[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-158433683", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxbwd&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } } ]
{ "author_name": "Daria Khokhlova", "author_type": "self", "tags": ["\u043c\u043d\u0435\u043d\u0438\u044f"], "comments": 23, "likes": 16, "favorites": 7, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "17687" }
Daria Khokhlova
7 824

HR-специалисты и социолог о надвигающемся кадровом кризисе, спровоцированном демографическим провалом 90-х годов

В июле 2016 года в материале для издания «Коммерсантъ» представители компании «Вымпелком» (бренд «Билайн») спрогнозировали скорое наступление в России кадрового кризиса, спровоцированного демографическим кризисом 1990-х годов. Редакция vc.ru узнала у представителей отрасли, действительно ли индустрии грозит такой кризис и как к нему подготовиться.

Наталья Альбрехтисполнительный вице-президент по организационному развитию и работе с персоналом ПАО «Вымпелком»

По прогнозам ведущих аналитиков, в ближайшие годы рынок действительно ждёт серьезный дефицит высококвалифицированных специалистов. Дело в том, что несмотря на некоторое улучшение демографической ситуации в последние годы, по-прежнему отмечается снижение рождаемости, и вопрос нехватки профессиональных кадров уже сегодня стоит достаточно остро. Больше всего дефицит кадров ощутим в отраслях, которые традиционно считаются малопрестижными, либо же требуют особых знаний, как, например, ИТ и телекоммуникации.

В телекоме, несмотря на нехватку специалистов, удается сохранять достаточно высокий уровень зарплат, однако этого явно недостаточно, чтобы выиграть битву за таланты в условиях кадрового кризиса. И особенно в текущей экономической ситуации, когда компаниям приходится искать новые пути экономии и одновременно повышать эффективность работы сотрудников.

«Вымпелком» решает этот вопрос с помощью специальных программ мотивации персонала, проведения обучающих мероприятий для ключевых лидеров — специальные модульные программы совместно с западными школами и школой «Сколково».

Для решения кадрового вопроса «Билайн» также уделяет особое внимание программе стажировок, отбор на участие в которой ведётся только в стратегические подразделения компании. Стажеры 2016 года будут учиться работать на будущее компании и участвовать в рабочих проектах. Стажировка «Поколение Digital» — это наша гордость, эффективность говорит сама за себя — более 70% стажеров продолжают работать в компании.

Татьяна Гусеваменеджер по развитию бренда «Лаборатории Касперского»

Это не только правда, более того — кадровый кризис уже наступил, поэтому это уже не перспектива, а реальность сегодняшнего рынка труда.

Безусловно, кадровый кризис ощутим в каждой сфере, но очень по-разному. В индустриях, где необходим массовый набор сотрудников, он состоит именно в количестве людей трудоспособного возраста.

Для ИТ-индустрии это нехватка талантов, однако поскольку здесь основной критерий всегда был не количество, а именно талант, мы в меньшей степени страдаем от кадрового дефицита, чем от отсутствия хорошей технической подготовки в вузах. Не секрет, что есть топовые университеты, где академическая база сильная, но в других вузах, особенно в регионах, уровень, к сожалению, ниже наших ожиданий.

Компаниям предстоит приспосабливаться к новой реальности и учиться быть в ней успешными. Быть работодателем, к которому захотят присоединиться талантливые люди, сколько бы их ни было. Как показывается история «Лаборатории Касперского», чтобы стать лидером индустрии, иногда достаточно небольшой команды людей, по-настоящему объединённых общей целью, ценностями и потенциалом. А дальше, если все делать правильно, их станет не одна тысяча.

Наталия Годжаевагенеральный директор Superjob.ru

С каждым днем роботы все больше заменяют человека: за рулем автомобиля, в доставки грузов, в преподавании и медицине. Даже если мы и столкнемся через несколько лет с демографической ямой и на рынок труда выйдет меньше молодых специалистов, многие рабочие места будут роботизированы.

Уже сегодня это происходит в колл-центрах, супермакретах, логистике. Есть риск, что и более квалифицированные специалисты могут ощутить конкуренцию со стороны технологий. Сложность испытают те компании, которые и сейчас тратят много сил на поиск и привлечение специалистов с высокой квалификацией. Такие профессионалы станут еще дороже и требовательнее к условиям работы.

