Andrey Zagoruiko
7 792

Израильский стартап Doska.tv - глобальная доска объявлений

Леон Бродский, стартапер из Израиля, рассказал нам про свой проект глобальной доски объявлений, о том, сколько стоит снять стометровый офис в Хайфе и про стартапы в Израиле.



Пеганов: Леон, добрый день. Вы - главный в проекте Doska.tv, это платформа для объявлений, классифайд-SaaS. Мы недавно писали о чем-то похожем, но я зашел на их сайт и пока не вижу что там что-то взлетает. А как у вас успехи, вы, по вашим словам, запустились 8 месяцев назад?

Леон: Мы начинали в Израиле, сейчас расклад такой, что за 8 месяцев после официального запуска довольно много крупных сайтов Израиля интегрировали наш сервис глобальной доски объявлений, захвачено более 60% местного русскоязычного рынка, где доски объявлений старого поколения существуют около 8 лет.

В базе уже более 90000 пользователей (при том, что регистрация необязательна и местный рынок маленький)

Среди партнеров:

  • http://doska.zahav.ru - Наша доска объявлений на сайте Zahav.ru, один из самых популярных сайтов Израиля, принадлежит корпорации Walla

  • http://doska.9tv.co.il - Наша доска объявлений на сайте 9 канала русскоязычного израильского телевидения

  • http://doska.newsru.co.il - Наша доска объявлений на сайте одного из самых посещаемых новостных порталов Израиля


и т.п. Сейчас выходим в рунет.

Леон, а можете в двух словах про себя - вы раньше стартапами занимались или вы не из этой индустрии вообще?

Я заканчивал престижный технический университет "Технион" в Израиле, факультет Математики с Компьютерами. Работал программистом на С++, потом техническим директором виртуального казино на Кипре, а затем ушел на вольные хлеба. Уже в качестве интернет предпринимателя развил несколько достаточно успешных проектам.

Мой кофаундер и CTO - Денис Невенчанный, он живет в России, в Новосибирске. Выпускник НГТУ (Новосибирский Государственный), мой партнер в интернет проектах 7 лет, системный архитектор нашего проекта.

То есть вы, как это говорят, серийный предприниматель. Деньги для Doska.tv где брали? Я слышал, что в Израиле с посевными деньгами проблем нет  никаких. Гораздо лучше чем в Москве.

Как раз с проектом, направленным в первую очередь на рунет, в Израиле нелегко найти инвестиции. Т.ч. пока финансирую развитие сам + уже есть cashflow.

А монетизация стандартная для таких проектов? "Поднять" объявление наверх за 10 долларов и тд? У вас 90.000 пользователей, а сколько объявлений/трафик/сколько зарабатываете уже, можете поделиться?

Частные объявления публикуются бесплатно, а коммерческие платно, при этом есть "абонементы" = пакеты объявлений по "оптовой" цене, это предназначено для риэлторлв, дилеров, агенств трудоустройств. Тарифы очень щадящие, единицы долларов за объявления, мы еще подбираем оптимальные значения. Бесплатные объявления могут быть опционально продвинуты за деньги - выделение цветом, VIP, авто-подброс. При этом можно бесплатно подбросить объявление самостоятельно в поиске раз в сутки, юзеры любят и "подсаживаются" на эту фичу, заходят подбрасывать.

По трафику около 5500 уников в сутки с пиками до 10000. Планируем начать мэйл рассылки по зарегавшимся ранее юзерам с дайджестом объявлений по их тематике и т.п., это должно вернуть их на сайт и резко увеличить траф.

По доходам пока рано хвастаться.

Ты писал в своем питче, что у вас есть "многочисленные технологические know-how" - можешь хотя бы намекнуть, что это за ноухау такие? И какие вообще в классифайдах могут быть ноу хау? Я полазил по сайту, ничего необычного если честно не заметил.

Я имел в виду мелочи, незаметные на первый взгляд, но важные для проекта. Эти нюансы показывают, что мы понимаем, что нужно пользователям и подстраиваемся под их нужды. Простые примеры.

1. Мы заметили, что часто люди пишут что-то типа "сам покупал за 6000 рублей, продаю за 3500р. Так появилось поле в объявлении "Цена в магазине", где человек может указать, сколько примерно эта вещь стоит в магазине. Если поле заполнено, мы вычисляем и отображаем размер "скидки", это шаг в сторону купоннинга. В будущем планируем самостоятельно парсить цены на "стандартные предметы" (те у которые есть фирма и модель).

