[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-158433683", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxbwd&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } } ]
{ "author_name": "Konstantin Panphilov", "author_type": "self", "tags": ["\u0434\u0430\u0432\u0438\u0434_\u044f\u043d","\u0441\u0435\u0440\u0433\u0435\u0439_\u0432\u0430\u0441\u0438\u043b\u044c\u0435\u0432","cybiko"], "comments": 27, "likes": 13, "favorites": 7, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "19123", "is_wide": "1" }
Konstantin Panphilov
4 335

«Русская мечта покорить Америку не состоялась»

Воспоминания инвестора Сергея Васильева о проекте Давида Яна Cybiko

Поделиться

В избранное

В избранном

Инвестор Сергей Васильев, автор цикла заметок о развитии русского интернета через призму роста компании «Рамблер», рассказал на своей странице в Facebook историю одного из проектов основателя ABBYY Давида Яна, который в 2000 году собирался покорить американский рынок при помощи электронного коммуникатора для подростков Cybiko.

Сергей Васильев

Начиналось новое тысячелетие, миллениум.

Хотелось чего-то нового и сногсшибательного. Мы купили в тот год контрольный пакет в «Рамблере», и я погрузился в российский интернет. Но еще более масштабным и вызывающим проектом, в который мы тогда вложились, был Cybiko.

Абсолютно новый проект, который должен был покорить мир.

С Алексеем Блохиным мы учились вместе на Физтехе. Он пошёл за нами в «Тверьуниверсалбанк», где работал в валютном департаменте и торговал валютными бондами Минфина. В общем, Лёха занялся после Физтеха финансами, как и мы. А после «ТУБа» стал работать в «Райффайзенбанке». Но после дефолта 98-го он решил бросить банковское дело и присоединился к Давиду Яну, поднимать деньги и управлять финансами в его новой «штучке» — Cybiko.

Давиду было тогда 32 года.

Он тоже закончил Физтех, но в 90-ых, и, в отличие от нас, остался верен науке и сделал с партнерами свой первый проект ABBYY, систему распознавания текстов.

— А теперь мы придумали ещё более чумовую штуку — Cybiko, — объяснял мне Давид суть своего нового изобретения, когда Алексей привёл его ко мне познакомиться.

Давид оказался молодым, симпатичным и очень энергичным парнем. В нём сплелись три культуры: китайская от отца, армянская от матери и русская, в которой он жил — жгучая смесь, которая обязательно должна была выдать что-то супергениальное.

Он мыслил масштабно, и план его был грандиозным.

— Мы покорим Америку! — вот с такой беспрецедентной идеей пришли ко мне тогда Давид и Лёха. — Мы придумали, сконструировали и, главное, уже воплотили в реальный образец новое супер устройство — Cybiko.

И положили мне на стол этот новый прибор.

Он представлял из себя что-то среднее между мобильным телефоном, рацией и мини-компьютером. Там был экран, миниклавиатура и антенна, и все это можно было держать в одной руке. Карманное беспроводное устройство для быстрых цифровых соединений с другими такими же устройствами.

Мобильная связь тогда уже распространялась, но, во-первых, она была еще не везде и стоила дорого. А таких вещей, как Bluetooth и Wi-Fi, еще вообще не запустили.

— Наше устройство работает на коротких радиоволнах, по типу рации, тут не нужна сотовая связь. Cybiko — идеальное устройство для общения детей в школах, моллах, во дворе. В общем, в людных местах. Радиус его работы — 150 метров, но постепенно этот радиус мы будем увеличивать.

Если в зоне покрытия твоего Cybiko появляется кто-то ещё с таким же устройством, то ты сразу увидишь это на своем экране и сразу сможешь послать ему «Привет», смайлик или другой какой-то знак.

— Это будет фан! Устройство взорвёт американский рынок.

Там дети нуждаются в общении, а они все поголовно сидят в своих компьютерах и тупо играют в игры. А тут они смогут мгновенно писать друг другу письма, сообщения, и при этом не нужно открывать какой-то специальный ящик, email. Все будут видеть друг друга и мгновенно общаться, не нужен ни компьютер, ни телефон.

Тогда еще не было развито SMS-общение и никто не придумал пока социальных сетей.

Я сидел с открытым ртом и слушал воодушевленный рассказ Давида, он был очень убедителен и возбужден. У него горели глаза.

В этой амбициозной затее поражало даже не само устройство, в конце концов, рации и радиоприемники были изобретены уже давно. Тут поражала сама модель бизнеса, которую излагал Давид.

— Сама задумка, изобретение, мозги устройства сделаны тут, в Москве. И мы будем продолжать это делать в России. Производить сами устройства мы будем на Тайване, там это дешевле и быстрее.

К тому времени Давид уже провел какие-то тендеры и несколько крупных тайванских заводов готовы были запустить устройство в серию.

— А продавать Cybiko мы будем в Америке! Там огромный рынок. Американские дети любят компьютерные игры, истосковались по общению и их родители легко купят детям в подарок такое устройство. Наша Cybiko будет стоить всего $149.

— Что вам нужно? — наконец-то задал я свой вопрос Давиду и Лёхе.

— Нам нужны деньги для запуска этой идеи, чтобы к Новому Году, точнее к Рождеству 2000-го, массово выйти с этим устройством на рынок США. Основные продажи там идут как раз на Рождество. У нас есть еще время, но его нельзя терять.

Я был возбуждён услышанным, но внутренние сомнения оставались. Я хорошо чувствовал наш российский рынок, но американский не понимал.

Все-таки Америка — другая, совсем иная страна. Неужели это возможно, что-то придумать здесь в России и запустить там, в Америке?

Я пошёл к Лёне Рожецкину, бывшему основному партнеру Бориса Йордана в « Ренессанс-Капитале», тогда он только что организовал свою собственную компанию «ЛВ Финанс».

Лёня — лучший инвестбанкир, которого я знал и видел.

В середине 90-х именно он организовывал первое российское IPO в Нью-Йорке, выводя на американскую биржу акции «Вымпелкома». Именно он продал Джоржу Соросу блокпакет в «Связьинвесте», именно он привёл British Petroleum в Россию, продав им пакет в «Сиданко».

В общем, человека лучше и профессиональнее Лёни Рожецкина в инвестиционном бизнесе я не знал. Он еще во времена СССР уехал с родителями в США, там закончил Колумбийский университет по математике и курсы в Гарварде по юриспруденции.

Он понимал и чувствовал Америку даже лучше, чем Россию.

В общем, Лёня мог бы оценить, есть в этой идее с Cybiko что-то стоящее, или это пустая затея.

Он позвал нас с Давидом к себе в новою шикарную квартиру рядом с Тверской. Лёня любил комфорт и красивые дорогие вещи.

Давид Ян заново изложил свою концепцию проекта и план, как покорить Америку.

Лёня задал ему несколько вопросов, уточнил некоторые детали по технологии, маркетинговому плану и, отведя меня сторонку, рядом с кухней, тихо на ухо сказал:

— Этот парень может нам заработать миллиард! А может, ничего и не получится. Но рискнуть стоит.

И тут же, в квартире Леонида Рожецкина, мы подтвердили Давиду Яну, что готовы дать ему 1 миллион долларов, по 500 тысяч от «Русских Фондов» и «ЛВ Финанс» на запуск Cybiko в США.

Давид Ян

С этого момента и начнётся взлёт Cybiko в Америке.

Невероятно, но Давид Ян реально смог реализовать ту модель, о которой говорил.

Мозги, начинка этой новой игрушки придумывались в Москве, тут разместилась их огромная контора, которая начала придумывать, рисовать, тестировать и запускать новые мини-игры для Cybiko.

А в Тайване запустили в полноценную серию производство самих устройств.

Наши деньги пошли на первый вход в американский рынок, Cybiko уже в феврале был представлен на главной нью-йоркской выставке игрушек, ToyFair Show 2000. Она вызвала там всеобщий фурор и была признана «новинкой номер один».

Все крупные издания по телекому и интернету назвали Cybiko самым «горячим» продуктом будущего Рождества.

Но до Рождества было еще далеко, нужно было договориться с многочисленными американскими торговыми сетями, интернет-магазинами и начать продажи.

Давид с Алексеем перебираются в Чикаго и оттуда рулят процессом запуска продаж в Америке.

Уже в апреле Cybiko появляется в первых американских магазинах. К сентябрю их было продано почти 250 тысяч штук.

Это был фурор.

Всё шло вроде бы по плану, но стали проявляться и первые признаки проблем. Тайваньцы требовали постоянной предоплаты за производство устройств, а торговые сети, наоборот, просили отсрочку своих платежей и начал появляться кассовый разрыв.

Кроме того, весной упал NASDAQ, и заоблачные капитализации интернет-компаний рухнули в прошлое. Напрямую Cybiko это не касалось. В этом проекте не было «чистого интернета», там была бизнес-модель скорее продажи игрушек, а не интернет-порталов, но все равно поиск инвестиций сразу осложнился.

А проект требовал денег.

Маркетинговые холдинги, которые продвигали рекламу Cybiko на американский рынок, всё время говорили, что нужно увеличивать и увеличивать рекламный бюджет в преддверии предстоящего Рождества.

Давид с Алексеем не опускали руки и накручивали круги по Америке.

В результате в сентябре 2000 года они сделали историческую сделку — американский гигант, компания America Online (AOL), приобрел 20% компании Cybiko почти за $30 миллионов.

Деньги в компании появились, но наш с Лёней Рожецкиным пакет акций, который мы изначально получили, естественно, размылся. Но теперь в партнерах появился AOL, и это убеждало, что сама компания и Давид Ян на правильном пути.

Не может же ошибаться такой гигант, как AOL?

Но дальше пошло хуже.

Рождество, на которое и были поставлены все карты, не оправдало надежд. В тот год лидерами продаж среди игрушек оказался самокат «Скутер» и игровая приставка Sony PlayStation, а не наш Cybiko. Продавцы многочисленных американских магазинов так и не поняли, как продавать Cybiko. Как игрушку или как умный миникомпьютер? А тут нужны совсем разные принципы и подходы к продажам.

Кроме того, не получалось набрать критическую массу покупателей. Ведь если эту игрушку приобрел только один ребенок, и у него нет друга, с кем общаться с помощью Cybiko, то он и не понимал всей фишки «игры».

Критическая масса пользователей не набиралась, и продажи не росли.

А долги перед Тайванем и рекламными конторами всё накапливались.

Давид продолжал накручивать круги по Америке и России в поисках новых раундов инвестиций, чтобы решить эти проблемы. В запуске была уже новая, более продвинутая версия, было выпущено много новых игр для Cybiko.

Нужно еще потерпеть.

К концу года на рынке США удалось продать уже 500 тысяч экземпляров, и все ещё казалось, что компания вот-вот заполонит рынок и начнется цепная реакция продаж.

Давид и Алексей приходили снова просить денег у нас с Рожецкиным, но мы были заняты другими проектами, они тоже требовали денег.

— Ищите где-то ещё, — отвечали мы.

И в январе 2001 года Давид сумел снова привлечь очередной транш в $16 миллионов, теперь от инвестиционного фонда Sun Capital Partners, они давно работали в России и поверили в Cybiko.

Но Sun Capital, ссылаясь на сложную ситуацию, сильно занизили расчетную капитализацию и потребовали уже контроль за свои свежие 16 миллионов.

Наш пакет, в результате, еще больше размылся.

В тот момент стало понятно, что ситуация будет только ухудшаться и спасет только чудо.

Но чуда не случилось.

$16 миллионов не помогли. Долги компании только росли, а продажи падали. Компания была вынуждена остановить производство устройств в Тайване, переключиться только на производство мини-игр, а потом закрыть и это направление, и вовсе уйти с рынка.

Русская мечта покорить Америку не состоялась.

#давид_ян #Сергей_Васильев #Cybiko

Статьи по теме
Как мы покупали русский интернет
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Голосовой помощник выкупил
компанию-создателя
Подписаться на push-уведомления