Runa бесшумно вошла в Zopa

Ваш покорный «ЦП» узнал, что в этом году по-тихому в проект Zopa вошел фонд Runa Capital Сергея Белоусова – с помощью Zopa британцы дают друг другу взаймы. Называется это p2p-кредитование. Но по понятным причинам Runa не пиарила сделку. Простым жителям Рунета непросто с серьезным видом рассматривать эти скриншоты, даже логотип пытается троллить зрителя:





Словом, в нашей редакции из-за заголовка разгорелся настоящий скандал с отшлепыванием клавиатур и стеганием мониторов. Консервативная часть редакции настаивала на варианте «Runa инвестировала в Zopa», экстремисты хотели ввести в стартап-индустрию термин «присунуть» и все равно влезли в эту заметку, но суровые постмодернисты победили с тем, что «фонд вошел в компанию» – это звучит вполне профессионально, по шаблонам отрасли. Профессионально. Далее.

Zopa считается старейшим онлайн-сервисом, который занимается так называемым p2p-кредитованием, он основан в 2005 году. До сделки с «Руной» лондонская Zopa Limited смогла поднять с различных источников больше $30 млн, среди инвесторов Augmentum Capital, Forward Venture Partners, Bessemer Venture Partners, Wellington Partners. Да и FAQ компании дает понять: no zopa – no deal.



Партнер Runa Capital Андрей Близнюк рассказал «ЦП», что сделка была заключена в январе 2013 года – спустя пару месяцев после раунда на 4 млн фунтов с участием Augmentum Capital (принадлежит Ротшильдам). На TechCrunch сумма раунда Ротшильдов не раскрывалась.
– Они поставили нас на своем сайте в качестве инвесторов, мы их открыто поместили в свой портфель. По большому счету, не было необходимости выпускать пресс-релиз: компания не привлекла новых денег – акции мы приобрели у акционера, который решил выйти. Какого акционера, какую долю и на какую сумму – сказать я не могу.

Сделка нам интересна сразу по двум параметрам. Во-первых, мы много внимания уделяем инвестициям в финансовой сфере. В России мы вложились в uBank [$8 млн; 02’2013], в Германии в Mambu [$2 млн; 02’2013]. С другой стороны, мы активно смотрим на маркетплейсы [посреднические платформы], к которым относится Zopa и, например, Eruditor [$2 млн, 10’2012], а также ряд проектов, которые мы изучаем, – в ближайшее время, скорее всего, объявим о сделках.

Zopa в прошлом пыталась выйти в США и Италию, но сейчас география проекта – Великобритания. В России, кстати, тоже развивается p2p-кредитование: это, например, «Вдолг.ру», заявлял о планах по созданию такого проекта и Максим Ноготков [кроме салонов, у него есть Связной-банк, а также магазин Enter.ru].

Близнюк не стал раскрывать, прибыльна ли сейчас Zopa, ограничившись словами о том, что компания активно инвестирует в маркетинг.

Zopa зарабатывает на комиссии от депозитов (1% от суммы вклада в год) и небольших комиссионных при выдаче кредита (десятки фунтов). Процентные ставки для желающих разместить средства в Zopa выше, чем в банках, (4,7% годовых на 5 лет, против 2-3% у банков), а кредиты, соответственно, дешевле, чем в банках – за счет экономии на офисах и штате (на сайте заявлено 5,9% против 6,9% в банках). Отсеиванием кредитных заявок и сведением кредиторов и должников занимается штат Zopa, а вкладчик может общаться с теми, кому выдан кредит. Есть что-то вроде системы страхования платежей – у кредиторов Zopa выкупается право требования дефолтного долга, деньги кредитору вкладчику в таком случае возвращаются. В российском аналоге – запущенном в 2010 году «Вдолг.ру» – системы гарантий нет, зато есть собственный третейский суд. В целом «Вдолг.ру» доверия не вызывает: ошибки в текстах, древний дизайн, специфические проценты.



А вышел из Zopa, как выяснил «ЦП», фонд Benchmark Capital, тот самый, который дал импульс eBay в 1997-м. С января 2013 года на сайте сервиса Benchmark больше не упоминается, хотя он инвестировал в Zopa с самого начала. В старых пресс-релизах сообщалось, что Benchmark надеялся на закрепление Zopa в США, но там бизнес не сложился: за океаном уже есть и Prosper.com, и Lending Club и прочие. Также с приходом Runa из списка инвесторов пропала семья Роулендов, которая сделала себе состояние в доткомовский бум – думается, Benchmark и Роуленды не стали бы выходить себе в явный убыток, напротив. Поэтому второстепенной и копеечной эту инвестицию «Руны» назвать нельзя: можно предположить, что банковские счета фонда похудели на несколько миллионов долларов. Если с Zopa что-то пойдет не так, «Руне» не позавидуешь в плане заголовков.