[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-158433683", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxbwd&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } } ]
{ "author_name": "Дмитрий Кошельник", "author_type": "self", "tags": ["yahoo","\u0430\u0437\u0438\u044f","\u0441\u0442\u0438\u0432_\u0434\u0436\u043e\u0431\u0441","\u044f\u043f\u043e\u043d\u0438\u044f","\u0438\u0441\u0442\u043e\u0440\u0438\u044f_\u0443\u0441\u043f\u0435\u0445\u0430","\u0434\u0436\u0435\u043a_\u043c\u0430","foxconn","alibaba_group","\u0438\u0441\u0442\u043e\u0440\u0438\u044f_\u043a\u043e\u043c\u043f\u0430\u043d\u0438\u0438","\u043f\u0443\u0437\u044b\u0440\u044c_\u0434\u043e\u0442\u043a\u043e\u043c\u043e\u0432","softbank","\u043c\u0430\u0441\u0430\u0439\u043e\u0448\u0438_\u0441\u0430\u043d","\u043a\u0430\u043a\u044d\u0442\u043e\u0431\u044b\u043b\u043e"], "comments": 12, "likes": 15, "favorites": 17, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "18135" }
Дмитрий Кошельник
6 398

«Японский Билл Гейтс»: биография основателя SoftBank Масайоши Сана

Миллиардные инвестиции и стратегия развития на 300 лет вперед

Поделиться

В избранное

В избранном

Обозреватель vc.ru изучил биографию основателя и многолетнего главы японской телекоммуникационной компании SoftBank Масайоши Сана, который инвестировал более чем в тысячу компаний и потерял состояние в $70 млрд во время краха пузыря доткомов. В последние годы Сан наладил производство роботов, вышел на рынок возобновляемой энергии и представил план развития компании на 300 лет вперед.

Японский холдинг SoftBank включает более 600 компаний, работающих во многих отраслях, начиная с телекоммуникаций и заканчивая созданием роботов. Основатель и глава SoftBank Масайоши Сан уже в 20 лет стал миллионером, а затем успешно развивал компанию, не страшась ни конкуренции, ни кризисов.

В последнее время все чаще появляется информация об огромном долге SoftBank, но даже в такой ситуации предприниматель продолжает реализовывать свою глобальную стратегию.

Ранние годы Масайоши Сана. Учеба в США и первый бизнес

Масайоши Сан, по происхождению кореец, родился в Японии в 1957 году. Семья жила довольно бедно: отец Сана был рыбаком. Вдобавок к этому в начале 1960-х годов Япония была не лучшим местом для корейских эмигрантов (сам Масайоши считает, что дискриминация по отношению к корейцам встречается в стране до сих пор). В школе будущего предпринимателя забрасывали камнями из-за его национальности, и это несмотря на то, что для адаптации в Японии семья сменила фамилию на «Ясумото». Масайоши вернет себе фамилию Сан после переезда в США.

Ситуация наладилась, когда отец Масайоши стал выращивать свиней и кур, а также подпольно изготавливать и продавать саке. Это позволило семье Сан первыми в своем городке купить автомобиль.

Когда Масайоши было 13 лет, семья переехала в Хаката — крупнейший город в их регионе. Сделано это было ради того, чтобы Масайоши мог учиться в хорошей школе. Знакомые будущего предпринимателя вспоминают о нем как об упорном мальчике с собственным взглядом на вещи. В то же время он был любопытным и чрезвычайно энергичным.

Лет в 15−16 Масайоши повезло встретиться с основателем японского подразделения McDonald's Дэном Фудзитой, который был для него настоящим героем. Фудзита посоветовал подростку выучить английский, отправиться учиться в США и заняться компьютерами.

Тот, конечно, прислушался к совету и в 16 лет решился на переезд в Штаты. Есть несколько версий того, как именно это произошло. Некоторые источники утверждают, что родители попросту дали Сану денег на дорогу. Другие указывают, что он переехал вместе с семьей. Иногда упоминается, что юноша остановился у друзей или родственников.

Cан приехал в Сан-Франциско и закончил местную школу. Затем был университет: сначала переселенец провел два года в Holy Names College, а позже перешел в Беркли. Сан изучал экономику и компьютерные науки — они привели его в восторг и увлекли на всю оставшуюся жизнь.

Обучение занимало не так много времени, и Масайоши захотелось воспользоваться американскими возможностями и создать свое дело. Он поставил себе задание придумывать по одной оригинальной идее в день. Пока Сан мечтал о проектах, один из его сокурсников работал «дублером» будущего предпринимателя, посещая лекции вместо него.

