[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-158433683", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxbwd&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } } ]
{ "author_name": "Alexander Marfitsin", "author_type": "self", "tags": ["facebook","\u0441\u043e\u0446\u0438\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435_\u0441\u0435\u0442\u0438","icq","\u043c\u0435\u0441\u0441\u0435\u043d\u0434\u0436\u0435\u0440\u044b"], "comments": 41, "likes": 14, "favorites": 11, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "19936" }
Alexander Marfitsin
5 877

20 лет истории ICQ: от быстрого роста и продажи AOL до потери аудитории и сделки с Mail.Ru Group

15 ноября 1996 года в Израиле была основана компания Mirabilis, которая разрабатывала мессенджер ICQ. За 20 лет сервис прошёл через большие изменения, несколько раз менял владельцев, растерял аудиторию, но в последние годы получил шанс на «второе рождение».

Обозреватель vc.ru изучил краткую историю ICQ — о создании в 1995 году, неудачных попытках Microsoft приобрести компанию, покупке фондом Алишером Усманова в 2010 году и последних нововведениях. Российские эксперты рассказали, почему сервис потерпел фиаско на рубеже десятилетий и есть ли у него шансы вновь стать популярным.

Основание компании и сделка с AOL

В 1995 году, когда до «пузыря доткомов» оставалось 5 лет, четверо израильских старшеклассников Арик Варди, Сефи Вигисер, Яир Голдфингер и Амнон Амир создали простой «интернет-пейджер» для общения друг с другом. Согласно их идее, программа должна быть нетребовательна к ресурсам компьютера.

Отец сооснователя ICQ Арика Варди и первый инвестор — Йосси Варди

Поначалу программа не имела названия, пока кто-то не предложил назвать её первыми буквами словосочетания I seek you («Я ищу тебя»). Немного доработав эту идею, сооснователи решили назвать свою разработку ICQ.

В ноябре 1996 года была основана компания Mirabilis, которая объявила, что ICQ будет свободна для скачивания. В том же году сервис набрал первый миллион пользователей. Первая версия программы была очень простой и поддерживала только текстовые сообщения. Пользователи подключались к порту UDP 4000 сервера icq.mirabilis.com

В декабре 1997 года вышли клиенты ICQ для Windows 3.1x, Windows 95, Windows NT и Macintosh. К тому моменту сервисом уже пользовалось более 5 миллионов человек, ежедневная аудитория составляла 1,3 миллиона человек, а одновременно в сети было больше 300 тысяч пользователей.

В 1998 году к ICQ каждые три недели подключались 1 миллион новых пользователей — разработчикам приходилось кропотливо работать, чтобы сервера не упали под нагрузкой, и менять протокол.

Во второй половине 1990-х годов корпорация AOL заинтересовалась в расширении аудитории своего мессенджера AIM, который был встроен в браузер Netscape Navigator. Программой пользовались 10 миллионов человек, но не все они были активными, потому что каждый зарегистрированный пользователь AOL автоматически становился пользователем мессенджера AIM.

В 1997-1998 годах AOL стала пристально следить за продуктом молодой израильской компании Mirabilis. К тому моменту ICQ был на подъёме — набирал новых пользователей, открыл специальный сервер для корпоративных клиентов, занимал первые места по скачиванию на Download.com.

В 1998 году AOL купила сервис за $407 млн. Среди других претендентов на покупку ICQ была и Microsoft. Она пыталась купить протокол обмена сообщениями и саму компанию по отдельности, но неудачно — компания отказывалась заключать такую сделку.

Расцвет

На 1998–2005 годы пришлось золотое время ICQ — мессенджер набирал обороты, к 2005 году в нём было зарегистрировано 500 миллионов пользователей.

К 1999 году в версии ICQ 99a появились привычные сегодня функции: история переписок, список контактов, поиск пользователей, отправка сообщений на электронную почту. В версии ICQ 99b появилось шифрование данных, которое внедрили в чётвертую версию протокола сервиса.

В шестой версии протокола и программе ICQ 2000b шифрование данных было улучшено, программа научилась звонить и отправлять сообщения на мобильные телефоны.

В 2002 году AOL запатентовала протокол OSCAR, который продолжительное время использовался ICQ. Ещё одной вехой стал выпуск первого клиента ICQ для мобильных устройств на операционной системе Symbian S60. Самая первая мобильная разработка ICQ датируется 1998 годом, когда тестировалась бета-версия программы для Palm OS.

