[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-158433683", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxbwd&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } } ]
{ "author_name": "Лена Очкова", "author_type": "self", "tags": ["\u043a\u043e\u043b\u043e\u043d\u043a\u0430","black_friday","\u0447\u0435\u0440\u043d\u0430\u044f_\u043f\u044f\u0442\u043d\u0438\u0446\u0430","\u0430\u043a\u0438\u0442","\u0447\u0435\u0440\u043d\u0430\u044f_\u043f\u044f\u0442\u043d\u0438\u0446\u0430_\u0432_\u0440\u043e\u0441\u0441\u0438\u0438"], "comments": 54, "likes": 22, "favorites": 10, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "19745" }
Лена Очкова
13 471

Почему «черная пятница» не работает в России и ждать ли улучшений

Мнение управляющего директора Criteo

Поделиться

В избранное

В избранном

24 ноября в России объявлено днем старта распродажи «Черная пятница». Управляющий директор Criteo в России Эмин Алиев написал для vc.ru колонку о том, какие сложности при этом могут возникнуть у покупателей и ритейлеров, кому действительно выгодны скидки «Черной пятницы» и как раскололся этот рынок в 2016 году.

С чего все началось

Российская «Черная пятница» была запущена в 2013 году группой людей, мечтавших воссоздать распродажу по аналогии с США. Но получилось как всегда: ООО «Блэк Фрайдей» — полностью коммерческая организация, преследующая соответствующие цели.

Стоит отдать должное организаторам, ведь им пришлось запустить становление «Черной пятницы» с нуля. В Америке распродажи стартуют после Дня благодарения, а в России такого праздника нет, поэтому покупателей и ритейлеров приходилось образовывать и объяснять, в чем преимущества «Черной пятницы». Несмотря на проделанный труд организаторов, ритейлеры жалуются, что промахов, связанных с «пятницей», не счесть.

Достоинства распродажи налицо: большие скидки, возможности выгодного шопинга перед Новым годом. С другой стороны, покупатели недовольны падающими серверами, непрозрачностью скидок, отсутствием заявленного товара и многими другими вещами. Изначально ритейлеры преследовали цель избавиться от застоявшегося товара, «слить» стоки — с такими намерениями честную открытую «пятницу» не провести, как ни старайся.

При этом и ритейлеры оставались не удовлетворены работой организаторов. По мнению некоторых представителей магазинов, с которыми я беседовал, периодически нагонялся «дутый» трафик, который не конвертировался в продажи; не выдерживая нагрузки, падали сервера, и так далее. Стало понятно, что «Черную пятницу» нужно научиться проводить и готовиться к ней, образовывать как ритейлеров, так и покупателей.

Кому выгодна «Черная пятница»

Хотя в России только учатся делать подобного рода распродажи, «Черная пятница» выгодна в первую очередь покупателям. Чтобы потребителю выиграть, ему нужно четко представлять, что он хочет купить, а также знать, во сколько начинается распродажа, и не рассчитывать, что через 10 часов после старта он обнаружит искомые вещи.

Ритейлер же должен сначала вложиться в это событие, то есть опустить цену на товар на 50−90%, а это немалые инвестиции. Их необходимо делать, так как ритейлер преследует цель привлечь трафик и обратить его в лояльный. Неудивительно, что истинная выгода для ритейлеров наступает как раз в первые дни после «праздника скидок».

При помощи комплексных технологий персонализированной рекламы мы хорошо научились монетизировать трафик «Черной пятницы». Мы видим этих покупателей, оцениваем их поведение и возвращаем на сайт рекламодателя, где потребитель совершает покупку уже по стандартной цене. Так вложенные продавцом инвестиции в скидки отбиваются с помощью грамотных рекламных технологий. Например, в «Черную пятницу» в 2015 году эффективность продаж возросла в два раза по сравнению с другими пятницами года.

«Черная пятница» или черные скидки

Каждую «пятницу» кто-то из ритейлеров намеренно завышает цену товаров перед самой распродажей, а затем опускает их до обычной рыночной стоимости либо ставит скидку на товар, которого нет в наличии. Такого рода уловки сильно подрывают доверие покупателя.

В России и на постсоветском пространстве среди ритейлеров считалось нормальным завысить цены перед распродажей. Это отголоски 1990-х годов. Сейчас таких случаев все меньше, особенно в онлайне. Человек может в реальном времени при помощи нескольких кликов мыши отследить, как меняются цены.

Некоторые ритейлеры совершают ошибки в силу необразованности. Приведу пример из личного опыта: я планировал купить ребенку подарок от известного производителя, цена на чьи товары обычно не меняется. В рамках «Черной пятницы» на продукт была заявлена скидка в 50%. Уже закинув товар в корзину, я выяснил, что его просто нет.

Дело не в том, что товара не было изначально. Бренд выставил ограниченное количество товара с беспрецедентной скидкой, быстро все продал, а у рядового покупателя сложилось впечатление, что его обманули. Если бы ритейлер сразу анонсировал, что товаров со скидкой 50% только 10, такого впечатления не сложилось бы. Мы возвращаемся к тому, что даже крупные ритейлеры с мировыми именами не знают, как действовать правильно.

Порой отследить прозрачность распродажи в офлайне легче, чем в онлайне. Например, ритейлер объявляет, что первые 10 iPhone выставлены на продажу по заниженной цене. Счастливчики, которые «сломали двери» и купили гаджеты, оказываются на виду у тех, кто продолжает стоять в очереди, но уже за товарами по стандартной цене.

В онлайне это так красочно не продемонстрировать, но это не значит, что делать этого не нужно. Необходимо прописывать детали: сколько товаров заявлено со скидкой и до какого времени они будут распродаваться, показывать общественности реальных людей, которые успели купить товар со скидкой. В таком случае доверие к прозрачности распродажи вырастет до высокого уровня.

С одной стороны, «Черная пятница» в России изначально была создана только под онлайн-ритейл, а с другой, онлайн-ритейл составляет лишь 3% от всей торговли. В то же время опыт США показывает, что проведение «Черной пятницы» в офлайне весьма успешно.

Раскол «Черной пятницы»

«Черная пятница» не должна быть просто витриной, заманивающей на сайт большой трафик. Это комплексная работа с социальными сетями, рекламой и пиаром, которую должны проводить как продавцы, так и организаторы.

Сейчас «Черная пятница» вошла в то русло, когда можно верить в перспективы ее развития. Грядущая в ноябре 2016 года распродажа пройдет не так, как раньше, — все будет намного интереснее.

Дело в том, что Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) организовала собственную распродажу с показательным названием «Настоящая черная пятница». Известно, что в ней примут участие «М.Видео», Lamoda, Lego, Ozon.ru, «Спортмастер», re:Store и другие гиганты индустрии. Проанализировав ошибки создателей первой «Черной пятницы», АКИТ имеет все шансы вывести распродажу на новый уровень.

Почему я верю в успех «Черной пятницы» от АКИТ? Во-первых, АКИТ — это некоммерческая организация, которая смогла успешно организовать и провести на собственной платформе уже два «Киберпонедельника». Во-вторых, АКИТ владеет достойными пиар-инструментами. В-третьих, у Ассоциация сильные сервера, которые способны выдержать нарастающую нагрузку.

Можно выделить как минимум два преимущества АКИТ: у нее нет коммерческой заинтересованности, и она использует легальные инструменты продвижения, то есть это не накрутка трафика. Понятно, что кто-то из ритейлеров может допустить ошибку, но организатор обещает все проверять, так что статистически ошибок должно быть меньше.

Таким образом, в этом году в нашей стране в один день пройдет «пятница» под управлением двух организаторов: OOO «Блэк Фрайдэй» и АКИТ. Вполне вероятно, что некоторые ритейлеры будут участвовать в мероприятиях обеих площадок, а кто-то предпочтет разместить все товары со скидками только в одном месте. В итоге в России, скорее всего, останется только один организатор «Черной пятницы», и 2016 год станет решающим. Пока все параметры говорят в пользу АКИТ.

Советы покупателям

Как уже было сказано, самые лакомые скидки можно «поймать» в первые часы распродажи. Чтобы извлечь максимальную пользу, нужно помнить о нескольких вещах. Количество товаров по привлекательной цене, как правило, ограничено. Задача осложняется тем, что некоторые ритейлеры выкладывают свои товары буквально в ночь перед распродажей. Покупатель за час должен зайти на сайт, решить, что он должен купить, и быть готовым оперативно включиться в битву за скидки.

На глобальном уровне основная идея «Черной пятницы» — запустить воронку предновогодних продаж и создать праздничное настроение как можно раньше. Смысл в том, что человек не должен бегать и набирать подарки за неделю до праздников. Удобнее и экономически выгоднее это делать с конца ноября.

Проблема в том, что у большинства людей пока сохраняется тенденция закупать подарки стихийно, начиная со второй половины декабря. В Штатах когда-то было то же самое. Но впоследствии маркетинговые активности сделали свое дело: улицы и витрины магазинов стали наряжаться все раньше и раньше. Думаю, рано или поздно это произойдет и в России.

Что дальше

Российский ритейл идет по пути увеличения количества распродаж. Среди них есть и связанные с привычными покупателю праздниками, и созданные искусственно. Если в США ритейлеры все время готовятся к очередному празднику, то у нас пока не очень много праздничных поводов для распродаж: это Новый год, 1 сентября и 8 марта. В перспективе такими поводами могут стать День матери и День отца, Пасха, День святого Валентина и другие. Праздники — это в первую очередь эмоции, поэтому они служат хорошим поводом для стимулирования продаж.

По нашим прогнозам, для формирования культуры праздничных распродаж необходимо от пяти до десяти лет. Ритейлеры адаптируются к новым реалиям, мы вместе собираем данные и анализируем, какие категории товаров наиболее востребованы. В то же время нужно понимать, что поколение Z и поколение миллениалов уже являются активными участниками потребительского рынка. При этом они могут вести себя по-другому — как в онлайновых, так и в офлайновых каналах продаж. При создании и масштабировании культуры праздничных распродаж их поведение необходимо учитывать.

#Колонка #black_friday #черная_пятница #АКИТ #черная_пятница_в_россии

Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

0 новых

Популярные

По порядку

Прямой эфир

Команда калифорнийского проекта
оказалась нейронной сетью
Подписаться на push-уведомления