Одной из ежедневных идей Сана стал карманный переводчик на восемь языков. Каким-то образом он договорился о сотрудничестве с Форрестом Мозером — физиком-экспериментатором и создателем речевого синтезатора. Кроме Мозера, он привлек к проекту несколько программистов, которые работали под честное слово: Сан обещал расплатиться, когда словарь будет готов и продан.

Многие подобные проекты проваливаются, но Масайоши добился своего, и его устройство за $450 тысяч приобрела компания Sharp. Сан заплатил по счетам и задумался над новым делом. Дальше мнения источников расходятся. Часть говорит, что Сан начал ввозить из Японии игровые автоматы Space Invaders и Pac-Man. Выглядит эта версия логично: стартовый капитал у него был, автоматы как раз переживали бум. Если верить этим источникам, молодой человек сдавал автоматы в аренду заведениям и к окончанию университета заработал на этом первый миллион.

По другой версии, свой первый миллион Сан получил благодаря сделке с Sharp — но, насколько известно, на ней он заработал $450 тысяч. Часть источников склонна считать, что сделка с Sharp была на $1 млн, а $450 тысяч получил именно Сан.

В интервью Сан обычно рассказывает о сделке с Sharp и о сдаче в аренду автоматов, а также о том, что он занимался производством игрового программного обеспечения. У него даже была компания Unison World, которую он перед возвращением в Японию продал партнеру за $2 млн. Всю сумму сразу Сан не получил — покупатель компании выплачивал деньги постепенно.

Создание SoftBank. Сложности в поиске клиентов

Сан ценил США за простоту ведения бизнеса, но для создания своей компании ему нужны были качества японских сотрудников — лояльность и трудоголизм, ставшие частью культуры страны. Вернувшись в Японию, предприниматель не стал сразу искать работу или создавать свое дело. У него было достаточно денег, по японским меркам его можно было считать вполне богатым — а потому он, к ужасу близких, почти все время проводил за чтением.

На самом деле Сан при этом выбирал нишу для своей компании. Этот процесс занял у него где-то полтора года. Масайоши говорит, что за это время перебрал более 40 идей, начиная с производства программного обеспечения для больниц и заканчивая поставками компьютеров.

В конце концов Сан остановился на торговле софтом. Логика была проста: в Японии были производители компьютеров и создатели программного обеспечения — но у последних редко были бюджеты для качественного продвижения. Так в 1981 году появилась компания SoftBank, в которую Масайоши вложил заработанное в США и немного заемных денег.

Далее Сан попытался выйти на несколько крупных софтверных компаний: просто приобрел крупнейший стенд на выставке Consumer Electronics Show и предложил бесплатное размещение 12 поставщикам. Огромный плакат новой компании обещал революцию в распространении ПО — чтобы увидеть эту самую революцию, собралось огромное число желающих.

Идея сработала, но Сану особой пользы не принесла: потенциальные заказчики уже имели выходы на поставщиков и в дистрибьюторе не нуждались. Кроме того, они обменивались номерами между собой, игнорируя Масайоши. Контакты у Сана взял только один человек. Зато приобретение стенда для SoftBank оказалось дорогим удовольствием.

Тогда, похоже, в компании работал один Масайоши. Сначала он нанял на работу еще двух сотрудников, но их напугала речь, которую перед ними провозгласил новый руководитель, встав на несколько коробок. Он потребовал от подчиненных абсолютного послушания, а взамен пообещал огромный успех и лидерство на рынке. Тогда сотрудники-японцы, на лояльность которых Сан так надеялся, поспешили уйти, оставив президента SoftBank один на один с его идеями.

Ситуация была хуже не придумаешь: деньги на стенд потрачены впустую, сотрудников нет, вложенные деньги заканчиваются — и тем не менее банкротства не случилось. Масайоши выручил тот самый человек, с которым они обменялись контактами на Consumer Electronics Show. Это был представитель компании Joshin Denki Co — третьего по величине продавца бытовой электроники на японском рынке.

Точно неизвестно, кто именно из Joshin Denki Co позвонил Сану. Одни утверждают, что это был глава компании, другие — что кто-то из его помощников. Масайоши предложили приехать в Осаку и обсудить возможное сотрудничество, но он отказался: ему попросту не хватало денег на дорогу, да и сделка могла не случиться, ведь у компании не было софта.

Встречается легенда, что Масайоши отказался из стремления показать, что на него не влияют громкие имена и потенциальные клиенты его компании должны сами приезжать на встречу. Как бы то ни было, Сан ответил звонившему, что занят и приехать не может.

В одном из интервью предприниматель отмечает, что не знал о компании Joshin Denki Co и выразил собеседнику свое сомнение. Тот посоветовал Сану навести справки об их организации — например, спросить в Sharp. Масайоши так и сделал и поразился масштабу компании, которая к нему обратилась.

