[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-158433683", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxbwd&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } } ]
{ "author_name": "Редакция vc.ru", "author_type": "self", "tags": ["\u0438\u043d\u0442\u0435\u0440\u0444\u0435\u0439\u0441\u044b","\u0434\u0438\u0437\u0430\u0439\u043d"], "comments": 14, "likes": 17, "favorites": 21, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "19580" }
Редакция vc.ru
8 212

Почему читать тексты в вебе становится всё труднее — мнение

Разработчик и сооснователь проекта Microformats Кевин Маркс пожаловался на то, что сайты становятся все менее удобочитаемыми, рассказал, как менялись требования к контрастности шрифта и цвету текста в вебе, и призвал дизайнеров пересмотреть подход к типографике.

Редакция рубрики «Интерфейсы» публикует перевод материала.

Мне всё труднее читать тексты на смартфоне или ноутбуке. Я постоянно ловлю себя на том, что прищуриваюсь и подношу экран близко к лицу. Я даже начал беспокоиться за своё зрение.

Меня уже давно раздражает эта проблема, но последней каплей стало то, что платформа Google App Engine, с которой я работаю каждый день, вдруг из чёткой и ясной стала едва различимой. Текст, который только что был контрастным и тёмным, превратился в мертвенно-бледный. Да, с возрастом моё зрение падает, но в данном случае я явно страдаю от модного тренда.

В дизайнерских кругах стало модным уменьшать контраст между текстом и фоном, делая шрифт неудобным для чтения. Первой начала Apple, а затем к этому тренду присоединились Google и Twitter.

Может быть, не все считают типографику важным элементом дизайна, но на самом деле она очень много значит. Одна из причин, почему интернет стал для нас главным каналом получения информации, — это доступность. «Сила веба в его универсальности, — писал его создатель Тим Бернерс-Ли. — В том, что он доступен каждому, независимо от его физических возможностей».

Если информация транслируется через текст, который трудно прочесть, это автоматически сокращает её доступность для тех, у кого не очень хорошее зрение или не слишком современное устройство. Поскольку в интернете мы не только ищем нужную информацию, но и получаем и предоставляем жизненно важные услуги, у каждого человека должна быть возможность увидеть, что происходит на экране.

Веб-дизайнеры должны позаботиться о том, чтобы текст был доступен для большинства пользователей независимо от их зрения. Как физик по образованию я решил найти критерии видимости текста.

Старый дизайн Google App Engine — старомодно, но всё прекрасно видно

Современный дизайн с мелким и бледным текстом

Нетрудно догадаться, что главным условием разборчивости текста является контраст — разница между цветом шрифта и фона. В 2008 году организация Web Accessibility Initiative разработала общепринятый стандарт для создания удобочитаемых страниц. Этот стандарт использует числовые значения.

Если текст и фон имеют один и тот же цвет, контраст между ними выражается соотношением 1:1. Для чёрного текста на белом фоне (или наоборот) это 21:1. В руководстве для веб-дизайнеров оговаривается минимальный уровень контрастности шрифта — 4,5:1, а также его рекомендованный уровень — не меньше 7:1 (чтобы поддержать читателей с ослабленным зрением).

Эти рекомендации до недавнего времени чётко обозначали границы удобочитаемости. Но сегодняшние дизайнеры нарушают эти границы.

Уровни контраста в 2008 году

Например, в корпоративном руководстве по типографике Apple заявлено, что дизайнеры должны придерживаться уровня контрастности 7:1. Сама рекомендация при этом напечатана с контрастностью 5,5:1.

Фрагмент из руководства для разработчиков Apple

Руководство Google предлагает придерживаться такого же соотношения — 7:1. И тут же рекомендует добавлять прозрачность 54%, что в итоге выливается в контрастность 4,6:1.

Неудивительно, что выбор Apple и Google, которые сами балансируют на границе разборчивости, задаёт стандарты веб-дизайна для всех остальных компаний.

Так было не всегда. Изначально текст в интернете был очень разборчивым. Веб-браузер, созданный Бернерсом-Ли в 1989 году, использовал чёткий чёрный шрифт на белом фоне, а ссылки были голубыми. Этот же стиль по умолчанию стал стандартным в компьютере NeXT. И даже браузер Mosaic, который был запущен в 1993 году и тогда использовал чёрный текст на сером фоне, со временем сменил цвет фона на белый.

Появившийся в 1996 году HTML 3.2 расширил набор характеристик веб-дизайна, задав целый ряд цветов для текста и фона. И хотя этот набор включал в себя 216 цветов, едва ли существовавшие в то время 8-битные экраны могли адекватно их воспроизводить. Когда на смену им пришли экраны с разрешением 24 бит, дизайнеры отказались от кричащих оттенков 1990-х годов в пользу более изысканных цветов. Стали доступными пастельные фоны и элегантные шрифты.

Тогда дизайнеры ещё были ограничены набором шрифтов, установленным на конкретном компьютере. Большинство этих шрифтов были очень чёткими и хорошо читались, поэтому дизайнеры могли использовать для текстов более светлые оттенки. К 2009 году все шлюзы открылись: появилась возможность скачивать любые шрифты и добавлять их на любые страницы сайтов.

По мере развития LCD-технологии и появления экранов с большим разрешением возникла мода на более тонкие очертания букв. Лидером тренда стала Apple, назначившая Гельветику (Helvetica Neue Ultralight) своим системным шрифтом в 2013 году (правда, затем Apple немного отступила назад, введя опцию выделенного текста). Таким образом, по мере улучшения качества экранов дизайнеры стали использовать более светлые шрифты, более тонкие линии и меньший контраст.

Когда я спрашивал дизайнеров, почему серый шрифт стал таким популярным, многие ссылались на «Справочник типографа». Это руководство предостерегает от слишком сильного контраста, рекомендуя вместо чёрного шрифта (#000) использовать очень тёмный серый цвет (# 333).

Многие дизайнеры считают, что чёрный текст на белом фоне вызывает переутомление глаз и выбор более мягкого цвета делает страницу удобнее для чтения. Автор блога Magic of CSS Адам Шварц тоже приводит этот аргумент: «Резкий контраст между чёрным шрифтом и белым фоном может создать излишнее напряжение глаз (обратное тоже верно. Это весьма субъективно, но на это стоит обратить внимание)».

Позвольте мне побыть «капитаном очевидность»: Шварц сам признаёт субъективность своего вывода.

Ещё одно расхожее оправдание состоит в том, что контрастный текст с трудом воспринимают люди, страдающие дислексией. Однако исследования в этой области рекомендуют уменьшать яркость фона, вместо того чтобы снижать яркость текста.

Несколько дизайнеров отослали меня к статье Яна Сторма Тейлора «Совет дизайнеру: никогда не используйте чёрный цвет». В ней Тейлор выдвигает тезис, что чистый чёрный — скорее концепт, чем цвет. «Мы видим тёмные предметы и принимаем их за чёрные, — пишет он, — тогда как в реальной жизни трудно найти предмет действительно чёрного цвета. Дорожное покрытие не чёрное, ваше кресло в офисе не чёрное, боковая панель в приложении Sparrow отнюдь не чёрного цвета, как и буквы на страницах сайтов».

Тейлор делает ставку на вариативность цветовых оттенков. Вместо чисто чёрного цвета он использует тёмно-серый, и его интерфейсы прекрасно выглядят и при ярком дневном естественном освещении, и в полумраке сумерек. Ещё больше возможностей даёт окрашивание в белый цвет, поскольку операционные системы, особенно на мобильных устройствах, постоянно меняют яркость и цвет в зависимости от времени дня и освещения.

Это подводит нас к основной проблеме. Адам Шварц отмечал: «Цвет, который мы видим, не является таковым ни для компьютера, ни для человеческого глаза».

То, что вы видите, глядя на устройство, зависит от множества факторов: от вашего браузера, устройства (смартфон это или компьютер), качества дисплея, освещения и больше всего — от особенностей вашего зрения.

Создавая дизайн сайта и не думая о последствиях (о том, что будет, когда значения яркости и контраста, введённые в код, изменятся в зависимости от настроек физического экрана), вы игнорируете результат, который сами же создаёте. Сидя в идеально освещённом офисе за большим монитором с отличным разрешением, вы можете уменьшать контрастность текста и не думать о потенциальных пользователях. Но разве это не отказ от ответственности перед людьми, для которых вы работаете?

Мой призыв обращён ко всем веб-дизайнерам: давайте откажемся от лишних изысков и вернёмся к типографским принципам печати — пусть шрифт будет чёрным независимо от его стиля и размера. Так мы поддержим не только людей, у которых зрение ослабло из-за возраста, но и всех, кто читает тексты на маленьких и не очень ярких экранах. Возможно, это не слишком стильно или модно, но давайте позаботимся о тех, кому дизайнерская эстетика выходит боком.

#Интерфейсы

Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

0 новых

Популярные

По порядку

Прямой эфир

Голосовой помощник выкупил
компанию-создателя
Подписаться на push-уведомления