{ "author_name": "Philipp Kontsarenko", "author_type": "self", "tags": ["\u043a\u043e\u043b\u043e\u043d\u043a\u0430","\u0443\u043f\u0440\u0430\u0432\u043b\u0435\u043d\u0438\u0435_\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u0430\u043c\u0438","scrum","agile"], "comments": 14, "likes": 22, "favorites": 30, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "18265", "is_wide": "1" }
Philipp Kontsarenko
14 260

«Scrum головного мозга»: что такое Agile и где его применять

Гендиректор сервиса для управления процессами в команде Kaiten.io Вячеслав Цырульник написал в своём блоге на Medium колонку о том, что такое манифест Agile, зачем он нужен компаниям и как лучше трансформировать бизнес. Редакция vc.ru публикует заметку с разрешения автора.

Вы, наверное, уже сталкивались с дискуссиями по теме Agile в интернете. То рассказывают про Scrum — революционный метод управления проектами, то говорят, что Agile у нас не завелся. Со стороны всё это выглядит как минимум непонятно. Поэтому давайте разбираться вместе, о чём говорят все эти люди вокруг.

Agile — прилагательное

В переводе с английского языка, Agile («эджайл») — гибкий. Поэтому все эти фразы, которые я встречал за последнее время в интернете:

  • управление проектами в стиле Agile;
  • Agile-манифест;
  • Agile у нас не заработал;
  • стань первым Agile-маркетологом в России;

можно перевести, как:

  • управление проектами в стиле гибкий»;
  • «гибкий-манифест»;
  • «гибкий у нас не заработал».

Ну и очевидно, что йоги-маркетологи — новый тренд, который только-только идет в Россию. А гибкий-манифест, — вы можете себе такое представить? Наверное, это кусочек пергамента, который умеет танцевать на столе. Понимаете к чему я? Люди вокруг говорят странные фразы, при этом у них горят глаза и они спешат внедрить Scrum. Страшно!

Так, а что же там за манифест

Более 15 лет назад группа профессионалов, разрабатывающих программное обеспечение, собралась на горном курорте обсудить методики и практики, которые позволяют им создавать программные продукты, востребованные конечными пользователями.

Они описали ценности и принципы, которые лежат в основе создания программных продуктов, в документе под названием «Манифест гибкого подхода к разработке программных продуктов». Да, они сами используют сокращенный вариант Agile Manifesto, но за этой фразой скрывается именно набор ценностей и принципов, которые являются фундаментальными для большого количества методик и практик, помогающих создавать качественные и востребованные программные продукты.

Перевод — ответственная работа. Потеря контекста при переводе иностранной литературы — это серьезная проблема, которая формирует неверное представление о сути у читателя.

Простой пример: «Agile-манифест разработки программного обеспечения». Что вы запомните из этой фразы? Наверное, «Agile-манифест», а вспомните ли вы, что это про разработку программных продуктов? Надеюсь. А вот призёр — первое место, золотая медаль на конкурсе по потере контекста в процессе перевода.

В оригинале книга называется "Scrum — the art of doing twice the work in half the time", что практический любой бесплатный электронный переводчик переведёт как «Scrum — искусство делать вдвое больше работы в два раза быстрее». Ни слова о проекте. Scrum вообще не про проекты. Увы и ах.

Люди и взаимодействие важнее процессов и инструментов. Работающий продукт важнее исчерпывающей документации. Сотрудничество с заказчиком важнее согласования условий контракта. Готовность к изменениям важнее следования первоначальному плану. То есть, не отрицая того, что справа, мы всё-таки ценим то, что слева.

— из Agile-манифеста

На самом первом месте, конечно же — человечность. Чтобы создавать востребованные и качественные продукты, нужны в первую очередь знания из гуманитарных областей. Потому что создают продукты живые люди.

Кстати, позвольте придерусь к первой ценности в русскоязычном манифесте. В оригинале на месте слова «важнее» стоит слово “over", которое дословно переводится как «над». То есть дословный перевод — «Люди и взаимодействие над процессами и инструментами».

Да, на русском языке фраза достаточно странная, но в данном случае перевод мог бы быть: «Люди и характер их взаимодействия определяют необходимые процессы и инструменты».

Agile — про создание программных продуктов?!

Не просто про создание программных продуктов, а про создание продуктов, для которых не существует чёткого и понятного плана «как сделать это правильно».

Такой план невозможно составить, например, если у вас:

  • продукт, которого ранее не существовало на рынке (не подтверждена ценность идеи и нет достоверной информации по размеру рынка);
  • технологически сложный продукт, который нельзя собрать из набора готовых компонент.

А может ваши гипотезы о назначении продукта вообще находятся в такой области, где рынок еще не успел сформироваться?

Первый полет братьев Райт

Погодите, погодите, то есть все эти практики и методики не имеет смысла применять в других областях, например — в продажах и маркетинге? Применять-то их можно, но нужно чётко понимать целесообразность этого процесса.

Всё, уже можно про Scrum?

Нет, но уже скоро. Казалось бы, надо просто прийти с манифестом к своей команде и сказать — читайте и становитесь гибкими, тут всё вроде понятно написано. Так не работает.

Agile нельзя внедрить в организации, да и эта фраза лишена всякого смысла. Как можно внедрить ценности, как можно внедрить другое отношение к людям и процессам? Нужно объединить людей, которые видят смысл в описанных ценностях, и помочь им освоить те самые практики из мира Agile, которые позволят им создавать восхитительные продукты. Давайте называть такой процесс трансформацией.

Трансформация компании

Компания — это в первую очередь живой организм. На первый взгляд может казаться, что это иерархическая структура, но на деле — экосистема из большого количества социальных и профессиональных связей.

В каждой компании, которая достаточно давно на рынке, есть определенная сложившаяся культура — свои ритуалы, понятия, формальные и неформальные правила.

Фундаментально, существует два пути изменить что-либо:

  • построить всё заново с нуля;
  • плавно меняться, аккуратно убирая или заменяя те участки системы, которые препятствуют положительным изменениям.

Scrum

В чем разница между отрядом рядовых солдат в армии и группой спецназа? Спецназу вы можете поручить задачу «освободить здание от преступников, сохранив жизни максимальному числу заложников», а рядовым солдатам вы такие задачи побоитесь ставить (надеюсь).

Так вот Scrum — это про спецназ. И чтобы сформировать отряды спецназа в своей компании, вы должны приставить к ним наставника, который не будет им поручать копать окопы, а будет помогать им вырастать во взрослых ребят, способных:

  • брать на себя ответственность;
  • признавать свои ошибки;
  • поддерживать коллег;
  • достигать цели, поставленные команде.

При этом то, как эти цели будут достигнуты — решает команда, не наставник, не заказчик и не конечный потребитель. В больших компаниях, со сложившейся корпоративной культурой, неправильный подход к формированию Scrum-команд может убить организацию. Потому что если вы не отменяете старые правила, и при этом дополнительно навязываете новые ритуалы — вы опустите мораль команды до нуля и потеряете её.

Простой пример — компания не отменила персональные KPI, и запускает Scrum. Но в Scrum ответственность командная, вот и «приехали». На практике, успешные истории транфсормации компаний с помощью Scrum:

  • либо отмена текущих правил для части коллектива, которая сама проявила инициативу попробовать Scrum;
  • либо создание Scrum-команд из новобранцев, для которых изначально не действуют старые правила.

Так что Scrum — это про ломать то, что есть (если есть) и строить с нуля. Это абсолютно точно не плавный переход, а серьёзная встряска, и к этому вопросу нужно подходить с полной осознанностью.

Kanban

С тем как сломать и построить заново всё понятно — искать квалифицированного Scrum-мастера (или своего воспитывать), выявлять инициативных желающих, формировать команды и вперёд на ежедневные тренировки.

Но можно не ломать, а менять последовательно. В интернете часто упоминается фраза «Kanban-доска», увы, к реальному «Канбану» она имеет крайне отдаленное отношение.

