[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-158433683", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxbwd&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } } ]
{ "author_name": "Дмитрий Кошельник", "author_type": "self", "tags": ["\u043a\u0430\u043a\u044d\u0442\u043e\u0431\u044b\u043b\u043e"], "comments": 2, "likes": 13, "favorites": 21, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "18698" }
Дмитрий Кошельник
4 678

139 лет AT&T: как строился один из крупнейших конгломератов в истории США

Обозреватель vc.ru изучил историю телекоммуникационного конгломерата AT&T, который создал изобретатель телефона Александр Белл. Компания длительное время была одобренной государством монополией, принесла миру множество изобретений и инноваций благодаря Bell Laboratories, а также смогла восстановить позиции после нескольких разделений.

В мире все еще существуют компании с более чем столетней историей, стоявшие у истоков своих отраслей. Часть из них до сегодняшнего дня занимает видное положение на рынке, другие же постепенно приходят в упадок или уже разорились. К первым относится AT&T, лидер телекоммуникационного рынка США и одна из самых успешных компаний современности.

Александр Белл и создание Bell Company

Ранняя история AT&T тесно связана с именем Александра Грэма Белла, создателя первого телефона. Белл официально запатентовал устройство — многофункциональный телеграф — в 1876 году. Еще прежде Белл нашел спонсоров для своих исследований в лице Гардинера Харбиндера и Томаса Сандерса.

Гардинер Хаббард был видным американским деятелем, советником президентов и ученых, талантливым предпринимателем и богачом. C Хаббардом у Белла была своя история. Изобретатель до открытия своей лаборатории занимался продвижением придуманного его отцом метода выработки дикции и преподавал в школе для глухонемых в Бостоне.

Метод был чрезвычайно эффективным, и с его помощью Белл смог научить говорить дочь Хаббарда — Мейбл. В том числе благодаря этому, позже Хаббард согласился финансировать лабораторию Белла. Сам изобретатель в 1877 году женился на Мейбл и в итоге стал зятем Хаббарда. Кстати, именно Хаббард подал заявку на патент телефона Белла немного раньше, чем планировал изобретатель, пытаясь защитить изобретение. Второй спонсор Белла, Томас Сандерс, также имел проблемы со слухом и входил в число учеников изобретателя, которых тот научил говорить.

Многофункциональный телеграф и его перспективы в то время вызывали мало интереса у спонсоров Белла. Хаббард, например, изначально особо не верил в его возможности и пользу. Инвестированные в лабораторию Белла деньги заканчивались, и было решено продвигать и зарабатывать на том, что есть.

Так как современными рекламными возможностями, они не владели продвигалась продукция благодаря платным демонстрациям, которые стали единственным источником дохода. При этом поездил Белл не только по США, но и по Европе. Свою поездку изобретатель совместил со свадебным путешествием.

Телефон, в целом, тепло принимала аудитория, но Сандерс и Хаббард хотели на этом хорошо заработать. Вскоре они решились на простую торговлю патентами Белла и предложили телефон за $ 100 тысяч крупнейшей телеграфной компании Western Union. Последняя допустила нередкую для подобных гигантов ошибку — посчитав, что рынок уже под ее контролем и низко оценив перспективы изобретения Белла, отказала предпринимателям.

После этого партнеры решили, что придется все делать самим, и создали бизнес. В 1877 году появилась первая телефонная компания Bell Telephone Company. Большая часть источников сходятся во мнении, что успехи созданной телефонной компании во многом стали возможны благодаря Хаббарду.

Акции между собой партнеры разделили фактически поровну. Меньше остальных получил Томас Ватсон, ассистент Белла, сыгравший важную роль в процессе изобретения, но редко упоминаемый.

Изначально успехи компании были незначительными, но постепенно она наращивала количество обслуживаемых линий и, что еще более важно, ее возможности оценили другие компании. В частности, телефоны очень понравились брокерам, для которых быстрая двухсторонняя связь была ключом к успеху. Да и обычные люди оценили возможность коммуникации на расстоянии без посредников и телеграфистов.

Изменения на рынке Western Union не понравились, и она решила скорыми темпами догнать конкурента. Ресурсы у компании на это были, в частности, её весомая доля принадлежала Уильяму Вандербильту, а также она имела огромную телеграфную сеть. Вскоре появилась ее собственная дочерняя компания, которая использовала изобретение другого ученого — Элайши Грея.

Последний опоздал с подачей заявки всего на несколько часов и утверждал, что Белл украл у него некоторые решения. Кроме того, для совершенствования технологии был приглашен на работу Томас Эдисон, который внедрил несколько инноваций.

Ситуация компании Белла ухудшилась, и нужно было срочно предпринимать меры. Этим занялся Хаббард, решивший пригласить нового главу компании со стороны. Его выбор пал на Теодора Вейла, которого большинство источников характеризует как одного из наиболее недооцененных предпринимателей того времени. Он жил во времена Моргана, Форда, Карнеги и Рокфеллера, и поэтому часто упускается из виду историками.

О Вейле достаточно интересно отзываются различные авторы, описывающие его жизнь. По их мнению, последний принадлежал к редкой категории предпринимателей, ставящих во главу угла вовсе не деньги, а создание «империи».

Вейл до того занимал высокий пост в почтовой службе США, где прославился умением наладить эффективную работу. Он откликнулся на предложение Хаббарда, потому что телефоны показались ему занятной идеей и, что более важно, ему, тогда еще молодому, было интересно сразиться с гигантом вроде Western Union.

В Bell Company Вейл получил должность управляющего и сразу же включился в войну против WU. На тот момент компания Белла была окружена со всех сторон, но Вейл быстро нашел слабину, на которую можно надавить — патент Белла. По образованию управляющий Bell Company был патентным юристом, и он понимал, что шансы победить есть. Перед началом боевых действий он собрал команду талантливых юристов и начал процесс против Western Union.

Но и это могло закончиться провалом, если бы за саму Western Union не взялся мастер враждебных поглощений Джей Гулд. Огромный конгломерат неожиданно оказался втянут в борьбу за собственную независимость, и вектор их интересов сместился.

В итоге руководство Western Union приняло одно из самых неоднозначных решений, пойдя на мировую с Вейлом, согласившись с его требованием уйти с рынка телефонной связи, взамен потребовав от Bell Company обещания не заходить в телеграфный бизнес. Кроме того, WU получила 20% доходов за использование Bell Company телефона Эдисона. Есть версия, что Western Union попросту проиграла патентный спор и сделка была ей навязана.

Так Bell Company превратилась в National Bell Company, но особо в размерах от этого не выиграла, предоставляя услуги в основном богатым клиентам. Также она имела проблемы с дальней связью и монополией явно не стала.

В 1879 году появилась дочерняя компания International Bell Telephone Company. Ее целью было международное продвижение телефонов и услуг компании — это отражено в названии.

Открытием занимался Хаббард, он же и обеспечил ее размещение в Бельгии, где предложили лучшие условия, в том числе и финансовые. Компания вполне уверенно работала на европейском рынке, но в 1925 году из-за критики AT&T на внутреннем американском рынке была продана.

В 1881 году компания Белла доросла до таких масштабов, что смогла приобрести Western Electric, которая была крупнейшим производителем телекоммуникационного оборудования в то время и сохраняла свое положение долгие годы.

Покупка положила начало Системе Белла, которая объединяла в одной компании предоставление всевозможных операторских услуг и производство телефонных аппаратов, что стало основой будущей монополии. Это позволило компании более ста лет быть лидером и фактически монополистом на рынках США и Канады.

В 1885 году настал новый этап развития Bell Company — была создана дочерняя компания American Telephone & Telegraph Company или AT&T, которая ставила себе целью развитие дальней связи. Акционеры решили, что возглавить ее должен Вейл, который на определенное время потерял должность главы компании.

Работала она достаточно успешно. Сохранились сведения о ее достижениях. К ним причисляется создание междугородней телефонной линии между Нью-Йорком и Чикаго в 1892 году.

Успехи теряются на фоне появившихся проблем. В 1894 году истек срок действия патента Белла, и это само собой повлекло волну появления новых компаний этого направления, но единой сети у них не было. Это означало, что люди, пользовавшиеся услугами разных компаний, созвониться между собой не могли.

Тем временем в руководстве компании зрели перемены, к которым оказался причастен все тот же Теодор Вейл. В 1899 году из коммерческих соображений произошел неожиданный маневр, и материнская компания Bell Company была поглощена AT&T. Причиной подобного изменения могло стать то, что AT&T была более динамично развивающейся компанией.

Возвращение Вейла и создание монополии

Вейл в то время не работал в AT&T, оставив компанию в 1888 году. В середине 1900-х он получил чрезвычайно сильного сторонника в лице банкира Джона Моргана. Последний был богатейшим человеком своего времени, который мог позволить себе приобретение империи Карнеги, а также большим любителем создания монополий.

Вейла он пригласил сыграть в карты, и в итоге предложил план действий по созданию телекоммуникационной монополии. Морган обеспечивал дело деньгами и связями, а Вейл руководил. Устоять предприниматель не смог и дал свое согласие.

В 1907 году Морган, используя свои возможности, заполучил контроль над AT&T, избавился от прежних акционеров и расчистил путь для Вейла. Последний не скрывал своей цели создать из разрозненных компаний единую империю во главе с собой и полностью избавиться от конкурентов.

После своего возвращения в компанию он огласил новый ее девиз — одна система, одна стратегия, универсальное обслуживание. Это изречение означало, что на рынке должна остаться всего одна компания.

Крайний справа Теодор Вейл

Изначально конкуренты приход Вейла и новые девизы воспринимали без должного внимания. Все изменил 1909 год, когда, заручившись капиталом Моргана, Вейл приобрел Western Union и сразу же заполучил сильнейшие позиции на рынке телеграфной связи и огромную сеть по всей территории США.

Стратегия борьбы с конкурентами тоже изменилась. Вместо попыток их уничтожить и опередить, Вейл ставил ультиматумы — нужно было либо продаваться, либо конкурировать. Само собой, большая часть соглашалась на поглощение.

При этом единственное, что от них требовалось — полностью перейти на стандарты и оборудование AT&T. Часть независимых компаний пыталась сопротивляться, но особо противостоять постоянно растущей компании Вейла они не могли.

Встречаются сведения, что подобные компании даже пытались заключать между собой союзы, но изменить расстановку сил они не смогли, да и агенты Моргана часто действовали через третьих лиц, а потому желающий выйти из бизнеса предприниматель мог и не знать, кому продает компанию. В целом, стратегия оказалась чрезвычайно эффективна, и всем было ясно, что AT&T вскоре вновь станет монополией.

Проблемы у AT&T были в другом направлении. В рамках борьбы с трестами правительство сражалось с Рокфеллером и другими промышленниками. Само собой, оно обратило внимание и на AT&T, купившую Western Union, и в 1910 году против компании Вейла было начато расследование.

Правда, разделения AT&T удалось избежать — благодаря неординарному шагу Вейла. Он, в отличие от других глав монополий, пошел навстречу правительству и сам предложил определить для него рамки и цену за услуги, но при этом просил только, чтобы соглашение было честным и справедливым для обеих сторон.

Подобный подход вместе с тем, что правительство США было не против стабильного телекоммуникационного рынка и не видело других путей его создания, привело к тому, что AT&T продолжила существовать почти в неизменном виде.

В 1913 году было подписано «Соглашение Кингсбери». В нем AT&T согласилась продать Western Union и отказаться от работы в сфере телеграфной связи, а также обещала прекратить поглощения оставшихся независимых компаний и даже разрешить им использовать свое оборудование для междугородней связи.

Кроме того, компания дала согласие стать универсальным оператором, что означало ее доступность всем клиентам, фиксированные тарифы, обеспечение необходимым сервисом и абсолютную лояльность ко всем пользователям, платящим ей деньги.

Эти уступки, несмотря на их кажущуюся строгость, были минимальны по сравнению с разделяемыми трестами и угрозой национализации. Отделавшись минимальными потерями там, где многие теряли свои империи, AT&T обеспечила себе монополию.

Ход был настолько изящным, что даже президент США похвалил подход к ведению бизнеса со стороны AT&T. Историки обсуждают, как именно Вейлу удалось достигнуть подобного успеха — стало ли подобное соглашение возможным благодаря стратегии Вейла, или же ему в этом сильно помог Морган и его связи.

Что интересно, некоторые источники утверждают, что изначально Вейл не получил должность президента компании и был вынужден покинуть ее в 1888 году из-за непонимания акционерами его концепции.

Вейл уже в то время утверждал, что телекоммуникационная монополия в США может существовать только если согласиться на государственное регулирование. Кроме того, Вейл изначально предлагал концепцию обслуживания, которую и внедрил с благословения государства.

Теодор Вейл умер в 1920 году возрасте 74 лет, почти до последнего момента оставаясь главой компании. AT&T, как он и мечтал, на тот момент была лидером рынка и установила свои стандарты дальней связи. Акт Грэмма, принятый через год после смерти предпринимателя, фактически легализировал монополию AT&T на долгие годы.

Фактически уже в середине 20-х годов в каждом регионе США имелся свой монополист в сфере телефонных услуг, и по большей части это были компании, принадлежащие AT&T. Так, во времена, когда власти США вовсю стали бороться с монополиями, в стране появилась одна из крупнейших монополий, которая благодаря неординарному подходу заполучила помощь правительства.

AT&T и радиовещательный рынок. Конкуренция с RCA

Захватив рынок, AT&T выбирала между дальнейшим расширением на другие отрасли и сохранением своих позиций. Руководство компании выбрало первый вариант, тем более, что благодаря её успеху в телефонном бизнесе на рынке появлялись новые перспективные ниши, обещающие прибыль и дальнейший рост.

Среди них, в первую очередь, радио, которое обещало стать одним из ключевых рынков. AT&T на тот момент владела крупнейшей сетью дальней связи в США, что давало ей возможность войти и подчинить этот рынок. В 1924 году ее вещательная система насчитывала 16 радиостанций и официально называлась National Broadcasting System или NBS.

При этом компания ввела здесь еще одну инновацию — радиорекламу. Разговоры о ней шли еще только с появлением первых радиостанций. При этом общество разделилось на тех, кто хотел на этом заработать, и тех, кто считал, что реклама приведет к уходу аудитории, да и превращать великое изобретение в новый канал прибыли для компаний многим казалось кощунством.

У руководства AT&T на этот счет имелось свое видение. Правда, изначально компания просто занималась предоставлением услуг в сфере радиовещания, предлагая их всем желающим. Процесс создания своих радиостанций компания официально начала в 1922 году.

При этом ее клиенты имели возможность запускать рекламу, а AT&T в случае чего отмечала, что никак не влияет на сетку вещания. Это было не совсем верно. Руководство AT&T быстро оценило перспективы рекламы и понимало, что это выведет бизнес на новый уровень и станет устойчивой бизнес-моделью.

Пускать все на самотек монополист не стал, а потому выдвинул целый ряд требований относительно рекламы. В частности, было запрещено упоминать цены и место расположения магазина, а потому первая радиореклама была скорее информационным роликом, в котором определенный бренд или продавец рассказывал что-то интересное и добавлял название товара без любых других подробностей. Затем, с благословения AT&T, появились платные выступления.

Ну и последним шагом, который является демонстрацией реального отношения компании к этому рынку и ее кажущейся нейтральности — выпуск собственных радиоприемников, по умолчанию настроенных на собственные радиостанции. Этот шаг впоследствии обойдется компании очень дорого.

Захватить рынок радиовещания так же, как телефонный, не удалось — из-за того, что у них имелся конкурент, который получил монополию от государства — Radio Company of America или RCA. Что интересно, часть акций этой компании принадлежала самой AT&T. Возглавлял RCA Дэвид Сарнофф.

Он всеми силами пытался обеспечить лидерство на рынке, но руководство AT&T имело более сильные позиции благодаря своей сети дальней связи. Несмотря на то, что официально она должна была оказывать услуги всем желающим, конкурирующие радиостанции AT&T в свою сеть не пускала, и Сарнофф получил отказ.

В ответ он попытался использовать для развития своего бизнеса телеграфные сети, но на выходе качество передачи оказалось ужасным. Тогда Сарнофф предпринял хитрый маневр. Воспользовавшись подписанным договором со стороны AT&T, сильно ограничивающим возможности производства последней радиоприемников, он обратился в арбитражный суд.

Там было доказано, что AT&T нарушила патенты RCA. Еще больше усложнило ситуацию то, что суд посчитал, что и радиотрансляция была незаконной. К этому добавилось еще несколько поражений в других судебных делах и начатое комиссией по торговле расследование относительно особенностей ведения дел AT&T в сфере радиовещания.

Ситуация была тяжелой, и, сделав несколько попыток осуществить ответное нападение, AT&T смирилась и в 1926 году продала все свои радиовещательные станции RCA, что позволило создать NBC — американскую национальную радиовещательную корпорацию.

Создание Bell Labs и их успехи. История компании в 1945—1960-х годах

Исследовательские лаборатории AT&T, известные до сегодняшнего дня как Bell Labs, появились в 1925 году. Изначально они представляли собой исследовательский центр, получивший название Bell Telephone Laboratories.

Даже исследователи, критикующие AT&T за ее положение монополиста, признают роль Bell Labs в развитии технологий. Создание собственных исследовательских лабораторий для компании было важным моментом дальнейшего развития телефонной отрасли. На другие компании, пытавшиеся войти на этот рынок с инновациями, AT&T оперативно подавала в суд.

Одной из первых инноваций, созданных в Bell Laboratories, стала пластмассовая изоляция проводов, которая позволила сократить траты. Уже к концу десятилетия Bell Laboratories не ограничивались только телефонной отраслью и стали работать в других сферах. В частности, в 1926 году именно здесь было придумано звуковое кино, а через год проведена первая телетрансляция.

Многие успехи Bell Labs связаны с качественным подбором кадров. За всю историю здесь работали видные ученые, некоторые из них стали в итоге лауреатами Нобелевской премии или же получили эту награду до своего прихода в Bell Labs. В общей сложности, в Bell Labs Нобелевскую премию получили семь ученых, и гораздо больше выигрывали другие награды.

Среди интересных изобретений, появившихся здесь в 30- х годах, была даже первая версия автоответчика, которая на то время не нашла применения из-за особенностей политики компании, запрещающей использование подобных разработок. Кроме того, в 1937 году Клинтон Дэвисон, будучи одним из видных умов Bell Labs, смог доказать волновую природу электронов. За это он вместе Джорджем Томпсоном был удостоен Нобелевской премии.

Вся история Bell Labs, в основном, состоит из громких открытий и изобретений, о которых написана не одна книга. В частности, здесь был открыт фотоэлемент, разработана теория информации, солнечные батареи, оптическое волокно и многое другое. Одним из наиболее известных изобретений стали транзисторы, представленные в 1947 году, за что создатели также получили Нобелевскую премию.

Кроме того, компания имеет огромное количество разработок в сфере лазеров, телефонной и видеотелефонной связи, а также цифрового телевидения. Именно здесь была создана UNIX и языки программирования С и C++. В числе последних громких открытий Bell Labs следует указать создание прототипов ДНК-машин в 2000 году, а также разработка полупроводниковых оптических сенсоров в 2009 году, за что Уиллард Бойд и Джордж Смит получили половину Нобелевской премии.

Bell Labs до сегодняшнего дня остаётся одной из самых инновационных компаний мира. Косвенно подтверждается это тем фактом, что опыт работы в Bell Labs часто является доказательством профессиональных способностей человека и может быть важным критерием при принятии на работу. При этом в случае, если сотрудника ловили на фальсификации результатов, компания немедленно его увольняла, не допуская скандалов, резонно ставя во главу угла собственную репутацию выдающегося инноватора.

В наше время здесь работают более тысячи исследователей по всему миру. Правда, Bell Labs больше не принадлежит AT&T — в результате нескольких разделений компаний в итоге стала частью Nokia.

Вернемся к основному повествованию. В годы Второй Мировой войны AT&T работала на благо страны, выполняя государственные контракты и проводя исследования в сфере радиолокации. Изобретения в этой сфере будут активно использоваться после войны, что выведет услуги AT&T на новый качественный уровень. Кроме того, именно в период войны начались исследования, в процессе которых созданы транзисторы.

Были и сложности — компания по требованию правительства вынуждено уменьшила тарифы в период войны, что определенное время компенсировалось военными контрактами. Кроме того, уже после войны недовольство сотрудников переросло в крупную забастовку в 1947 году. К сожалению бастующих, общество их не поддержало, и в итоге после уступок с обеих сторон забастовка была закончена.

В это же время за компанию вновь взялось государство. В частности, правительству очень хотелось отделить от нее Western Electric. Само собой, у руководства AT&T планы были совершенно противоположные.

Выстоять удалось благодаря тому, что президентом стал Дуайт Эйзенхауэр и выполнение Western Electric государственных военных контрактов продолжилось. Здесь был создан зенитный ракетный комплекс MIM-14 Nike-Hercules. Bell Labs также не отставала и участвовала в создании мощной радиолокационной системы.

Все это позволило воздействовать на правительство и взамен на различные уступки и ограничения по обеспечению услуг со стороны AT&T дело было официально закрыто в 1956 году.

Только отстаиванием своих позиций и военными контрактами AT&T в это время не занималась. В целом в период 50-х годов постоянно рос спрос на ее услуги и телефонные аппараты. Во многом это стало возможным благодаря популяризации телефонной связи. Кроме того, ее оценили подростки, всеми силами пытаясь получить собственные телефоны. Интересной инновацией в этой сфере стал выпуск в 1954 году телефонных аппаратов разных цветов. До этого момента они все были стандартного чёрного цвета.

В 1962 году благодаря соглашению AT&T, NASA, а также французских и британских телеграфных служб был запущен созданный Bell Labs спутник Telstar. Он стал первым активным спутником Земли. Несмотря на скромные по нынешним меркам возможности, на то время Telstar стал настоящим прорывом и дал начало целому семейству одноименных спутников.

Первое разделение AT&T

В это же время продолжало расти количество компаний, пытающихся зайти на рынок AT&T или хотя бы оторвать кусочек от ее доли. Противостояла AT&T им в своем стиле, запрещая подключаться к своей сети, подавая иски и атакуя со всевозможных сторон. Федеральная комиссия по связи подобный подход не поддержала и сделала все для усиления конкуренции на рынке, параллельно уменьшая полномочия AT&T.

Причиной подобных изменений по отношению к компании во многом стала администрация президента Никсона, в которой сомневались в преимуществах монополии и доносили это мнение комиссии. Ситуация постепенно накалялась, и проблемы в AT&T появились уже вначале 70-х годов.

Последняя стремилась не допустить изменений на рынке. Ее взгляды отлично подчеркнул глава компании Джон Деботтс — в своей речи он упомянул, что есть отрасли, где модель конкуренции не работает. Тем временем, комиссия уже вовсю взялась за AT&T, изначально решив не трогать ее монополию, а взамен создать ей конкуренцию и ограничения в трех направлениях.

В первую очередь, речь шла об отрасли дальней связи. В ней правительство поддержало Microwave Communication Inc, предоставляющую телефонные услуги, используя радиовышки. Последняя избрала себе нишей корпоративных клиентов и отлично на этом зарабатывала.

AT&T считала ее главным врагом, пыталась надавить на комиссию называя услуги MCI ненужными, низкокачественными и мешающими системе. Подобные аргументы мнение комиссии не изменили, и она продолжила свою политику, в том числе постановила дать MCI доступ к местным линиям.

AT&T на этом не остановилась и стала использовать всевозможные методы, чтобы уничтожить конкурента. В том числе занижались цены, а также использовались не вполне законные методы. Среди них — неожиданное отключение от линий MCI без объяснения причин.

Вторым направлением, куда комиссия пустила конкурентов AT&T, стали устройства, подключаемые к телефонным линиям. До этого момента они были запрещены чуть ли не законодательно и все инновации в этой сфере вводились только AT&T, а несогласные оказывались в суде.

Кроме того, в аппаратах стало обязательно наличие разъема RJ-11, который позволял пользователям самостоятельно подключать телефон к линии. До этого приходилось вызывать специалистов из компании, что было дополнительным источником прибыли. Этот разъем давал широкие возможности компаниям, предлагающим различные устройства.

AT&T, несмотря на недовольство, нашла способ заработать — используя свое положение монополиста навязывала компаниям, работающим в этой отрасли, устройства для защиты соединения.

Ну и третьим направлением стал рынок обработки данных и онлайн-услуг, количество которых в то время было весьма ограничено. AT&T попросту было запрещено здесь работать напрямую. Правда, допускалось вхождение в эту сферу с помощью дочерней компании.

Комиссия объяснила такое решение желанием защитить развивающиеся компании и саму отрасль от давления монополии. О том, как обходила предписания комиссии в этой отрасли AT&T, информации мало, но ей обычно приписывают снижение цен и другие ухищрения.

Все случаи использования AT&T своего положения на рынке и подавления потенциальных конкурентов фиксировались комиссией. MCI и другие компании не оставались в стороне и активно продвигали идею разделения монополиста. Поддерживала эту идею и администрация президента.

Ключевым в этом направлении принято считать 1973 год, когда MCI запустила новую услугу, требующую подключения к местным линиям AT&T. Последняя по привычке отказала. Глава MCI Билл Макгоуэн обратился в суд, где одержал победу. AT&T подала апелляцию и тут же была обвинена MCI в нарушении антимонопольного законодательства. Это стало отправной точкой для вмешательства Министерства юстиции и начала процесса, закончившегося разделением AT&T.

В 1974 году был подан масштабный антимонопольный иск против AT&T. В нем в недвусмысленной форме было выражено требование разделить AT&T, в том числе отделить от нее Western Electric и региональных операторов.

Компания пыталась защититься, но постепенно поняла, что в этот раз все закончится разделением. В том числе об этом говорила жесткость хода процесса. Что интересно, пока шли слушания, AT&T поставила собственный рекорд прибыли — $6,9 млрд в 1981 году.

Слушания по этому делу начались в 1981 году. Спустя год были достигнуты договоренности по урегулированию, предложенные Министерством юстиции. 1 января 1984 года одна из самых старых и сильных компаний США была разделена на восемь частей. Крупнейшей из них стала AT&T Technologies, которая занималась дальней связью и сохранила в своем составе Western Electric и Bell Labs.

Остальные семь были региональными холдингами, которые по-прежнему были монополиями на рынках различных регионов. Они потеряли возможность использовать аббревиатуру AT&T в названии. Доминирующее положение отделенных частей AT&T на местных рынках не устраивало правительство, а потому был принят еще целый ряд ограничений для того, чтобы сделать конкуренцию с ними возможной.

Рынок в целом негативно отреагировал на разделение AT&T, что привело к общей нестабильности и неконтролируемому росту цен. Правда, постепенно ситуация стабилизировалась, и считается, что телекоммуникационной отрасли США пошло на пользу прекращение монополии, в том числе, это относилось и к развитию технологий в этой сфере.

AT&T после разделения. Выход на международный рынок, конкуренция и продажа

Потеряв монополию и весомую часть активов, AT&T определенное время адаптировалась к новым условиям. Одним из преимуществ разделения стала возможность выхода на рынок компьютеров, на что тратились огромные средства.

Показатели прибыли снизились, и в 1985 году начали применяться стандартные антикризисные меры, в том числе увольнение 24 тысяч сотрудников. Во второй половине 80-х годов компания решила, что если ей не позволено быть монополистом на родном рынке, то нужно начинать мировую экспансию. Для этого был открыт целый ряд региональных центров в разных частях мира, а также совместные компании в Испании, Дании, Италии, Южной Корее и других странах мира.

Компьютерное направление в 1986 году принесло убытки в размере $1,2 млрд, и в итоге компания начала его реструктуризацию, сосредоточившись на компьютерных системах в сфере телекоммуникации. При этом вновь пришлось прибегнуть к увольнениям.

Прибыль составила всего лишь $132 млн. Правда, AT&T все же удалось собрать консорциум Archer Group из компаний, занимающихся производством компьютеров с операционной системой UNIX. В дальнейшем была надежда, что UNIX станет отраслевым стандартом, чего в итоге не случилось.

Тем временем, из-за содействия правительства росла конкуренция в сфере дальней связи и производстве телекоммуникационного оборудования, что привело к уменьшению доли на этих рынках. Встречаются сведения, что AT&T было запрещено снижать цены, в то время, как конкуренты в этой сфере ограничены не были.

В 1988 году компания впервые получила годовые убытки в размере $1,7 млрд. Причиной их стали все те же сложности на рынке, а также потраченные на улучшение собственной телефонной сети $6,7 млрд. В компании продолжились сокращения, но зато был увеличен отдел продаж.

Потраченные деньги компенсировались через год, когда AT&T смогла получить несколько государственных контрактов. Один из них, направленный на создание новой государственной телефонной сети, должен был принести $15 млрд. Кроме того, компании наконец дали возможность снизить цены, что позволило на равных конкурировать с другими игроками на рынке. В итоге, прибыль составила $2,7 млрд, что было лучшим показателем за последние годы.

С начала 90-х AT&T сделала два крупных приобретения, в 1991 году купив технологическую компанию NCR, а в 1994 сотового оператора McCaw Cercullar, что даст ей лидерство в этой сфере. В целом до середины 90-х компания активно работала на мировом и американском рынках, демонстрируя стабильный рост и получая государственные контракты.

В 1995 году AT&T вновь была разделена, в этот раз на три компании — телекоммуникационную компанию, которая сохранила название AT&T, Lucent Technologies состоящую из Bell Labs и Western Electric, а также NCR. Большая часть источников утверждает, что эта мера была добровольной, но встречаются и те, кто склонен считать, что без давления со стороны правительства не обошлось.

AT&T активно работала, в том числе проводила модернизацию своей инфраструктуры, принялась за развитие интернет-технологий, потребность которых все больше росла. Также было сделано несколько громких поглощений. В том числе была куплена составляющая IBM — IBM Global Network, работающая в сфере глобальных сетей передачи данных.

В 2000 году стало известно о том, что компания планирует еще одну реструктуризацию и разделение на три компании — телекоммуникационную AT&T, мобильного оператора AT&T Wireless и AT&T Broadband, являющуюся провайдером кабельного телевидения. В итоге, AT&T Wireless была выделена в отдельную компанию в 2001 году, но в 2006 вернулась в состав AT&T. AT&T Broadband была куплена Comcast и является ее частью до сегодняшнего дня.

2005 провела слияние SBC Communication, которая была одной из семи компаний, отделенных от AT&T в 1984 году. Это стало новым витком развития компании с чрезвычайно богатой историей благодаря Эдварду Уитакеру. Последний еще в середине 90-х решил собрать воедино то, что раньше было AT&T.

Восстановление империи AT&T

В 1996 году администрацией Клинтона был принят «Акт о Телекоммуникациях», который должен был усилить конкуренцию на этом рынке. При этом речь шла тотальном соперничестве и устранении всех преград. Планировалось, что телефонные компании начнут заходить на рынок кабельного телевидения и наоборот.

Также планировалось, что бывшие составляющие AT&T пустят в свою сеть другие компании, работающие на этом рынке. Вот только те самые бывшие семь компаний в этой ситуации не растерялись и поняли, что изменения развязывают им руки и избавляют от наблюдения антимонопольных органов.

Southwestern Bell, ставшая в 1995 году SBC Communication, одной из первых решилась ухватиться за шанс восстановить монополию AT&T. Второй была Verizon, созданная в 1996 году после слияния двух компаний, отделенных от AT&T — Bell Atlantic и NYNTEX. Наследницы AT&T совместными усилиями начали жёсткую борьбу с конкурентами, навязанными правительством.

Внешне выполняющие акт 1996 года SBC и Verizon делали все, чтобы уничтожить его и новоявленных конкурентов. Для этого использовалась огромная сеть лоббистов, продвигающая на местном уровне законы, усложняющие выход на рынок новым компаниям, а также нечестные методы, препятствовавшие деятельности соперников.

В частности, SBC специально не закрывала окна в помещениях с оборудованием конкурентов, нанося ему урон. Также по разным причинам конкуренты не допускались к использованию сетей компаний, и им приходилось подавать в суд, где их втягивали в длительный и разорительный процесс. Параллельно с этим адвокаты компаний нападали на акт и делали все, чтобы компаниям не нужно было делиться своими линиями с конкурентами.

Пока конкуренты SBC и Verizon разорялись, наследницы AT&T соревновались в количестве поглощений бывших составляющих этого конгломерата. Уитакер в этом преуспел больше, собрав вместе пять компаний, в том числе и центральную AT&T. Так, появилась новая AT&T Inc, которая до сегодняшнего дня является лидером телекоммуникационной отрасли, соревнуясь по всем показателям с Verizon.

Эдвард Уитакер

Этому предшествовала победа над конкурентами и Актом о Телекоммуникациях, которой Verizon и тогда еще SBC добились в период президентства Буша. Администрация последнего имела свои взгляды на конкуренцию, и это привело к изменению сильному изменению правил предоставления телефонных линий другим компаниям настолько, что новые игроки потеряли практически все шансы составить конкуренцию. Это позволило окончательно добить или скупить оставшихся конкурентов, с чем оба гиганта успешно справились.

Кроме них, на рынке в 2006 году осталась еще Qwest Communication, также созданная из компаний, ранее входивших в AT&T. Сейчас она является частью конгломерата CenturyLink.

На данный момент AT&T предоставляет широкий спектр операторских и провайдерских услуг, работает в сфере спутникового и кабельного телевидения, а также производит оборудование в отрасли телекоммуникаций. Конгломерат сохраняет лидерство на рынке и в основном конкурирует с Verizon.

C целью окончательно оторваться от своего конкурента в 2011 году была предпринята попытка поглощения T-Mobile USA, которая оценивалась в $39 млрд, но федеральная комиссия по связи решила поглубже познакомиться с особенностями сделки. AT&T не стала ждать многомесяного рассмотрения и отказалась от этой идеи. Что интересно, владеющая T-Mobile компания Deutsche Telecom пыталась таким способом уйти из США, проиграв конкуренцию местным гигантам.

Одной из последних крупных сделок AT&T cтало поглощение в 2015 году телерадиовещательной компании DirecTV Group, которая является одной из крупнейших в своем сегменте в США. Сделка оценивается в $48,5 млрд, и призвана упрочить положение конгломерата в этой сфере.

AT&T — одна из старейших и крупнейших компаний США. За свою историю конгломерат прошел путь от небольшой компании, продвигающей изобретение Белла, до монополии, контролирующей телекоммуникационный рынок США. При этом AT&T пришлось пройти сквозь разделения и кризисы, а также фактически восстанавливаться из разных частей.

Особого внимания заслуживает и ее роль в создании и развитии новых технологий. На данный момент все три лидирующие на рынке телекоммуникаций компании тесно связаны с AT&T, а ее современное воплощение имеет капитализацию в размере $234 млрд и $13,3 млрд чистой прибыли.

#КакЭтоБыло

Статьи по теме
Волшебник из Менло Парка: Томас Эдисон как основоположник ценностей Кремниевой долины
Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Приложение-плацебо скачали
больше миллиона раз
Подписаться на push-уведомления