Сану повезло: Joshin Denki Co тогда открывала крупный магазин компьютеров и нуждалась в поставщиках софта. Вскоре ему снова позвонили и сообщили, что президент компании будет в Токио с деловой поездкой и хотел бы встретиться. Уже на встрече всплыла информация, что глава Joshin Denki Co приехал в Токио только с одной целью — обсудить сотрудничество с SoftBank.

Масайоши честно рассказал, что у него сейчас нет софта и немного денег и опыта, зато он полон энтузиазма и постоянно работает только в этой сфере. Напоследок Сан отметил, что если компания Joshin Denki Co хочет стать лидером в продаже компьютеров, то ей нужно сотрудничать только с лучшим дистрибьютором программного обеспечения. Он признался, что факт лидерства доказать не может, но зато твердо уверен в себе.

Впечатленный глава Joshin Denki Co, несмотря на то что подготовил договоры с другими поставщиками, заключил эксклюзивное соглашение с SoftBank, обязуясь работать только с ними. Успешные переговоры позволили Сану заключить контракты с другими крупными компаниями и фирмами поменьше.

Масайоши рассказывал представителям компаний об эксклюзивном контракте с Joshin Denki Co и объяснял, что и от них ожидает сотрудничества на тех же условиях. Также он провел много переговоров с поставщиками ПО, среди которых был и один из лидеров рынка — компания Hudson Software. Ее руководители выслушали речь наподобие той, что Сан произнес перед главой Joshin Denki Co, узнали, с кем он работает, и тоже подписали эксклюзивный контракт.

Из-за «слишком гладких» переговоров с Joshin Denki Co появились альтернативные версии событий, будто Сан умалчивал о софте и деньгах, которые у него были. В подтверждение обычно приводят пример, что за год месячный доход компании вырос с $10 тысяч до $2,3 млн.

Так Сан сделал SoftBank успешной компанией, находясь в шаге от банкротства. Вместе с успехом пришло и прозвище «японский Билл Гейтс» — сомнительное для Сана, учитывая, что они с американским предпринимателем почти ровесники.

Через полгода после запуска софтверного направления Сан решил запустить два тематических журнала — Oh! PC и Oh! MZ. Подчиненные сочли его чуть ли не сумасшедшим. Первое время ситуация с журналами напоминала создание SoftBank: с шумом печатались большие тиражи, которые почти полностью возвращались на склад. Стало ясно, что аудитории для журналов нет, а их содержание понятно не всем. Жители Японии, как оказалось, мало интересовались компьютерами и технологиями.

В других обстоятельствах Масайоши мог бы уйти с рынка, но SoftBank наращивала клиентскую базу и не могла испортить имидж успешной компании. Терпящий убытки Сан невозмутимо вложился в телевизионную рекламу, поменял редакционную политику и увеличил формат журнала. Тираж был увеличен с 50 тысяч до 100 тысяч экземпляров, что могло обернуться большими проблемами в случае неудачи.

Но затея удалась, и популярность изданий резко возросла. В начале 1990-х годов Oh! PC выходил тиражом в 140 тысяч, отлично продавался и при этом продвигал в рекламе продукцию SoftBank.

В дальнейшем Сан продолжит развивать медианаправление своего бизнеса и добьется значительных успехов. В дистрибуции софта тоже все было отлично: в 1985 году SoftBank контролировала 50% рынка.

Успехи предпринимателя омрачали проблемы со здоровьем: с 1983 по 1986 год он болел гепатитом (каким конкретно видом, неясно). При этом Сан сохранил за собой пост председателя и даже из больницы получал от топ-менеджмента все новости и важные документы: в его палате был установлен компьютер и необходимое телекоммуникационное оборудование.

Инвестиции в интернет и крах доткомов

Оправившись от болезни, Масайоши снова возглавил компанию и взялся за новые проекты. Одной из первых его идей стало создание решения, которое бы помогало пользователю выбрать наиболее выгодный тариф на связь. В Японии монополистом этого рынка тогда была Nyppon Telegraph and Telephone. Так в стране появилось еще три компании, и между ними началась ценовая война.

Сан же подлил масла в огонь: разработанное SoftBank небольшое устройство, крепящееся к телефону, автоматически выбирало наиболее выгодный тариф из всех предложений и позволяло не вводить четырехзначные префиксы к номерам. Раньше такая возможность была только у абонентов Nyppon Telegraph and Telephone, а потому ситуация еще больше обострилась.

Другим направлением работы Сана в это время стали инвестиции. В 1995 году был создан фонд SoftBank Capital. Первым делом он вложился в бизнес нескольких американских поставщиков софта на японский рынок, у которых были партнеры, адаптирующие ПО под особенности страны.

