кучу информации о том, как создать свой IT-стартап

1 комментарий

Большинство ,,помогателей" исходят из того, что идея уже есть и нужно только рассказать-научить что с ней делать. Некоторые учат искать идею, но подменяют понятия и учат искать нишу. Генерация идеи является отдельным навыком и к стартаперам отношения не имеет, наоборот, они упорно цепляются за свои гипотезы, потому как ничего путьнего придумать не в состоянии. Статистика говорит о случайном успехе.

Ответить