2. Как правило на досках есть два направления Куплю/продам, Даю работу/ищу работу. Спустя какое-то время, мы осознали, что обратное направление довольно бесполезное. Систему начали заполнять объявления из серии "ищу нетяжелую подработку". Какой вменяемый работодатель будет искать среди объявлений подобное? И что, он начнет звонить Пете и уточнять "Скажите, вы согласны работать продавцом ? А охранять склад это тяжело для вас или нет ? и т.п.

Так родился "умный поиск". Когда пользователь создает объявление система просит его уточнить, он продает или покупает, предлагает работу или ищет (умный поиск есть во всех разделах). Если юзер выбирает "ищу работу", вместо создания объявления его заруливает в интерфейс, где в 3 клика человек настраивает критерии. Там можно выбрать какую вакансию человек ищет, в каком регионе, в случае с вещами б/у можно выбрать максимальную цену и фирму производителя. Готово! Теперь, каждый раз когда на любом из сайтов нашей глобальной сети появится нужное объявление, пользователь получит уведомление на мэйл с ссылкой на искомую вакансию/предмет/машину/квартиру. Это бесплатно и кол-во умных поисков неограничено. В итоге все довольны - доска не захламляется бесполезными объявлениями, а податели объявлений получают моментально массовый отклик, т.к. умный поиск уведомляет всех, кому это объявление подходит по критериям. Если хотите, это работает как рассылка совпадений анкет на сайтах знакомств.

 



 

3. Также есть гео таргетинг на весь мир, мультиязычность, интеграция с соц. сетями и социальность (фото продавцов и покупателей).

4. Есть и более инновационная фишка, но она на стадии патентования, пока раскрывать не буду.

А в каких странах вы сейчас активно работаете? Искал себе тачку в Москве, не нашел.

Уже очень сильно по Израилю, сейчас начали продвигать по Киеву, Москве и Питеру - пока в основном раздел Б/У - вот тебе Галакси S2 по дешевке в Киеве, вместо тачки в Москве.

Класс, андроид позапрошлой версии за $300. Ты говоришь что финансируешь сам сейчас стартап. У вас большая команда? Вы в Тель Авиве сидите на бульваре Ротшильда где-то? Какой у вас берн рейт?

В Тель-Авиве аренда дорогая, а запросы программеров под силу удовлетворить только Элону Маску. Так что на бульвар Ротшильда мы приезжаем лишь попить кофе.

Наш офис в Хайфе, северной столице Израиля. Аренда 100м стоит около $2000/месяц со всеми счетами, интернета 20 мегабит нам пока хватает - работаем работу, фильмы не качаем. Зарплаты тоже вменяемые, хотя аутсорс в СНГ выгоднее и туда все больше обращены взоры местных стартапов, многие израильские стартапы уже нанимают там персонал. Да и наше мобильное приложение разрабатывается украинскими ребятами.

 



Леон, вы говорили, что рассчитываете исключительно на русскоговорящих - в Израиле, РФ и других странах. Почему вы не начали работать с населением, которое говорит на иврите? На английском? В чем особенность русскоязынчых пользователей?

Израильский русскоязычный рынок маленький, что видно и на примере наших показателей, как ты справедливо заметил. Я оцениваю потолок для нашей доски в Израиле в 50К уников в сутки - после того, как будут закончены работы по SEO и пройдет переиндексация, а также выйдут полноценные мобильные приложения под все платформы. Справдливости ради надо заметить, что люди тут намного более платежеспособные, по моему опыту раз в 5-10, т.ч. это эквивалентно 300К в рунете. Что касается иврита, есть игрок по имени yad2, который доминирует на рынке.

На примере Sellobuy мы в принципе видим, что он не очень взлетел. Какой у вас механизм дистрибьюции? Вы захватили 60% русскоязычного рынка в Израиле, при этом у вас 5-10к в сутки. Как вы дальше будете развиваться без огромных денег (как у Slando/Avito/OLX)

Естественно, мы знаем крупных игроков в СНГ, но верим, что наш механизм дистрибьюции поможет занять нам достойное место. Мы работаем по системе "вайт лейбл", т.е. предоставляем партнерам сервис доски объявлений "под ключ" в их дизайне.

Я считаю, что мы достигли мастерства в этой кастомизации.

 

[caption id="" align="aligncenter" width="690"] мастерство выглядит так[/caption]

 

Крупным партнерам мы даем контроль над банерными местами на уровне HTML кода, платим 3 руб за объявление и 50% от всех заработков через их саб-домен. Наше решение идеально подходит для новостных порталов, которые могут обогатить свои статьи ссылками на релевантные разделы своей же доски - например внизу шаблона статей в разделе недвижимость поставить ссылку "квартиры на продажу на нашей доске", ведущую на соотв. раздел.