В 1995 году внимание Сана привлек интернет, а именно гремевшая на новом рынке Yahoo. Американская компания тогда искала инвестиции в надежде получить $5 млн. Однако кандидатура Сана вызывала у руководства Yahoo опасения: в его руках интернет-компания рисковала пережить серию изменений и стать похожей на другие японские фирмы.

Масайоши тем временем решил инвестировать в Yahoo $100 млн. Ее руководство пыталось сопротивляться, но устоять перед такой суммой было сложно, к тому же Сан, по слухам, грозился в случае отказа создать подобную компанию самостоятельно. Сделка была заключена, и японский предприниматель получил 37% Yahoo.

Эту версию поддерживают не все источники. Есть сведения, что в 1995 году Сан приобрел 5% компании, а до 37% доля SoftBank выросла уже в 1996 году, непосредственно перед тем, как Yahoo провела публичное размещение акций.

Также есть версия, что соучредитель Yahoo Джерри Янг и Масайоши Сан обсуждали возможную сделку в 1996 году, и японский предприниматель предложил Янгу $105 млн за 33% акций. В любом случае на IPO компании Сан отлично заработал.

Кстати, IPO SoftBank прошло в 1994 году, и компания привлекла $140 млн. Масайоши Сан по-прежнему владел 70% долей SoftBank. Инвестициями в Yahoo Масайоши не ограничился и продолжил осуществлять масштабные поглощения, к которым приступил еще в начале 1990-х годов. Так, в 1996 году было наконец приобретено издательство Ziff-Davis Publishing.

Впервые предприниматель попытался завладеть Ziff-Davis Publishing еще в 1994 году, но получил только одно из подразделений, стоившее ему $200 млн. Теперь же он добился желаемого, заплатив $3,1млрд. Эта покупка объясняется тем, что Ziff-Davis было ведущим издательством США по теме технологий, а Масайоши Сан стремился стать мировым лидером в этой области медиа.

В середине 1990-х годов Сан контролировал крупные пакеты акций Kingston Technology, Comdex и целого ряда технологических и интернет-компаний. Это позволило ему с 1996 по 1997 год нарастить чистый объем продаж с $1,6 млрд до $2,9 млрд.

В сотрудничестве с Yahoo! был запущен портал Yahoo! Japan, ставший одним из самых популярных японских сайтов. Некоторое время он даже считался лучшей дочерней компанией Yahoo!

Несмотря на бурный рост, в конце 1990-х годов SoftBank столкнулась со значительными проблемами. Миллиардные поглощения и совместные предприятия с американскими и японскими компаниями увеличивали продажи, но на эти сделки Сан использовал заемные деньги. В 1997 году вместе с огромным ростом оборота увеличился еще и долг, составив почти $4,8 млрд.

Учитывая то, что к концу 1997 года продажи компании стали расти медленнее, а общая рентабельность снизилась, дела принимали неприятный оборот. Добавила проблем ставшая в Японии бестселлером книга 'Inside Revelation: SoftBank's Warped Management', которая обвиняла SoftBank в сокрытии финансовой информации. На издательство был подан иск, но, пока адвокаты разбирались в ситуации, стоимость акций сильно снизилась.

Пытаясь спасти ситуацию, Сан использовал некоторые свои активы для выхода на биржу. Cначала публичной стала Yahoo! Japan, в которой SoftBank контролировала 51%. В 1998 году на IPO вышло издательство Ziff-Davis, « поднявшее» почти $400 млн. Привлеченный дополнительный капитал позволил SoftBank исправить ситуацию.

В конце 1990-х годов Сан продолжал активно вкладывать деньги в интернет-компании. Кроме упомянутых Yahoo! и Yahoo! Japan, он контролировал крупные пакеты акций первого в мире бесплатного веб-хостинга и одного из популярнейших сайтов Geo-Cities, онлайн-супермаркета Buy-com, а также компании, предоставлявшие брокерские услуги и кредитование в онлайне.

В общей сложности почти в 100 интернет-компаний было вложено около $2 млрд. Конечно, далеко не все они стали успешными, но свободные деньги у SoftBank были — во многом благодаря росту стоимости Yahoo!. На фоне общей переоценки росла и рыночная стоимость SoftBank, которая в 1999 году достигла отметки, по разным данным, от $180 до $190 млрд. Масайоши Сан на время увеличил свое состояние до $78 млрд.

За блестящим ростом последовал сильный спад. Капитализация SoftBank за год упала до $21 млрд (некоторые источники и вовсе называют $17,1 млрд). Владеющий значительной частью компании Сан потерял около $70 млрд — Forbes назвали это событие своеобразным антирекордом. В 2002 году его состояние опустилось до $1,1 млрд, SoftBank также не подорожала.