Елена Емеленкоруководитель консалтингового центра HeadHunter

Рынок труда уже несколько лет назад начал ощущать на себе последствия демографической ситуации 90-х годов, и ближайшие 2-3 года эта ситуация только усугубится.

Многие крупные компании стали понимать, что молодые специалисты зачастую оказываются для них слишком дорогой аудиторией. У молодежи большой выбор, на них нацелены все самые современные HR-брендинговые кампании, и конкуренция за таких сотрудников очень высокая.

Так что те, кто раньше активно боролся только за молодежь, начинают постепенно открываться и для других аудиторий — мигрантов, людей старшего возраста, работников, переквалифицирующихся из других профессий, людей с инвалидностью. Наша практика показывает, что такие работники более лояльны, стабильны и зачастую имеют меньше амбиций в денежном плане.

Например, если раньше компании быстрого питания были в глазах молодежи желанным местом для временной работы или старта карьеры, то сейчас мы все чаще видим мигрантов среди их сотрудников. И это уже не мода, а реальность.

Другой пример – на hh.ru всё больше появляется вакансий, имеющих маркировку о доступности для людей с инвалидностью. Это самые обычные вакансии, где работодатель ради успешности бизнеса отбросил предрассудки и готов оценивать кандидатов исключительно по их профессиональным качествам.

Павел Гужиковгенеральный директор Iconjob.ru

Да, действительно, сейчас мы видим результаты демографического кризиса 90-х: согласно статистике, на 2016 год приходится самый низкий процент 18-летних, которые потенциально могут пополнить рабочую силу.

Почему это произошло? Во времена 90-х у населения была проблема с осознанием перспектив — в какой стране будут жить дети? Одновременно с этим люди перенесли несколько потрясений: экономический кризис после распада СССР, политический кризис в 1993 году и последующие сложные выборы в 1996 году, война в Чечне, финансовый кризис в 1998 году.

Все это привело к национальной депрессии, связанной с отсутствием перспектив для себя и детей и соответственно к образованию демографической ямы.

Прежде всего будет ощущаться недостаток квалифицированного персонала в ИТ, HRM (развитие, обучение, мотивация персонала). Также будет не хватать инженеров и аналитиков. Это связано с недостаточной гибкостью системы высшего образования в России в условиях перехода в постиндустриальное общество, а также с перепроизводством вузами менеджеров и потерей престижности технического образования из-за низких финансовых компенсаций.

Повлиять на ситуацию могут крупные отечественные компании, которые больше всего нуждаются в квалифицированных кадрах. Им стоит не рассчитывать на государство, а самим растить себе работников: поддерживать школьников, создавать, усиливать и адаптировать к реальности свои образовательные программы в училищах и подшефных вузах, гарантировать трудоустройство.

Полина Колозаридисоциолог

На мой взгляд, проблема с низкой рождаемостью в 1990-е годы может хорошо повлиять на российский рынок труда. Причины две — дискриминация и роботы.

Во-первых, дискриминация по возрасту. Работодатели могут наконец пересмотреть возрастные планки, которые есть во многих сферах. Вот это «возраст 23-45, опыт работы — не менее двух лет». Вообще-то при текущем уровне жизни в крупных городах люди после 45 вполне могли бы работать, но увы. Все говорят про life-long education, но пока мы не видим никаких результатов. Надеюсь, сейчас увидим.

Во-вторых, механизация труда, которая происходит медленно, но верно. Сейчас на предприятиях иногда возникают ситуации, когда и можно бы сократить часть кадров, заменяя некоторые виды рутинного труда системами и машинами. Но возможная безработица останавливает управленцев.

В идеальном мире все бы воспользовались текущей ситуацией и оптимизировали некоторые предприятия, особенно там, где можно заменить тяжёлый механический труд машинным. Но в действительности, подозреваю, всё будет не так. А под сокращение попадут всё равно пожилые и наименее защищённые сотрудники.

Государство этой проблемы не понимает, хотя догадывается, что в стране структурная безработица. Но чтобы решить как-то грядущий социальный кризис, надо серьёзно менять отношение к работникам и обществу, а ни бизнес, ни государство этого делать не хотят.

#Мнения

Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

0 новых

Популярные

По порядку

Прямой эфир

Нейронная сеть научилась читать стихи
голосом Пастернака и смотреть в окно на осень
Подписаться на push-уведомления