Kanban — это метод плавной трансформации, который позволяет вашей компании перейти с уровня «хаос» на уровень «баланс», потом научиться управлять качеством предоставляемых услуг, а потом и вовсе превратиться в устойчивый бизнес.

Kanban — про правильные процессы. Правильные — с точки зрения достижения целей вашей организации. Рельсы, на которых ваша организации будет уверенно двигаться вперёд. Так что не спешите бежать сломя голову в Scrum, как минимум познакомьтесь с плавными методами трансформации.

Кроме Kanban, есть еще геймификация, холакратия и много других не менее интересных тем, с которыми стоит как минимум обзорно познакомиться. Важно понять одно — сначала надо разобраться в наборе всех этих практик, а то может произойти «Scrum головного мозга».

Оказывается, Agile — сложно?

Верно, но как правило для больших неповоротливых компаний. И как правило о трансформации большие компании задумываются только после серьезного кризиса (и если они его переживут), или если чувствуют, что конец где-то рядом.

Многие недоумевают, почему такие огромные деньги инвестируются в стартапы. Ответ-то простой — стартап (как правило) гибкий и быстрый от природы. Мотивированная команда, которая свято верит в свои идеи, имеет намного больше шансов создать новые продукты и заработать деньги для инвесторов, нежели гиганты, погрязшие в никому не нужных формализациях бизнес-процессов, выстраивании неработающих систем мотиваций и так далее.

Самая сильная мотивация, которую вы можете дать вашим сотрудникам — делать в этой жизни что-то, про что ваши сотрудники будут рассказывать своим друзьям и детям с гордостью. В ваших руках дать людям возможность делать то, чем они могут гордиться, надо научиться только им не мешать.

Маркетинг, продажи и Agile

А теперь, внимание. Моя любимая история. «Привет, мы теперь используем Scrum/Kanban/другое слово в ИТ, у нас наладились отношения между закачиком и технической командой, мы “быстрее бежим", и меньше делаем дорогих ошибок, но прибыль что-то у компании не растет».

А еще и затраты стали больше, правда ведь? Консультанты, агенты по трансформации, повышение зарплат (спецназ же) и так далее. А чего вы ждали-то? Вы разве к ИТ-отделу ходите за финотчетами?

Да, вы стали быстрее, вы стали делать меньше ошибок. И это только лишь фундамент. В маркетинге и продажах классические подходы тоже стремительно уходят в небытие, там появляются совершенно новые техники и новые иностранные слова:

  • Growth hacking.
  • Lean startup.
  • Lean marketing / UX.

И с этими словами тоже нужно познакомиться, потому что там где заканчивается Agile, начинается Business Agility — а это уже история для отдельной статьи.

В чём же суть Agile

Один из авторов манифеста (Дейв Томас) после его создания не посещал конференции, мероприятия, не интересовался тренингами по Agile. В рамках своего знаменитого выступления «Agile мёртв» он описал, что и как надо делать.

Что делать

  1. Понять что сейчас происходит вокруг.
  2. Сделать маленький шаг в сторону достижения поставленной цели.
  3. Скорректировать текущее понимание ситуации по результатам полученной информации.
  4. Повторить вышеописанные действия.

Как делать

В случае, если существует несколько способов для достижения приблизительно одной цели, выбрать тот путь, результаты которого будет проще изменить в будущем.

Что для этого нужно

Отвага и смелость. Потому что вы будете ошибаться — часто и много. Но чем быстрее вы научитесь ошибаться, тем меньше будут потери от этих ошибок, и тем быстрее вы научитесь корректировать свой курс в правильном направлении.

И эти правила не персональные, они должны работать на уровнях:

  • человек;
  • команда;
  • организация.

Так что берите их на вооружение и начинайте меняться уже сегодня.

#Колонка #управление_проектами #scrum #Agile

{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Голосовой помощник выкупил
компанию-создателя
Подписаться на push-уведомления
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-158433683", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxbwd&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } } ]