[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-158433683", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxbwd&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } } ]
{ "author_name": "Дмитрий Кошельник", "author_type": "self", "tags": ["\u043f\u0438\u0446\u0446\u0430","\u0438\u0441\u0442\u043e\u0440\u0438\u044f_\u0443\u0441\u043f\u0435\u0445\u0430","\u0434\u043e\u0441\u0442\u0430\u0432\u043a\u0430_\u0435\u0434\u044b","\u0444\u0430\u0441\u0442\u0444\u0443\u0434","\u0438\u0441\u0442\u043e\u0440\u0438\u044f_\u043a\u043e\u043c\u043f\u0430\u043d\u0438\u0438","\u0431\u0438\u043e\u0433\u0440\u0430\u0444\u0438\u044f","domino_s_pizza","\u0442\u043e\u043c_\u043c\u043e\u043d\u0430\u0433\u0430\u043d","\u043a\u0430\u043a\u044d\u0442\u043e\u0431\u044b\u043b\u043e"], "comments": 12, "likes": 17, "favorites": 15, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "17271", "is_wide": "1" }
Дмитрий Кошельник
8 552

Биография Тома Монагана: как вопреки неурядицам, долгам и конфликтам строилась сеть Domino’s Pizza

Обозреватель vc.ru изучил биографию основателя сети пиццерий Domino's Pizza Тома Монагана, который начинал бизнес, не имея достаточно средств и знаний, несколько раз терял контроль над компанией и находился в шаге от банкротства. Сейчас сеть — мировой лидер на рынке доставки пиццы, а состояние ее основателя оценивается в $900 млн.

анние годы Тома Монагана

Том Монаган родился в 1937 году в городе Арбор в США. Его отец умер, когда Тому было четыре года. Мать Тома какое-то время пыталась содержать сыновей (у будущего предпринимателя был еще брат Джим), но с зарплатой в $27,5 в неделю это было почти невозможно. Она была вынуждена отдать обоих детей в католический приют имени Святого Джозефа.

Большинство источников утверждают, что будущий бизнесмен называл приют тюрьмой, и все же пребывание там существенно повлияло на формирование личности Монагана. В частности, в результате религиозного воспитания Том вырос довольно консервативным и набожным человеком.

В приюте мальчик увлекся чтением о великих людях. Он мечтал стать таким же, как его кумиры: Авраам Линкольн и архитектор Фрэнк Ллойд Райт. Последний был известен оригинальными проектами, в числе которых образец органической архитектуры «Дом над водопадом». Образ Райта и его сооружений отчасти использовала Айн Рэнд, описывая главного героя книги «Источник».

Уже во втором классе Монаган решил дальше учиться на священника. Правда, одновременно с этим его привлекала карьера архитектора или бейсболиста. Когда Том был в шестом классе, его мать забрала из приюта домой сперва Джима, а потом и второго сына. Монаган, как мог, помогал матери содержать семью: продавал рыбу и овощи, которые сам же и выращивал.

Это не спасло положение, и в итоге Монаган вновь оказался в приюте. Приблизительно в 15−16 лет он отправился учиться на священника в семинарию. Долго его обучение не продлилось: подростку предложили подумать о другой профессии. Источники называют разные причины исключения, но сам Монаган указывает, что дело было в его раздражительности, а также в том, что его застали за битвой подушками в общежитии.

После ухода из семинарии Монаган вернулся к матери, но отношения между ними, и до того не очень гладкие, теперь дошли до критической точки. Однажды Том без спроса взял машину матери, и та без лишних раздумий написала на него заявление в полицию. Юноша оказался в специальном заведении для несовершеннолетних нарушителей, откуда его вытащили дядя и тетка.

Так Монаган оказался в обычной школе, не проявлял там особого рвения и окончил ее последним в классе по успеваемости. Немного подзаработав, он поступил в Ferris State College, получил там хорошие оценки и смог попасть в университет Мичигана. Казалось бы, все шло хорошо, но у будущего предпринимателя не хватало денег, и ему пришлось бросить учебу.

В 1956 году Монаган решил записаться в армию: закон GI Bill позволял уволившимся из военной службы получить стипендию на образование. Местом службы Том выбрал пехотные войска, но из-за ошибки вербовщика был направлен в морскую пехоту. Пребывание здесь закалило его и приучило к дисциплине. Сам Монаган говорит, что это было отличное время и его бизнес-успехи стали возможны именно благодаря военной службе.

Вернувшись в 1959 году с $2 тысячами в кармане, Монаган собрался выучиться на архитектора, как мечтал в детстве. К несчастью, он случайно познакомился с одним «бизнесменом», поддался на его уговоры и вложился в какое-то нефтяное предприятие, потеряв свои небольшие сбережения. По популярной версии, после инвестиции его партнер попросту исчез.

Монагану пришлось вновь искать работу. Он устроился на место супервайзера и присматривал за работой мальчиков, разносящих газеты, а затем сам стал распространять The New York Times и приобрел небольшой газетный киоск. Одновременно он учился на архитектора в университете Мичигана, но так и не добился своего: дважды поступал в университет, но из-за нехватки денег даже на книги был вынужден уйти.

Покупка пиццерии DomiNick's Pizza

В 1960 году Джим Монаган предложил брату приобрести небольшую пиццерию DomiNick's Pizza возле университета в городе Ипсиланти. Пиццерия переживала не лучшие времена и стоила недорого — около $500. Том взял заем в $900 и решился на приобретение. Перед покупкой Монагану за 15 минут рассказали, как, собственно, нужно готовить пиццу.

Поскольку пиццерия была расположена недалеко от университета, с клиентами проблем не было, но заведение работало нестабильно. Продажи особенно падали летом, когда студенты разъезжались на каникулы. Сам Монаган признается, что за первый год не заработал ничего.

Через восемь месяцев после покупки Джим ушел из пиццерии: он разуверился в ее перспективах, да и совмещать бизнес с должностью в почтовом отделении было сложно. Свою долю он обменял у Тома на машину Volkswagen Beetle, которую они использовали для развозки заказов.

Том воспринял уход брата драматично, но, будучи верующим человеком, принял это как очередное испытание. Теперь весь бизнес перешел в его руки, и ему пришлось работать по 18 часов в день. Некоторые источники утверждают, что Монаган обходился без наемных работников и множество функций выполнял сам. Было ли так на самом деле, неясно, но точно известно, что пиццерия работала и в ночную смену, а сотрудники иногда позволяли себе не выйти на работу.

Одной из главных идей Монагана стало расширение доставки. Приобретенная пиццерия была крохотной, здесь помещалось мало клиентов — а значит, реально заработать можно было только на доставке. Несмотря на тяжелые условия, владелец пиццерии смог нанять несколько водителей из числа недавно уволенных рабочих, которые согласились работать за комиссионные. В итоге продажи от $99 в неделю выросли до $750.

В то время пиццерия предлагала целых пять размеров пиццы, но это оказалось неэффективно, и Том упростил меню, отказавшись от шестидюймовых пицц (шесть дюймов — это около 15 сантиметров). Логика была проста: на маленькие изделия тратилось столько же времени, сколько и на большие, а прибыль от них была гораздо меньше. Вдобавок на кухне иногда попросту не хватало рук. Как и требовалось, клиенты перешли на большие пиццы, что было гораздо выгоднее заведению. В дальнейшем Монаган еще больше упростит меню, отказавшись от специальных размеров пицц и сэндвичей-«подлодок» в угоду большей скорости выполнения заказов.

В 1961 году у Монагана появился партнер в лице Джима Гилмора, который приобрел 50% бизнеса за $500. Раньше Гилмор владел ресторанами, но дважды разорялся. Главной его проблемой был алкоголизм, но на тот момент он будто бы излечился. К тому же Джим был хорошим поваром и даже изобрел собственный рецепт соуса. Именно он посоветовал Монагану расширить дело. В 1962 году была открыта еще одна пиццерия Pizza King — главной ее особенностью стала бесплатная доставка.

Предприятие было рискованное: DomiNick's Pizza еще нельзя было назвать прочным бизнесом, и открытие нового заведения выглядело авантюрой. Впрочем, вскоре Монаган владел уже тремя пиццериями, а Гилмор, не теряя времени, обзавелся еще и двумя ресторанами. Все документы были оформлены на Монагана: его партнер с двумя банкротствами за плечами внушал банкам мало доверия.

Бизнес, построенный на доставке, имел свои недостатки. Монаган работал с аудиторией студентов, которые не всегда поступали честно: могли заказать пиццу, не имея денег, или устроить розыгрыш с доставкой кому-нибудь из друзей. Некоторые молодые люди доходили до откровенного воровства: выждав момент, когда разносчик отправится с заказом к дверям клиента, они воровали коробки с пиццей с заднего сидения фирменного автомобиля.

Тем временем в DomiNick's Pizza намечались изменения, которые в конце концов приведут к разделению бизнеса. Гилмор начал вести «красивую жизнь», транжиря заработанные деньги на автомобили и мебель. Монаган не лез в дела партнера, хотя многие его знакомые советовали к ним присмотреться. Некоторые источники считают, что Монаган расторг сотрудничество, когда заметил, что Гилмор обманывает его в отчетностях, — но эта версия плохо объясняет последующие события, поэтому она вряд ли правдива.

Гораздо более вероятен такой вариант: в 1964 году Гилмор тяжело заболел, а когда ему стало лучше, захотел разорвать сотрудничество с Монаганом и уйти в более спокойный ресторанный бизнес. Тому он предложил за $35 тысяч забрать себе все пиццерии. Монаган счел сумму завышенной, нанял адвоката Ларри Сперлинга и сторговался на $20 тысячах. При этом Гилмор оставлял за собой два ресторана.

На первый взгляд, сделка была неплохой, да и от партнера Монагану удалось отделаться. Сперлинг, оценив компании и запутанность документации, советовал клиенту вообще провести банкротство, чтобы начать все заново и стать абсолютно независимым от Гилмора, но тот отказался. Так он остался ответственным за долги партнера в случае его разорения.

В 1966 году Монаган выкупил еще один ресторан Гилмора за $6 тысяч — но Джима это не спасло, и он разорился в этом же году. В результате на Монагана лег долг в $75 тысяч. После продажи ресторана Гилмора от долга осталось $20 тысяч. Эту сумму Монаган выплачивал постепенно ежемесячными взносами.

Создание бренда Domino's Pizza

Снова возглавив бизнес в одиночку, Монаган принялся создавать бренд, исходя из своих взглядов. Это отразилось и на новом названии сети — Domino's Pizza. По одной версии, Монаган решил переименовать пиццерии, чтобы избавиться от негативных ассоциаций. По другой, прежний владелец DomiNick's Pizza решил претендовать на название, неожиданно ставшее известным. Есть и более простая версия: Монагану изначально было запрещено называть другие заведения DomiNick's.

В любом случае в 1965 году имя было изменено. Название Domino's предложил развозчик пиццы, и предпринимателю оно очень понравилось: слово было созвучно с прежним и позволяло сохранить место в справочниках, что было важно, учитывая специфику работы сети. Слово Pizza будет добавлено к названию в начале 1970-х годов.

В пицце важно не только качество продукции, но и то, попадает ли она к клиентам горячей, поэтому Монаган внедрил еще одно важное правило — ограничил время доставки 30 минутами. В это же период, порядком обновив бренд, предприниматель решил заняться франчайзингом. Этот бизнес уже был потрясающе популярен: та же McDonald's с помощью франчайзи довольно быстро превратилась в одну из крупнейших в мире сетей. Монаган прошел специальный семинар, познакомился с основателем McDonald's Реем Кроком и другими лидерами отрасли.

Совет директоров Domino's Pizza составили сам Монаган, его жена, занимавшая должность бухгалтера, и адвокат Ларри Сперлинг. Созданное для франчайзинга соглашение позволяло компании претендовать на 5,5% оборота нового ресторана. Со временем условия изменились, но изначально подобный подход был вполне приемлемым для потенциальных партнеров.

Первым, кто купил франшизу Domino's Pizza, стал Чак Грей, произошло это в 1967 году. За ним подтянулось еще несколько человек, дела шли отлично. При этом франчайзинг не стал главной целью Монагана, и он по прежнему открывал собственные заведения.

Радостный период продлился недолго: в 1968 году от пожара пострадала первая пиццерия компании, а также была практически уничтожена штаб-квартира Domino's Pizza. Кроме самого здания, огонь уничтожил запасы на $40 тысяч. Общий убыток составил около $150 тысяч, из которых страховка компенсировала только $13 тысяч.

Чтобы спасти бизнес, нужно было действовать энергично. Монаган обеспечил работу заведений без поставок из штаб-квартиры, разделив производство компонентов пиццы: в одном ресторане делали соус, в другом тесто, и дальше по такой схеме.

Domino's Pizza на грани разорения

Оправившись после пожара, Монаган принялся за более активное расширение сети. Его уже считали одним из самых ярких в регионе предпринимателей, и это признание, безусловно, повлияло на его уверенность в своих возможностях. Глава Domino's Pizza планировал со временем открывать по одному новому заведению в неделю. За 10 месяцев появилось целых 32 пиццерии сети, для работы которых Монаган в кредит приобрел 85 автомобилей доставки.

Этот поступок выглядел бы логично для бизнеса, который продемонстрировал высокую надежность и прибыльность, но доходность не была стабильной, не говоря уже о нередких «чрезвычайных ситуациях». Большая часть заработанного шла на поддержку почти не прибыльных новых ресторанов. Начав расширение в другие штаты, Том еще не создал там известный бренд, и заведения сети воспринимались просто как отдельные семейные пиццерии.

Не остановившись на расширении, Монаган подрядил небольшую компанию компьютеризировать его бухгалтерию. Это и стало началом проблем: из-за машинного сбоя или невнимательности, но компания недоплатила налог в $40 тысяч. В других обстоятельствах это не стало бы большой проблемой, но сеть по-прежнему получала недостаточную прибыль, а выплаты постоянно задерживались. В один день Монаган был потрясен: задолженность его компании составляла $1,5 млн.

В 1970 году компанию отобрал банк. Ее бывший владелец остался в Domino's Pizza, но лишь как сотрудник: реальной власти он больше не имел. На компанию сыпались иски от кредиторов и поставщиков. Выход из ситуации предложил банк. Монагана свели с человеком по имени Кен Хивлин, предложившим оригинальный план действий — на два года передать ему акции Монагана и управление компанией. По прошествии этого срока Монаган получал обратно 49% акций.

Хивлин всеми силами пытался исправить ситуацию, но преуспеть ему не удалось. Он начал распродавать неприбыльные заведения, а также попробовал увеличить прибыль за счет франчайзи: заставил их повысить цены, упростить обслуживание и ввести экономию на продуктах. Через 10 месяцев партнеры не выдержали и начали готовить судебный иск, обвиняя компанию в том, что их принуждают завышать цену и покупать ингредиенты в Domino's Pizza. Они перестали платить роялти и закупать ингредиенты у франчайзера, а также провели серию митингов.

В итоге банк вернул все акции Монагану, и теперь судьба Domino's Pizza зависела только от него. Монаган сразу столкнулся с оппозицией в лице кредиторов, поставщиков и франчайзи. Трем крупнейшим поставщикам он был должен более $150 тысяч. Те сразу поинтересовались, как Монаган планирует решать проблему. В ответ он в общих чертах описал свой подход к сокращению издержек и пообещал в любом случае рассчитаться.

Монаган надеялся, что франчайзи, узнав о его возвращении, не станут подавать судебный иск, но ошибся и воспринял их поступок очень болезненно. Поддаваться унынию не было времени, так что Монаган решил поговорить с каждым из партнеров и все же перетянул большинство на свою сторону. С теми, кто на мир не согласился, пришлось расстаться. Возвращение франчайзи позволило получать деньги от лицензионных выплат, но до успеха было еще очень далеко.

Монаган был должен деньги тысяче человек, 150 из них подали иск в суд. Он не мог погасить долги сразу, поэтому был вынужден постоянно общаться с кредиторами и обещать, что исправит ситуацию и погасит долги. Попутно он объяснял: если те дожмут его до разорения, то просто не увидят своих денег. Были и совсем сложные случаи. Однажды в офис компании прислали парня с пистолетом, который хотел взять чек, лежащий на столе, но Монаган ему не позволил. Тогда шантажист забрал грузовой автомобиль на парковке.

Ко всему прочему на Монагана подала в суд его юридическая компания. Налоговое управление потребовало выплатить ей $18 тысяч, угрожая начать процедуру банкротства и распродать имущество Domino's Pizza. Деньги собирали при помощи родственников, близких и друзей. $10 тысяч Монагану предоставил франчайзи из Вермонта, который фактически спас компанию.

Руководителю Domino's Pizza все же удалось пойти на мировую с противниками. Дав гарантию погасить все долги, он собрал чеки и придумал гибкую систему выплат. Обещание Монаган выполнил в 1977 году.

Пытаясь спасти бизнес от катастрофы, Монаган вводил различные акции. В 1971 году в день проведения Супербоула Domino's Pizza продавала пиццу по $1. Отклик аудитории был колоссальным: за этот день было продано более 3,5 тысяч пицц, к тому же для компании это была хорошая реклама.

В 1973 году в сети появилось новое правило: если пиццу не доставили в течение 30 минут, то клиент получает ее бесплатно. В этом же году компания фактически восстановилась после затяжного кризиса. Кроме того, Монаган запустил College of Pizzarology — специальное учебное заведение, где готовили франчайзи. Уже к 1979 году была проработана эффективная программа подготовки.

В 1975 году компания Amstar, производитель сахара Domino Sugar, подала в суд на компанию Монагана, обвинив ее в нарушении торговой марки. Иск пришелся невовремя: Domino's Pizza как раз начала восстанавливать позиции, и ее руководителю очень не хотелось вступать в очередную битву. Разбирательство затянулось на целых пять лет. В процессе Amstar даже добилась позитивного для себя решения суда: изменение названия обошлось бы Монагану как минимум в $2 млн. Впрочем, он не стал раньше времени сдаваться, подал апелляцию и выиграл дело.

Примерно тогда же Монаган еще раз столкнулся с недовольством франчайзи. Один из вице-президентов компании захотел вернуть все заведения под полный контроль Domino's Pizza и прекратить продажу франшиз. Гендиректору он предлагал продать бизнес и уйти в отставку. Несмотря на то что Монаган уволил вице-президента, франчайзи устроили бунт и стали готовить судебный иск. Тому вновь пришлось их убеждать, что таких изменений в компании не будет.

В 1979 году под маркой Domino's Pizza существовало уже больше 200 заведений, и сеть рассматривала возможность выхода на международный рынок. Конец десятилетия, которое компания начинала в таком сложном положении, многие источники называют подтверждением того, что в бизнесе ни в каких ситуациях нельзя сдаваться. Монаган позже рассказывал, что порой приходил в отчаяние, но признавать поражение не собирался.

Компания в 1980−1990-е годы

Начало 1980-х годов для компании было гораздо оптимистичнее событий десятилетней давности. Упорная работа и полученный опыт позволили развивать бренд без лишних рисков. В 1980 году компания пережила несколько перестановок, а еще в ней была запущена система составления бюджета, которая стала стандартом и использовалась при обучении франчайзи.

В 1981 году началось внедрение региональной системы. Рост сети усложнял контроль над заведениями, поэтому Монаган разделил территорию США на шесть частей и над каждой из них поставил своего руководителя.

Наконец-то прочно встав на ноги, Монаган смог воплотить некоторые детские мечты. В 1983 году он купил бейсбольную команду Detroit Tigers, в которой хотел играть ребенком. Он приобрел яхту, дорогие автомобили и другие предметы роскоши, а еще построил штаб-квартиру компании в стиле своего любимого архитектора Фрэнка Ллойда Райта, потратив на это $120 млн.

omino's Pizza продолжала наращивать обороты: в 1983 году было открыто уже тысячное заведение бренда, а уже через два года их стало 2841. В 1987 году сеть достигла оборота в $1,4 млрд. Колоссальная экспансия cделала компанию одной из самых быстрорастущих в США. Были и трудности: главный конкурент сети Pizza Hut имел уже более 4000 заведений, да еще и конкурировал на рынке доставки.

Много проблем компании принесла ее знаменитая быстрая доставка: развозчики пиццы делали все, чтобы успеть вовремя, поэтому иногда откровенно пренебрегали правилами дорожного движения. Компания такое поведение не поощряла, но, судя по всему, не предпринимала решительных мер. Закончилось все серией несчастных случаев. В 1988 году произошло 20 смертельных аварий с участием автомобилей Domino's Pizza.

Компания оказалась замешана в целом ряде исков и пыталась сохранить репутацию, а также найти методы предотвращать ДТП. Франчайзи искали собственные способы бороться с авариями: некоторые даже нанимали полицейских, чтобы следить за манерой езды водителей доставки.

К тому времени Domino's Pizza уже успешно работала на международном уровне, в том числе в Канаде, Австралии, Великобритании, Японии, Испании и Латинской Америке. Бренд тратил огромные деньги на рекламные кампании. В этом же году Монаган принял одно из худших своих решений — продать акции компании и выйти из бизнеса. Domino's Pizza тогда контролировала 54% рынка, но конкуренция в сфере доставки должна была обостриться: кроме Pizza Hut, сюда зашли еще несколько сетей пиццерий.

Решившись на продажу акций, Монаган передал управление помощникам, а сам занялся благотворительностью. Хотя его желание продать Domino's Pizza было широко известно, покупателя найти не удалось. В ожидании продажи, не имея четкой стратегии, компания постепенно приходила в упадок.

В 1992 году Монаган понял, что созданный им бизнес разваливается, и решил вернуться. Доля сети на рынке доставки пиццы сократилась до 16%, многие менеджеры уволились, а управление было чуть ли не пущено на самотек: Монаган, уходя, не оставил четких инструкций, что делать дальше. Долг компании составлял $200 млн, сотрудничавшие с ней банки были встревожены.

Вернувшись, Монаган решил бросить все силы на войну с Pizza Hut, реструктурировал долг, а также предпринял кадровую чистку. Уволены были топ-менеджеры, которые не справились с управлением в отсутствие Монагана, хотя среди них были люди, помогавшие ему строить компанию больше десяти лет.

Началось сокращение корпоративных бонусов вроде частных самолетов, стало меньше региональных офисов, было закрыто более 150 заведений. Монаган распродал часть своего имущества, в том числе и Detroit Tigers. Кроме того, он уменьшил количество благотворительных инициатив и прикрыл ряд спонсорских контрактов.

Победить Pizza Hut компания собиралась при помощи большей гибкости, введения новых компьютерных систем для отслеживания доходности заведений, а также расширения меню. План получалось выполнять с переменным успехом, зато политика снижения издержек оправдала себя, и компания начала выходить из кризиса.

Долго радоваться не пришлось: в этом же году компания проиграла иск на $78 млн, причиной которого стала очередная авария с участием развозчика. Компания выплатила потерпевшей крупную компенсацию — и отменила свое «правило 30 минут». Реакция общества на аварии, вызванные спешкой курьеров, была крайне негативной, и подход уже скорее вредил, чем привлекал клиентов.

В 1995 году компания открыла тысячное заведение за границей, а ее выручка составила $2,6 млрд. Через год Domino's Pizza запустила корпоративный сайт, а продажи компании превысили отметку в $3 млрд. В 1997 году сеть работала уже в 50 странах мира, ее прибыль выросла до $50 млн. По общему мнению, это свидетельствовало о полном возвращении позиций, и Монагана вновь стали превозносить.

Уход Монагана из компании. Благотворительность и новые проекты

Несмотря на успех Domino's Pizza и обещания Монагана управлять ей долгие годы, в 1998 году предприниматель за $1 млрд продал сеть инвестиционной компании Bain Capital. С этого момента пути компании и ее основателя разошлись.

После ухода из компании ее создатель продолжил вкладывать деньги в благотворительность. В отличие от многих других предпринимателей, Монаган — ревностный католик, поэтому большая часть его инициатив связана с католической церковью. Еще в начале 1980-х годов он создал фонд Mater Christi Foundation, более известный как Ave Maria Foundation. Фонд работает в сфере католического образования и медиа, а также занимается различными социальными программами и помощью благотворительным организациям.

Также Монаган основал неприбыльную христианскую юридическую фирму Thomas More Law Center. Одно из главных направлений ее деятельности — защита и продвижение иудеохристианских, моральных и семейных ценностей. Компания борется с легализацией однополых браков и поддерживает прочие подобные публичные инициативы.

Одной из главных функций фонда Монагана стало открытие учебных заведений. Он создал сеть частных школ Spiritus Sanctus Academies, которая, кроме преподавания привычных дисциплин, занимается католическим воспитанием.

Бизнесмен вкладывает деньги и в высшее образование. Его усилиями в городе Нейплс во Флориде в 1998 году появился католический университет Ave Maria. Он был создан как колледж, но в 2003 году стал полноценным университетом, в котором учится около тысячи человек. В 1999 году в Нейплсе открылась еще и католическая юридическая школа Ave Maria School of Law с акцентом на обучение этическим и моральным принципам работы юриста. В 2015 году здесь училось около 270 студентов.

Порой Монаган противостоит представителям других религий: в 2012 году он препятствовал тому, чтобы в пригороде Детройта на месте школы, закрытой из-за нехватки учеников, построили мечеть, как предлагала мусульманская община.

В 2011 году Монаган вернулся в бизнес и запустил сеть бургерных Gyrene Burger (gyrene — одно из прозвищ американских морских пехотинцев), оформленных в военной тематике. Как и прежде, Монаган ориентируется на быструю доставку, а в меню заведений он сначала включил всего два вида бургеров. В итоге меню все же пришлось расширить и добавить напитки.

В 2013 году оба заведения в Нейплсе были закрыты. Затем Монаган объявил, что перевозит бизнес в Ноксвилль, где недалеко от Университета Теннеси появился новый ресторан Gyrene Burger. Правда, сейчас встречается информация, что и это заведение закрыто.

Domino's Pizza не осталась без присмотра: даже избавившись от акций компании, Монаган продолжил консультировать новое руководство. Генеральным директором после ухода Монагана стал Дейв Брендон. Он сделал популярными онлайн-заказы, расширил меню и начал беспощадную борьбу с издержками, сокращая число неприбыльных заведений. При нем компания стала партнером гоночной ассоциации NASCAR и провела серию благотворительных инициатив.

Во время руководства Брендона случился один из самых громких в истории Domino's Pizza скандалов. Двое сотрудников закусочной сняли и разместили на YouTube видео, в котором они добавляют в пиццу мусор и делают другие недопустимые вещи. За два дня ролик набрал более миллиона просмотров, так что ситуация была патовая.

Президент Domino's Pizza Патрик Дойл предложил записать и выложить на YouTube свое видео. В нем он от лица компании принес извинения и сообщил, что виновники уволены и сейчас ими занимается полиция. Скандал удалось замять, а после этого ролика сеть начала вести канал на YouTube. Кроме того, был заведен аккаунт в Twitter, где представители компании активно общаются с пользователями.

В 2010 году новым генеральным директором компании стал Дойл. Под его руководством сеть начала сокращать меню: не вся введенная Брендоном продукция пришлась клиентам по вкусу, к тому же она усложняла быструю доставку. Дойл продолжил развивать онлайн-бизнес Domino's Pizza, добившись того, что 50% заказов стало поступать через интернет.

В 2011 году была открыта десятитысячная пиццерия Domino's Pizza в Стамбуле. Сейчас в сети более 12 тысяч заведений, а чистая прибыль компании в 2015 году составила $306 млн. Domino's Pizza остается мировым лидером на рынке доставки пиццы и второй по величине сетью пиццерий в США.

Монаган гордится созданной компанией и остается в ней почетным председателем. Раньше его критиковали за то, что бизнес работает нестабильно, а многие моменты в управлении пущены на самотек, — но успехи Монагана и его талант действовать в сложных ситуациях в конце концов приглушили голоса критиков. Сейчас состояние Монагана оценивается в $900 млн.

#пицца #история_успеха #доставка_еды #фастфуд #история_компании #биография #Domino_s_Pizza #Том_Монаган #КакЭтоБыло

Статьи по теме
Как развивались McDonald's, Burger King, KFC, Starbucks и другие сети быстрого питания
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Нейронная сеть научилась читать стихи
голосом Пастернака и смотреть в окно на осень
Подписаться на push-уведомления