В пятой версии настольного клиента ICQ появились голосовые сообщения. Спустя десятилетие эта функция появилась во многих мессенджерах и социальных сетях: WhatsApp, Viber, Telegram, «ВКонтакте».

Сегмент программ для обмена мгновенными сообщениями стал привлекательным — на рынке появились неофициальные клиенты ICQ — программы Miranda, QIP, Adium, Jimm, которые использовали протокол сервиса и предлагали пользователям ту же или лучшую функциональность, но без рекламы.

Программа QIP — один из самых популярных альтернативных клиентов ICQ

AOL боролась с этим стандартными, но неэффективными методами — она меняла протокол ICQ, что делало невозможным использование сервиса сторонними клиентами. Но разработчики оперативно решали этот вопрос.

Ещё одним ударом по ICQ стало развитие социальных сетей: в 2003 году появилась MySpace, в 2004 — Facebook. Они давали пользователям возможность общаться друг с другом. Учитывая, что скорость интернета и мощность компьютеров росли, к тому моменту основное преимущество ICQ, заложенное ещё основателями — небольшие требования к скорости интернета и мощности компьютера — перестало играть определяющую роль для пользователей.

Ещё одним конкурентом ICQ стал Skype, который делал упор на возможность совершать голосовые и видеовызовы. Спустя несколько лет, в 2012 году, голосовые звонки добавили в ICQ.

Кризис

Из-за возросшей конкуренции на рынке положение сервиса ухудшалось. В конце 2000-х годов AOL пыталась удержать пользователей. В июле 2008 года компания изменила конфигурацию серверов, которые на некоторое время не позволили работать сторонним программам с протоколом ICQ.

В декабре того же года были произведены последние изменения на сервере, которые сделали использование ICQ на сторонних платформах невозможным. 29 декабря пресс-служба ICQ распространила сообщение, в котором назвала использование сторонних программ «опасным». C 21 января 2009 года серверы ICQ начали блокировать все неофициальные клиенты на территории СНГ.

Несмотря на попытки AOL сохранить положение, ICQ продолжал терять пользователей. В 2010 году сервис был выкуплен фондом Алишера Усманова и Юрия Мильнера Digital SkyTechnologies — за 187 миллионов долларов. Это на 54% меньше, чем AOL заплатил за ICQ в 1998 году. В сентябре 2010 года сервис стал частью Mail.ru Group. По данным холдинга, ежемесячная аудитория ICQ с декабря 2009 по декабрь 2010 года сократилась на 35% — до 33,5 млн человек.

Развитие внутри Mail.Ru Group

Изначально Mail.ru Group планировала объединить мессенеджеры «Агент Mail.Ru» и ICQ — об этом сообщали источники газеты «Ведомости».

После покупки DST сервис продолжал терять аудиторию. В сентябре 2012 года Mail.Ru Group выпустила отчёт, согласно которому с июня 2011 по июнь 2012 года сервис потерял треть пользователей — их число упало с 30,8 млн до 20,5 млн человек. В 2014 году популярность сервиса продолжала падать — за 2013 год он потерял 30% аудитории, число пользователей упало до 11 миллионов, среди которых 6,7 миллионов были из России.

Так менялся настольный клиент ICQ с 1996 по 2015 годы:

Большие изменения начались в ICQ c 2014 года — тогда вышла новая версия протокола и обновлённые программы с новым пользовательским интерфейсом для настольных и мобильных платформ. В 2015 году стало известно, что Mail.Ru Group сфокусируется на развитии ICQ вместо «Агент Mail.Ru».

В начале 2016 года в ICQ появились открытые публичные чаты. Их особенность в том, что они рассчитаны на большую аудиторию — от 10 тысяч человек. В марте 2016 года исходный код ICQ опубликован в открытый доступ на GitHub. В том же месяце команда ICQ рассказала о результатах конкурса на редизайн сервиса. Победителем стал Денис Шумов, который предложил внедрить в сервис несколько новых форматов: короткие видеосообщения, «баблчаты», «пульс» — поток трансляций с привязкой к местам, темам и событиям.

В апреле Mail.Ru Group заявила о намерениях добавить в мессенджер «умных» ботов, а в июне приложение ICQ для Android вошло в список лучших российских приложений по версии Google.

За последние месяцы в мессенджере появилось ещё больше функций: в июле внедрили аналог «сгорающих» публичных сообщений из Snapchat, в августе появились редактор фото и видео наподобие Snapchat и обработка снимков через нейросети с помощью Vinci, в сентябре появились эффекты, аналогичные маскам из MSQRD.

Команда ICQ сообщила vc.ru, что сейчас ICQ активно пользуются 11 миллионов человек. При этом, по словам представителя компании, растёт доля мобильных пользователей. В основном, это новая аудитория, которая не знает, что такое ICQ. Основной приток наблюдается из России, стран СНГ, Бразилии, стран Ближнего Востока.

***

Эксперты рассказали vc.ru, почему, по их мнению, на рубеже десятилетий ICQ потерпел фиаско и сможет ли сервис вновь стать популярным.

Игорь Ермаковруководитель подразделения Instant Messaging Mail.Ru Group

ICQ в действительности получила «второе рождение», потому что сейчас это совсем новый продукт, который мы полностью изменили за последние два года: переписали код приложений, перешли на новый протокол, открыли исходники для пользователей, внедрили системы распознавания голоса, нейросети, функцию фейстрекинга и большое количество других возможностей. Теперь это современный мессенджер с передовыми технологиями и родным названием.

Сергей Кравцовбывший руководитель сервиса QIP, собственник OMMG Technology

Прежде всего, хочу поздравить всех с праздником — всё-таки ICQ это красивая история из нашей юности.

В конце 2000-х продукт был отвратительного качества, реклама торчала из всех щелей, был спам, сам дистрибутив был огромного размера. QIP его пожирал.

ICQ надо осваивать новые ниши. Мечтать о том, что завтра все выкинут WhatsApp или Viber и вернутся в ICQ — наивно. Если научатся удовлетворять потребности, то могут и вырасти. Например, огромный простор на корпоративном рынке. Более того, он коммерческий, за эти продукты платят.

Михаил Калашниковруководитель подразделения новых продуктов Sports.ru

ICQ для меня не только ностальгическая аббревиатура, но и важный этап в истории технологий — для миллионов людей мессенджер стал первым средством для общения в интернете и первым мобильным приложением в частности. В конце 2000-х модель ICQ стала жертвой сразу нескольких трендов. Бесплатные аудиозвонки Skype предложили радикально новые возможности общения. Браузеры и веб в целом стали мощнее, постепенно отучив людей ставить лишние программы.

Но важнее, пожалуй, общемировой процесс: соцсети превратили интернет из угла для особенных людей в часть всеобщего мира. Закрытое пространство ICQ c его номерами и старательно придуманными никами проиграло миру соцсетей, где людей звали настоящими именами, у них были свежие фотографии, друзья и друзья друзей, а у общения появился контекст. Открытый мир большинства победил закрытый мир меньшинства.

У нынешнего ICQ таких проблем нет — это просто еще один обычный мессенджер. Он не меняет правила общения, как Snapchat или Yik Yak, он не станет снова культурным явлением и первопроходцем, его интерфейсы просты и безлики. Как ни странно, в этом и залог его долголетия.

Больше не проблема установить себе еще один мессенджер и общаться там, где вам пишут, если создатели не мудрили с дизайном —- ценностью стали контакты и общение само по себе, а не пространство, где это происходит. Обладая приличной базой аудитории, ICQ может существовать еще долго — тем более, что несколько миллиардов людей еще не определились, где будут общаться друг с другом, и любой такой мессенджер им подойдет.

#Facebook #социальные_сети #icq #мессенджеры

Статьи по теме
ICQ добавила в мессенджер аналогичные маскам MSQRD эффекты
В ICQ появилась обработка фотографий через нейросети с помощью сервиса Vinci
ICQ получил мобильный редактор для фото и видео по аналогии со Snapchat
ICQ запустил аналог «сгорающих» публичных сообщений Snapchat
Конкурс ICQ: 10 лучших концептов редизайна приложения по мнению представителей сервиса
Mail.Ru Group открыла исходный код ICQ для сторонних разработчиков
AIM: история легендарного мессенджера
Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

0 новых

Популярные

По порядку

Прямой эфир

Хакеры смогли обойти двухфакторную
авторизацию с помощью уговоров
Подписаться на push-уведомления