На волне кризиса и ухода многих партнеров с японского рынка SoftBank начала избавляться от инвестиционного портфеля, продав доли более чем в 600 компаниях. Шаг не был паническим: под нож пошли предприятия, терявшие ценность, но в то же время Сан благоразумно сохранил акции в нескольких перспективных компаниях, в том числе и в Alibaba. Последняя переживала тогда не лучшие времена и прибыли не приносила, но в итоге оказалась ценным активом.

О сделке с Alibaba стоит рассказать немного больше. Джек Ма добился инвестиций от SoftBank в 2000 году, когда дела у Сана шли уже не очень хорошо. Масайоши, впрочем, вложил в китайскую компанию $20 млн, а позже вопреки кризисам увеличил пакет акций до 34%.

Сделки заключались под возгласы многочисленных критиков, что в кризисное время рискованно вкладывать деньги в такую компанию, как Alibaba. Кто в итоге оказался прав, можно не объяснять. Сан, кстати, отмечает, что в Джеке Ма он сразу увидел способность добиться самых высоких целей.

Крах доткомов Сан объясняет тем, что в интернет пришли люди, которые не понимали этот рынок и не имели к нему страсти. Они пришли в эту отрасль за деньгами. После кризиса такие бизнесмены из интернета уходят, а возможностей для инвестиций становится гораздо больше, и более реалистичных. Этот процесс Сан назвал «коррекцией цены» — и, судя по всему, он до сих пор использует этот термин вместо общепринятого «пузыря доткомов».

Конкуренция на телекоммуникационном рынке

Масайоши понимал, что для восстановления позиций SoftBank недостаточно пересмотреть инвестиционный портфель — нужно найти новое направление. Его заинтересовала телекоммуникационная отрасль, а именно широкополосный доступ в интернет. Японские компании только начали заходить на этот рынок, а потому шансы на лидерство были реальными.

Оценив возможности и риски, Сан принялся инвестировать. SoftBank вместе с Yahoo! Japan создали дочернюю компанию Yahoo! BB. Затем началась работа по внедрению технологии ADSL, которая позволяла получить скорость передачи данных 12 Мбит/c. Масайоши вкладывал огромные деньги в строительство собственной сети, получая средства благодаря продаже долей акций в Yahoo!. Есть сведения, что ради этого проекта Сан со своими специалистами полтора года работал по 15 часов в день без выходных.

Без конкуренции не обошлось: главным соперником выступила все та же Nippon Telegraph and Telephone. Несмотря на убытки, Сан не поскупился и запустил масштабную акцию по продвижению: клиентам предлагали бесплатные модемы, а по некоторым данным, вообще раздавали их на улицах.

Дальше сведения расходятся: одни источники сообщают, что дела сразу же пошли на лад — во многом благодаря тому, что Сан предлагал тарифы чуть ли не в два раза ниже конкурентов. Это позволило увеличить долю рынка и начать ценовую войну, что сделало интернет в Японии едва ли не самым дешевым в мире.

Другие отмечают, что позитивная динамика появилась, когда Сан обратил внимание на VoIP-телефонию. Сервис BB Phone был запущен в 2002 году и позволял при помощи одноименной приставки, подключенной к телефону, пользоваться интернет-телефонией без компьютера. Есть сведения, что Nippon Telegraph and Telephone тогда отказала Сану в возможности подключить его сеть к телефонной системе страны, несмотря на официальное указание правительства.

Сан со своей Yahoo! BB ответил на это чрезвычайно лояльными условиями для пользователей. Звонки между абонентами Yahoo! BB были бесплатными, а международные и региональные звонки были дешевы: три минуты разговора в обоих случаях стоили 7,5 йен. Уже к 2004 году Yahoo! BB имела более 4 млн абонентов, и их число продолжало расти. На рынок VoIP-технологий зашли и другие телекоммуникационные компании страны — чтобы обеспечить лидерство, Сан пошел на решительный шаг.

За $ 2,5 млрд он приобрел Japan Telecom — третьего по величине провайдера широкополосного интернета в Японии, который имел более 600 тысяч частных и 150 тысяч корпоративных клиентов, а также общенациональную сеть длинной в 12 тысяч километров. Название компании сменилось на SoftBank Telecom.

В этом же году SoftBank за $130 млн приобрела японский филиал британской телекоммуникационной компании Cable & Wireless. Сделка позволила SoftBank укрепиться на японском рынке телекоммуникаций, но обойти Nippon Telegraph and Telephone не удалось.

Параллельно Сан продвигал подразделение сотовой связи SoftBank Mobile, созданное еще в 1999 году. Из-за краха доткомов его развитие в этом направлении задержалось, а когда Масайоши решил вернуться в этот бизнес, то особых перспектив уже не было: большую часть рынка контролировали KDDI и дочерняя компания Nippon Telegraph and Telephone — NTT DoCoMo.