Получается такой себе интерактив - человек, читающий статью про недвижимость определенно имеет какой-то интерес к этой теме и пусть лучше прочитав статью он перейдет на доску на сайте партнера, чем покинет ресурс. Еще один момент - реклама даже Google/Yandex-а (не говоря уж о прямых продажах) на доске приносит значительно больше, чем на самом новостнике, т.к. имеет "бизнес" ориентацию.

Я не знаю как идут дела у Sellobuy, среди их партнеров сайт МК, остальные сайты более чем скромные. На мой взгляд мы намного более сфокусированные и наш продукт более зрелый.

У вас довольно интересный случай, я не очень в этом разбираюсь, но вот заметил. Вы сами еще зарабатываете мягко говоря не очень много, но уже предлагаете зарабатывать другим - большим сайтам, партнерам. Представь что я сайт Газета.ру, прихожу к вам и говорю - ок, ну мы можем попробовать поработать вместе, но как вы будете платить мне, если вы еще сам ничего не зарабатываете? Нет ли тут противоречия?

Зашел на Газета.ру, поискал доску объявлений - не нашел. При этом разделы, как я описал выше (Авто, недвижимость) там присутствуют. Там не хватает только наших информеров, чтобы читатели продолжили пребывание на doska.gazeta.ru.

Мы платим долю от того, что зарабатывает доска у партнера, причем готовы делиться ОЧЕНЬ щедро. Рекламу таким крупным партнерам можем отдать целиком на какое-то время. Поэтому я противоречия не вижу, убежден что для Газета.ру и подобных сайтов наше предложение беспроигрышное и я бы отнесся к нему всерьез.

У вашего приложения на Андроид хорошие отзывы, а почему еще нет для iOS - что останавливает? 

Отзывы в основном оставлены нашими доброжелателями, но на 1000+ установок негатива тоже почти нет, отличный знак. На самом деле приложению без года неделя и это направление выглядит крайне перспективным. На данный момент в приложении можно только просматривать объявления, создавать их нельзя.

В следущей версии мы планируем сделать major upgrade, который позволит создавать объявления так же легко, как постить фотки в инстаграме (с возможностью сфоткать смартфоном и отправить на доску).

Версии для iOS нет не потому, что мы хотим обидеть лучшую (хихи) половину вашей аудитории, а просто потому что для этого нужно время и деньги.

 



 

Ищете ли деньги? Сколько?

Да, ищем! Мы находимся на связи с двумя инвесторами из Москвы, но пока не договорились, поэтому буду рад обращениям инвесторов на leon@doska.tv.  Я верю, что наш продукт реально полезен людям. Он находится на стыке eCommerce, аукционов, mobile (когда сделаем задуманное по приложениям) и социального проекта (фото покупателей и продавцов и еще) - область незаезженная и перспективная. Поэтому инвесторам и фондам, уставшим от фото-шэрингов и клонов твиттера стоит к нам обратиться.

Насчет сумм - могу сказать, что $100K тут точно не обойтись, ставки намного выше. Есть бизнес план со всеми выкладками.

Также, если это интервью читают люди, которых зажгла наша идея и которые обладают значительными связями в веб мире или другими недюжинными талантами, можно обсудить присоединение к нашей команде за проценты от компании, пишите на вышеуказанный мэйл.

Можешь что-нибудь интересного про стартап-индустрию в Израиле рассказать?

Ого, тема глобальная! Израиль выпекает стартапы со скоростью стрельбы автомата "Узи".

У нас есть много хардверных компаний, таких как "Меланокс", которая производит скоростное сетевое оборудование. Есть medical стартапы,  мелькают новости о поглощениях - американские корпорации постоянно покупают израильские компании.

Последняя "ярдовая" история это Waze - социальная навигация, куплення Google-ом. Постоянно проходят ивенты по IT теме, в основном в Тель-Авиве.

Я не так часто на них бываю, важнее работать, помню на одном из них встретил ребят из Fiverr.com, сервиса услуг за $5, которые вроде неплохо раскрутились.

А как с машиной у тебя? Я слышал что у вас там не очень принято на дорогих тачках ездить.

Раньше была Alfa Romeo 156, сейчас езжу на Lexus IS250.

#стартапы #Израиль #леон_бродский #doska_tv

{ "author_name": "Andrey Zagoruiko", "author_type": "self", "tags": ["\u0441\u0442\u0430\u0440\u0442\u0430\u043f\u044b","\u0438\u0437\u0440\u0430\u0438\u043b\u044c","\u043b\u0435\u043e\u043d_\u0431\u0440\u043e\u0434\u0441\u043a\u0438\u0439","doska_tv"], "comments": 0, "likes": 16, "favorites": 0, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "1837", "is_wide": "1" }

Прямой эфир

Подписаться на push-уведомления
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } } ]