Как мы увеличили оборот услуг за год на 60% с помощью HR-стратегии

Привет! Я Руслан, основатель и CEO digital-агентства INET Studio. Сегодня расскажу о методах, благодаря которым сотрудники остаются с нами надолго. Эти практики помогают экономить бюджет и равномерно развивать компанию без скачков, на которые влияет кадровый голод.

Как мы увеличили оборот услуг за год на 60% с помощью HR-стратегии
Руслан Миняжетдинов
Основатель и CEO digital-агентства INET Studio

Я основал агентство более 18 лет назад. Сейчас в нем работает около 130 человек из разных уголков страны, и многие в команде более 16 лет. Рассказываю, как мы к этому пришли.

Наша цель — не удерживать сотрудников искусственными методами. К ним я отношу завышенную зарплату без перспектив развития или корпоративные мероприятия. Эти инструменты могут работать в краткосрочной перспективе, но не создают реальной привязанности к месту работы. Вместо этого мы стремимся создать среду, в которой людям захочется работать. В этом мне помогает японская модель управления. Я взял из неё всё необходимое для нас и выстроил компанию, в которой сотрудникам комфортно.

Содержание

Что такое японская модель управления

Эта система основывается на постоянстве сотрудников в компании и взаимной лояльности — она снижает текучесть кадров и помогает компании развиваться.

Принципы японской модели:

  • Патернализм. Молодые сотрудники получают поддержку от опытных коллег.
  • Групповая ответственность. За успехи и неудачи отвечает вся команда.
  • Коллегиальное принятие решений. Все высказывают мнение, после чего принимается общее решение.
  • Карьерный рост и повышение зарплаты через стаж. Сотрудники постепенно вырастают в руководителей компании, зарплата которых напрямую зависит от стажа .
  • Теплая атмосфера. В коллективе ценится доверие, помощь и отсутствие конкуренции.

У оригинальной модели есть и свои минусы — переработки и жесткие дедлайны, которые приводят к потере баланса между работой и личной жизнью. Кроме того, у нее недостаточно гибкая структура со строгим распределением ролей — это ограничивает возможности роста.

Что мы поменяли и почему это работает

Наша гибридная система показывает свою эффективность уже не один год. Каждый может развиваться в своем темпе, а компания при этом не теряет в эффективности — все благодаря сочетанию традиций и современных подходов. С одной стороны, мы взяли из японской модели принципы о внимании к жизни сотрудников и патернализме. С другой — добавили свои идеи: например, work-life blend и поиск кадров по всей стране.

Как мы увеличили оборот услуг за год на 60% с помощью HR-стратегии

Делюсь правилами построения модели управления, которые работают для нас:

1. Работа не должна заканчиваться — она должна развиваться

Мы заметили, что чем больше сотрудник растет внутри компании, тем меньше он задумывается об уходе. Поэтому мы даем возможность людям пробовать себя в новых задачах в рамках ротации ролей.

Такой подход помогает сохранять мотивацию и стимулирует приверженность компании. Например, один из наших маркетологов проявил интерес к аналитике и начал работать над внутренними отчетами. Со временем он перешел в команду BI-аналитиков и помог оптимизировать агентские процессы.

2. Гибкость без потери эффективности

Мы нашли баланс между комфортом сотрудников и бизнес-задачами. Отсутствие строгих рамок в графике работы не снижает продуктивность, а наоборот, помогает команде работать с максимальной отдачей.

Для этого внедрили систему, позволяющую подстраиваться под разные часовые пояса. Это позволило нам собрать команду из разных городов и стран, а также настроить практически круглосуточную работу. Днем активны менеджеры, а технические специалисты могут выполнять задачи ночью, если это удобно. Так мы не только расширили географию поиска талантов, но и повысили продуктивность команды.

Также, использовали принцип work-life blend: работа в удобное время с возможностью брать отгулы. Верим, что каждому иногда нужно забыть про задачи и сходить к ребенку на утренник или просто взять передышку. Так мы всегда на шаг впереди выгорания.

3. Культура, которая адаптируется к изменениям

Успешная компания не просто следует установленным процессам, а анализирует их, быстро реагирует на изменения, корректирует подходы, честно делится опытом с командой и движется дальше. Мы регулярно пересматриваем HR-практики, чтобы оставить только те, что действительно работают.

Так, мы отказались от стандартных аттестаций раз в год и внедрили полугодовую систему 360-градусной обратной связи, где сотрудники получают разностороннюю оценку от коллег, руководителей и подчиненных.

Например, недавний опрос показал, что нам нужен ДМС. Выбрали вариант с телемедициной — доступ к услугам онлайн. Это дает возможность получать медицинскую информацию, находясь в любой точке мира. Такое изменение сразу повысило удовлетворенность команды и снизило индекс абсентеизма — сотрудники стали меньше тратить рабочее время на очереди в городских поликлиниках.

Каждое нововведение проходит проверку временем и обратной связью от команды. Несмотря на затраты, они повышают лояльность и делают людей счастливее, а значит — продуктивнее. Так, в 2024 году, по сравнению с предыдущим, оборот реализованных услуг нашего агентства вырос более чем на 60%.

Но не всегда гонка за ДМС и прочим стоит того в самом начале. Если средств на него нет, сделайте акцент на первичном выстраивании доверия и лояльности. Важно понять, что во многом успех компании зависит от сильной команды.

4. Работа над разносторонним развитием сотрудников

Мы пересмотрели подход к обучению, внедрили менторство и онлайн-курсы на обширные тематики. Ввели самостоятельное планирование учебы — сотрудники выбирают удобный формат и темп. Кроме того, у специалистов есть возможность тестировать новые форматы работы — например, пробовать себя в разных ролях.

5. Вовлечение в общее дело

Мы формируем культуру, где сотрудники не только чувствуют свою ценность, но и сами развивают компанию.

Включение в стратегические решения, возможность запускать свои проекты внутри компании и развитая культура менторства создают атмосферу, в которой люди стремятся расти и вносить вклад в общее дело. Мы понимаем, что у опытных сотрудников уже есть насмотренность внутри компании — поэтому приглашаем их на стратегические сессии.

Что стоит взять на заметку: чек-лист

Кадровый рынок изменился в последние годы. Конечно, материальная мотивация для современного специалиста остается важным фактором, но люди хотят большего: профессионального развития, гибкости рабочего процесса и уважения к их личному времени.

Смена поколений на рынке труда усилила этот тренд. Молодые специалисты не боятся менять работодателя, если не видят перспектив роста. Они ценят прозрачные карьерные пути и возможность повлиять на процессы компании.

Как мы увеличили оборот услуг за год на 60% с помощью HR-стратегии

В ответ на эти изменения бизнесу нужно искать новые способы выстраивания долгосрочных отношений с командой. И для эффективного поиска таких решений я собрал чек-лист, который поможет настроить процессы и создать среду для развития специалистов:

  1. Обращайте внимание на то, что важно для сотрудников
    Внимательно относитесь к тому, какую обратную связь дает коллектив. Например, мы проводим ежеквартальные опросы, в которых спрашиваем, какие условия работы и форматы взаимодействия хотели бы изменить сотрудники.
  2. Дайте свободу в выборе задач и способов работы
    Запустите систему ротации ролей, чтобы у сотрудников была возможность работать над новыми задачами без риска потери своей позиции. Это поможет разнообразить их опыт и поднимет уровень мотивации.
  3. Адаптируйте процессы к изменениям
    Бизнес-среда быстро меняется, и корпоративная культура должна быть к этому готова. Особенно важно анализировать процессы, связанные с наймом, обучением и мотивацией сотрудников. Например, можно адаптировать систему грейдов, обновлять критерии оценки эффективности или внедрять новые форматы командного взаимодействия.

  4. Регулярно пересматривайте HR-стратегию
    Что работало год назад, может уже не приносить результатов. Регулярный анализ позволяет вовремя выявлять слабые места, адаптировать политику компании и поддерживать вовлеченность сотрудников. Например, стоит отслеживать динамику текучести кадров, пересматривать программы адаптации, оценивать эффективность мотивационных инструментов и проверять, насколько HR-инициативы соответствуют текущим бизнес-целям.

Как мы увеличили оборот услуг за год на 60% с помощью HR-стратегии

Такой подход помогает не только развивать сотрудников, но и адаптировать компанию к изменениям.

Кстати, подробнее о нас и наших отделах можно узнать на сайте.

11
3 комментария