Пытаясь зайти на занятый рынок, Масайоши лоббировал свои интересы в правительстве, а позже даже подал иск на Министерство связи. Насколько успешны были предпринятые попытки, неясно, но, похоже, предприниматель все же частично достиг своих целей и получил все необходимые разрешения для работы в этой сфере.

В 2006 году Сан за $15 млрд приобрел Vodafone Japan, находившуюся в тяжелой ситуации из-за описанных особенностей японского рынка. Объединив ее со своим подразделением, Масайоши наконец смог создать конкурентную компанию. SoftBank Mobile и поныне остается одним из лидеров в области мобильной связи, но номер один на рынке страны — по-прежнему DoCoMo.

SoftBank помогло увеличить количество абонентов и то, что компания была единственным дистрибьютором первого на рынке Японии iPhone. Предприимчивый Сан продавал их вместе с контрактами SoftBank Mobile.

Параллельно с этим продолжал работать инвестфонд SoftBank Capital. Например, в 2006 году он вложил $5 млн. в издание Huffington Post. Позже Джона Перетти, одного из сооснователей HuffPo, японский фонд привлек как одного из инвесторов Buzzfeed. SoftBank Capital инвестировала еще в несколько десятков, а по некоторым данным, в сотню компаний, среди которых Fitbit, Zynga и KickApps.

Стоит рассказать, как Масайоши добился эксклюзивного права на продажу iPhone на японском рынке. Сам предприниматель рассказывал красивую историю о том, как явился к Джобсу с эскизом телефона, сделанного на основе iPod. Джобс в то время уже занимался разработкой iPhone, но информацию об этом держал в секрете, а потому не заинтересовался идеей Сана и ответил, что у него есть свои схемы.

Масайоши согласился, но попросил о праве на продажи для своей компании, когда телефон от Apple будет готов. Джобс не отказал, хотя встречаются сведения, что из-за большой конкуренции Apple не планировала заходить на рынок Японии. В успехе этого предприятия сомневались и японские аналитики: iPhone недоставало целого ряда функций, которые обычно использовали японцы.

Сан же, похоже, никаких опасений не испытывал. Он пытался добиться у Джобса каких-то документальных гарантий, но глава Apple отказался, мотивируя это тем, что Сан на момент разговора даже не был владельцем мобильного оператора. Выходит, что обсуждение произошло до сделки с Vodafone Japan и получение права на дистрибуцию iPhone стало одной из причин создания SoftBank Mobile.

Вопреки конкуренции и скептикам, первый iPhone стал чрезвычайно популярен в Японии и обошел продукцию местных производителей. В дальнейшем сотрудничество Apple и SoftBank продолжилось. Здесь нельзя не сказать, что Сан был большим поклонником Джобса и они были в дружеских отношениях. Если в разговоре с Саном упомянуть о Джобсе, то от него и сейчас можно услышать много теплых слов о бизнесмене и заверений, что другого такого предпринимателя не будет никогда.

В 2012 году SoftBank приобрела мобильного оператора eAccess, который обошелся ей в $2,3 млрд. Сан при этом был намерен догнать, а лучше перегнать KDDI — вторую компанию на рынке мобильной связи в стране. Та сохраняла комфортный разрыв с SoftBank Mobile, а в 2011 году еще и получила права на дистрибуцию iPhone в Японии, прекратив монополию компании Сана.

Несмотря на покупку eAccess, позиции на рынке не изменились. SoftBank Mobile вплотную приблизилась к сопернику, получив 34,3 млн абонентов против 35,9 млн у KDDI.

В 2013 году в этой сфере была заключена еще одна сделка, которая считается одной из крупнейших в истории японских компаний. За $21,6 млрд SoftBank приобрела американскую телекоммуникационную компанию Sprint Nextel. Несмотря на 50 млн абонентов, она занимала лишь третье (по другой версии четвертое) место на рынке мобильной связи США, отставая от лидеров рынка Verizon и AT&T и терпя убытки.

Покупка была сделана из двух соображений: во-первых, японское правительство приветствовало зарубежные инвестиции крупных компаний. Во-вторых, Сан надеялся объединить Sprint с T-Mobile и стать реальным конкурентом другим телекоммуникационным конгломератам США.

Тактика, использованная в Японии, для Штатов не подошла, и регулирующие органы не допустили подобной покупки со стороны SoftBank. Сан начал ценовую войну, но это принесло ему еще большие убытки.

Стратегия развития компании, выпуск роботов, чистая энергия и искусственный интеллект

Сан не собирается сдаваться и продолжает строить планы мировой экспансии. Например, в 2014 году он принял на работу Никеша Арору, который около 10 лет проработал в Google и собрал развернутую сеть контактов в США, что чрезвычайно удобно для инвестиций.

Первоначально Арора занял должность главы медиа- и интернет-направления, а также вице-председателя SoftBank, но в 2015 году стал операционным директором и президентом компании. Сан подчеркнул важность Ароры для SoftBank, объявив его своим потенциальным преемником.

Никеш Арора и Масайоши Сан

В Японии люди, претендующие на руководящие посты в крупных конгломератах, могут рассчитывать на зарплату около $1 млн в месяц. Арора за полгода заработал $140 млн. Акционеры компании были поражены, но для Сана это не было проблемой. В ответ Арора пообещал приобрести крупный опцион на акции, сделав инвестицию в развитие SoftBank.

В 2015 году Арора решил изменить стратегию инвестиционного направления компании, которое поразило его своим масштабом. Стало известно, что SoftBank сконцентрируется на инвестициях в более устойчивые компании вместо вложений в стартапы на ранних стадиях. Число вложений значительно сократится, но они будут надежнее.

Затем Арора свернул деятельность направления, которое инвестировало в проекты на ранних стадиях. При этом его руководство продолжило вкладывать деньги в портфельные компании, подходящие под эту категорию. Отделение SoftBank Capital в Нью-Йорке, которое инвестировало в местные стартапы, сохранилось, но потеряло имя SoftBank в названии.

Но вернемся к 2014 году. Тогда появилась информация, что SoftBank вновь столкнулась с финансовыми проблемами. В Японии ее дела шли отлично, а долг появился из-за покупки Sprint, возрождение которой затягивалось на неопределенный срок. Впрочем, у Масайоши были причины и для радости: рекордное IPO Alibaba Group позволяло ему уверенно себя чувствовать как владельцу 34% акций китайской компании.

В этом же году всплыла информация о возможной покупке SoftBank американской DreamWorks Animated. Называлась сумма сделки в $3,4 млрд. Эта новость породила волну слухов о возможных изменения и перестановках, но ничем не закончилась. Официальных объявлений о сделке не было, и некоторые источники утверждают, что Масайоши отказался от задуманного, оценив реальное состояние студии.

Впрочем, были в этом году и успешные покупки. Среди них cтриминговый сервис Drama Fever, предоставляющий корейские телевизионные программы и сериалы на английском языке. Сделка обошлась в $100 млн, и часть источников восприняла ее с оптимизмом — но особых успехов, похоже, достичь не удалось. В 2016 году Drama Fever была продана Warner Bros.

Кроме того, в 2014 году Масайоши вложил $250 млн в студию Legendary Entertainment, получив 10% ее акций. В 2016 году студия была приобретена китайским конгломератом Dalian Wanda за $3,5 млрд.

В 2014 году Robotics был представлен умеющий считывать эмоции робот Pepper — совместная разработка SoftBank и Aldebaran Robotics. Робот не просто понимает эмоции, но и реагирует на них: например, попытается утешить расстроенного человека. Еще робот может поддержать разговор и дать совет, хотя, по мнению некоторых источников, задает при этом много вопросов. В 2015 году устройство поступил в продажу, оно стоит $1931.

Для полного использования возможностей Pepper необходимо подключение к интернету. SoftBank за ежемесячную абонентскую плату обеспечивает подключение к своим мобильным сетям и позволяет использовать для робота магазин приложений — среди которых будут и платные. Такая модель монетизации связана с тем, что Pepper стоит меньше, чем на него было затрачено ресурсов.

Успех этой затеи с роботом некоторые оценивают скептически, но точно известно, что Alibaba Group и Foxconn совместно вложили $236 млн и получили по 20% SoftBank Robotics. Первую партию в 1000 роботов компания умудрилась продать за минуту, а в 2016 году этот показатель вырос до 7 тысяч.

Разработка роботов во многом стала возможна благодаря тому, что еще в 2013 году Масайоши Сан за $100 млн приобрел Aldebaran Robotics, разработавшую устройства Nao и Romeo. В 2016 году стало известно, что имя этой компании изменилось на SoftBank Robotics Europe.

В 2015 году Сан одобрил вложения в платформу для пирингового кредитования SoFi (сокращение от Social Finance). SoftBank возглавила инвестиционный раунд серии Е, в ходе которого SoFi привлекла $1 млрд при оценке в $4 млрд. Sofi в 2011 году создали студенты Стэнфордского университета, сначала платформа занималась рефинансированием кредитов на образование, но постепенно сфера ее деятельности расширилась. Основатели компании обещают миру будущее без банков. В 2014 году SoFi стала прибыльной.

Сам факт инвестиций от SoftBank ни у кого не вызвал удивления, ведь до того в SoFi вложились Питер Тиль и другие известные инвесторы, крупные компании и фонды. Публику больше поразила фантастическая сумма инвестиций. Хотя Масайоши всегда славился энтузиазмом по отношению к понравившимся проектам, а SoFi, похоже, имеет внушительный потенциал для роста: сумма выдаваемых за месяц кредитов в 2016 году достигла $1 млрд.

В 2015 году SoftBank вложила $1 млрд в Coupang — южнокорейскую компанию, которая занимается электронной коммерцией. Сумма инвестиций вызвана высоким темпом роста компании, а также инновациями, которые, по мнению некоторых источников, могут стать для ecommerce отраслевым стандартом.

В 2016 году SoftBank покинул Никеш Арора — напомним, он должен был заменить Масайоши Сана, обещавшего уйти на пенсию в 60 лет. Причиной его ухода стало нежелание Сана покинуть пост генерального директора в 2017 году. Сан решил еще лет пять поработать, а его потенциальный сменщик не захотел ждать.

Ситуация со Sprint лучше не стала, и некоторые СМИ считают, что долг SoftBank cоставляет более $80 млрд и продолжает увеличиваться. Масайоши решил пойти на крайний шаг — продажа акций Alibaba Group. О всех акциях речь не идет — на продажу был выставлен пакет акций на сумму $7,9 млрд. Джек Ма собирается выкупить акций на $2 млрд.

Долги японского конгломерата вызваны еще и многочисленными крупными покупками и инвестициями. Например, в 2016 году Сан за $32 млрд приобрел производителя мобильных процессоров ARM Holdings.

Подход SoftBank к покупкам может удивить, если не знать глобальных планов японского предпринимателя и его личностных качеств. В отличие от многих японских бизнесменов, Сану чужд старый подход к бизнесу, и он больше напоминает предпринимателей вроде Гейтса или Джобса. Сам Масайоши сравнения не очень любит, предпочитая быть в первую очередь собой. Глава SoftBank много вкладывает в инвестиции и приобретения, не заморачиваясь географическим расположением компаний, их стоимостью и мнением аналитиков.

Большую часть его сделок называли безумными. Среди них особенно выделяются огромные вложения в Yahoo! и Alibaba Group, которые казались рискованными, но принесли компании десятки миллиардов. Конечно, были и громкие провалы, особенно заметные в процессе краха доткомов. Сейчас инвестиционный портфель SoftBank включает чуть ли не 600 компаний, но ее глава не ставит себе цели просто заработать.

В последние шесть лет Сан сильно озаботился будущим своего бизнеса и состоянием планеты вообще. В 2010 году предприниматель во всеуслышание рассказал о своей стратегии развития компании, получившей название SoftBank 2.0. Это план даже не на десятилетия, а на 300 лет. Цель Сана до 2040 года — заложить фундамент для своих преемников, а именно инвестировать приблизительно в 5 тысяч компаний и увеличить капитализацию SoftBank до 200 триллионов йен.

Сан отмечает, что работать он собирается в разных отраслях: среди них, например, выпуск роботов, «интернет вещей», искусственный интеллект — есть версии, что покупка ARM связана с исследованиями в этой области. Сан верит, что в ближайшие 50 лет в создании искусственного интеллекта будут значимые прорывы.

На Масайоши Сана сильно повлияла трагедия на Фукусима-1, произошедшая в 2011 году. Он полностью потерял доверие к АЭС и захотел выйти на рынок возобновляемой энергии. В частности, предприниматель вкладывает огромные деньги в строительство солнечных электростанций в Индии. Делает он это в партнерстве с Foxconn и индийским конгломератом Bharti Enterprises. В 2015 году стало известно, что все три компании собираются вложить $20 млрд. SoftBank инвестирует $10 млрд и получит контрольный пакет созданной компании SBG Cleantech.

По мнению японского предпринимателя, большая часть современных компаний-гигантов к концу отмеченного им периода или будут заниматься совершенно другими вещами, или исчезнут вовсе. Избранная предпринимателем стратегия считается чрезвычайно рискованной, но многие аналитики признаются, что уже привыкли к подобному подходу Сана.

За свою жизнь Масайоши Сан превратил мелкого дистрибьютора софта в один из крупнейших японских конгломератов, проведя его сквозь кризис доткомов и выдержав конкуренцию на телекоммуникационном рынке Японии. Предприниматель владеет состоянием в $19,8 млрд, но похоже, что будущее SoftBank для него важнее собственных счетов. По последним данным, долг японского конгломерата составляет $120 млрд, но, пожалуй, это не так страшно для человека, который однажды потерял $70 млрд.

#yahoo #Азия #Стив_Джобс #Япония #история_успеха #джек_ма #Foxconn #alibaba_group #история_компании #пузырь_доткомов #Softbank #Масайоши_Сан #КакЭтоБыло

Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Голосовой помощник выкупил
компанию-создателя
Подписаться на push-уведомления